Пневматическое оборудование метрополитена - часть 5

 

  Главная      Учебники - Метро     Пневматическое оборудование метрополитена

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Пневматическое оборудование метрополитена - часть 5

 

 

Последние две неисправности можно легко определить в депо при неработающем мотор 
компрессоре путем открытия сливного краника на маслоотделителе, находящемся перед 
обратным клапаном Э-155 (см. общую схему пневматики вагона). В случае исправного 
клапана из маслоотделителя должен слиться только отстой и никакого дополнительно 
выхода воздуха быть не должно. Все вышеизложенное относится только к обратному 
клапану типа Э-155. 

13. Воздушные резервуары 

1 2 

1 Цилиндрическая обечайка 4 Паспортная табличка 

2 Полусферическое днище 5 Водосливной кран 

3 Штуцеры 6 Сварной шов 

Рис.11. Воздушный резервуар 

Воздушные резервуары (емкости) (рис.11.) предназначены для создания необходимого 
запаса сжатого воздуха определенного давления для обеспечения действия 
пневматических приборов и электрических аппаратов. 

Резервуары наполняются сжатым воздухом давлением 5-^8 ат и относятся к наиболее 
ответственной группе приборов, аккумулирующих сжатый воздух. Эксплуатация 
резервуаров подчиняется специальным «Правилам устройства и безопасной эксплуатации 
сосудов, работающих под давлением», утвержденным Госгортехнадзором и является 
обязательным для всех министерств и ведомств. В зависимости от типа вагона на нем 
может быть установлено несколько воздушных резервуаров: от двух на номерных вагонах 
с краном машиниста № 013 до четырех на вагонах " с краном машиниста № 334. 

Все резервуары размещаются под вагоном (рис.12) и крепятся к раме кузова посредством 
двух хомутов с использованием деревянных подкладок — между рамой кузова и 
резервуаром. 

19 

рама кузова 

деревянная подкладка 
кранштейн(металлический уголок) 

хомут 

Рис.12. Крепление резервуара 

Применение деревянных подкладок обусловлено, прежде всего, хорошей изоляционной 
способностью дерева. В случае непреднамеренного переброса низковольтного 
напряжения на трубопроводы магистрали управления, а через них на все трубопроводы, 
воздушные резервуары также окажутся под напряжением. Резервуары, благодаря своему 
большому объему, начнут выступать в роли конденсаторов электрической энергии, что 
может вызвать пробой, т.е. появление дугового искрообразования между резервуаром и 
заземленной рамой кузова. Структура металла стенки резервуара будет нарушена. 

Переброс напряжения может возникнуть из-за неисправности электромагнитных вентилей 
цепи управления и разрушения орешковых изоляторов. 

13.1. Назначение и характеристики резервуаров 

Главный резервуар объемом 300 литров. Предназначен для питания сжатым воздухом 
всех пневматических потребителей вагона после остановки мотор-компрессора. 
Располагается вдоль вагона справа перед второй тележкой рядом с мотор компрессором. 

Запасной резервуар объемом 100 литров. Предназначен для питания сжатым воздухом 

напорной магистрали тормозных цилиндров и магистрали управления в случае 
разрушения главного резервуара или разрыва трубопроводов напорной магистрали до 
обратного клапана Э-175. Запасный резервуар размещается поперек вагона слева перед 
второй тележкой рядом с тормозным воздухораспределителем. 

Уравнительный резервуар объемом 9,5 литров является обособленным видом 
воздушных резервуаров. Конструктивно дополняет кран машиниста № 334, увеличивая 
объем камеры над поршнем для получения наибольшего числа ступеней служебного 
пневматического торможения. Уравнительный резервуар расположен вдоль кузова вагона. 

13.2.Устройство воздушных резервуаров 

Все воздушные резервуары (рис.11) состоят из обечайки — стального цилиндра (5), к 
которой с двух сторон приварены сферические днища (1). Сваривание днищ заодно с 
обечайкой производится с применением центрирующих колец — обручей (6), которые в 
начале привариваются изнутри к днищам таким образом, что часть центрирующего 
кольца выступает по окружности за торец днища на 15-И 8 мм. Далее, этими кольцами 

днища вставляются в обечайку и, после этого, наружным швом (7) свариваются друг с 
другом. 

Для подсоединения трубопроводов и спускных краников каждый резервуар имеет 
приваренные к нему штуцера. На резервуарах укрепляются металлические паспортные 
таблички с указанием завода - изготовителя, номера резервуара, года и месяца 
изготовления, рабочего давления в кг/см

 2

, емкости в литрах и клейма ОТК завода. 

13.3.Технические освидетельствования воздушных резервуаров 

Каждый воздушный резервуар за время своей службы проходит следующие виды 
осмотров и освидетельствований. 

1. Наружный осмотр. При этом резервуар осматривается на предмет отсутствия видимых 

трещин и вмятин, дутья воздуха со стороны штуцеров. Проверяется качество подвески и 
покраски резервуара, а также в некоторых случаях (при проведении гидравлического 
испытания) — на срез резьбы штуцеров, который не должен превышать 20% от общего 
числа витков. 

2. Наружный и внутренний осмотр с проведением гидравлического испытания. 
Проводится один раз в 4 года (плюс 6 месяцев). В этом случае после проведения 
наружного осмотра согласно п.1, а также внутреннего осмотра стенок резервуара через 
открытые штуцеры приступают к наполнению резервуара теплой водой с созданием 
избыточного давления, превышающего рабочее давление воздуха на 5 ат. На номерных 
вагонах главный и запасной резервуар испытывают с поднятием избыточного давления 
воды до 15 ат. После того, как это давление будет выдержано в течении 5 мин., его 
сбрасывают, а воду сливают. Далее приступают к обстукиванию деревянным молотком -
(киянка) стенок резервуара и сварных швов. При этом звук должен быть чистым и 
звонким, указывающим на отсутствие внутренних трещин в структуре металла и на 

монолитность всей конструкции. 
Использование воды при таких испытаниях продиктовано опасностью разлета осколков 
стенок резервуара в случае его разрыва. Это может произойти из-за резкого расширения 
воздуха после его сжатия, а вода — несжимаема, и поэтому травмирование 
обслуживающего персонала в случае разрыва резервуара не произойдет. Теплая вода 
нужна для исключения отложения конденсата на стенках резервуара. 
После проведения гидравлического испытания на каждом резервуаре белой краской через 
трафарет наносят надпись со следующими данными: место и дата испытания, номер 
резервуара, давление при испытании и объем. 

3. Рентген сварных швов. Выполняется при изготовлении нового воздушного резервуара, 
а также один раз в 15 лет. 

На каждый резервуар заводится технический паспорт, в который заносятся все его 
эксплуатационные характеристики, а также данные о проведенных технических 
освидетельствованиях. Хранится паспорт в паспорте вагона. 
К обслуживанию резервуаров допускаются лица, успешно сдавшие экзамен на 
специальный технический минимум. 

14. Предохранительный клапан 

21 

Предохранительный клапан типа Э-216 
предназначен для выпуска избыточного воздуха 
из напорной магистрали, в случае если 
давление в ней превысит 9,0 * 9,2ат. Это 
возможно тогда, когда не отключится 
регулятор давления, а машинист не обратит 
внимания на растущее давление (по манометру) 
и не отключит своевременно выключатель 
мотор компрессора. 
Предохранительный клапан устанавливается 
после главного резервуара на отводе от 
трубопровода напорной магистрали. 

Рис.13. Предохранительный клапан 

14.1.Устройство предохранительного клапана 

Предохранительный клапан Э-216 включает в себя следующие составные элементы: 
- Корпус с резьбовым штуцером и направляющей втулкой, запрессованной в корпус, 
верхний торец которой является седлом для тарельчатого клапана. 

- Стакан, ввинченный в корпус, имеет по окружности восемь сквозных атмосферных 

отверстий по 8 мм диаметром каждое, расположенных в два ряда в шахматном порядке. 

- Латунный тарельчатый клапан (ступенчатой формы) с направляющей крестовиной 

(перьями). Снизу у клапана имеются две поверхности, на которые действует сжатый 
воздух напорной магистрали — рабочая "А", сжатый воздух воздействует всегда при 
нормально работающем мотор-компрессоре, и срывная "В", на которую сжатый воздух 
НМ воздействует снизу при «отрыве» тарельчатого клапана со своего седла. Срывная 
площадь больше площади рабочей. 

- Регулировочная пружина, с верхней и нижней центрирующими шайбами, расположена 

внутри стакана и нагружает тарельчатый клапан сверху. 

- Регулировочный винт ввернут в стакан сверху, необходим для изменения усилия 

регулировочной пружины и, следовательно, давления, при котором срабатывает клапан. 

- Резьбовой колпак навинчен на регулировочный винт и является для него контргайкой. 

Колпак и стакан опломбированы общей пломбой. Нарушение пломбирования 
(отсутствие пломбы, обрыв проволоки) не является признаком срабатывания 
предохранительного клапана. 

13.2. Работа предохранительного клапана 

При своевременно отключающемся мотор-компрессоре давление воздуха в напорной 

магистрали не превышает 8,2 ат и усилие регулировочной пружины в стакане, 
действующей на тарельчатый клапан сверху, превышает усилие, создаваемое давлением 
воздуха напорной магистрали, действующее снизу на рабочую площадь "А" тарельчатого 
клапана. Клапан - закрыт. 
В том случае, если мотор-компрессор не отключается вовремя, давление воздуха в НМ 
растет и начинает приближаться к 9,0 9,2 ат, при этом усилие, создаваемое давлением 
воздуха и действующее снизу на рабочую площадь "А" тарельчатого клапана, начинает 
увеличиваться. Когда это усилие превысит силу предварительного сжатия регулирующей 

1 Стопорный колпачек 
2 Регулировочная гайка 
3 Центрирующая шайба 

4 Реулировочная пружина 

5 Стакан 

6 Седельчатый клапан 

7 Корпус 
вПломба 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..