Пневматическое оборудование метрополитена - часть 17

 

  Главная      Учебники - Метро     Пневматическое оборудование метрополитена

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..

 

 

Пневматическое оборудование метрополитена - часть 17

 

 

66 

упоркой перемещается вниз, так же перемещаются вниз большая режимная пружина и 
режимный поршень. Режимная диафрагма, усилием нагрузочной пружины сверху и 
давления сжатого воздуха в тормозной камере, занимает нейтральное положение, и 
тормозная камера, а следовательно и тормозные цилиндры, сообщаются с атмосферой 
через открывшийся атмосферный клапан. 
Магистральный узел и режимный шток с малой режимной пружиной в работе ВЗ №1 не 
участвуют. 
Вентиль замещения №2 (ВЗ №2). Является электромагнитным вентилем выключающего 
типа. Предназначен для замещения электродинамического торможения пневматическим, в 
случае если при переводе главной ручки КВ в тормозное положение, произошел отказ 
электродинамического торможения на каком либо из вагонов состава или на всем составе 

(например срабатывание реле перегрузки на всем составе). 

1 Кнопка 
2 Якорь 

3 Сердечник 
4 Катушка 

5 Клапанный механизм 

Рис.54. Вентиль замещения №2 

Вентиль замещения №2 получает питание при положении главной ручки КВ в 

положении «тормоз 2». Так же ВЗ №2 участвует в работе системы АРС. Например, при 
04 или частоте «О», при горящей лампе ЛВД, на некоторых типах подвижного состава 
включается ВЗ №2. 
При подаче напряжения на катушку ВЗ №2, в ней создается электромагнитная сила и 

якорь вентиля притягивается к сердечнику, при этом толкатель с клапанами, преодолевая 
усилие возвратной пружины снизу, перемещается вниз. При этом нижний клапан 
отсекает тормозную магистраль от магистральной камеры, а верхний клапан сообщает 
магистральную камеру с атмосферой. Далее работа ВР принципиально аналогична 
экстренному торможению. Тормозная магистраль в работе ВЗ №2 не участвует (за 
исключением разрядки ее в КДР, которая моментально компенсируется краном 
машиниста). Скорость срабатывания ВР на тормоз и наполнения тормозных цилиндров 
при работе ВЗ №2 максимальна и составляет около 1,5 сек. (см. таблицу). ВЗ №2 - самый 
быстрый вид пневматического тормоза. 
При снятии напряжения с катушки ВЗ №2, электромагнитная сила пропадает, и шток с 
клапанами усилием возвратной пружины снизу перемещается вверх. Верхний клапан 
отсекает магистральную камеру от атмосферы, а нижний клапан сообщает её с тормозной 
магистралью. При этом происходит быстрая зарядка магистральной камеры воздухом из 
тормозной магистрали и отпуск тормоза. 

67 

43.7.Работа при перезарядке ТМ. 

При перезарядке ТМ свыше рабочего давления (например, при оставлении ручки КМ с 
первом положении или при неисправности редуктора ТМ), произойдет повышение 
давления сжатого воздуха в связанной с ТМ магистральной камере, а так же, через 
калиброванное отверстие 6. = 0,8 м. и открытое внешнее седло клапана зарядки, 
повышение давления в рабочей камере и в

 РКУ7ЛИТ.

 Рассмотрим ситуацию, при которой 

произошла перезарядка ТМ до давления 8 ат. При перезарядке тормозной магистрали до 8 
атм. такое же давление установится в магистральной камере, рабочей камере и

 РКУ7ЛИТ. 

Так как, при нейтральном положении магистральной диафрагмы, внутреннее седло 
клапана зарядки закрыто, камера над диафрагмой КЛСЗ с рабочими камерами не 
сообщается и ликвидации сверхзарядки не происходит. При попытке произвести 
пневматическое торможение (например, ПСТ), машинист при помощи КМ понизит 
давление в ТМ на две атмосферы, т.е. до 6 атм. Первоначально воздухораспределитель 
сработает на тормоз в штатном режиме, так как давление в тормозной магистрали и 
магистральной камере понизится до 6 ат. В

 РКУ7ЛИТ.

 и в

 рабочей камере главной части ВР 

тем временем будет давление 8 ат. и из-за разницы давления, магистральная диафрагма 

прогнется вверх, что приведет к зарядке ТЦ воздухом из напорной магистрали. Но как 

только магистральная диафрагма прогнется вверх, внешнее седло клапана зарядки 
закроется, а внутреннее седло откроется,

 РКУ7ЛИТ.

 и

 рабочая камера главной части ВР 

начнут сообщатся с камерой над диафрагмой КЛСЗ. Так как регулировочная пружина 
КЛСЗ, нагружающая диафрагму КЛСЗ снизу, отрегулирована при помощи 
регулировочного стакана на 5 ат., при давлении сжатого воздуха в камере над диафрагмой 
КЛСЗ 8 ат., диафрагма, преодолевая усилие регулировочной пружины, прогнется вниз. 
При этом откроется клапан, и сообщит камеру над диафрагмой КЛСЗ, рабочую камеру 
главной части ВР и

 РКУ7ЛИТ.

 с

 атмосферой через плунжер и атмосферное отверстие в 

регулировочном стакане. Разрядка этих камер будет происходить темпом 0,1 ат/сек., а 
разрядка магистральной камеры производится темпом не менее чем 0,3 ат./сек., поэтому 
ВР первоначально сработает на тормоз в нормальном режиме. Однако при понижении 
давления в рабочих камерах и приближения его к отметке 6 ат. (т.е. такому же как в 
магистральной камере и в ТМ), магистральная диафрагма, усилием нагрузочной пружины 
сверху, прогнется вниз, и займет свое нейтральное положение. При этом произойдет 
самопроизвольный отпуск тормоза. Давление сжатого воздуха в рабочих камерах 
останется завышенным - 6 ат. Поэтому ,в случае перезарядки тормозной магистрали до 
давления близкого к напорному, рекомендуется: 

• При стоянке, краном машиниста, разрядить тормозную магистраль до давления не 

менее чем до 3 ат. 

• Сделать выдержку в 3-м положении (КМ. №334) или в 6 положении (КМ №013) 
около 30 сек. За это время все КЛСЗ на составе сбросят избыточное давление в рабочих 
камерах. 
• При помощи КМ, зарядить тормозную магистраль до рабочего давления. 

При движении с перезаряженной тормозной магистралью и необходимости применения 
пневматического тормоза, необходимо разряжать ТМ до давления ниже 5 ат. в 
зависимости от вида торможения (например, при ПСТ с 8 ат. до 3 ат.).. 

43.8. Работа ВР при перекрытых кранах ЗР, ВР, ТМ, ТЦ, ОТЦ, 

АР. 

При перекрытом, 2-х ходовом разобщительном кране ЗР, напорная магистраль 

отсекается от запасного резервуара. Таким образом, ВР будет нормально работать, пока 
давление в запасном резервуаре не понизится до 2 ат. После этого ВР эффективно 
работать на пневматический, на тормоз перестанет. 

При перекрытом 3-х ходовом разобщительном кране ВР, напорная магистраль 

отсекается от камеры над питательным клапаном, и она сообщается с атмосферой, через 
атмосферное отверстие крана. При этом, при попытке затормозить, тормозного эффекта 
не будет, тормозные цилиндры не будут заполнятся воздухом, т.к. НМ отсечена от 
питательного клапана краном ВР. 

При перекрытом 3-х ходовом разобщительном кране ТЦ, тормозные цилиндры будут 

постоянно сообщаться с атмосферой через атмосферное отверстие крана диаметром 3 мм. 
При торможении, тормозные цилиндры будут частично заполняться воздухом через 
открытый питательный клапан, канал диаметром 4 мм. и трубку ОТЦ. Время заполнения 
тормозных цилиндров на много увеличится т.к. воздух из них будет постоянно выходить 
в атмосферное отверстие крана ТЦ диаметром 3 мм., и тормозные цилиндры будут 
постоянно подпитываться воздухом НМ благодаря свойству неистощимости ВР. 
При перекрытом 2-х ходовом разобщительном кране ОТЦ, и торможении, тормозная 
камера через открытый питательный клапан наполняется сжатым воздухом НМ быстрее, 
чем тормозные цилиндры. Как только, в момент «перекрыши», закроется питательный 
клапан ВР, давление в тормозной камере и в ТЦ уравнивается, режимная диафрагма вновь 
прогибается вверх, и вновь открывается питательный клапан ВР, наполняя тормозную 
камеру и ТЦ сжатым воздухом НМ. Эта ступенчатая зарядка (дросселирование 
питательного клапана ВР) будет продолжаться, пока давление в ТЦ не достигнет 
регулировочного уровня. Так же, если в процессе эксплуатации, произойдет засор 
бокового канала диаметром 4 мм., то при торможении, сжатый воздух перестанет 
поступать в тормозную камеру. Это приведет к перезарядке тормозных цилиндров до 
напорного давления и заклиниванию колесных пар вагона. 

При перекрытом 2-х ходовом разобщительном кране ТМ, тормозная магистраль 

отсекается от воздухораспределителя. Т.е. при разрядке тормозной магистрали ВР 
перестает работать на тормоз. В тоже время ВР будет нормально работать на тормоз от ВЗ 

№1. 

При перекрытом 3-х ходовом кране АР, авторежим отсекается от авторежимной 

камеры ВР и она сообщится с атмосферой через атмосферное отверстие крана АР. При 
этом работа ВР не зависимо от нагрузки вагона будет как при порожнем режиме. 

43.9.Неисправности воздухораспределителя. 

• Разрыв магистральной диафрагмы (МД). Разрыв МД приведет к сообщению 

магистральной, рабочей камер и РКУ7лит. По этому, при разрядке ТМ, разницы давлений 
в этих камерах не возникнет и тормозного эффекта не будет. ВР будет работать на тормоз 
только от ВЗ №1. Если разрыв МД произойдет в момент торможения, это приведет к 
самопроизвольному отпуску тормоза. 

• Разрыв режимной диафрагмы (РД). Разрыв РД приведет с сообщению тормозной и 
авторежимной камер. По этому, при торможении, независимо от нагрузки вагона, 
перекрыша наступит при максимальном давлении в ТЦ. При порожнем режиме, это 
приведет к заклиниванию колесных пар вагона. Признаком данной неисправности 
является дутье сжатого воздуха, в момент торможения при порожнем режиме, из 

тормозной и авторежимной камер, через канал АР и полый толкатель в диафрагме 
пневмореле, в атмосферное отверстие авторежима. 

• Не плотная посадка обратного клапана пневмореле авторежима. 

69 

• Излом режимных пружин (одной или сразу двух). При этой неисправности ВР 
будет срабатывать на тормоз, но давление в ТЦ будет значительно меньше 

регулировочного. 

• Неплотность в режимной диафрагме между корпусом главной части ВР и верхней 
крышкой. При этой неисправности канал НМ сообщается с каналами ТЦ и (или) ОТЦ. 

Тормозные цилиндры при этом, сообщаются с НМ, и давление в них достигает 
напорного. Это ведет к не отпуску тормоза и заклиниванию колесных пар вагона. 
• Разрыв средней уплотнительной манжеты на стержне. Это приведет к утечке 
сжатого воздуха из ТМ в атмосферное отверстие магистрального узла ВР. Эта утечка 
будет полностью компенсироваться краном машиниста. При торможении краном 
машиниста № 334 и попытке вывести ступень пневматического тормоза, ТМ будет 
дополнительно разряжаться с атмосферное отверстие, и ступень тормоза будет больше 
чем обычно т.е разрядка ТМ будет более глубокой чем требуется. 

• Разрыв верхней уплотнительной манжеты на стержне. При пневматическом 

торможении, и разрядке ТМ ниже 3 ат. (что приводит к срабатыванию АВУ-045 и ВЗ №1 
на всем составе) ведет к зарядке тормозной магистрали воздухом из НМ, через верхнюю и 
среднюю манжеты на стержне, и самопроизвольному отпуску тормоза. 

• Заклинивание клапанного механизма электромагнитных вентилей во включенном 
положении. Эта неисправность приводит не отпуску тормоза, не зависимо от вентиля 

замещения. 

• Заклинивание обратного клапана пневмореле авторежима в закрытом положении. 
При средних нагрузках вагона неисправность приводит к частичному не отпуску тормоза. 
При попытке отпустить пневматический тормоз, первоначально ТЦ начнут сообщаться с 
атмосферой, через открытый атмосферный клапан ВР. Но при разрядке ТЦ и тормозной 
камеры, в какой то момент давление воздуха в авторежимной камере станет выше, чем 

давление воздуха в тормозной камере и усилие нагрузочной пружин режимной 
диафрагмы. При этом, усилием сжатого воздуха снизу, режимная диафрагма, вновь 
прогнется вверх и в ТЦ зафиксируется остаточное давление сжатого воздуха. 

• Попадание посторонних частиц (окалины) под питательный клапан ВР. Эта, 
наиболее часто встречающаяся в эксплуатации неисправность, приводит к постоянному не 
отпуску тормоза. Тормозные цилиндры, через постоянно открытый питательный клапан 
сообщаются с НМ. При отпуске тормоза, наблюдается дутье сжатого воздуха в 
атмосферный клапан ВР, давление в ТЦ при этом сохраняется. Давление в ТЦ в этом 
случае, как правило, выше регулировочного. 

43.10. Отключение неисправного ВР. 

Признаками не отпуска пневматического тормоза на составе являются: 

• Сопротивление движению (отсутствие наката). 
• Постоянно горящая желтая лампа пневматического (стояночного) тормоза. 
• Горящие совместно с лампой пневматического (стояночного) тормоза, красная 

лампа ЛСН (РП в пол накала). 

• Наличие давления в тормозных цилиндрах вагона (по показанию манометра ТЦ). 
• Колодки, прижатые к колесам вагона. 

При не отпуске тормоза, прежде чем отключить ВР на неисправном вагоне необходимо 
при помощи крана машиниста два раза перетормозить экстренным торможением с 
выдержкой в 5 (7) положении ручки крана машиниста около 30 сек. Отпускать тормоз 
после торможения рекомендуется с выдержкой по положениям ручки крана машиниста. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..