Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 20

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  18  19  20  21   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 20

 

 

 

78 

 

4) 

Открутите болты крепления задней крышки и снимите 

её. 

5) 

Зажмите  корпус  водяного  насоса  и  выпрессуйте  вал 

водяного насоса вместе с подшипниками из крыльчатки и кор-
пуса насоса, используя оправку 2576 5890 0210 (рис. 148). 

6) 

Удалите уплотнитель (фибру) из корпуса водяного на-

соса. 

7) 

Удалите  внутреннюю  манжету,  используя  съёмник 

2576 5890 0210 (рис. 149). 

8) 

Снимите  наружное  кольцо  внутреннего  подшипника, 

используя съёмник 321 5890 135 с корпуса водяного насоса. 

9) 

В  случае  необходимости,  снимите  внутреннее  кольцо  

внутреннего подшипника из вала водяного насоса. 

10)  Если  необходимо,  снимите  внутреннее  кольцо  внеш-

него подшипника с вала. 

11)  Удалите вкладыш с крыльчатки.  

РИС. 147 

12)  Прочистите все детали. Осмотрите корпус водяного насоса, вал, крыльчатку водяного насоса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 148 

РИС. 149 

 

СБОРКА ВОДЯНОГО НАСОСА: 

1) 

Установите новую манжету в корпус оправкой 2576 5890 0210 (рис. 150). 

2) 

Установите наружное кольцо внутреннего подшипника в корпусе, используя оправку 2651 5890 4602. 

3) 

Установите новую фибру в корпусе, используйте гильзу съёмника 312 589 34 33 (рис. 151). 

4) 

Установите внутреннее кольцо внутреннего подшипника на вал с помощью пробойника 2576 5890 2001. 

5) 

Установите внутреннее кольцо внешнего подшипника на вал с помощью пробойника 2654 5890 2605. 

6) 

Заполните сепараторы подшипника качения смазкой. Заполните пространство между подшипниками на 

валу приблизительно 70 гр. смазки (смазка Lit МР 301). Установите вал в корпус. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 150 

РИС. 151 

7) 

Установите  наружное  кольцо  наружного  подшипника,  используя  оправку 2654 5890 3503 и  рукоятку 

2640 5890 3511 (рис. 152). 

8) 

Установите  новую  манжету  в  передней  крышке  с  помощью  оправки 2654 5890 3503 и  рукоятку 2640 

5890 3511. Нанесите герметик на поверхность уплотнения крышки и установите новую прокладку. 

9) 

Установите прокладки требуемой толщины между передней крышкой и корпусом водяного насоса. За-

крутите крепёжные болты крышки с усилием 3,5 кг·м. 

 

79

 
ПРИМЕЧАНИЕ:
 Прокладки должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечить зазор 0,02-0,07 мм для конических роликовых 

подшипников после закрепления крышки. Не должно быть предварительного натяга подшипников.. 

 

10)  Смажьте смазкой внешнюю кромку масляного насоса. Установите ступицу на вал с помощью оправки 

2654 5890 2605. Проверьте вал водяного насоса на свободное вращение. 

11)  Вставьте новый вкладыш и резиновый рукав в крыльчатку. 

МОНТАЖ ВОДЯНОГО НАСОСА: 

1) 

Установите водяной насос и корпус подшипника вместе с вентилятором на блок цилиндров, закрутите 

болты крепления с усилием 3,5кг·м. 

2) 

Соедините патрубки с термостатом. 

3) 

Соедините входной шланг водяного охлаждения с водяным насосом. 

4) 

Установите шкив водяного насоса на ступицу, затяните болты крепления. 

5) 

Установите  все  ремни.  Центральные  части  больших  веток  ремней  должены  поддаваться  на 8 – 13 мм 

при нажатии усилием 4 кг. 

6) 

Установите крыльчатку вентилятора и закрепите её (рис. 153). 

7) 

Заполните систему охлаждения жидкостью в соответствии с рекомендациями. 

8) 

Запустите двигатель и удостоверьтесь, что нет утечки. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 152 

РИС. 153 

 
 

072.90.00  РАЗДЕЛ  9 

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ 

072.90.01

  

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ СБОРКЕ ДВИГАТЕЛЯ 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

 

Предполагается, что картер маховика и картер сцепления будут использованы еще раз. В случае замены по какой-либо при-
чине,  рекомендуется  проверить  соответствие  отверстия  центрирующего  установочного  отверстия  коробки  передач  и 
картера сцепления относительно оси коленчатого вала. Это может быть проверено часовым индикатором с магнитной 
стойкой  (рис. 154). 

 

Стойка должна быть установлена на коленчатом вале, на крепежном фланце маховика (коленчатый вал при этом уста-
новлен  на  двигателе),  а  индикатор  устанавливается  у  отверстия  корпуса  муфты  сцепления  с  предварительным  натягом     
2 мм, при правильном угле в отверстии (см. рис. 154). Теперь медленно поверните коленчатый вал и запишите радиальное 
биение. Максимально допустимое радиальное биение –0,1 мм. 

 

Если биение превышает это значение, соприкасающиеся поверхности корпуса сцепления должны быть очищены, при необ-
ходимости удалены заусенцы и осуществлена повторная проверка. 

 

В случае если чрезмерное биение продолжается, то же самое можно исправить путем снятия нагара на отверстии. В та-
ком  случае  необходимо  проверить  и,  если  необходимо,  исправить  торцевое  биение  задней  части  кожуха  сцепления.  Это 
может  быть  проверено  с  помощью  вышеуказанного  оборудования,  поместив  индикатор  при  правильных  углах  к  заднему 
торцу корпуса сцепления и поворачивая коленчатый вал. 

 
ВНИМАНИЕ: 
Корпус сцепления может состоять как  с двух частей (корпус маховика и корпус нажимного диска), так и с одной, то 

есть корпус маховика и нажимного диска. 

 

После осмотра элементов двигателя, обработки деталей и осуществления сборок отдельных узлов, как описа-

но в предыдущих разделах, выполните сборку двигателя в следующей последовательности: 
 

 

80 

 

1) 

Тщательно  очистите  блок  цилиндров.  Установите  ге-

нератор  переменного  тока,  передние  опоры  двигателя  и  крон-
штейн цилиндра стояночного тормоза. 

2) 

Установите блок цилиндров на стенд. Прикрепите пе-

редние и задние устанавливающие зажимы к стенду двигателя. 

3) 

Соберите  и  установите  радиатор  теплообменника  на 

блоке  цилиндров  после  установки  прокладки  между  блоком  и 
теплообменником. Равномерно закрепите болты крепления, на-
чиная  от  центра  и  заканчивая  болтами  по  сторонам.  Затяните 
эти болты в той же последовательности до 3,5 кг·м. 

4) 

Установите  прокладки  на  корпус  распределительных 

шестерен,  используя  герметик.  Установите  корпус  распредели-
тельных  шестерен  на  блок  цилиндров.  Установите  болты  со 
стопорными пластинами и затяните до момента 6,5 кг·м. Загни-
те стопорные пластины над головками винтов. 

5) 

Переверните двигатель. 

6) 

Установите  уплотнение  7

ого

  коренного  подшипника 

колен  вала  в  канавку,  предусмотренную  для  этого  в  блоке  и  в 
крышке, специальным инструментом 2576 5890 0220 и смажьте 
контактную поверхность уплотнения. Установите вкладыши  

РИС. 154 

коренного  подшипника  (те,  у  которых  имеется  центральное  масляное  отверстие)  так,  чтобы  его  выступы  были 
посажены в пазы посадочного отверстия блока цилиндров. 

7) 

Убедитесь, что масляные отверстия во вкладыше совпадают с отверстиями в блоке. Поверхность поса-

дочного отверстия коренного подшипника, задняя часть подшипника и его поверхность должны быть абсолютно 
чистыми. Убедитесь, что размер подшипника совпадает с размером шейки коленчатого вала. 

8) 

Промойте и продуйте сжатым воздухом коленчатый вал, шестерню коленчатого вала, балансировочные 

грузы и подшипник фланца коленвала. Смажьте моторным маслом все шейки коренных подшипников и устано-
вите коленчатый вал в блок цилиндров. 

9) 

Установите полукольца упорного подшипника с выступами в канавки, предусмотренные в выступах 4

 ого

 

коренного подшипника блока цилиндров. При установке полуколец обращать их канавками друг к другу. 

10)  Установите вкладыши в их крышки. Убедитесь, что устанавливающие выступы колец правильно входят 

в пазы в крышках. 

11)  Поместите полукольца упорного подшипника (соединенные в шпунт) в пазы 4

-ой

 крышки и установите 

крышку 4

-го

 коренного подшипника в блок цилиндров. Убедитесь, что упорные полукольца канавками обращены 

друг к другу. 

12)  Установите оставшиеся крышки коренных подшипников с вкладышами в блок цилиндров в соответст-

вующее им положение (номера на блоке и крышке должны совпадать). Убедитесь, что устанавливающие выступы 
на верхних и нижних наружных вкладышах находятся на одной стороне (т.е. на стороне радиатора теплообмен-
ника).Убедитесь, что резьба не повреждена и что болты не имеют удлинения. 

13)  Смажьте маслом резьбу крепежных болтов крышек и упорные шайбы. 
14)  Равномерно  затяните  крепежные  болты подшипников,  начиная от центра  двигаясь  к  бокам,  с усилием    

5  кг·м.  Затягивайте  эти  болты  далее  на 90-110 градусов,  используя  приспособление  угловой  индексации 2576 
5890 0204 в той же последовательности. 

15)  Поверните  коленчатый  вал  после  затягивания  каждой  крышки  и  убедитесь,  что  коленчатый  вал 

проворачивается свободно, и отсутствует трение на уплотнении 7

-го

 подшипника. Еще раз проверьте коленчатый 

вал на свободное вращение после закрепления всех болтов крышек. 

16)  Проверьте осевой зазор коленчатого вала. Рекомендуемый осевой зазор- 0,19-0,29 мм. 
17)  Установите картер маховика на блок цилиндров. Затяните болты до момента 9 кг·м. 
18)  Установите маховик на коленчатый вал, установите болты крепления со стопорными пластинами и рав-

номерно затяните их. Окончательно затяните их с усилием 10 кг·м. Застопорите стопорные пластины на головках 
болтов. 

19)  Смажьте моторным маслом втулки и шейки распределительного вала. Вставьте распределительный вал 

в блок цилиндров. Убедитесь, что зуб шестерни коленчатого вала, помеченный как «І», находится между зубьями 
шестерни распределительного вала, помеченными как «І-І». Установите стопорную пластину распределительного 
вала и закрепите её болтами с усилием 3,5 кг·м. 

20)  Проверьте боковой зазор между шестернями распределительного вала и шестерней коленвала и осевой 

зазор распределительного вала . Рекомендуемые боковой зазор – 0,12 - 0,17 мм, осевой зазор- 0,09 - 0,27 мм. Про-
верьте распределительный вал на свободное вращение. 

 
ПРИМЕЧАНИЕ:
 Там, где установлена шестерня с центробежным регулятором момента впрыска на распределительном вале: снача-

ла  установите  распределительный  вал,  а  затем  затяните  крепежные  болты  упорной  шайбы  до  момента 3,5 кг·м. 
Установите шестерню на распределительный вал и затяните болт крепления шестерни распределительного вала до 
момента 30 кг·м. 

 

81

 

21)  Поверните двигатель на стенде так, чтобы привести коленчатый вал в вертикальное положение, удержи-

вая маховик в нижнем положении. 

22)  Очистите гильзы цилиндров. 
23)  Проверьте натяг подшипника нижней головки шатуна (натяг- 0,04-0,07 мм). Установите поршень на ша-

тун так, как детально описано в пункте № 072.30.04. Хотя расточка и хонингование отверстий цилиндра до уста-
новленных размеров и выбор соответствующих поршней и колец автоматически обеспечат требуемый зазор, ре-
комендуется  перепроверить  его  замером.  Установите  поршневые  кольца  на  поршень  как  описано  в  пункте 
№072.30.02.  Снимите  крышку  подшипника  шатуна  и  смажьте  шатуны  чистым  моторным  маслом.  Расположите 
стыки колец в шахматном порядке. Сожмите поршневые кольца в канавках так, чтобы не нарушить положение 
стыков колец поршня. Приведите шатунную шейку № 1 в ВМТ. Смажьте моторным маслом гильзу цилиндра. Ос-
торожно вставьте шатун №1 с поршнем со стороны головки блока цилиндров. Стрелка на днище поршня должна 
указывать вперёд по направлению движения. Вставьте поршень в отверстие, выровняв шатун так, чтобы он со-
прикасался  с  шатунной  шейкой,  следите,  чтобы  подшипник  оставался  на  шатунной  шейке.  Надавите  на  днище 
поршня и поверните коленчатый вал так, чтобы шатун двигался вместе с шатунной шейкой. Приведите шатун-
ную шейку коленчатого вала в НМТ. Установите шатун с подшипником. Устанавливающие выступы подшипника 
в шатуне и крышке должны быть обращены в одну сторону, а номера на шатуне и крышке должны совпадать. 
Убедитесь,  что  резьба  болтов  не  повреждена  и  болты  не  превышают  установленных  пределов  (длина  болтов - 
82,5 мм).  Затяните болты шатуна до 10+1 кг·м и далее вращайте на 90°-110°, используя приспособление угловой 
индексации 2576 5890 0204. Таким же образом установите оставшиеся поршни и шатуны, одновременно повер-
нув коленчатый вал несколько раз. Если чувствуется сопротивление, проверьте установку подшипников и шату-
нов и их размеры. 

24)  Поверните двигатель поддоном вверх на рабочем стенде. 
25)  Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы привести эксцентрик распределительного вала в ВМТ 

поршня компрессора. Очистите эксцентрик и смажьте его маслом. Отсоедините крышку нижней головки шатуна 
компрессора с подшипником. Смажьте подшипник и установите крышку шатуна с подшипником и болтами на 
эксцентрик таким образом, чтобы выступ вкладыша был обращен вверх. Держите крышку в этом положении и 
установите шатун компрессора с вкладышем выступом, обращенным вверх. Закрутите болты с усилием 2 кг·м. 

26)  Установите  поршень  с  кольцами  на  шатун  воздушного  компрессора.  Убедитесь,  что  верхняя  метка  на 

поршне была направлена в сторону радиатора, установите поршневой палец и стопорные кольца. Смажьте мас-
лом  поршень  и  гильзу.  Установите  цилиндр  компрессора  с  помощью  специального  инструмента  для  сжимания 
поршневых колец компрессора. Перед тем, как сжимать поршневые кольца, убедитесь, что стыки поршневых ко-
лец расположены под углом 120º. 

27)  Проверьте выступ днища поршня, относительно поверхности гильзы цилиндра компрессора, с помощью 

индикатора.. Выберите прокладку между блоком цилиндра и гильзой компрессора так, чтобы довести выступ до 
рекомендуемой величины (0,1 - 0,3 мм.). Установите прокладку головки цилиндра компрессора, головку цилинд-
ра и закрутите болты с усилием 3,5 кг·м. 

28)  Проверните коленчатый вал, чтобы убедиться, что поршень компрессора не касается головки. 
29)  Установите масляный насос с маслоприёмником и затяните болты. 
30)  Установите  корпус распределительных шестерен. Нанесите  герметик  и  установите  прокладки  поддона 

(матерчатая поверхность прокладки в направлении к поддону). Установите поддон картера и затяните болты. Ус-
тановите крышку корпуса распределительных шестерен с новой  манжетой коленчатого вала. 

31)  Нагрейте ступицу демпфера колебаний до температуры +80°С. Установите втулку для манжеты на ко-

ленчатый  вал.  Установите  сегментную  шпонку  на  коленчатый  вал  и  установите  демпфер  колебаний.  Закрутите 
болт демпфера колебаний в коленчатом вале с помощью динамометрического ключа до момента 50-55 кг·м. 

32)  Поверните двигатель на рабочем стенде, при этом поддон должен быть обращен вниз. 
33)  Очистите  верхнюю  поверхность  блока  цилиндров  и  поверхность  головки  блока  цилиндров.  Удалите 

масло и другие вещества из отверстий головки блока цилиндров, чтобы избежать возможности появления трещин 
в  блоке.  Установите  прокладку  головки  блока  цилиндров,  убедившись,  что  торец  прокладки  со  знаком «top» 
(верх) обращен к головке блока цилиндров. Установите головку блока цилиндров и накройте впускные отверстие, 
чтобы избежать попадания чужеродного вещества в двигатель. Установите болты головки блока цилиндров и за-
тягивайте болты в 3 этапа, с конечным усилием 14 кг·м, как описано в пункте 072.40.07. 

34)  Очистите толкатели и отверстия толкателей клапанов, смажьте маслом и установите толкатели. Вставьте 

штанги  толкателей  клапанов.  Убедитесь  в  их  правильном  расположении,  если  они  размещены  по  номерам  для 
повторного использования. 

35)  Очистите опору осей коромысел и их гнезда в головке блока цилиндров и установите оси коромысел. 

Установите соединительную муфту и пружины с помощью специального инструмента № 312 589 02 61. Перед 
закреплением болтов опор осей коромысел посмотрите, чтобы шаровые пальцы были ослаблены для предотвра-
щения предварительного давления на штоки толкателя клапана, и чтобы крепежные болты оси коромысла с резь-
бовыми головками были установлены в правильном положении для установки крышки головки блока цилиндров. 

36)  Отрегулируйте зазор клапанов как указано в пункте 072.40.02. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  18  19  20  21   ..