300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 24

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 24

 

 

Рис. 111. Огра-

ничитель для

сверла

Рис. 112. Разводной ключ

Ограничитель для сверла

Если нужно просверлить отверстие определенной глу-

бины (не сквозное), полезно сделать простой ограничитель

(рис. 111). Без него просто не обойтись в тех случаях,

когда ошибка в глубине отверстия более чем нежела-

тельна (например, в палубе или в наружной об-'

шивке).

Ограничитель делают из деревянного бруска круглого

сечения, лучше из твердой древесины — бука, дуба,

ясеня, березы. Зажав брусок в тисках, в нем просверли-

вают сквозное отверстие. Надев брусок 2 на сверло 3

вплотную к патрону /, получают ограничитель. Силы

трения между сверлом и бруском обычно вполне доста-

точно, чтобы последний удерживался на сверле.

125

Удобный разводной ключ

Набейте на губки разводного ключа риски — деле-

ния и цифры, соответствующие размерам зева, устанавли-

ваемого по размерам стандартных гаек (рис. 112). Та-

кой инструмент будет гораздо удобнее, особенно при ра-

боте в труднодоступных местах (например, при монтаже

и демонтаже двигателя).

126

4 Г. М. Новак

97

,

Рис. 113. Универсальный нож

|27 Универсальный нож

Стандартный складной боцманский нож станет удоб-

нее после двух небольших усовершенствований. На вну-

тренней стороне свайки сделайте канавку 1 радиусом 2 мм

и длиной 40 мм с плавным выходом на поверхность свайки

по концам (рис. 113). В эту канавку удобно просовывать

пряди при заделке огонов и сплесней на стальном тросе,

В лезвии нужно прорезать щель 2 для отвинчивания

винтов такелажных скоб. Ширина щели 4—5 мм, длина

40 мм. Винт отворачивают закрытым ножом, поэтому про-

тив прорези на рукоятке нужно сделать выемку.

128 Щетки помогают восстановить скорость

Испытания, проведенные в США, показали, что после

месячного пребывания в морской воде лодка с одним води-

телем снизила скорость на 14 км/ч, а при нагрузке в шесть

человек развила скорость всего 16 км/ч вместо первона-

чальной 37 км/ч.

Неутешительными оказались результаты аналогичных

испытаний и в пресной воде. Через месяц скорость лодки

с двумя человеками на борту упала на 11 км/ч, а с ше-

стью — на 18,5 км/ч.

Рис. 114. Щетки для очистки днища Рис. 115. Приспособление

лля заточки

98

В обоих случаях удавалось вновь получить первона-

чальную скорость лишь после очистки днища от нароста

травы и моллюсков. Операцию эту следует проводить

каждые две недели, особенно в жаркую солнечную погоду.

Если поднять судно на берег невозможно, применяют

«килевание»: закренивают судно поочередно на правый

или левый борт. Для очистки удобны обычные щетки

(рис. 114) с удлиненными ручками (1500 мм). К одной

ручке можно прикрепить две щетки: с одной стороны ме-

таллическую, а с другой — из синтетических волокон.

Приспособление для заточки инструмента

Заточить инструмент вручную на вращающемся наж-

дачном камне или точиле без особой привычки трудно.

Задачу можно упростить, сделав приспособление, пока-

занное на рис. 115. В деревянной оправке 4, как в ру-

банке, делают прорезь с наклоном под углом 34°. В этой

прорези поперечным клином 2 закрепляют затачиваемое

лезвие 3. При заточке оправку, прижимая к упору /,

устанавливают горизонтально. Лезвие при этом оказы-

вается направленным к камню 5 точно под углом 34°,

под которым и производится заточка.

129

I

ЗИМНЕЕ ХРАНЕНИЕ, РЕМОНТ И ОКРАСКА ЛОДОК

l u l l Условия хранения лодки на берегу

Перед подъемом на берег судно следует полностью

разоружить: снять мачту и такелаж, сиденья, пайолы,

освободить все рундуки и цистерны; перенести на берег

весла, аккумуляторы и т. п. Предпочтительно, чтобы

место для зимней стоянки было, по крайней мере, на 1 м

выше уровня воды в половодье.

Судно, в зависимости от его размеров и обводов, сле-

дует установить на специальные подкладки, лекальные

кильблоки или сани. Деревянное судно лучше располо-

жить на зимовку носом на юг или юго-запад, чтобы весной

солнце одинаковое время грело оба борта. В противном

случае один из бортов непременно рассохнется и потре-

скается.

131

Сани для лодок

Для легких мотолодок сделать сани очень просто.

К двум продольным балкам-полозьям 3 крепят сквозными

болтами 4 носовые и кормовые кильблоки /, обшитые

сверху войлоком или другим мягким материалом 2

(рис. 116). На таких санях удобно передвигать судно,

подкладывая под полозья катки.

Если судно хранится на открытом воздухе, сани

лучше поставить на козлы или стойки — врытые в землю

100

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..