Пневматическое оборудование метрополитена - часть 7

 

  Главная      Учебники - Метро     Пневматическое оборудование метрополитена

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Пневматическое оборудование метрополитена - часть 7

 

 

5. «Приварка» контактов. Данная неисправность возникает из-за того, что начавшийся 
подгар не был своевременно обнаружен. Следует отключать и включать мотор-
компрессор вручную, перекрыв разобщительный кран к неисправному регулятору. 

20. Разобщительные краны 

Разобщительные краны служат для включения и выключения пневматических 
магистралей, систем и приборов и устанавливаются на трубопроводах, идущих к ним. При 
всем многообразии все разобщительные краны делятся на три группы: 

• Двухходовые (краны двойной тяги крана машиниста, стоп - краны и т.д.) 

• Трехходовые (концевые краны НМ и ТМ, краны выключения дверей и т.д.) 

• Четырехходовые (кран пневмопривода ЭКК) 

20.1.Устройство разобщительного крана 

Корпус со штуцерами подвода трубопроводов. Коническая латунная пробка, на 
квадратный хвостовик которой надевается ручка или штанга. Пробка имеет сквозные 
каналы для прохода воздуха. Резьбовая крышка с упорной пружиной. Роль последней 
сводится к плотному прижатию внешнего конуса пробки к внутреннему конусу корпуса с 
целью снижения до минимума негерметичности прилегающих поверхностей. 

Двухходовые краны можно условно разделить на три группы: 

1 Корпус 

2 Крышка 
3 Пробка 

4 Пружина 
5 Рукоятка 
6 Упор 

7 Штивт 

Закрыт 

- Краны двойной тяги, один из которых 

является комбинированным для напорной 
магистрали. 

- Краны, установленные перед 
пневмоприводами ЭКК. 
- Все остальные разобщительные краны, 

размещенные перед пневматическими 
приборами, отличаются друг от друга только 
диаметром резьбы штуцеров 1/2 или 3/4 
дюйма. Трехходовые краны отличаются от 
двухходовых наличием в пробке третьего 
хода, а также третьего штуцера на корпусе, в 
который вворачивается заглушка с 
атмосферным отверстием диаметром 3 мм 
или 5 мм. 

Рис. 15 Двухходовой кран 

27 

1 Корпус 
2 Рукоятка 

3 Упор 
4 Штивт 
5 Шар 

6 Атмосферное 

отверстие 3 ММ 0 

1-ое положение 

2-ое положение 

Трехходовых кранов на вагоне несколько: 

- Концевые краны напорной и тормозной 

магистрали со стороны каждой автосцепки — 

по 2 штуки. 

- Кран стояночного тормоза — на номерных 

вагонах. 

- Кран ЭПК (ЭПВ) — на вагонах, 

оборудованных системой АРС-АЛС. 

- Краны выключения дверей. 

- Кран воздухораспределителя (ВР). 

- Кран тормозных цилиндров (ТЦ). 

- Кран авторежима (АР). 

Рис. 16 Трехходовой кран 

20.2. Работа разобщительного крана 

Все разобщительные краны имеют два положения - «открыт» и «закрыт». Управление 
краном осуществляется при помощи ручки, надетой на квадратный хвостовик пробки. 
Кран открыт, если ручка крана направлена вдоль трубопровода. Кран закрыт, если ручка 
направлена поперек трубопровода. При перекрытии двухходового крана сообщавшиеся 
между собой (рис.17.) каналы прохождения воздуха отсекаются друг от друга, а при 
перекрытии трехходового крана (рис.18.) один из каналов сообщается с атмосферой. 
А) При перекрытии концевого крана напорной или тормозной магистрали на одном из 
вагонов состава начнется разрядка в атмосферу (через атмосферный канал перекрытого 
крана) соответствующей воздушной магистрали со стороны головной или хвостовой части 
состава, в зависимости от места расположения перекрытого концевого крана. Так, если 
кран перекрыт в хвосте вагона (например, пятого по ходу движения), то разрядка 

воздушной магистрали будет происходить из 
шестого, седьмого и восьмого вагонов. А 
если кран перекрыт в головной части вагона 
по ходу движения, то разрядка воздушной 
магистрали начнется из первых четырех 
вагонов. 

Рис.17 Работа разобщительного крана 

Б) При разрыве трубопровода напорной или тормозной магистрали на одном из вагонов 
состава для продолжения движения необходимо этот вагон отделить ("высечь") от 
остальных вагонов состава. Для этого необходимо перекрыть концевые краны на 
автосцепках вагонов, смежных с автосцепками неисправного вагона. Так, если разрыв 
произошел на пятом вагоне по ходу движения, то краны следует перекрыть в хвостовой 

части четвертого вагона и в головной части шестого. Если, по ошибке, перекрыть 

концевые краны на автосцепках 
неисправного вагона, весь воздух из 
соответствующей воздушной магистрали со 
стороны головной и хвостовой части 
состава выйдет в атмосферу через эти 
перекрытые краны, что, в свою очередь, 
затруднит выход из подобной 
неисправности. 

Рис.18. Работа разобщительного крана 

28 

В) В случае разрыва резинотканевого рукава, ведущего к пневмоклапанам напорной или 
тормозной магистрали на одной из автосцепок, для прекращения утечки воздуха следует 
перекрыть концевые краны на смежных автосцепках двух сцепленных вагонов, и далее 
действовать согласно инструкции по выходу из случаев неисправностей на составе. 

Стоп-краны предназначены для экстренного пневматического торможения состава из 

любого вагона путем разрядки ТМ экстренным темпом. Рукоятки со штангами от стоп-
кранов размещаются на головных вагонах - в кабине машиниста слева и под спинкой 
последнего правого дивана в салоне вагона (с укороченной штангой). На всех 
промежуточных вагонах без кабины машиниста рукоятки с укороченными штангами от 
кранов находятся в салоне вагона под спинками первого левого и последнего правого 
диванов (по диагонали). 
По принципу действия стоп-кран является обычным двухходовым краном. При 
нормальном движении состава кран должен быть перекрыт, а для производства 

экстренного торможения кран при помощи рукоятки следует перевести в открытое 
положение, то есть повернуть рукоятку на себя - в этом случае начнется экстренная 
разрядка ТМ в атмосферу. Стоп - кран, расположенный в салоне хвостового вагона за 
спинкой правого дивана необходим при маневровых передвижениях на парковых путях 
депо. В случае необходимости помощник машиниста открыв стоп - кран осуществляет 
экстренное торможение состава или вагона. 

Пневматический привод электроконтактной коробки предназначен для соединения 
низковольтных электрических цепей смежных вагонов после их сцепления. 
Привод установлен на номерных вагонах, размещается на автосцепках и приводится в 
действие сжатым воздухом НМ. Управление работой привода ЭКК осуществляется 
четырехходовым краном (рис.19), при условии открытия двухходового крана на 
трубопроводе, соединяющим четырехходовой кран ЭКК с НМ. 

21.Стоп-краны 

25.Пневмопривод ЭКК 

Поршень 

Двухходовой 

кран 

Четырехходовой 
кран 

Трубка 

НМ 

Рис.19. Работа пневмоцилиндра 

29 

Пневмопривод состоит из следующих элементов: 
• Двухходовой разобщительный кран. 
• Четырехходовой кран управления пневмоцилиндром. 
• Две резинотканевые трубки. 
• Пневмоцилиндр с поршнем и штоком. 

26 .Работа пневмопривода 

Управление пневмоцилиндром по включению или выключению электрических пальцев 

(штепсельных разъемов) в ЭКК производится при помощи четырех ходового крана с 

помощью реверсивной рукоятки, которая вставляется для этого в наконечник, 
квадратного хвостовика пробки крана. Видно, что при таком положении пробки 
четырехходового крана( Рис.19.) воздух из НМ проходит в полость 2 пневмоцилиндра, а 
полость 1 пневмоцилиндра сообщается с атмосферой. При этом в данный момент 
электрические пальцы выдвинуты. Если пробку четырехходового крана повернуть на 
90° по часовой стрелке, то уже полость 1 пневмоцилиндра будет сообщаться с НМ, а 
полость 2 — с атмосферой, и электрические пальцы в ЭКК уберутся. 

Принимая состав в депо машинист обязан убедиться, что двухходовые краны на всех 

промежуточных автосцепках находятся в открытом положении, на концевых автосцепках 
в закрытом положении. 
Для надежного соединения электрических пальцев одной ЭКК со втулками на смежной 
ЭКК выдвигать электрические пальцы для соединения низковольтных электрических 
цепей следует при давлении воздуха в НМ не менее 6,5 ат. Если вместо электрических 
пальцев применяются штепсельные разъемы, такого ограничения нет. 

Соединительный резинотканевый рукав предназначен для обеспечения гибкого 
неразъемного соединения воздухопроводов на вагоне. В частности, такой рукав 

установлен между пневматическими магистралями кузова и тележки, а также при 
подключении магистрали к срывному клапану. 

27. Соединительные рукава 

27. Устройство соединительного рукава 

1  Н а к о н е ч н и к 4  Х о м у т 
2  П р о к л а д к а 5  Р е з и н о ' 
3  Г а й к а 6  Ш т у ц е р 

5  Р е з и н о т к а н е в а я  т р у б к а 

Рис.20. Резинотканевый рукав 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..