300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 7

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 7

 

 

тросом должно оставаться место для прохода самой высо-

кой из стоящих лодок. Швартовы привязывают к коль-

цам 4, которые закреплены к тросу схватками 5 из мягкой

проволоки.

Еще один вариант стоянки у бона

Тесно стоящие у бонов лодки часто ударяются одна

о другую. Это не всегда удается предотвратить даже с по-

мощью якоря, отданного с кормы или с носа (например,

из-за колебаний уровня воды в водоеме).

В содружестве с соседями можно сделать очень удоб-

ные ячейки, в которых лодка будет надежно защищена от

подобных ударов (рис. 15). В зависимости от имею-

щихся материалов ячейки могут быть сделаны из тонко-

стенных стальных труб, досок или бревен. Трубчатую

штангу снабжают поплавком и закрепляют у бона таким

образом, чтобы она могла вращаться только в вертикаль-

ной плоскости. Бревна можно раскрепить поперечиной и

привязать к бону на цепях или проволоке. Поперечину

с помощью груза притапливают, чтобы лодка свободно

проходила в ячейку.

Лодки, поставленные таким способом, не бьются одна

о другую, каковы бы ни были ветер и волна; не страшны им

и колебания уровня воды в водоеме.

Причальная свая

Нередко лодки привязывают к сваям, забитым в дно

на некотором удалении от берега.

Однако бывает так, что хозяин находит через несколько

дней свою лодку подвешенной на швартовах, так как спала

вода, или, наоборот, из-за

подъема уровня ему при-

ходится развязывать швар-

тов под водой. При изме-

нении направления ветра

швартовный конец обма-

тывается вокруг 'сваи,

а лодка трется о нее бор-

тами. Советуем надеть на

сваю плавучий кранец

(рис. 16), который соби-

23

24

Рис. 16. Причальная свая

29

25

- Рис. 17. Кранцы для мостков и бонов

рается из двухдюймовых досок в виде квадратной рамы

со стороной около 500 мм. Углы кранца нужно закруг-

лить, а наружную кромку обить старым шлангом, на-

полнив его обрывками пенькового троса. В середину од-

ной из сторон кранца крепится рым для швартовки.

Кранцы для мостков и бонов

Старые автомобильные покрышки можно использо-

вать в качестве кранцев для причальных мостков и бо-

нов (рис. 17). Покрышку разрезают на несколько кусков,

которые надевают на край настила мостка и крепят к нему

гвоздями. Целесообразно прибить такой кранец и к сваям

мостков, особенно если у них швартуются низкобортные

лодки.

2и Швартов-амортизатор

Пружинный амортизатор смягчает рывки лодки на

волне, что особенно важно, когда стоянка не имеет укры-

тия (рис. 18).

Пружину 1 нужно хорошо смазать и закрыть кожу-

хом 2 из жести. Разумеется, при очень сильных рывках

30

Рис. 18 Швартов-амортизатор

или нагрузках, когда выбирается рабочий ход пружины,

должен вступить в действие основной прочный швартов

или цепь 3.

Для катера водоизмещением 500—1000 кг нужна пру-

жина диаметром 40—60 мм, которая навивается из сталь-

ной 3,5—6,0-миллиметровой проволоки. Вместо пру-

жины можно применить жгут из эластичной резины

(рис. 19). Такой амортизатор будет нелишним и на якор-

ном тросе.

Плавучий гараж-эллинг

Плавучий гараж (рис. 20) удобен тем, что зимой его

можно использовать как эллинг на берегу. Конструкция

поддерживается на плаву старыми бочками или, при ма-

лых размерах лодки, двумя узкими плотами из бревен.

Каждая металлическая бочка, например из-под масла,

обладает способностью поддерживать на воде груз

в 150—180 кгс. Бочки размещают двумя рядами и при-

крепляют с помощью металлических полос 8 к поперечи-

27

Рис. 19. Амортизатор якорного каната и швартова

вз эластичной резины

31

Рис. 20. Плавучий гараж-эллинг

1 — металлические бочки, 2 — швартовная площадка; 3 — обшивка боковой

стенки, 4 — рама, 5 — ребро жесткости, 6 — настил; 7 — мастерская, 8 —

металлические полосы, 9 — болты, 10 — мягкий кранец, // — продольные

брусья, 12 — поперечина, 13 — ворота

нам 12, соединяющим продольные брусья //; брусья

служат основанием для настила 6 и опорой для рам 4

гаража. Полосы размером 3X40 мм плотно обтягивают и

крепят к брусьям на болтах М10—М12. Расстояние между

получившимися понтонами с учетом обивки кромок мяг-

ким кранцем 10 должно быть на 350—450 мм больше ши-

рины судна.

Рамы 4 вырезают из двухдюймовых досок, так же

как и стропила крыши. Для подкосов рам можно исполь-

зовать дюймовые доски. В остальном конструкция иден-

тична любому подобному наземному сооружению.

Гараж имеет ворота 13 для входа катера, дверь для

выхода на берег, небольшие площадки у ворот для швар-

товки судна, окна. Для установки гаража на якорях или

швартовки его к берегу по углам предусматриваются на-

дежные рымы. Такие же рымы или кнехты используются

и для раскрепления катера. Кромки настила необходимо

обить парусиной, подложив ветошь или старые пеньковые

канаты, — получится хороший кранец, позволяющий захо-

дить катеру в гараж «впритирку». Стационарный гараж

отличается только тем, что его продольные брусья

опираются не на бочки, а на сваи или колья, вбитые

в грунт.

32

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..