300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 25

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 25

 

 

Рис. 116. Простейшие сани для хранения

мотолодки

четыре столба с перекладинами. Для хорошей вентиля-

ции высота стоек над землей должна быть не менее пол-

метра; такая высота делает и весенний ремонт более

удобным.

Разборные сани для яхты и катера

Сани для яхт и тяжелых катеров с большой килева-

тостью имеют более сложную конструкцию (рис. 117).

В два продольных бруса 1 (300x200 мм) врезают замком

и крепят болтами 2 такие же поперечины 7, на кото-

рые в дальнейшем ляжет

киль судна. В местах за-

делки поперечин закреп-

ляют на болтах-шарнирах

6 откидные упоры 3, угол

наклона которых задается

раскосинами 5. На срез

упора набивают войлоч-

ную подушку 4, чтобы не

повредить борт судна.

В таких санях удобно

красить борта, поочередно

отодвигая упоры Летом их

можно хранить в разоб-

ранном виде.

132

Рис. 117. Откидные упоры

101

Сечения продольных и поперечных брусьев, упоров

и раскосин зависят от веса судна; длину саней выбирают

с таким расчетом, чтобы расстояние между упорами не

превышало 1,5 м.

133

Установка судна на подпорках

Если на изготовление саней нет времени, судно можно

раскрепить подпорками, подложив под киль брусья-

подкладки сечением 250X260 мм. Верхние концы под-

порок лучше упереть в привальный брус, чтобы они не

соскальзывали. Подпорки могут упираться и в скулу,

в этом случае надо обязательно проложить под них клинья.

Нижний конец подпорок закрепляют вбитым в грунт

колышком.

Чтобы каждую осень не тратить время на поиски под-

ходящих брусьев, кольев и бревен, есть смысл изготовить

постоянные раздвижные стойки-подпорки из металличе-

ских труб диаметром 40—80 мм (желательно не слишком

тяжелых). Трубы можно сделать телескопическими из

двух частей, вставляемых одна в другую или соединяемых

на муфтах, и просверлить в них отверстия по высоте для

фиксации высоты шплинтом.

В верхнюю часть металлической стойки (рис. 118)

вваривают штифт 2 диаметром 12—20 мм. Затем из

дерева изготовляют колпак-наконеч-

ник 4, надеваемый на конец трубы 1;

он должен поворачиваться на штифте

на некоторый угол для плотного приле-

гания к лекальной поверхности борта.

Наконечник надо обить мягкой

тканью 3.

При установке опор и подкладок

необходимо учитывать прочность кор-

пуса судна и отдельных его наружных

частей. Например, нельзя подклады-

вать брус под шпору руля — за зиму

катер просядет, и руль заклинится

Рис. 118. Подпорка

 в

 подпятнике. Подпорки во всех слу-

чаях надо ставить на набор, лучше

всего против переборок или усиленных

деревянным на-

головником

102

500

Рис. 119. Хранение лодки днищем вверх

шпангоутов. При тонкой обшивке между опорами и кор-

пусом нужно проложить обрезки досок, распределяющие

давление на большую площадь. Подкилевые брусья

должны находиться под местами расположения наиболь-

ших грузов — тяжелого двигателя, балласта и т. п. Все

подкладки и подпорки должны быть нагружены равно-

мерно, иначе корпус может прогнуться, появится водо-

течность в палубе и обшивке.

Легкие лодки лучше укладывать днищем вверх

(рис. 119), иногда есть смысл сделать для них стеллажи,

может быть даже в два-три яруса.

Подготовка лодки к зимовке 134

Поднятое для зимнего хранения судно надо сразу же

вымыть снаружи и изнутри, начиная с подводной части,

пока она не успела подсохнуть. Слизь, водоросли и ра-

кушки снимают жесткой щеткой, прочный слой ракушек —

мелким песком. Район ватерлинии приходится вытирать

бензином или керосином, чтобы удалить с краски следы

мазута и масла. Надводный борт обычно достаточно про-

мыть мыльным раствором (один кусок хозяйственного

мыла и 400 г соды на 10 л воды) при пемощи шеток. Про-

мытый борт следует насухо протереть ветошью, одновре-

менно ободрав отставшую краску и очистив пазы от вы-

давленной конопатки. Тщательно убирают мусор и грязь

из внутренних помещений, прочищают шпигаты, а затем

103

моют трюм под еланями (вывинтив предварительно слив-

ную пробку), места хранения топлива и различных за-

пасов, камбуз, гальюн и т. п. Мыть нужно щетками, мыль-

но-содовым раствором до тех пор, пока не перестанет

ощущаться запах бензина, масла и гнили.

Бачки и цистерны, после того как из них слиты вода

и остатки горючего, надо очистить от шлама и слизи.

Прежде чем укрыть судно чехлом, обеспечьте хоро-

шую вентиляцию всех внутренних помещений и отсеков;

уберите полики, откройте рундуки и шкафчики, люки,

двери, жалюзи и т. п. Если есть возможность, то входные

двери и крышки палубных люков лучше оставить чуть

приоткрытыми (подложив клинья-прокладки). Уплотня-

ющую резину на люках, пробках и т. п. нужно промазать

густым раствором мела.

Подвески, защелки и все другие металлические части,

оставляемые зимой на судне, очищают от ржавчины и

грязи и смазывают тавотом или другой густой смазкой.

Хромированные и никелированные детали покрывают

аэрозольной жидкостью или тонким слоем того же

тавота.

Детали с резьбой, такие, как талрепы, болты-задрайки,

пробки, надо развинтить, очистить от ржавчины, смазать

тавотом с графитным порошком и снова собрать.

Краткие советы по подготовке к зиме стационарного

двигателя см. на стр. 159. Отметим лишь, что обязательно

надо спустить воду из системы охлаждения двигателя,

закрыть кингстон и заглушить выхлопную трубу, плотно

укрыть моторный отсек от попадания влаги.

Осушительный насос надо разобрать, движущиеся

части промыть в керосине, протереть и смазать маслом.

Судно, подготовленное к зимнему хранению, надо

еще раз тщательно осмотреть и определить степень износа

конструкций, чтобы зимой сделать некоторые детали и

заготовки, необходимые для ремонта.

100 Судно под чехлом

Нужно позаботиться о том, чтобы судно было укрыто

от снега, дождя и солнца. Кроме того, укрытие

должно выдерживать порывы зимнего ветра и тяжелую

снеговую шапку и в то же время не препятствовать вен-

тиляции корпуса и надстроек.

104

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..