Значение камня в жизни человека

 

  Главная       Учебники - Металлургия      Художественная обработка цветного камня (Белицкая Э. И.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

 

Художественная обработка цветного камня (Белицкая Э. И.) - 1983 год

 

Учебник для средн. проф.-техн. училищ. — М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983. — 200 с., ил.24с.

Описаны свойства цветных камней, технологические операции изготовления изделий из них. Приведены необходимые сведения об устройстве и эксплуатации оборудования, инструмента, приспособлений и вспомогательных материалах, применяемых при обработке цветного камня.

Для учащихся профессионально-технических училищ. ББК 37.27 6П9.4

Рецензенты: проф. ЛФЭИ им. Н. А. Вознесенского, канд. техн. наук Н. К. Белоглазое и искусствовед ВНИИювелир-прома И. В. Шаталова


 

© Издательство «Легкая и пищевая промышленность», 1983 г.

Предисловие 5

  1. ЧЕЛОВЕК И КАМЕНЬ 7

  2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТНОГО КАМНЯ И ЕГО СВОЙСТВА

    1. Классификация 18

    2. Физико-механические свойства 21

    3. Оптические свойства 23

  3. ЦВЕТНОЙ КАМЕНЬ И ОБЛАСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 26

    1. Мягкие породы 26

    2. Средние породы 28

    3. Твердые породы 30

  4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЦВЕТНОГО КАМНЯ 45

    1. Декоративно-художественные изделия 47

    2. Художественные изделия с резьбой 49

    3. Мозаичные изделия 54

    4. Ювелирные украшения с цветным камнем 71

    5. Изделия из янтаря 74

  5. МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОБРАБОТКЕ ЦВЕТНОГО КАМНЯ 79

    1. Черные металлы 79

    2. Цветные металлы и сплавы 82

    3. Благородные металлы 86

    4. Абразивные материалы 88

  6. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЦВЕТНОГО КАМНЯ 93

    1. Абразивные инструменты 93

    2. Абразивно-алмазные инструменты 99

    3. Инструменты для правки кругов 110

    4. Инструменты для полирования 112

  7. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЦВЕТНОГО КАМНЯ 115

    1. Механизированные инструменты 116

    2. Станки для резки камней 121

    3. Сверлильные станки 125

    4. Станки для формообразования изделий из цветного камня

      131

    5. Станки для финишной обработки 138

    6. Ультразвуковая обработка камня 142

  8. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЦВЕТНОГО КАМНЯ

    1. Заготовительные операции 149

    2. Сверление 152

    3. Формообразование заготовок 155

    4. Финишные операции 164

  9. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЦВЕТНОГО КАМНЯ 171

    1. Структура технологического процесса 171

    2. Оформление технологических документов 173

    3. Изготовление типовых изделий 174

    4. Основные технологические требования при изготовлении мозаики 183

    5. Выполнение художественной резьбы 190

  10. ОХРАНА ТРУДА И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ 194

Список литературы 199

ПРЕДИСЛОВИЕ


 

Технология обработки цветного камня твердых пород за последние 30

лет значительно изменилась.

Знаменательной вехой в развитии индустриальных методов изготовления художественных изделий из цветного камня явилось появление отечественного абразивно-алмазного инструмента.

Открытие месторождений алмазов в СССР, а также создание промышленного выпуска отечественных синтетических алмазов обеспечили возможность широкого внедрения в народное хозяйство прогрессивного алмазного инструмента, что дало возможность значительно облегчить трудоемкие процессы обработки, сократить применение ручного труда и повысить культуру производства при обработке цветного камня.

Широкое применение в камнеобработке алмазного инструмента является результатом большой работы, проделанной за эти годы нашими исследователями, производственниками, разработавшими и внедрившими в промышленность новый прогрессивный инструмент и усовершенствованную технологию обработки самых трудоемких процессов, таких, как резка, сверление, формообразование изделий и полировка.

Уже в первые годы внедрения инструмента производительность труда при резке камня повысилась в 8 раз, при сверлении — в 10 раз.

В настоящее время работа по комплексной механизации процессов обработки изделий из твердых пород цветного камня продолжается.

Механизация процессов обработки создает для камнереза, мастера- модельера и художника широкие возможности для творчества, освобождая их от непроизводительного и тяжелого ручного труда.

Для успешной работы камнерез, мастер и художник декоративно- прикладного искусства должны не только иметь художественную подготовку, но и знать специальную технологию.

Они должны знать художественные и технологические достоинства и недостатки цветных камней, чтобы уверенно и успешно владеть материалом, из которого создается художественное изделие, а также современные методы обработки камня и технологию изготовления из него изделий.

Настоящий учебник написан в соответствии с программой одновременного курса для ПТУ, готовящих камнерезов и мастеров по обработке твердых пород цветного камня.

При создании учебника учитывалось, что учащиеся слушают курс параллельно с работой в учебных мастерских, где они приобретают необходимые навыки по технологии обработки камня.

Материал данной работы основан на опыте ряда предприятий и исследовательских технологических разработках специалистов ВНИИ ювелирной промышленности: начальников лабораторий В. И. Чукаева, Я. Е. Цейтлина, В. Б. Вовнобоя; старших научных сотрудников Ф. Н. Зубжицкого, И. И. Дьяченко, Г. М. Рохлиной', ст. инженеров В. Н. Виноградова, В. М. Латышевой, Л. Н. Николаевой, Э. И. Кузичевой, В. Э. Ратнера; ведущего конструктора В. В. Лебедева; инженера Г. Н. Кузнецовой', ст. техника Л. 3. Гуткович, механиков А. П. Спирина, Ю. М. Мариничева, Ю. Я. Верника, много лет работающих вместе с автором.

При подготовке рукописи к изданию учтены советы и рекомендации мастеров И. П. Андреева, А. Е. Дризгаловича, Ю. И. Дацюка, профессора Ленинградского горного института им. Г. В. Плеханова Д. П. Григорьева, а также доцента И. Г. Ко-смачева, которым автор выражает глубокую благодарность.

Автор также благодарит В. В. Лебедева, Г. Н. Шапиро и В. М. Кравченко за помощь в подготовке иллюстративного материала.

Учебник издается впервые. Автор с признательностью примет все замечания и пожелания, направленные на улучшение этого учебника.


 

ЧЕЛОВЕК И КАМЕНЬ


 

Камень, замечательный материал природы, на котором строились и будут строиться и техника, и прикладное искусство с одушевляющей его творческой мыслью, является неотъемлемым элементом . общей культуры человечества.

А. Е. Ферсман


 

Значение камня в жизни человека, в становлении человеческого общества и особенно в истории культуры и искусства трудно переоценить.

Как только наш далекий предок встал на ноги, он взял в руки камень.

В 1891 г. на острове Ява в раннечетвертичных слоях были найдены останки одного из наших обезьяноподобных предков. Ученые назвали его питекантропом (обезьяночеловеком). Они ?кили около 800 тысяч лет назад. Питекантропы еще не знали огня, но уже умели изготавливать примитивные орудия труда и защиты из кремня.

В 1927—1937 гг. интересная находка была сделана в Китае, в селении Чоу-Кау-Тьен, недалеко от Пекина. Китайские ученые нашли в каменной пещере костные останки обезьянолюдей — синантропов (китайский человек). Здесь же были найдены каменные орудия и обожженные камни, угли и зола.

Очень ценная находка была сделана в 1938 г. советским ученым А. П. Окладниковым. В Узбекистане, в пещере Тешик-Таш, он обнаружил останки первобытного человека и следы его примитивной культуры. А. П. Окладникову посчастливилось найти останки неандертальцев, живших в эпоху великого оледенения. Слово «неандерталец» происходит от названия долины Неандерталь в Германии, где он впервые был найден. С помощью каменных ножей неандертальцы снимали шкуры с убитых животных.

И даже позже, к концу ледникового периода, около 20 тысяч лет назад, когда на земле жили уже кроманьонцы (древнейшие люди современного антропологического типа, названные так по находкам этих предков близ селения Кро-Маньон во Франции), камень играл первостепенную роль. Из него изготавливали различные предметы быта и орудия. Именно камень был первым орудием и предметом труда, благодаря которому жизнь наших предков пошла по новому пути, недоступному для животных, по пути труда, мышления и постепенного овладения силами природы.

Камень дал человеку огонь. Неизвестно, сколько прошло времени от первой искры, высеченной из кремня, до первого костра.

Огонь дал человеку не только тепло и свет в ночи, не только защиту от хищников, но и возможность сохранять добываемую пищу, особенно мясо, употреблять вареную или жареную пищу.

На каждом шагу первобытному человеку угрожала опасность и он должен был искать орудия труда и защиты. И именно камень — кремень

— благодаря своим исключительным свойствам стал необходим человеку для его существования. Он помогал ему добывать пищу, защищаться от хищников, а затем и обрабатывать землю, шкуры животных.

Из камня изготавливались наконечники для стрел, молотки, топоры и многие другие жизненно необходимые предметы быта.

Известны тысячи стоянок первобытного человека, десятки тысяч каменных орудий, достаточно совершенных и разнообразных. Трудно перечислить все предметы из камня и их назначение в жизни наших предков, но легко назвать камни, которые первыми были использованы человеком в те далекие времена. К ним откосятся в первую очередь кремень и нефрит, кварцит, кварц, халцедон и обсидиан. И все это цветные камни. Именно цветной камень — нефрит — явился незаменимым материалом для изготовления орудий.

На заре зарождения культуры в самых различных ее центрах нефрит наряду с кремнем стал первым орудием борьбы за жизнь и орудием труда. Из нефрита изготавливались ножи, молотки, наконечники к стрелам, а изделия из нефрита передавались из поколения в поколение.

Этот красивый и уникальный по своим свойствам камень является старейшим материалом в зарождении и развитии культуры человечества.

Постепенно нефрит становится излюбленным художественным материалом Востока. Из нефрита изготавливались различные талисманы. В Китае он считался священным камнем. Возможно, именно из нефрита был создан один из первых музыкальных инструментов.

Пластинки нефрита разной толщины, издающие при легком ударе чистый, прекрасный звук, использовали для услаждения слуха владетельных восточных вельмож.

В Армении, на холме Сатаридар, советскими археологами найдены тяжелые ручные рубила овальной, треугольной и миндалевидной формы не из кремня, а из обсидиана (вулканического стекла) — популярного сейчас цветного камня для изготовления художественных изделий.

Из камня же были получены первые краски. В палеолите началось использование минеральных красок — лимонита, окислов марганца. Позже в Древней Греции и Древнем Риме для получения синей краски — ультрамарина — применялся цветной камень лазурит. Краска из лазурита отличалась не только красотой синего (ультрамаринового) цвета, но и стойкостью. В Великом Новгороде существовали в москательном ряду специальные красильные лавки. Именно в такой лавке приобрел афганскую чудо-краску замечательный живописец Дионисий для своего последнего творения — фресок Ферапонтова монастыря в Приозерье.

Археологи подтверждают, что в раскопках жилищ наших древних предков встречаются и предметы, не имеющие утилитарного назначения. К ним относятся коллекции цветной гальки, кальцитовых «цветов» и натечные сталактиты и раковины. Значит, красота камня, музыка, растительный мир — не просто экзотика или развлечение. Это все значительно серьезней и тысячами путей влияет на человека, его психологию, духовный мир, настроение и, наконец, творчество.

Камень сыграл большую роль и в мореплавании. Лев Скрягин, посвятивший многие годы изучению истории якорей, считает, что якорь

— одно из древнейших и удивительнейших изобретений человечества. Да, но мы знаем якоря металлические, при чем же тут камень? Как стало известно, первый якорь был из камня, который на протяжении тысячелетий оставался единственным приспособлением для удержания судна на воде. Якоря из камня называют якорными камнями. Форма якорного камня постепенно совершенствовалась. Первые якорные камни представляли собой обломок камня, перевязанный веревкой. Когда человек научился сверлить камень, на якорном камне появилось; отверстие. Якорный камень с отверстием нашел известный советский археолог А. Я. Брюсов в Карелии в 1929 г. Находка относится к 2000 г. до н. э. Аналогичные археологические находки были сделаны и в Египте.

После второй мировой войны, когда акваланги дали возможность человеку достаточно глубоко погружаться в морские и

океанские глубины, подводными пловцами-археологами были найдены якорные камни. Они были плоскими, треугольными, овальной формы с несколькими отверстиями, некоторые со следами греческих букв.

В конце 1975 г. на Балтике в трал одного из сейнеров латвийского рыболовецкого колхоза «Узвора» попал каменно-деревянный обросший водорослями якорь. Длина его более полутора метров, масса — тонна. Вот какой привет из далекого прошлого получили латвийские рыбаки.

На основе собранного археологами даже только на территории СССР обширного материала воссоздается картина последовательного развития первобытного общества от древнего каменного века до века железа, с момента становления человека до периода разложения первобытнообщинного строя и ранних государственных образований. В числе находок имеются каменные орудия труда, насчитывающие 500—300 тысяч лет.

В эпоху палеолита появляются первые произведения искусства — мелкая скульптура из камня, а также рисунки на скалах и стенах древних пещер.

Кто не слышал о наскальных рисунках? Мы не знаем имен первых живописцев и резчиков по камню. Возможно, это было коллективное творчество. Творчество сопровождало человека с первых его сознательных шагов, так как любой труд невозможен без творчества.

Авторы наскальных изображений, очевидно, создавали их не для потомков. Но благодаря им мы получили и получаем через века интереснейшую информацию о жизни и быте наших предков.

В крымском городе Мурзак-хоба советские ученые нашли на стенах древних каменных пещер, где жили некогда кроманьонцы, рисунки животных, сцены охоты, искусно выполненные неизвестными предками.

Только в урочище Саймалы-Таш в Киргизии, по утверждению археолога А. П. Бернштама, имеется около ста тысяч наскальных изображений.

Древнейшие обитатели междуречья Дона и Днепра запечатлели силуэты мамонтов, носорога и лошадей на стенах пещер.

На Дону кроманьонец вырезал из мягкого камня — мергеля —

статуэтки мамонтов, носорога, лошади и медведя.

На Шишкинских скалах на верхней Лене можно увидеть интересную сцену: дракон, похожий на крокодила, открыв пасть, хочет проглотить диск.

Схема солнечной ладьи изображена на камнях в Азербайджане, Казахстане, на Урале. Самые первые рисунки в пещерах и фигурки из камня, как отмечает археолог А. А. Формазов, отно-

сятся к позднему палеолиту. Их создали кроманьонцы. Изобилие рельефов с фигурами животных, людей, с небольшими сюжетными композициями высечены на фасадах домов и надгробных плитах в Азербайджане. Большая часть памятников древней культуры и в настоящее время находится там, где они были созданы сотни и тысячи лет назад.

Искусство древних азербайджанских резчиков по камню очень разнообразно. Среди них и круглая скульптура, и горельефы, и неглубокий резной рисунок. По данным азербайджанских ученых, средневековые резные камни относятся к XIII в. Самыми известными являются так называемые байловые камни, поднятые со дна Каспийского моря. На камнях —рельефные, глубоко врезанные надписи в сочетании с растительными узорами и скульптурными изображениями людей и животных.

В Азербайджане недалеко от г. Баку были найдены многочисленные наскальные изображения, относящиеся к XIII —VI вв. до н. э. Основная масса наскальных изображений имеет явно

выраженное смысловое значение.

Невозможно перечислить все наскальные изображения, да это и не нужно. Возникновение искусства — закономерное следствие трудовой деятельности людей палеолита.

При раскопках главной резиденции скифских царей близ нынешнего г. Симферополя обнаружили рельефы из мрамора, множество предметов быта из камня и ювелирные украшения с камнями: кольца, бусы, медальоны. Все они относятся к

III—II в. до н. э.

В 422—21 гг. до н. э. греками был основан Херсонес. Как город он просуществовал почти двадцать веков,; но и, сейчас он удивляет людей памятниками архитектуры и искусства из камня. Одним из интереснейших памятников искусства античного Херсонеса I в. до н. э. является мозаичный пол в одном небольшом помещении. Мозаика пола, выполненная из цветной гальки, изображает молодых купальщиц.

Интересные работы провели археологи в 1978 г. на Кольском полуострове. Как отмечают участники экспедиции Н. Гурина, В. Шумкин, И. Гаврилова и Г. Синицина, особый интерес представляет поселение Устье Дроздовки. Получены новые данные о материальной культуре ранненеолитического (середина IV тысячелетия до н. э.) периода. Найдено много орудий из кварца, песчаника, сланца, многочисленные отщепы кремня и наконечников из них.

На одной из площадок, засыпанной красной охрой, найдено навершие в виде головки птицы из мыльного камня с великолепной проработкой деталей.

На стоянке Маяк обнаружены обломки наверший из мыльного камня с орнаментом. А в поселении Нерпичья Губа II — прекрасно выполненная, тоже из мыльного камня, голова белого медведя и заглаженная галька со сложным узором. Мыльный камень мягкий и хорошо поддается художественной резьбе.

Нет сомнения, что в эпоху неолита человек уже владел художественной резьбой по камню. Прошли века, но и до сих пор мыльный камень является излюбленным материалом для создания художественных изделий со сложной художественной резьбой, особенно в странах Азии.

Виртуозно владеют этим искусством вьетнамцы, китайцы и другие народы Азии. До сих пор в этих странах можно увидеть высокохудожественные объемные изделия из мыльного камня с ажурной резьбой, но не абстрактной, а с совершенно четко выраженным сюжетом.

«По бесовым следам» — это название рождено древней легендой, которая пыталась объяснить загадочное изображение следов человеческих ног на камне. Как отмечают авторы книги с таким же названием Я. Доманский и А. Столяр, «сколь бы фантастично это не звучало порой, — сохранились как будто следы ног человека, жившего тысячи дет назад! ...»

И действительно, при изучении этих «следов» на гранитных скалах Карелии ученые убедились, что наши предки оставили следы своих ног, но не в прямом смысле слова, а в виде искусно выбитых на поверхности Карельского гранита изображений босых ног — всей ступни с пятью пальцами.

Как мы видим даже из очень краткого изложения, камень был не только первым орудием труда, но и одним из первых материалов для изготовления произведений искусства.

И в бронзовом веке камень давал людям огонь, точил мечи и плуги. Из камня изготавливались саркофаги, увековечивая настоящее для будущего. Из камня создавались дворцы и храмы.

Одно из древнейших искусств — ваяние — воплотило себя тоже в камне, особенно в белоснежном каррарском мраморе. И неотъемлемой частью различных украшений, в первую очередь ювелирных, был тоже камень — камень-самоцвет.

Первые мастерские по обработке камня были созданы еще до неолита, т. е. за многие тысячелетия. Но техника обработки камня развивалась и совершенствовалась чрезвычайно медленно.

Природа не открывает своих секретов, но показывает много удивительного, так произошло и с камнем, особенно самоцветом. Научился человек обрабатывать камень, придавать ему необходимую форму, сверлить, шлифовать, но блестящим и ярким он видел его только в воде. Опустит в воду цветной камень, и

становится он ярким и блестящим. Высохнет камень — и опять потускнеет, поблекнет. Может быть, именно это удивительное явление вызвало у человека желание сохранить цвет, рисунок и блеск камня такими каковы они в воде. Природа как бы приоткрыла завесу, намекнула, вот, мол, каким может и должен быть камень, и задала человеку задачу.

Около десяти тысячелетий понадобилось, чтобы человек научился полировать камень. И до сих пор камнерез, геолог или любитель камня прежде всего смочит поверхность камня мокрой тряпкой, чтобы увидеть, каким он будет после полировки.

Древнерусское камнерезное искусство развивалось в органическом единстве с русской архитектурой. Преобразования Петра I, связанные с распространением научной жизни в России, имели самое непосредственное отношение и к развитию художественной обработки камня в России. Среди фабрик и заводов, учрежденных при Петре I, была и Петергофская гранильная фабрика.

Имеющиеся документальные данные, извлеченные из дел «Канцелярии от строений» показывают, что идея устройства фабрики по обработке камня в Петергофе относится к первой четверти

XVIII в.

В 1721 г. в Петергофе строилась сначала ветряная, а затем

водяная «пильная мельница», предназначенная вначале «пило-вать мраморный и алебастровый камень, кроме крепкого». В 1725 г. последовал указ Петра I о расширении производства:

«делать мельницу на 40 рам»; этой мельнице придавалось особое значение, и ходом ее строительства Петр I интересовался до самой смерти, требуя

«делать ее с поспешением».

В период 1732—1748 гг. окончательно оформилась Петергофская

«шлифовальная мельница» как фабрика изготовления художественных изделий из драгоценных и декоративных камней.

Во вторую половину XVIII в., в XIX столетии и до 1917 г. характер производства фабрики не изменялся. Значительным событием в ее истории было сооружение в 1777—1778 гг. по проекту архитектора Ю. Фельтена каменного здания взамен обветшавших деревянных строений.

На протяжении всей своей деятельности Петергофская, фабрика была поистине школой культуры обработки камня в России. Художественные изделия быстро заслужили всемирную известность и неоднократно отмечались высокими наградами на международных выставках в Лондоне (1851 и 1868 гг.), Париже (1867 г.). Вене (1877 г.), Москве (1872, 1881 гг.) и т. д.

В годы Советской власти Петергофская гранильная фабрика, используя веками накопленный опыт по обработке твердых пород

камня, постепенно превращается в предприятие, производящее уникальные технические изделия для промышленности.

В 1934 г. обработка художественных изделий из камня полностью передается Ленинградскому заводу № 2 треста «Русские самоцветы», который, сохраняя традиции Петергофской фабрики, продолжал создавать уникальные художественные изделия для широкого потребления в соответствии с требованиями нового времени. В настоящее время ленинградский завод «Русские самоцветы» входит в состав ленинградского производственного объединения «Русские самоцветы».

В 30—40-х годах XVIII в. широко распространяется обработка камня на Урале, а затем на Алтае.

Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, созданными из отечественного материала руками народных мастеров.

Государственный Эрмитаж является одним из самых крупных музеев мира по собранию художественных изделий из камня от художественных миниатюр до монументальных произведений искусства.

Центром обработки камня является Урал, где расположено самое крупное в мире специализированное производство — свердловское объединение

«Уральские самоцветы». Это передовое предприятие страны сумело сохранить не только русские традиции, но и любовь к камню.

В 1957 г. уже молодое поколение уральских мастеров-камнерезов, как бы приняв эстафету от отцов и дедов, заявило о себе на международной выставке в Брюсселе, международных вернисажах во Франции, Италии, Канаде.

Ученый и поэт камня А. Е. Ферсман отмечал, что «умение воплотить в камень определенную идею, использовав его черты, умение связать художественную мысль с задачами предмета или изделия — все это вопросы, имеющие громадное значение для психологии человека, его настроения, его самочувствия, его работоспособности».

Может быть именно поэтому камню мы доверяем нашу память, когда хотим сохранить для потомства историю.

Именно камень помогает ничего и никого не забыть. Славы курган под Минском, Памятник около Пскова, Мрамор боли Хатынской, Обелиски под Ленинградом, Ростовом. И сотни других монументов, величественных и простых, —все это память, запечатленная в камне.

По богатству и разнообразию видов цветных и декоративно- облицовочных камней наша страна занимает первое место в мире.

На Урале, в Закавказье, Средней Азии, на Алтае, северо-западе СССР известны многочисленные месторождения яшмы, офиокальцита, змеевика и декоративного обсидиана,

В Свердловской области сохраняет промышленные перспективы Мало- Седельниковское месторождение орлеца (родонита). В Закавказье и на Северном Тимане находятся крупные месторождения ювелирного агата, в Кызыл-Кумах — кахолонга, а в Бурятии и Приамурье — богатые россыпи сердоликов и других

разновидностей халцедона.

Большим спросом на мировом рынке пользуются лазурит,

жадеит, нефрит и особенно малахит. Учитывая, что запасы малахита в недрах крайне ограничены, ученые Ленинградского университета им. А. А. Жданова разработали способ получения искусственного малахита —камня, которым особенно славилась Россия.

В настоящее время ученые университета совместно со специалистами ВНИИювелирпрома, входящего в состав ЛПО «Русские самоцветы», подготавливают промышленный выпуск малахита. Это первый в мире малахит, полученный в лабораторных условиях, по свойствам и окраске не уступающий природному.

По данным Академии Наук СССР, отделения геологии, геофизики и геохимии, работы последних лет показали ценность многих месторождений цветного камня. Выяснилось, что месторождения бирюзы в Средней Азии, лазурита в Прибайкалье и нефрита в Саянах могут иметь большое промышленное значение. Очень важны открытия месторождений жадеитов в Казахстане и в Саянах. Новые перспективные месторождения русского цвет- ного камня — орлеца — найдены на Урале, в Средней Азии и в Казахстане, а также цветной яшмы, месторождения которой

достаточно велики.

Наша страна богата не только цветным камнем, но и талантливыми мастерами. Мы знаем мастеров-камнерезов прошлого века. Одним из самых талантливых уральских мастеров-художников XIX в. был потомственный камнерез Я. Коковин, окончивший Академию художеств с Золотой медалью. Я. Анбаров, Ф. Поно-, марев, мастер Г. Налимов, подмастерье Г. Трапезников, мастеровые В. Петровских и П. Мезенцев и многие другие получили образование в Петербурге.

И в наше время имеется много талантливых мастеров, имена которых мы должны знать. Известный «яшмодел» Уральского. завода В.А.Семенов, сын камнереза А.И.Семенова, .пришел; на фабрику в 15 лет еще до; революции. После революции он вос-

питал не один десяток учеников (его ученица — Е. П. Добро-тина). Известна уральская династия камнерезов Татауровых, старшим и самым знаменитым был Н. Д. Татауров. К ветеранам относятся А. Д. Иванова, Ф. А. Солобоев и многие другие, а сейчас работают зрелые мастера среднего и молодого поколения:

камнерезы Л. Порозкова, Ю. Григорьев, новая династия Кузнецовых —

Игорь, Евгений и Александр.

Богат талантами и Ленинград. Старейшим и самым талантливым мастером является И. П. Андреев, в недавнем прошлом главный реставратор каменных изделий Эрмитажа. Его ученики Ю. Дацюк, Ю. Золотев, А. Платонов —уже маститые мастера и тоже работают реставраторами: Ю. Дацюк — в Екатерининском дворце, А. Платонов — в Эрмитаже, а Ю. Золотев — в Русском музее. Нельзя не сказать о прекрасном русском умельце, талантливом мастере Е. И. Артемьеве, труд которого высоко оценили партия и правительство. Е. И. Артемьев является кавалером ордена Ленина. Влюбленный в камень самобытный мастер передал для музея ЛПО «Русские самоцветы» более 20 уникальных произведений искусства из цветного камня и самоцветов, созданных им по собственным рисункам. Среди них герб Советского Союза, прекрасные шкатулки с объемной резьбой. В произведениях Е. И. Артемьева — всё виды обработки камня:

резьба, мозаика и др. Один из лучших мастеров ленинградского ПТУ № 11 А. Е. Дризгалович воспитал целую плеяду замечательных, Ярких мастеров: В. Ерцева, И. Буграчеву, А. Бердюгина и многих других. Его работа — шкатулка с объемной мозаикой — получила золотую медаль и диплом на Брюссельской выставке.

Если бы удалось собрать выставку работ мастеров-камнерезов — наших современников, мы бы увидели, что мастера XX в. не уступают мастерам прошлых веков. Мы бы увидели поразительные произведения искусства пз цветного и самоцветного камня, хранящиеся в скромном помещении свердловского ПТУ № 42, в запасниках музея Ленинградского горного института, в которых отражена вся история камнерезного искусства после- революционного советского периода, в различных музеях и заводах страны, да еще в коллекциях любителей камня.

В 1981 г. в Свердловске состоялась интересная выставка произведений прикладного искусства из цветного камня, выполненных уральскими мастерами. Было представлено 150 художественных работ. Монументальные вазы из Государственного Эрмитажа, т. е. работы мастеров XVIII—XIX вв., изделия свердловского производственного объединения «Уральские самоцветы» и работы учащихся Свердловского ПТУ. Выставка показала пре-


 

емственность поколений, подтвердила, что в России были, есть и будут талантливые художники и мастера-камнерезы, влюбленные в камень и в свою профессию.

Во многих городах Советского Союза созданы общества любителей камня. Это люди разных профессий — рабочие, инженеры, ученые, писатели, художники, люди разного возраста, но их всех объединяет любовь к камню. Цветной камень притягивает как магнит, привлекает к себе как море, у которого можно простоять долго, не замечая времени, как огонь, от которого трудно отвести глаза — такова его притягательная сила. Такое сопоставление не случайно, потому что в камне есть все: и море, и огонь, и растительный мир. И как всегда тонко отметил А. Е. Ферсман:

«Яркая окраска камня — не роскошь пресыщенности, не праздная мишура экзотики Востока, яркий цвет есть кусочек окружающей природы». Мы часто вспоминаем слова А. Е. Ферсмана, потому что книги его давно стали настольными, необходимыми для всех, кто работает с камнем и кто любит его. И прежде чем закончить введение, давайте познакомимся с этим замечательным ученым.

Есть люди, с именами которых ассоциируются важные события исторической эпохи. К ним относится выдающийся советский ученый, неутомимый искатель природных богатств нашей Родины, академик и

«поэт камня» Александр Евгеньевич Ферсман. Некоторые говорили, что если бы А. Е. Ферсман не был ученым, он стал бы писателем. Но он был ученым и писателем, поэтому его справедливо называют «поэтом камня». Необычайно широк был круг интересов Александра Евгеньевича, обладав- шего неиссякаемой энергией и чудесным темпераментом исследователя. Кристаллография и минералогия, геохимия и учение о полезных ископаемых, технология и экономика минерального сырья, блестящая популяризация научных знаний — таков далеко не полный перечень дел, которыми жил А. Е. Ферсман — выдающийся естествоиспытатель нашего времени. Среди многообразия интересов исследователя была область, увлекшая Александра Евгеньевича особенно сильно — русский цветной камень.

Ученики Ферсмана (а их у него было много) замечали в шутку, что он хотел проникнуть в «душу самоцветов». Его многогранная работа в этой области далеко не полностью отражена более чем в 50 печатных трудах. Как итог этой работы в 1920. г. выходит первая часть его монографии о драгоценных и цветных камнях России.

В 1921 г. печатается популярное издание «Самоцветы России», а в 1922 г. выходит в свет второе, значительно расширенное издание монографии, в которой А. Е. Ферсман впервые в нашей лиге-'

ратуре приводит исчерпывающие сведения по истории добычи и обработки цветного камня в нашей стране, описывает его месторождения, излагает принципы его обработки, а также области. использования самоцветов.

В 1940—1945 гг. А. Е. Ферсман подводит итог своим работам в области самоцветов и цветного камня. Весной 1945 г., не закончив еще работы над этим трудом, Александр Евгеньевич пишет проникновенное «Обращение к читателям» и заключительную главу будущей книги, помещенные в его посмертно изданном труде «Очерки по истории камня».

Имя А. Е. Ферсмана навсегда вошло в историю отечественной и мировой науки, в историю камня, изучению которого он посвятил многие годы.

Он верил, что «в культуре будущего, идущего по новым путям, камень как прекрасный материал природы войдет в повседневную жизнь, В нем человек будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы, к которым может прикоснуться только художник, горящий огнем вдохновения».

Как завещание ученикам, будущему поколению, а значит, и Вам, читатель, звучат слова замечательного ученого: «Шире, смелее дорогу камню в науку и технику, в искусство, архитектуру и самую жизнь — жизнь яркую, красочную, полную труда и творчества!!»

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..