пружины, тарельчатый клапан начинает отходить от своего седла и сжатый воздух
начинает действовать на всю срывную площадь "В" клапана.
Вследствие этого усилие на клапан возрастает и он резко поднимается вверх по
направляющей втулке. Сжатый воздух, обтекая клапан, выходит в атмосферные отверстия
стакана до тех пор, пока усилие предварительного сжатия пружины не превысит давление
воздуха на клапан снизу (понижая избыточное давление в напорной магистрали).
При срабатывания предохранительного клапана в кабине машиниста будет заметна
пополняемая утечка воздуха из напорной магистрали с постепенным снижением давления
по манометру 6,5 6,8 ат без дальнейшего падения, сопровождающаяся сильным шумом
выходящего из-под вагона воздуха.
Увеличение давления воздуха в НМ свыше 9,0-9,2 ат опасно разрьвзом трубопроводов
и резервуаров, а также и тем, что мотор компрессор при своей работе не рассчитан на
такую величину противодавления сжатого воздуха и, в этом случае, он начинает идти "в
разнос", процесс вызывает перегрев компрессора .
При срабатывании предохранительного клапана машинист должен отключить мотор-
компрессор тумблером на пульте. Затем следует дождаться самостоятельного закрытия
сработавшего предохранительного клапана, которое произойдет при снижении давления
воздуха НМ до 5,5 5,7ат. После чего усилие регулировочной пружины начнет
пересиливать действие давления воздуха на срывную площадь тарельчатого клапана и
клапан должен сесть на седло. После закрытия предохранительного клапана необходимо
включить мотор-компрессор тумблером на пульте и продолжить работу на линии, не
допуская повышения давления воздуха в НМ (по манометру свыше 7 ат) из-за опасности
повторного срабатывания данного предохранительного клапана. В случае, если при
достижении давления воздуха в НМ 5,0 5,2ат предохранительный клапан не закрылся,
следует включить мотор-компрессор и, по указанию ДЦХ, убрать состав с линии в
ближайший тупик или станцию с путевым развитием.
Незакрытие предохранительного клапана при давлении воздуха в НМ 5,5-5,7 ат
может произойти из-за излома регулировочной пружины в момент срабатывания и, как
следствие, выхода направляющей крестовины за пределы направляющей втулки с
дальнейшим перекосом тарельчатого клапана.
Если предохранительный клапан при давлении воздуха в напорной магистрали 5,0 ат не
закрывается самостоятельно, не следует ждать или далее понижать давление. В противном
случае, через кран машиниста произойдет перетекание воздуха из тормозной магистрали в
напорную, что приведет к срабатыванию воздухораспределителей на тормоз и к
усложнению выхода из аварийной ситуации.
Сработавший предохранительный клапан будет легко выявлен после заезда состава в
депо по чистоте атмосферных отверстий стакана и всего клапана в целом.
Предохранительный клапан — наиболее часто снимаемый с вагона для проверки прибор.
Ревизия производится в автоматном отделении электродепо каждые 3 месяца. На корпусе
белой краской наносится дата следующей проверки.
14.3. Неисправность предохранительного клапана
Характерной неисправностью предохранительного клапана является наличие дутья
воздуха. Это может произойти из- за некачественно притирки посадочной поверхности
тарельчатого клапана к своему седлу (направляющей втулке). В этом случае через
неплотность, воздух стравливается из напорной магистрали в атмосферу при давлении,
меньшем нормативного давления срабатывания предохранительного клапана.
Также возможен излом регулировочной пружины в момент срабатывания и, как
следствие, выхода направляющей крестовины за пределы направляющей втулки с
дальнейшим перекосом тарельчатого клапана.