300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 6

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 6

 

 

Стоянка на „мертвом" якоре

Расчаливать судно на стоянке удобно за буек, который

ставится на «мертвом» якоре (рис. 11). Такой якорь можно

сделать из бетона. Из досок собирают опалубку — ящик

без дна. Внутри ящика закрепляют скобу из прутка диа-

метром 16—20 мм для крепления якорной цепи (или троса),

ящик заполняют щебнем, обрезками металла и заливают

раствором цемента.

Для лодки «Прогресс» вес «мертвого» якоря должен

быть не менее 30 кгс, для шестиметрового катера с каю-

той — 60—80 кгс, а для двенадцатиметровои яхты —

250 кгс. В качестве «мертвого» якоря можно использовать

испорченные строительные железобетонные блоки или

части их. Буек с якорем соединяются бриделем либо

стальным тросом, свитым из толстой проволоки (правда,

тросы придется менять через три навигации). Длина бри-

деля — около двух-трех глубин якорной стоянки. Чем

больше парусность судна и чем сильнее ветер и волна

в районе стоянки, тем длиннее должен быть бридель.

Буек, если есть возможность, лучше изготовить сварным

из листового железа в виде двойного конуса или цилин-

дра. Хороший буек получается из пенопласта, тогда кольцо

19

Рис. 11. «Мертвый» якорь:

а — ящик без дна; б — креп-

ление скобы; в — якорная

цепь из проволоки; г — буек

Рис. 12. Усовершенствованный

буек

25

или скобу для швартова крепят на конце бриделя, пред-

варительно пропущенного через отверстие в буйке.

Буек окрашивают в два цвета — оранжевый и белый,

хорошо заметные издали. Можно закрепить на буйке вело-

сипедные отражатели, облегчающие его поиск в темноте.

На зимовку буек снимают, а к бриделю закрепляют

кусок бревна. Можно нарастить бридель и вывести его

к свае причала, если «мертвый» якорь лежит недалеко от

него, а затем притопить и закрепить, чтобы якорный канат

не оборвался при подвижке льда.

20

Усовершенствованный буек

Швартовный буек 1 (рис. 12) полезно оборудовать бам-

пером 2 и постоянным фалинем 4 (концом для привязы-

вания лодки или катера) с поплавком 5. Бампер предо-

хранит борт судна от повреждений, при швартовке за него

удобно ухватиться рукой или зацепиться отпорным крю-

ком. Делают бампер в виде кольца из тонкостенной трубы,

которое приваривают к бую на стойках из обрезков та-

кой же трубы. На кольцо надевают куски резинового

шланга подходящего диаметра.

Фалинь делается из двух примерно равных по длине

частей — стального троса 3 и растительного конца 4.

В воде стальной трос тонет; это не позволяет поплавку

с растительным (или капроновым) концом далеко отойти

от буйка. Фалинь можно сделать целиком из растительного

троса, но посредине его длины придется закрепить грузик.

21

Буек с блоком

Когда лодка швартуется на буек с «мертвым» якорем,

желательно поставить ее подальше от бона, иначе она мо-

жет навалиться на него кормой в случае спада уровня

воды или сильной волны от проходящих мимо судов. Это

особенно важно, когда подвесной мотор остается на

транце. Чтобы не пришлось делать акробатических прыж-

ков с риском свалиться в воду, проведите носовой фалинь

через блок, закрепленный на буйке (рис. 13). Тогда без

больших усилий можно будет подтянуть судно вплотную

к бону и снова поставить на место. Уходя в плавание,

оставьте фалинь закрепленным на боне.

26

Рис. 13. Буек с блоком

Швартовка у мостков без якоря

При сравнительно малой глубине места стоянки нет

надобности каждой лодке иметь свой «мертвый» якорь

с буйком. Носовые швартовы лодок можно закрепить на

стальном тросе / (рис. 14), протянутом над водой парал~

дельно мосткам 3. На берегу один конец троса привязы-

вают намертво к столбу 2, а другой перебрасывают через

шкив 8 (блок), установленный на свае 7, вбитой в дно.

К этому концу подвешивают груз 6 весом 200—300 кгс,

создающий постоянное натяжение троса. Разумеется, под

22

Рис. 14. Швартовка у мостков без якоря

27

А-А

Рис. 15. Схема оборудования бона
1 — бон; 2 — секция из бревен; 3 — лодка;

ячейки; 5 — ерш; 6 — кольца; 7 •— карабин;

вая оттяжка; 9 =• уключина

4 — бревно

8 = борто-

28

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..