Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 18

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  16  17  18  19   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 18

 

 

 

70 

 

072.70.03  СБОРКА И УСТАНОВКА РАДИАТОРА ТЕПЛООБМЕННИКА 

 

Таблица 42 

Момент затяжки в кг

м 

Болты крепления радиатора теплообменника

 

3.5

 

Специальные инструменты 

Динамометрический ключ  

2-10 кг·м 

 

1) 

Тщательно очистите поверхности контакта между картером цилиндра и радиатором теплообменника, а 

также между двумя пластинами радиатора теплообменника. 

2) 

Если  необходимо,  отшлифуйте  гнездо  байпас-

ного клапана и замените клапан (в виде стального шара). 

3) 

Соберите две половинки радиатора теплообмен-

ника, прикрепив прокладку и уплотнительную шайбу для 
впускного  и  выпускного  отверстий  между  ними,  как  по-
казано, и закрутите болты с граверами. Не затягивайте до 
конца винты на этой стадии (рис. 131). 

4. 

Установите прокладку на блок цилиндров с  

РИС. 131 

герметиком и установите радиатор теплообменника (см., рис. 132). 

5. 

Равномерно затяните все болты до момента 3,5 кг·м, начиная от центра и продвигаясь к одной из двух 

сторон в циклическом порядке. 

6) 

Проверьте пружину байпасного клапана, ее свободную длину и натяжение. 

7) 

Замените пружину, если она потеряла упругость (см. таблицу 43). 

 
ПРУЖИНА ДЛЯ БАЙПАСНОГО КЛАПАНА РАДИАТОРА ТЕПЛООБМЕННИКА: 
 

Таблица 43 

 

Предварительная 

нагрузка пружины 

Окончательная 

нагрузка пружины 

Наружный диа-

метр 

Проволока диа-

метр

 

Длина пружи-
ны в свобод-
ном состоянии 

Длина 

Усилие 

Длина 

Усилие 

мм 

мм 

мм 

мм 

кг 

мм 

кг 

17.0 1.25 25.5 12 

2.0 

9.0 

2.44 

 
8) 

Установите пружину байпасного клапана и поставьте под заглушку новую уплотнительную шайбу. 

9) 

Установите стартер и генератор. 

10)  Установите выхлопной коллектор и подсоедините выхлопную трубу. 
11)  Налейте охлаждающую жидкость. 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Проверните двигатель стартером  для того, чтобы 

заполнить 

масляные 

каналы 

радиатора 

теплообменника 

перед 

запуском 

двигателя. 

Равномерно 

закрутите 

болты 

радиатора 

теплообменника,  как  указано  выше,  до  нужного 
момента,  неправильная  затяжка  или  перезатяжка 
болтов 

радиатора 

теплообменника 

может 

привести к его поломке. 

 

 
 
 
 
 
 

РИС. 132 

 

71

 

072.70.04  ЗАМЕНА ФИЛЬТРИРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА 

 

Таблица 44 

 

Момент затяжки в кг·м 
Центральный винт стакана масляного фильтра 4 
Специальные инструменты 
Динамометрический ключ 2-10 

кг·м 

 
 

СНЯТИЕ: 

1) 

Открутите пробку слива масла на стакане фильтра и слейте масло. 

2) 

Открутите центральный болт. Снимите стакан масляного фильтра с фильтрующим элементом  

(рис. 133-134). 
3) 

Удалите фильтрующий элемент. 

4) 

Промойте все части в чистом керосине и затем высушите их сжатым воздухом. 

 

УСТАНОВКА: 

1) 

Прикрутите пробку слива масла к стакану фильтра. 

2) 

Вставьте новый фильтрующий элемент в стакан фильтра.  

3) 

Залейте чистое моторное масло (приблизительно 1л) в стакан фильтра. 

4) 

Установите новое уплотнительное кольцо на корпус фильтра. 

5) 

Установите  стакан  (с  фильтрующим  элементом)  по  центру  корпуса  фильтра.  Закрутите  центральный 

болт до момента затяжки 5 кг·м. 

 

ВНИМАНИЕ:  Следует  бережно  обращаться  с  фильтрующим  элементом  бумажного  типа,  так  как 

любой прокол в нём будет неблагоприятно влиять на систему очистки, что приведет к 
преждевременному износу деталей двигателя. На рисунке 136 показано движение масла 
по фильтрующему элементу и фильтре. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 133 

РИС. 134 

 

ПРИМЕЧАНИЕ:  Перед  сборкой  фильтра  сначала  наполните  стакан  фильтра  моторным  маслом  (в  количестве  1л),  затем  после 

повторной  сборки  фильтра  залейте  моторное  масло  через  пробку  фильтра  в  корпусе.  Это  дает  время  маслу 
пропитать  элемент,  иначе  может  появиться  течь  масла  во  время  сборки.  Такое  предварительное  заполнение 
фильтра гарантирует отсутствие недостатка масла во время пуска. Эта операция является очень важной. 

 

 

72 

 

072.70.05  СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КОРПУСА ФИЛЬТРИРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА 

 

СНЯТИЕ: 

1) 

Снимите стакан масляного фильтра вместе с 

фильтрующим элементом. 

2) 

Открутите крепёжные болты корпуса фильтрующе-

го элемента от блока цилиндров (рис. 135). 

3) 

Открутите байпасный клапан от корпуса фильтра. 

4) 

Тщательно прочистите все детали, особенно масля-

ные проходы, и продуйте сжатым воздухом. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 135 

РИС. 136 

 

072.70.06  СБОРКА КОРПУСА МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА 

Пружина для байпасного клапана в корпусе масляного фильтра 

Таблица 45 

Предварительно нагру-
женная пружина 

Окончательная нагруз-
ка пружины 

Наружный диа-

метр 

Проволока 

диаметр 

Длина пружины 
в свободном со-
стоянии 

Длина 

Усилие 

Длина 

Усилие 

мм 

мм 

мм 

мм 

кг 

мм 

кг 

18,5 1,5  86 

31 

4,5±0.3 

21,0 

5,7 

Момент затяжки в кг·м 
Болты крепления корпуса масляного фильтра к блоку цилиндра 6 
Специальные инструменты 
Динамометрический ключ  

2-10 кг·м 

 
1) 

Проверьте пружину байпасного клапана (рис. 137) на 

соответствующем станке для проверки пружин и замените её в 
случае необходимости.  

2) 

Установите детали байпасного клапана в корпус 

фильтра и прикрутите закрывающую пробку с новой шайбой. 

3) 

Установите масляный фильтр с новой прокладкой на 

блок цилиндров и затяните крепежные болты до момента          
6 кг·м. 

4) 

Установите стакан масляного фильтра с фильтрую-

щим элементом на корпус масляного фильтра так, как это под-
робно описано выше. 

 
 

 

РИС. 137 

 

072.70.07  СНЯТИЕ И УСТАНОВКА МАСЛЯНОГО НАСОСА 

 

Таблица 46 

Момент затяжки в кг·м 

 

Болты крепления масляного насоса 

4,0 

М 6

 

0,8 

Болты

 

крепления

 

поддона картера

 

М8 0,9 

 

73

 

Продолжение табл. 46 

Специальные инструменты 

 

Динамометрический ключ 

2-10 кг·м 

 

СНЯТИЕ: 

1) 

Слейте масло из поддона картера. 

2) 

Снимите трубку щупа с поддона. 

3) 

Открутите  болты  крепления  масляного  поддона  и 

снимите его. 

4) 

Открутите  болты  крепления  масляного  насоса  и 

снимите масляный насос из картера цилиндров (рис. 138). 

 
 

УСТАНОВКА: 

1) 

Осторожно  установите  масляный  насос  в  блок 

цилиндров и закрутите болты крепления с усилием 4 кг·м. 

2) 

Установите  поддон  картера  на  блок  цилиндров.  При 

необходимости  используйте  новые  прокладки.  При  установке 
прокладок,  используйте  герметик.  Убедитесь,  что  торец 
прокладки  на  тканевой  основе  обращен  лицом  к  поддону 
картера. 

3) 

Установите трубку щупа с поддоном. 

РИС. 138 

4) 

Залейте масло в поддон картера в объёме 14÷16 литров. 

5) 

После запуска двигателя и его остановки (двигатель должен постоять 30 мин.) доведите уровень масла 

до необходимого уровня. 

 
 

072.70.08  РАЗБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА 

 

Таблица 47 

Специальные инструменты 
Съёмник для шестерни масляного насоса 312 

589 

0633 

 
1) 

Открутите болты крепления и снимите масляный насос. Зажмите масляный насос в тиски.  

2) 

Снимите  косозубую  цилиндрическую  шестерню  при 

помощи съёмника, 312 589 0633. Снимите сегментную шпонку 
(рис. 139). 

3) 

Открутите  болты  крепления  крышки  корпуса 

масляного насоса. 

4) 

Открутите  крышку  предохранительного  клапана 

системы  смазки  и  удалите  пружину,  плунжер  и  корпус 
плунжера. 

5) 

Снимите ведомое зубчатое колесо масляного насоса с 

ведущим валом из корпуса масляного насоса. 

6) 

Выпрессуйте  ведомое  зубчатое  колесо  масляного 

насоса с ведущего вала. Удалите сегментную шпонку. 

7) 

Снимите  промежуточное  зубчатое  колесо  масляного 

насоса с промежуточного вала масляного насоса. 

8) 

Снимите промежуточный вал из корпуса.  

РИС. 139 

 

 

072.70.09  ОСМОТР И СБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА 

Размеры в таблице 48 расчетные 

Таблица 48 

МАСЛЯНЫЙ НАСОС 

(Размеры в мм) 

Зазор между ведущим валом и отверстием корпуса масляного насоса 

0,016 – 0,042 

Зазор между шестерней масляного насоса и промежуточным валом 

0,011 – 0,040 

Соосность между промежуточным валом и корпусом 

0,010 – 0,038 

Зазор между концом шестерни и корпусом 

0.030 – 0,105 

Осевой зазор между крышкой корпуса и шестерней 

0,025 – 0,089 

Зазор шестерней масляного насоса 

0,15 – 0,25 

Зазор между ведущим валом масляного насоса и шестерней распределительного 
вала 

0,096 – 0,128 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  16  17  18  19   ..