Справочник электрослесаря добычного и проходческого оборудования - часть 13

 

  Главная      Учебники - Горное дело     Справочник электрослесаря добычного и проходческого оборудования (Антипов) - 1989 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

Справочник электрослесаря добычного и проходческого оборудования - часть 13

 

 

мощностью до 40/55/70 кВт; II—для защиты электродвигателей мощностью 

свыше 30/40/50 кВт, при напряжении питания соответственно 380/500/660 В. 

Технические данные аппарата приведены в табл. 4.1. 

Аппарат может применяться в условиях шахт, опасных по газу или пыли 

и внезапным выбросам угля и газа, для чего встраивается во взрывонепронинае-

мую оболочку. 

Условия  работы аппарата 

Температура окружающей среды,

 0

 С От —5 до +60 

Относительная влажность при температуре 35 °С, % До 100 

Максимальная запыленность среды, мг/м

3

 2500 

Вибрационные нагрузки: 

частота, Гц До 200 

ускорение, м/с

2

 » 50 

Рис. 4.1. Габаритные и установочные размеры ап-

паратов КОРД: 

1 — планка крепежная; 2 — перемычка 

УСТРОЙСТВО И РАБОТА АППАРАТА 

Аппараты КОРД1 и КОРД2 выполнены отдельными блоками, заключенными в 

пластмассовые корпуса, и залиты эпоксидным компаундом. Аппарат КОРДЗ соби-

рается из аппаратов КОРД1 и КОРД2, соединенных перемычкой (рис. 4.1). Пи-

КОРД1  КОРД

 г КОРДЗ 

тание измерительных и исполнительных цепей аппаратов КОРД осуществляют 

от встроенных трансформаторов тока за счет индуктивной связи с силовыми це-

пями двигателя. 

Аппарат КОРД1 (рис. 4.2). Под съемной крышкой корпуса аппарата КОРД1 

находятся переключатель уставок тока срабатывания при опрокидывании, вы-

воды контактов исполнительного реле, а также выводы цепей контроля тока фазы 

питания двигателя (для подключения к аппарату КОРД2 в случае совместной 

их работы в варианте КОРДЗ). Сила тока двигателя измеряется датчиком тока 

Е1 и преобразуется в напряжение, пропорциональное силе тока. Это напряжение 

включает ключевую схему К! и через переключатель уставок тока срабатывания 

51 поступает на пороговый элемент ПЭ1. Когда сила тока двигателя превышает 

52 

уровень, заданный переключателем S1, срабатывает пороговый элемент ПЭ1, 

и напряжение через стабилизатор СЭ1 подается на времязадающий элемент 

ВЭ1. Если такое повышенное значение тока длится больше времени, заданного 

элементом ВЭ1, последний включит исполнительный элемент ИЭ1, и его реле 

размыкающим контактом разорвет цепь управления защищаемого двигателя. 

При нормальном пуске электродвигателя длительность пускового тока не-

достаточна для срабатывания аппарата КОРД1. При нормальной работе машины 

также сила тока электродвигателя будет близка к номинальному значению 

и исполнительное реле аппарата КОРД выключено.В случае опрокидывания или 

затянувшегося более 2,2 с пуска электродвигателя исполнительное реле аппара-

та КОРД1 включается и своим размыкающим контактом выключает цепь управ-

ления магнитного пускателя или станции управления. Двигатель обесточится, 

реле аппарата КОРД1 вернется в исходное состояние, и он вновь окажется под-

готовленным к работе. . 

Ключевая схема /<7 предназначена для 

контроля целостности фазы питания элек-

тродвигателя и наличия тока в ней. Клю-

чевая схема К1  закрыта при отсутствии то-

ка в контролируемой фазе. 

Аппарат КОРД2 (рис.4.2). В аппарате 

КОРД2 под съемной пластмассовой крыш-

кой находятся переключатель уставки кон-

тролируемого тока, выводы контактов ис-

полнительного реле, выводы времязадающей 

цепи п выводы цепей контроля фазы пита-

ния двигателя. Выводы цепей контроля тре-

тьей фазы замыкаются перемычкой при са-

мостоятельном применении аппарата КОРД2 

и соединяются с соответствующими цепями 

аппарата КОРД1 при его применении в со-

ставе аппарата КОРДЗ. 

Сила тока электродвигателя измеряется 

датчиками тока Е2 и ЕЗ, включенными в две 

фазы его питания, и преобразуется в напря-

жение, пропорциональное силе тока. Это 

напряжение через переключатель уставки 

тока S2 и стабилизирующей элемент СЭЗ 

поступает на пороговый элемент ПЭ2. Когда 

сила тока двигателя превышает значение, заданное переключателем S2, срабаты-

вает элемент ПЭ2 и напряжение, стабилизированное элементом СЭ2, появляется на 

времязадающем элементе ВЭ2. Если такое повышенное значение тока длится 

больше времени, заданного времязадающим элементом ВЭ2, то последний вклю-

чит схему К2,  которая воздействует на схему совпадения «И». При наличии на 

входе схемы совпадения «И» одновременно сигналов от ключевой схемы К2  и от 

датчика тока ЕЗ (при замкнутом состоянии цепей контроля третьей фазы — 11 

и 19 аппарата КОРД2) исполнительное реле ИЭ2 включается и дает сигнал 

о том, что сила тока двигателя превышает заданное значение. 

Времязадающий элемент ВЭ2 обеспечивает выдержку времени срабатывания 

исполнительного элемента ИЭ2  т

к

< 0,3 с при разомкнутой цепи 919 аппарата 

КОРД2 и т

к

 = 10 с в замкнутом ее состоянии. 

Аппарат КОРДЗ (рис. 4.2). КОРДЗ позволяет контролировать обрыв фазы 

питания двигателя, для чего клеммы 1 и 9 аппарата КОРД1 соединяют соот-

ветственно с клеммами 11 и 19 аппарата КОРД2, предварительно разомкнув по-

следние. При наличии тока во всех фазах защищаемого электродвигателя и усло-

вии, что сила тока превышает заданную переключателем S2 уставку, исполнитель-

ное реле ИЭ2 включается и сигнализирует о целостности всех трех фаз питания 

двигателя. При обрыве одной из фаз питания двигателя обесточивается один 

из датчиков тока, исполнительное реле ИЭ2 отключается и своим замыкающим 

контактом отключает цепь управления защищаемого двигателя. 

Аппарат КОРД во всех модификациях не требует никаких дополнительных 

действий после срабатывания и полностью восстанавливает свои защитные сной-

Рис. 4.2. Функциональная схема 

аппарата КОРДЗ 

El — ЕЗ — датчики тока двигате-

ля: SI,  S2 — переключатели устав-

ки тока срабатывания и устав-

ки контроля тока; ПЭ1, ПЭ2 — по-

роговый элемент; СЭ1—СЭЗ — ста-

билизирующие элементы; ВЭ1, ВЭ2— 

времязадающие элементы для за-

дания выдержки времени срабаты-

вания аппарата при опрокидыва-

нии и при технологической пере-

грузке; ИЭ1, ИЭ2 — исполнитель-

ные элементы; И — схема совпаде-

ния; Kl, К2 — ключевые схемы 

ства не более чем через 0,2 с после срабатывания из-за опрокидывания электро-

двигателя и через 1 с после срабатывания из-за технологической перегрузки 

электродвигателя. 

ПОДГОТОВКА АППАРАТА К РАБОТЕ 

Подготовка к работе  а п п а р а т а КОРД1 заключается в выборе уставки 

тока срабатывания, подключения его к электрической схеме и установке его на 

машине. Выбор уставки тока срабатывания / аппарата КОРД1, положения 

переключателя уставки и количества измерительных витков линейного провода 

производится по табл. 4.2. Эти данные нанесены на внутренней стороне съемной 

крышки аппаратов КОРД всех модификаций. Предварительно определяется 

пусковой ток /

п

 и ток опрокидывания  /

о п р

 электродвигателя с учетом падения 

напряжения в питающей подстанции и в кабеле. Уставка срабатывания аппарата 

КОРД1 выбирается из условия / <3 / « 0,8 / . 

Таблица  4.2 

Тип аппарата 

Количе-

ство изме-

рительных 

витков 

линейного 

провода 

Положение переключателя 

Тип аппарата 

Количе-

ство изме-

рительных 

витков 

линейного 

провода 

19—J 

19—2 

19—3 

19—4 

19—5 

КОРДЫ 

95 

118 

138 

162 

188 

КОРДЫ 

48 

58 

68 

80 

32 

40 

45 

24 

28 

КОРД1-П 

270 

330 

380 

440 

500 

КОРД1-П 

135 

165 

190 

220 

250 

КОРД2-1 

40 

50 

62 

75 

90 

20 

25 

31 

37 

45 

13 

17 

10 

КОРД2-П 

110 

138 

168 

200 

240 

55 

69 

84 

100 

120 

П р и м е ч а н и е . Ток /

к

 = 8 А контролируется аппаратом КОРД2-1 при ра-

зомкнутых цепях переключателя уставки и четырех измерительных витках ли-

нейного провода. 

Переключатель тока срабатывания устанавливается в выбранное положение. 

Через окна датчика тока аппарата КОРД1 пропускается выбранное количество 

измерительных витков линейного провода (рис. 4.3). С помощью элементов креп-

ления аппарат КОРД1 закрепляется в корпусе машины. Размыкающий кон-

такт исполнительного реле (клеммы 7, 8) включается в цепь управления защи-

щаемого двигателя последовательно кнопке «Стоп». 

Подготовка к работе  а п п а р а т а КОРД2 заключается в выборе уставки 

контролируемого тока и выдержки времени на срабатывание реле. Уставка тока, 

положение переключателя и количество измерительных витков линейного провода 

также выбираются по табл. 4,2. 

Переключатель уставки контролируемого тока устанавливается в выбранное 

положение. Выдержка времени срабатывания реле контроля тока устанавлива-

ется равной 10 с при контроле технологических перегрузок (клеммы 919 

замкнуты). Для контроля работы электродвигателя без выдержки времени 

клеммы 919 размыкаются. 

54 

Тип контактов исполнительного реле, включенных в электрическую схему 

горной машины, зависит от выполняемой аппаратом КОРД2 функции: при конт-

роле работы электродвигателя обычно используется замыкающий контакт, а при 

контроле технологических перегрузок — размыкающий контакт исполнитель-

ного реле. 

Подготовка к работе  а п п а р а т а КОРДЗ заключается в выборе уставки 

тока срабатывания и уставки контролируемого тока. Для защиты двигателя при 

обрыве фазы питания уставка контролируемого тока выбирается из условия: 

I  < 0 , 8 где /„

 v

 —ток холостого хода защищаемого двигателя. Клеммы 

К  л . А  л . л 

1 и 9 аппарата КОРД1 соединяются перемычкой соответственно с клеммами 11 

и 19 аппарата КОРД2 (последние между собой замыкать не следует!). Размы-

кающий контакт исполнительного реле контроля тока (клеммы 7, 8 аппарата 

КОРД2) включается в цепь управления защищаемого двигателя последователь-

но кнопке «Стоп». 

Рис. 4.3. Схема уставки аппарата КОРД: 

/ — КОРД1; // — КОРД2; / — с одним измерительным 

витком;  2 - е двумя измерительными витками; 3 — с тре-

мя измерительными витками; 4 —с четырьмя измери-

тельными витками 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АППАРАТА 

После срабатывания аппарата повторный запуск машины следует произво-

дить после устранения причины, вызвавшей отключение. После отключения ма-

шины, вызванного срабатыванием аппарата, он оказывается вновь подготов-

ленным к работе. Аппарат не требует постоянного наблюдения во время эксплуа-

тации. Возможные неисправности и методы их устранения приводятся ниже. 

Возможные неисправности или отказ, 

внешние проявления и признаки 

Аппарат не отключает электродви-

гатель при опрокидывании или при 

затянувшемся пуске 

Аппарат не отключает электродвига-

тель при длительной технологической 

перегрузке 

Ложные срабатывания аппарата 

Последовательность  выполнения 

операций 

С помощью отвертки снять крышку 

аппарата, проверить затяжку кон-

тактных зажимов, при необходимости 

подтянуть. Проверить правильность выб-

ранной уставки 

С помощью отвертки снять крышку 

аппарата, проверить надежность кон-

тактных зажимов, при необходимо-

сти подтянуть. Проверить правиль-

ность выбранной уставки 

С помощью отвертки снять крышку. 

Проверить правильность выбранной 

уставки, при необходимости сменить 

П р и м е ч а н и е . Работы по устранению неисправностей производить 

при техническом обслуживании машины. Аппарат КОРД капитальному ремонту 

не подлежит. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..