Рама автокрана является основным несущим элементом, воспринимающим
изгибающий момент, создаваемый весом груза и стрелы, реактивный крутящий
момент, развиваемый механизмом поворота, а также усилия от действия
выносных опор. В зависимости от места расположения кранового
оборудования на базовом автомобиле и с учетом компоновочных соображений
выбирается конструкция рамы.
Наибольшее распространение в автокраностроении получили цельносварные
рамы (рис. 54), состоящие из передней и задней балок, соединенных
поперечинами. Балки и поперечины сваривают между собой в кондукторах
так, чтобы верхние полки их лежали в одной плоскости. Неплоскостность их
не должна превышать 0,6... ...1 Мм на длине 500 мм. На передней балке
предусмотрены места крепления, выносных опор автокран^. На верхних
полках имеются резьбовые отверстия для крепления фланца колонны к раме
автокрана:
Рис. 54. Рамы автокрана:
Рис. 55, Трехопорные рамы автокрана:
Крепление рамы кранового оборудования к раме
автомобиля осуществляется обычно четырьмя стремянками 1 и 11, а на
некоторых автокранах, кроме стремянок, устанавливают дополнительно
стяжную (шпренгельную) балку 3 (рис. 54, а) или стяжные болты 13 и 16
(рис. 54, б). При таком креплении рамы кранового оборудования угловая
жесткость рамы автомобиля становится очень неоднородной по длине, а в
месте крепления ее жесткость значительно увеличивается. При этом момент,
создаваемый внешними усилиями от несимметричных неровностей дороги при
езде автокрана, распределяется неравномерно между поперечинами рамы
автомобиля и уравновешивается, в основном, той частью рамы автомобиля,
которая находится под рамой кранового оборудования, что приводит
к значительному повышению напряжений в месте
крепления.
Для устранения дополнительных нагрузок на раму автомобиля на некоторых
моделях автокранов применяются трехопорные рамы (рис. 55). Эти рамы
состоят из передней балки 3, к которой приварена П-образная малая рама 9
с резьбовыми отверстиями для крепления фланца колонны. Рама 9
соединяется шарнирно с задней балкой 5 с помощью пальца 4.
Крепление шарнирных рам автокрана к рамам базового автомобиля
осуществляется обычно шестью стремянками: двумя передними 2 и четырьмя
задними 8 (рис. 55, б) или двумя стремянками 2 и двумя стяжными болтами
13 с прижимными кронштейнами 12 (рис. 55, а). При таком креплении рамы
автокрана угловая жесткость рамы автомобиля становится более однородной
по длине, а сама рама менее нагруженной.
При затяжке стремянок возможна местная деформация полок лонжеронов рамы
автомобиля. Для предотвращения этой дефор-мации в лонжероны рамы в
местах установки стремянок вставляют вставки 7, выполненные из дерева
твердой породы.
В местах крепления рамы автокрана с помощью стяжных болтов 13 с
прижимными кронштейнами 12 (рис. 55, а) деревянные вставки не
устанавливают, так как силы, действующие на лонжерон, не вызывают
деформаций его стенок. Для устранения изгиб-ных усилий под головкой
стяжного болта и гайкой 11 устанавливаются сферические шайбы 10.