ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ С ЦВЕТНЫМ КАМНЕМ

 

  Главная       Учебники - Металлургия      Художественная обработка цветного камня (Белицкая Э. И.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..

 

 

    1. ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ С ЦВЕТНЫМ КАМНЕМ

      Большой удельный вес в художественных изделиях с камнем, выпускаемых отечественной промышленностью, имеют ювелирные изделия. Круг предметов, которые мы называем ювелирными, чрезвычайно обширен. К ним относятся и утварь, и декоративные вазы, и регалии, и украшения. Мы остановимся только на ювелирных украшениях. Само название определяет его назначение. Изящное, искусно выполненное украшение приносит людям радость, хорошее настроение. Являясь украшением, ювелирное изделие должно быть долговечным (особенно из драгоценных материалов). Именно благодаря этому свойству археологи до сих пор находят в гробницах тысячелетней давности сверкающие ювелирные изделия. Все поддается разрушению: ржавеет железо, окисляется медь, тлеют ткани, бьются керамика и стекло, осыпаются картины и разваливаются здания, а самоцветы и цветные камни, так же, как благородные металлы, не поддаются разру- шению.

      Природа украшений уходит своими корнями в далекое прошлое. Уже в III—II тысячелетиях до н. э. искусные мастера Египта, Средней Азии, Эгейского моря изготавливали драгоценные украшения. Ювелирное искусство — одно из древнейших видов

      72

      обработки благородных металлов, самоцветов, цветных камней и других материалов.

      За 700 лет до н. э. скифы были знакомы с инкрустацией изделий самоцветными камнями. Всемирно известна коллекция скифского золота. Изящные диадемы, тяжелые шейные гривны, сотни миниатюрных нашивных бляшек украшали одежды мужчин и

      женщин.

      В эпоху эллинизма (конец IV—I вв. до н. э.), когда в результате завоевательных боев Александра Македонского в Грецию с Востока был принесен новый стиль — стремление к созданию ярких красочных сочетаний, — поверхность ювелирных изделий из золота усеивалась драгоценными камнями, вставками из цветного стекла и эмали.

      К XVI—XVII вв. ювелирное искусство достигло большого совершенства. Широко применялись самоцветные камни и цветные эмали.

      В Государственном Эрмитаже в особой кладовой собрано несколько тысяч ювелирных изделий, многие из которых являются шедеврами прикладного искусства, широко известными не

      только в нашей стране, но и за ее пределами.

      Ювелирные украшения находят широкое применение в нашем быту. Самобытное мастерство уральских ювелиров в создании украшений с цветным камнем и в наши дни не утратило своей

      известности.

      В выставочном фонде СССР хранятся ювелирные украшения, созданные художником Б. А. Гладковым и мастером Я. С. Брыз- галовым, золотые кулоны и запонки с лазуритом и агатом, брошь с малахитом, выполненные художником Н. А. Кашиной и ювелиром Кудрявцевым, брошь из орлеца в серебряной оправе

      В. М. Храмцова и многие другие.

      Могут быть ювелирные украшения из цветного камня в сочетании с самоцветом, даже с бриллиантом. Ярким примером является золотое нагрудное украшение — кулон из темно-коричневого агата с пятью алмазными розами.

      Главным элементом украшения является вставка из агата диаметром 35 мм и только в верхней части находится небольшое золотое соединительное колечко, по обе стороны которого расходятся веточки с листиками, в каждом из них — по алмазной розочке. Очень эффектны украшения с цветным камнем в филигранных изделиях.

      Ювелирные украшения с цветным камнем пользуются повы- шенным спросом. Известны своей нестандартностью и высоким художественным уровнем ювелирные изделия художника Ю, И. Паас-Александровой. Это она одна из первых пред-

      73

      дожила оригинальные украшения: броши, запонки с мозаикой из цветных камней.

      Широко распространены такие ювелирные украшения, как серьги. Их изготавливают из сплавов золота, платины, серебра и цветных металлов со вставками из самоцветов и цветных камней, жемчуга и стекла.

      Подбор вставок из цветных камней является не простой задачей. Требуется подобрать две парные вставки. Если вставки изготавливают из одноцветных камней, как, например, нефрит, жадеит или одноцветная яшма, достаточна идентичность по форме и размеру. Если же вставки для серег из лазурита, орлеца, пестроцветной яшмы, агата и других неоднородных камней, подобрать парные вставки значительно сложнее.

      Вставки из цветного камня в парных изделиях должны быть близкими по характеру рисунка, подобраны по цвету, оттенкам, размеру и форме (ОСТ 25-230—73; ОСТ 25-251—73; ОСТ 41-79—74;

      ОСТ 41-91-74; ОСТ 41-97-74).

      Нанесенные на вставки любым способом изображения должны иметь четкий рисунок, элементы инкрустации и мозаики должны плотно прилегать друг к другу.

      Не менее популярным видом украшений являются бусы, которые, так же, как и серьги, являются распространенным видом женских украшений почти у всех народностей мира. В настоящее время бусы изготавливают из янтаря, жемчуга, кораллов, горного хрусталя, цветных камней, дерева, пластмассы и других материалов. Бусины имеют различные формы и размеры. Чаще всего их нанизывают на капроновую или шелковую нитки. К шейным украшениям относятся и ожерелья, колье, кулоны и медальоны. Ожерелье состоит из металлических соединительных элементов со вставками из камней. Колье — шейное украшение сложной композиции в виде нескольких подвесок из камней. В центре колье обычно располагают более крупные элементы (подвеску с камнем), а к краям размеры звеньев постепенно

      уменьшаются.

      Кулон — это ювелирное украшение из одного или нескольких камней, оправленных в оправу, которая подвешена на цепочку, шнур или бархатную ленту. Форма кулонов, оправы и размеры

      их самые разнообразные.

      Привлекают своим изяществом и подбором камня кулоны ИЗ малахита с серебром (рис. 37). Особый интерес представляет кулон из серо-голубого халцедона, в центре которого — кварцевая щетка с мелкими мерцающими кристалликами (рис. 38), а также кулоны с сердоликом, лазуритом и янтарем мастера народного творчества Латвийской ССР А. Ф. Сержанта (см. рис. 40).

      74

      Оправой украшений с цветным камнем могут быть драгоценные

      металлы (рис. 39), однако чаще медные сплавы и нержавеющая сталь. В браслетах успешно используются крупные вставки из цветных камней. Крупные вставки дают возможность показать красоту пестроцветного, рисунчатого камня: агатов, различных яшм, лазурита, родонита и многих других камней. Браслеты могут иметь различное количество вставок из цветных камней, закрепленных в оправе. Так же, как и кольца, браслеты могут быть полностью из камня без металлической оправы.

      Распространенным и разнообразным видом украшения платья, костюма или пальто являются броши различных форм и размеров. Более эффектными являются крупные броши из цветного камня. Броши могут состоять из одной крупной каменной вставки и металлической оправы, а также из сочетания нескольких камней, разных по размеру и породе. Широко распространены броши в виде камеи, закрепленной в оправе. Камеи бывают из разных камней: мориона, агата, кахолонга, сардоникса. На камеях обычно изображаются женские головки.

      К ювелирным изделиям для женщин и мужчин относятся запонки. Часто именно в запонках проявляется небрежное отношение к камню, если при разметке камня на заготовки не учитываются его расцветка и рисунок.

      К ювелирным украшениям относятся и предметы украшения интерьера, такие, как настенные декоративные тарелки (см. рис. 28), настенные бра (см. рис. 31) и настольные лампы, подсвечники.

      Украшения из цветного камня могут быть отнесены и к предметам сервировки стола. Например, черенки из камня на лопатках, ложках, вилках для рыбы, салата и других закусок, рюмки из нефрита, кольца для салфеток, вазы для цветов и многие другие изделия могут украсить любой праздничный стол.

      Разнообразие украшений безгранично. Перечислить их все невозможно. Некоторые из них показаны на рис. 41—45.


       

    2. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЯНТАРЯ Своей красотой янтарь известен людям с незапамятных времен. Он стоек к воздействию внешних факторов, т. е. к выветриванию, поэтому миллионы лет не оставили на нем почти никаких следов.

Именно поэтому в древних погребениях находят бусы и другие изделия, обработанные, очевидно, еще каменным инструментом.

Именно о янтаре сложено больше всего легенд и мифов, и все

они прекрасны. Интересны легенды Греции, особенно о Фаэтоне,


 

сыне Солнца — Гелиоса, трогателен литовский миф о рыбаке Каститисе и прекрасной богине Юрате. В Литве, где особенно любят янтарь, создана скульптура «Юрате и Каститис» (автор Н. Гейгалайте). И во всех легендах и мифах янтарь — это или осколки сказочного замка прекрасной богини Юрате, которая до сих пор оплакивает своего возлюбленного Каститиса, или слезы любви дочерей Солнца.

В археологических раскопках каменного века наряду с осколками кремня иногда встречаются куски необработанного янтаря. Многочисленны находки бус и подвесок из янтаря, относящиеся к IV тысячелетию до н. э. Кроме бус и подвесок уже тогда были распространены грубо вырезанные фигурки людей н животных. Изделия из янтаря носили как амулеты. Сохранились первые письменные предания, которые рассказывают о янтаре.

Клинопись Х в. до н. э. (перевод И. Ойтарта) гласит:

В морях полярных ветров его Караваны ловили жемчуг, В морях, где Полярная звезда, В зените — янтарь.

В Лиепайском краеведческом музее хранятся украшения из янтаря, относящиеся к 1500—400 гг. до н. э.

Существуют прекрасно выполненные украшения из слоновой кости, золота с янтарными инкрустациями, относящиеся к VIII и VI вв. до н. э. и найденные в Киевской области и на Кубани.

В Государственном Эрмитаже хранятся мастерски выполненные из янтаря табакерки и нгольники в золотой оправе с эмалью, изготовленные в конце XVIII в. К числу изделий XVIII в. относится редкий экземпляр янтарных шахмат.

В Минералогическом музее Академии наук СССР хранится коллекция из двенадцати янтарных пробок для бутылок. На оправе каждой пробки выгравировано месторождение янтаря. В Оружейной палате Московского Кремля хранится более 30 янтарных изделий, относящихся к XVII и XVIII вв.

Основными украшениями изделий являются резной узор, искусный цветовой подбор янтаря и различная степень высветления частей предмета.

В Московской Руси, Великом Новгороде и в северных русских зем.тях в течение веков янтарь был одним из немногих камней, употреблявшихся для различных украшений. При раскопках старой Рязани, сожженной Батыем в 1237 г., обнаружены мастерские и инструменты по обработке янтаря.

Расцвет художественной обработки янтаря в Европе относится к первой трети XII в. Миру известны имена многих мастеров

76

по янтарю, изделия которых поднялись до настоящего искусства. В музеях Советского Союза и других стран хранятся высокоху- дожественные изделия из янтаря.

И все-таки вершиной расцвета художественной обработки янтаря явилось создание знаменитой Янтарной комнаты, которая занимает особое место среди всех изделий из янтаря, созданных за всю историю человеческого общества. А. Е. Ферсман назвал ее «новым чудом света».

Всем известна история Янтарной комнаты Екатерининского дворца, которая была подарена прусским королем Фридрихом I русскому царю Петру I после знаменитой Полтавской битвы, где русские войска одержали победу над войсками шведского короля Карла XII. Фридрих I подарил, конечно, не комнату в прямом смысле, а янтарные детали, которые с большим вкусом и виртуозным мастерством были изготовлены в Данциге знаменитым мастером Туссо под руководством архитектора Шлюттера. Они предназначались для облицовки стен кабинета Петра I. Комната называлась янтарной, потому что все ее стены были облицованы мозаикой из янтаря. Она представляла большую ценность не только количеством ценного янтаря, а главным образом совершенством исполнения (подбором деталей по цвету, рельефной резьбой янтарных деталей).

Во время Великой Отечественной войны фашистские варвары, ограбив Екатерининский дворец, похитили Янтарную комнату.

Предполагают, что она где-то зарыта или затоплена. Янтарь не переносит такого отношения к себе и, к сожалению, очевидно, от «чуда света» мало что осталось.

Казалось бы, на этом история Янтарной комнаты должна бы и закончиться. Но нет, это только ее начало.

Советские реставраторы возрождают знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в городе Пушкине. Придет время, и в Екатерининском дворце широко откроются двери в Янтарную комнату, и опять будет встреча с «чудом света». Но это будет новое чудо, воссозданное советскими мастерами XX веке-, дар советскому народу.

Для воссоздания нового янтарного «чуда света» требуется большое количество янтаря различных цветов и оттенков. СССР имеет самые крупные месторождения янтаря, и эту задачу янтар-нодобывающая промышленность сможет решить. Но кроме янтаря необходимо иметь талантливых высококвалифицированных мастеров. Наша страна богата талантами Под руководством архитектора Г. С. Хозацкого советские мастера создали в 1/^ натуральной величины макет панели знаменитого Янтарного кабинета и художественные изделия из янтаря в стиле XVII в.


 

Среди них — янтарные шкатулки, пудреницы. Отлично воссозданы церемониальная трость, медальоны, шахматы и др. (Фрагмент резьбы по янтарю приведен на рис. 45, б.)

В настоящее время главным специалистом камнерезных работ по янтарю является В. П. Ерцев, с которым мы уже знакомы. Он начинал работу с небольшой бригадой камнерезов, работающих увлеченно, дружно, как одна семья, тем более, что в бригаде трое Ерцевых: В. П. Ерцев, П. П. Ерцев и М. П. Ерцева, а кроме них, безусловно, незаурядные мастера-художники А. А. Журавлев, А. П. Ванин и В. П. Крылов.

С 1977 г. работы этих мастеров уже выставляются на различных выставках республиканского, а затем всесоюзного значения. В основном это художественные миниатюры, мозаичные шкатулки с резьбой, иногда в сочетании с металлом. О некоторых из них мы уже говорили. Но, пожалуй, пока лучшей художественной работой, самой зрелой, выполненной в творческом содружестве всей группой, является ажурная янтарная шкатулка из 500 деталей. Здесь применены всевозможные приемы работы: тончайшая сквозная резьба, резьба камей, миниатюрная скульптура (барельефы). Все детали шкатулки так подогнаны одна к дру- гой на шипах, что держатся без клея. Непосвященный в тонкости этой работы примет шкатулку за изготовленную из одного куска янтаря.

В нашей стране изготовлением художественных изделий из янтаря занимаются несколько предприятий. Наиболее крупные из них —

«Максла» в Латвии, «Дайле» в Литве и Калининградский янтарный комбинат, которые дают более 2/3 мирового производства янтарных изделий.

В Прибалтийских республиках янтарь прочно вошел в быт в виде самых разнообразных изделий.

Известнейший исследователь и знаток янтаря Янис Судмалис организовал при краеведческом музее студию. У него много учеников .

Ювелирные изделия его ученика В. Ансулиса из янтаря и металла пользуются большой известностью. Много талантливых мастеров- янтарорезов в Латвии, но нельзя не упомянуть о Лаймонисе Бурвисе. Он окончил Лиепайскую школу прикладного искусства и является руководителем отделения обработки металла и янтаря.

В Литве янтарь пользуется необыкновенной любовью народа, он связан с народными традициями, обрядами, вошел в литературу и народное творчество. Не случайно в стихах литовской поэтессы Саломеи Нерис есть такие строчки: маленький мой край — как золотая капелька густого янтаря.

Последнее время изделия из янтаря литовских мастеров являются одними из интереснейших. Используя особенности фактуры каждого кусочка янтаря, художники создают интересные и оригинальные композиции.

Благодаря разнообразию форм и цвета янтарь легко сочетается как с белым металлом — нейзильбером, мельхиором, серебром, — так и с желтым — золотом, латунью.

В кулонах и ожерельях художника Л. Шулгайте удачно сочетаются металл с янтарем.

Куски янтаря чаще всего имеют неправильную форму, поэтому лучи света преломляются в них по-разному, создавая великолепный оптический эффект.

Если бережно подходить к каждому кусочку, можно получить оригинальные ювелирные изделия, каждое из которых будет носить неповторимый индивидуальный характер.

Верные трацидиям своих предков народные умельцы А. Анд-рекута и Д. Варкалис создают прекрасные кулоны. Цель их — максимально сохранить камень, его природную окраску и форму. А народный умелец Ф. Пакутинскас создал оригинальные браслеты с янтарем, которые сейчас очень модны.

Из янтаря традиционно изготавливаются бусы разных форм и размеров. Они в основном изготавливаются на Калининградском янтарном комбинате, продукцию которого можно разделить на четыре основные группы.

  1. Камнерезные изделия серийного выпуска (бусы, браслеты, мундштуки); в их конструкцию не входит металл.

  2. Ювелирные изделия серийного выпуска (броши, серьги, ожерелья, кулоны, зажимы для галстуков, запонки); в их композицию включен декорирующий металл.

  3. Изделия мелкой пластики. Их выпуск ограничен (фигурки птиц, животных). Изготовление изделий мелкой пластики требует высокого профессионального мастерства и художественного вкуса и от автора эскиза, и от исполнителя. Лучше всего, когда это одно и то же лицо.

  4. Уникальные изделия (шкатулки, вазы, мозаики). Это произведения искусства, и их могут выполнять только одаренные художники- янтарорезы, хорошо понимающие материал и имеющие высокую профессиональную подготовку.

    Калининградский комбинат снабжает своими изделиями не только все города и республики страны. Его продукция идет также на мировой рынок. В Калининград шлют заказы фирмы США, Японии, Англии, ФРГ. Дании, Финляндии, Югославии, Венгрии, ГДР.


     

    Контрольные вопросы


     

    1. Классификация декоративно-художественных изделий.

    2. Определение глиптики.

    3. Разновидности мозаик.

    4. Основные (характерные) признаки флорентийской мозаики и требования к ней.

    5. Особенности римской мозаики.

    6. Русская мозаика.

7. Изделия, относящиеся к ювелирным украшениям.

8. Характерные особенности изделий из янтаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..