Справочник электрослесаря добычного и проходческого оборудования - часть 11

 

  Главная      Учебники - Горное дело     Справочник электрослесаря добычного и проходческого оборудования (Антипов) - 1989 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

Справочник электрослесаря добычного и проходческого оборудования - часть 11

 

 

ТУ — это реле приемного блока БПр. Каждому положению задатчика скорости 

соответствует подключение определенного резистора к цепям 694, 663. Блок 

БЗС обеспечивает гальваническую развязку искробезопасных цепей задатчика 

скорости и искроопасных цепей регулятора. Выходной сигнал БЗС поступает 

в блок управления скоростью, где сравнивается с выходным сигналом БДС 

(в автоматическом режиме с поддержанием заданной скорости подачи) или с сум-

мой выходных сигналов БДС и БРН (в автоматическом режиме с поддержанием 

нагрузки двигателей и скорости подачи). 

Сигнал ДС, частота которого пропорциональна скорости подачи, по цепям 

619, 620 поступает на вход блока БДС, который преобразует его в линейно 

изменяющийся сигнал. С выхода БДС сигнал поступает в БУС. Разностный 

сигнал через выходное устройство (эмиттерный повторитель) и переключатель 

«Ручн.—- Авт.» поступает на фазосдвигающее устройство. На вход блока БУС 

поступает сигнал, пропорциональный силе тока двигателей. На амплитудном се-

лекторе (АС2) выбирается больший из них и при достижении наибольшим из 

сигналов порога срабатывания схемы отсечки (СО) последняя срабатывает, что 

приводит к обнулению выходного сигнала блока и снижению скорости подачи. 

2. Канал регулирования нагрузки двигателей включает: датчик тока двига-

теле й комбайна (ДТК); датчики тока двигателей подачи (ДТП1, ДТП2); блок 

фильтров (БФ), блок регулирования нагрузки (БРН). Напряжения с датчиков 

тока, пропорциональные текущим значениям тока двигателей, поступают на 

задатчики уставок тока в блок уставок БУ (ЗУТК, ЗУТП1, ЗУТП2). Далее 

сигналы поступают в БФ, где фильтруются фильтрами нижних частот и подаются 

в блок БРН на амплитудный селектор (АС1). 

На амплитудном селекторе выбирается больший из них по амплитуде, ко-

торый далее сравнивается с напряжением уставки. Сигнал рассогласования че-

рез ключ К поступает на вход интегратора И. Ключ управляется от мультивиб-

ратора. С выхода интегратора сигнал поступает в БУС, где суммируется с сигна-

лом датчика скорости таким образом, что при перегрузке двигателей происходит 

снижение скорости подачи, а при недогрузке — увеличение ее до заданного 

уровня. 

В I  в а р и а н т е  а в т о м а т и ч е с к о г о  р е ж и м а работы РНС с под-

держанием заданной нагрузки электродвигателей и заданной скорости подачи 

и снижением скорости движения при перегрузке электродвигателей работают 

как канал стабилизации скорости подачи, так и канал стабилизации нагрузки 

двигателей. Сигнал, управляющий фазосдвигающим устройством, формируется 

выходным устройством (ВУ) на основании сравнения трех сигналов: датчика 

скорости v, задатчика скорости U,  регулятора нагрузки Р. 

Сигнал стабилизации тока нагрузки Р формируется следующим образом: 

сигналы с датчиков тока всех двигателей через задатчики уставок токов посту-

пают на амплитудный селектор АС1, где выбирается больший из них и сравни-

вается с уставкой скорости v

ycT

 Сигнал рассогласования через ключ К,  перио-

дически замыкаемый генератором Г,  поступает на интегратор И,  на выходе ко-

торого формируется выходной сигнал канала нагрузки. 

Сигнал стабилизации скорости подачи формируется в блоке БУС в резуль-

тате сравнения сигналов, поступающих с блоков БЗС и БДС. В результате 

сравнения сигнала стабилизации нагрузки и сигнала стабилизации скорости по-

дачи вырабатывается управляющий сигнал, который подается на вход фазосдви-

гающего устройства (УФС), что позволяет поддерживать нагрузку электродви-

гателей и скорость подачи на заданном уровне. 

В о  I I  в а р и а н т е  а в т о м а т и ч е с к о г о  р е ж и м а работы РНС 

с поддержанием заданной скорости подачи с отсечкой по нагрузке двигателей 

комбайна и подачи работает только канал стабилизации скорости подачи. Этот 

режим используется в случае неисправности блока регулирования нагрузки 

(БРН). В этом режиме предусмотрена защита двигателей подачи и комбайна от 

перегрузок. Сигналы с датчиков тока двигателей комбайна (ДТК) и двигателей 

подачи (ДТП1, ДТП2) поступают на задатчики уставок токов (ЗУТК, ЗУТП1, 

ЗУТП2) блока уставок. Задатчики уставок токов устроены так, что сигнал на их 

выходе равен 10 В в случае равенства уставки текущему значению тока; более 

10 В — если текущее значение тока больше уставки; менее 10 В — если теку-

щее значение тока меньше уставки. С выхода задатчиков уставок тока сигналы 

44 

поступают на вход амплитудного селектора (АС2), где из них выбирается боль-

шее значение. При достижении наибольшим сигналом определенного уровня 

срабатывает схема отсечки (СО), которая обнуляет сигнал выходного устройства 

(ВУ), что приведет к обнулению тока в тянущей муфте. 

Выходной сигнал блока БЗС поступает в блок Б КС на компараторы напря-

жения А1 и А2. На компараторе А1 выходной сигнал БЗС сравнивается с опор-

ным. При увеличении сигнала БЗС более 14,5 В, что соответствует обрыву цепей 

задатчика скорости, включается реле К1, контакты которого размыкают цепь 

с выхода БУС на УФС. На компараторе А2 выходной сигнал БЗС сравнивается 

также с опорным напряжением, но меньшего значения. При переводе задатчика 

в I положение сигнал БЗС становится больше, чем опорное напряжение; вклю-

чается реле К2 и замыкается цепь «готовности к работе». 

На A3—А5 собрана схема защиты от обрыва или короткого замыкания дат-

чика скорости подачн тянущего привода ВСП. На A3 собран генератор прямо-

угольных импульсов частотой 200 Гц и напряжением 0,5—1,0 В. Сигнал генера-

тора через резисторы подается на вход блока БДС. При отсутствии обрыва дат-

чика скорости выход генератора нагружен на сопротивление датчика скорости, 

и выходной сигнал генератора меньше чувствительности БДС. При обрыве дат-

чика скорости сигнал генератора поступает полностью на вход БДС, который 

выходным напряжением закрывает БУС. Комбайн останавливается, индикатор 

«ДС» ярко светится. 

На А4 (А5) собраны схемы защиты от короткого замыкания датчика скоро-

сти тянущего привода. При коротком замыкании датчика скорости сигнал гене-

ратора, одновременно поступающий и на схему защиты от к. з., обнуляется; 

схема срабатывает и включает реле КЗ, которое размыкает контакт в цепи вы-

ходного сигнала БУС, что приводит к останову комбайна. 

Блок выходных усилителей. Устройство фазосдвигающее (УФС) предназначе-

но для регулирования силы тока в обмотке электромагнитной муфты скольже-

ния. УФС состоит из нуль-органа А2, генератора пилообразного напряжения А4, 

сравнивающего устройства А1, формирователя импульсов управления A3, уси-

лителя импульсов управления. 

На вход нуль-органа подается синхронизирующее напряжение, при пере-

ходе которого через нуль, на выходе, вырабатывается синхроимпульс и подает-

ся на генератор пилообразного напряжения. Пилообразное напряжение сумми-

руется с напряжением управления и, сравниваясь с опорным напряжением, за-

ставляет сравнивающее устройство вырабатывать прямоугольные импульсы, 

фаза которых зависит от напряжения управления. Формирователь импульсов 

управления вырабатывает импульсы и подает на усилитель импульсов управ-

ления. С выхода усилителя импульсов управления сигнал подается на управ-

ляющие электроды тиристоров и отпирает их. Угол отпирания тиристоров зави-

сит от фазы импульсов управления и от напряжения отпирания. Максималь-

ному напряжению управления соответствует максимальный угол отпирания 

тиристоров и максимальная сила тока в обмотке возбуждения ЭМС. При увели-

чении напряжения от 0 до 10 В сила тока в обмотке возбуждения изменяется 

от 0 до 6,5 А. 

Блок защиты и контроля (БЗК) применяется взамен РКУ-Зар. С выхода 

 УФС на выход 8с БЗК поступают положительные импульсы с частотой 100 Гц. 

Если сопротивление изоляции сети постоянного тока выше минимально допусти-

мого, то уровень положительного напряжения на входе схемы измерения не 

превышает порог срабатывания и реле К1 не включается. При снижении сопро-

тивления изоляции сети постоянного тока ниже допустимого на входе 6а БЗК 

уровень положительного сигнала возрастает, что приводит к срабатыванию ре-

ле К1- Своим нормально замкнутым контактом оно размыкает цепь дистанцион-

ного управления пусковым агрегатом. На лицевой панели БВУ ярко загорается 

индикатор «Утечка — кабель». Если утечки появляются на стороне переменного 

напряжения, то срабатывает схема, включающая реле К1, и загорается инди-

катор «Утечка — РНС». 

При выходе из строя элементов или отсутствия вспомогательного напряже-

ния также срабатывает схема, включается реле К1 и светится индикатор «Утеч-

ка — отказ». Во всех случаях размыкается цепь дистанционного управления 

пусковым агрегатом. 

45 

Для работы в автоматических режимах с управлением скоростью подачи из 

лавы или штрека переключатель «Ручн.— Авт.» должен находиться в положе-

нии «Авт.», а переключатель «Л ава» — «Штрек» — в соответствующем положении 

«Лава» или «Штрек». При управлении из штрека скорость подачи задается задат-

чиком на РНС. 

Р у ч н о й  р е ж и м  у п р а в л е н и я  с к о р о с т ь ю  п о д а ч и  и з 

л а в ы осуществляется при переводе переключателя «Лава» — «Штрек» в поло-

жение «Лава», тумблеров S5 — в положение «Работа», S3 — в положение «Ручн.». 

Управление скоростью подачи производится с пульта машиниста комбайна 

(ПМК). Сигнал с выхода БЗС через контакты блока реле БР подается непосред-

ственно на вход фазосдвигающего устройства (УФС). Блок силовых тиристоров 

(БСТ), управляемый фазосдвигающим устройством, изменяет ток возбуждения 

в тянущей ЭМС, а следовательно, и скорость подачи комбайна. 

Р у ч н о й  р е ж и м  у п р а в л е н и я  с к о р о с т ь ю  п о д а ч и  и з 

ш т р е к а осуществляется при переводе переключателя «Лава» — «Штрек» 

в положение «Штрек», а тумблера S5 — в положение «Работа», S3— в положе-

ние «Ручн.» Управление скоростью подачи комбайна производится переключате-

лем уставок скорости подачи S6,  который расположен на корпусе регулятора 

нагрузки и скорости. 

В экстренных случаях, для кратковременной работы, а также для проведе-

ния пусконаладочных работ в аппаратуре предусмотрен  а в а р и й н ы й р е-

ж и м. Для перевода РНС в аварийный режим необходимо тумблер «Работа» — 

«Авария» перевести в положение «Авария». В этом режиме работы скорость по-

дачи комбайна не регулируется, так как в обе обмотки возбуждения ЭМС посто-

янно подается ток (3=^1) А. При включении подачи «Влево» или «Вправо» 

комбайн начинает движение после запуска двигателей подачи. 

ПОДГОТОВКА АППАРАТУРЫ К СПУСКУ В ШАХТУ 

Проверка работоспособности аппаратуры осуществляется одновременно 

с проверкой работоспособности комплекса КД-80 перед спуском в шахту. 

Все тумблеры «Стоп» на АУ, абонентских постах, пультах управления 

конвейером и комбайном ставятся в положение «Вкл.». Включается АП, а бло-

кировочные выключатели СГС и РНС ставятся в положение «Вкл.» Положение 

переключателя «Пункт управления» выбирается в зависимости от того, с какого 

пункта предполагается управлять конвейером. Положение переключателя 

«ПМК» соответствует управлению конвейером кнопками, расположенными на 

пульте машиниста комбайна; положение «Верхний» — кнопками, расположен-

ными у верхнего привода конвейера; «Нижний» — у нижнего привода. В зави-

симости от необходимости включения верхнего привода, нижнего привода или 

совместного включения обоих приводов конвейера переключатель «Приводы 

конвейера» устанавливается на контрольной панели соответственно в положение 

«Два», «Нижний» или «Верхний». Если возникает необходимость в управлении 

предохранительной или траковой лебедками с местных пультов управления, 

а также при отсутствии лебедок, переключатель S14 «Лебедка» переводится 

в положение «Мести.». Основное положение переключателя «Автом.» 

Производится проверка включения пускателей механизмов и подачи преду-

предительного сигнала перед включением пускателей комбайна, конвейера и 

подачи. После включения пускового агрегата на лицевой панели АУ должны 

светиться индикаторы «Питание», «~» и «—». 

Управление комбайном проверяется нажатием кнопки «Пуск» комбайна 

на ПМК. При этом звучит предупредительный сигнал на комбайне и вклю-

чается пускатель насоса орошения (на лицевой панели АУ светится индикатор 

«Орошение»), Через 6—15 с включится пускатель комбайна и начнет светиться 

индикатор «Комбайн» на лицевой панели, предупредительный сигнал прекратит-

ся. Нажимается кнопка «Стоп» комбайна на ПМК. При этом отключаются пус-

катели комбайна и насоса орошения. Индикаторы «Орошение» и «Комбайн» на 

лицевой панели гаснут. 

Управление системой подачи проверяется с пульта машиниста комбайна 

нажатием тумблера «Вправо» («Влево») на ПМК. При этом звучит предупреди-

тельный сигнал по абонентским станциям. Через 6—15 с включаются пускатель 

46 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..