Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 17

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  15  16  17  18   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 17

 

 

 

66 

 

072.60.02  ОСМОТР И РЕМОНТ ВОЗДУШНОГО КОМПРЕССОРА 

 

ОСМОТР И РЕМОНТ ВОЗДУШНОГО КОМПРЕССОРА: 

 

Все контрольные размеры и зазоры приведены в таблице 40 и рис. 125. 

1) 

Проверьте на наличие износа гильзы цилиндра воздушного компрессора. 

2) 

Если износ гильзы цилиндра незначительный, то старый поршень может быть использован повторно. 

3) 

Проверьте старый поршень на наличие трещин, царапин, повреждений и т.д. 

4) 

Проверьте  гнездо  установки  поршневого  кольца  и  состояние  поршневых  колец,  кольцевых  канавок  и 

фасок. 

5) 

Проверьте зазоры стыка поршневых колец. 

6) 

Проверьте канавки поршневых колец, установку поршневых колец и боковые зазоры. 

7) 

В случае необходимости замените поршневые кольца. 

8) 

Если износ гильзы цилиндра значителен, обработайте ее до следующего ремонтного размера. Если нет 

возможности обработать старую гильзу цилиндра, замените её новой. 

9) 

Выберите соответствующий по размеру поршень для обработанной гильзы цилиндра и установите но-

вые поршневые кольца. 

10)  Проверьте размер эксцентрика распределительного вала и его износ. Если необходимо, перешлифуйте 

его до следующего ремонтного размера. 

11)  Выберите  подходящие  подшипники  скольжения  в  соответствии  с  размером  эксцентрика  распредели-

тельного вала и установите их в шатун и крышку шатуна. 

12)  Прикрутите крышку шатуна к шатуну и затяните болты крепления до момента 1.5 кг·м. 
13)  Измерьте размеры подшипника в трёх точках по вертикали и каждый раз примерно на 30° от разделяю-

щей поверхности с помощью нутромера. Приведенные в таблице выше значения должны  быть соблюдены. 

14)  Измерьте внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна, используя нутромер. 
15)  В случае необходимости замените втулку новой и разверните её до нужного размера. Проверьте совпа-

дение масляного отверстия на втулке и шатуне. 

16)  Проверьте состояние клапанов воздушного компрессора и замените изношенные части. В случае необ-

ходимости замените негодные элементы головки цилиндра компрессора. 

 

Таблица 40 

 

ШАТУН 

(Размеры в мм) 

Отверстие нижней головки 35,00-35,02 
Отверстие верхней головки 19,00-19,02 
Расстояние между центрами отверстий нижней

 

и верхней головки 97,95-98,00 

Соосность отверстий шатуна  

0,03 

нижней

 

головке шатуна 21,88-21,94 

Ширина шатуна на 

верхней головке шатуна 22,2-22,3 

Зазор между подшипником нижней

 

головки шатуна и эксцентриком 0,03-0,09 

Осевой зазор нижней

 

головки шатуна и эксцентрика 0,07-0,32 

ЭКСЦЕНТРИК РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА И ПОДШИПНИК 
ШАТУНА 

(Размеры в мм) 

 

Эксцентрик распреде-
лительного вала,  
(диаметр)  

Отверстие подшипни-
ка в установленном 
положении 

Толщина стенки 
подшипника  
скольжения 

Стандарт 31,98-32,00

 

32,03-32,07 1,48-1,49 

Стандарт I 

31,88-31,90

 

31,93-31,97 1,53-1,54 

Ремонтный размер I 

31,73-31,75

 

31,78-31,82 1,60-1,61 

Ремонтный размер II 

31,48-31,50

 

31,53-31,57 1,73-1.74 

Ремонтный размер III 

31,23-31,25 

31,28-31,32 

1,85-1,86 

ВТУЛКА ВЕРХНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА 

                                 (Расстояние в мм) 

Наружный диаметр

 

19,04-19,1 

Внутренний диаметр 16,025-16,035 
Натяг верхней головки втулки в шатуне

 

0,02-0,1 

 

 

67

 

Продолжение табл. 40 

ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ 

(Размеры в мм) 

Цветовая метка 

Поршневой палец  

(наружный диаметр) 

Отверстие в поршне 

Желтый 16,011-16,014 

16,041-16,044 

Зелёный 16,014-16,016 

16,0435-16,0480 

Зазор поршневого пальца во втулке шатуна 0,009-0,021 
Зазор поршневого пальца в поршне 0,027-0,033 

Специальные инструменты 

 

Расширитель поршневого кольца диаметром 94 

мм 

Динамометрический ключ  

0-6 кг·м 

Микрометры c пределами измерений 

0-25, 25-50, 75-100 мм 

Нутромеры c пределами измерений  

10-18, 18-35, 35-60 и 

60-100 мм 

Индикатор часового типа 

ИЧ - 10 

ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА И ПОРШЕНЬ                                                                             (Размеры в мм) 
Гильза цилиндра 

Отверстие (диаметр) 

Поршень (диаметр) 

Стандарт 

93,985-93,995 93,915-93,925 

Стандарт I 

93.995-94.005 93,925-93,935 

Стандарт II 

94,005-94,015 93,935-93,945 

Ремонтный размер I 

94,060-94,070 93,990-94,000 

Ремонтный размер II 

94,070-94,080 94,000-94,010 

Ремонтный размер III 

94,080-94,090 94,010-94,020 

Ремонтный размер IV 

94,110-94,120 94,040-94,050 

Ремонтный  размер V 

94,120-94,130 94,050-94,060 

Ремонтный размер VI 

94,130-94,140 94,060-94,070 

ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА  

(Размеры в мм) 

Канавка 

Назначение поршневого кольца 

Ширина коль-
цевой канавки 

Боковой зазор 

Стыковой зазор 

Компрессионное кольцо с ко-
ническим торцом 

2.5+0.02 0.010-0.044 0.30-0.45 

II 

Компрессионное кольцо с ко-
ническим торцом 

2.5+0.02 0.010-0.044 0.30-0.45 

III 

Компрессионное кольцо скреб-
кового типа 

2.5+0.02 0.010-0.044 0.25-0.40 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 125 

 

 

 

68 

 

072.60.03  СБОРКА И УСТАНОВКА ВОЗДУШНОГО КОМПРЕССОРА 

 

Таблица 41 

Максимально допустимый выступ поршня за плоскость гильзы цилиндра 

от 0.25 до 0.75 мм 

Моменты затяжки в кг·м 

 

Болты шатуна 

1.5 + 0.2 

Болты крепления гильзы цилиндра и головки цилиндра на блоке цилиндра 

3.5 – 4.0 

Специальные инструменты 

 

Расширитель поршневого кольца диаметром 

94мм 

Приспособление для сжимания поршневых колец воздушного компрессора 

321 589 0037 
321 589 0137 

2576 5890 0209 

Круглогубцы 

 

Гаечный ключ для нагнетательного и всасывающего клапана воздушного 
компрессора с диаметром поршня 77мм. 

312 589 0907 
312 589 0207 

Динамометрический ключ  

1-10 кг·м 

Нутромер c пределами измерений  

10-18, 18-35, 35-60 и 60-100 мм

Микрометры c пределами измерений  

0-25, 25-50, и 75-100 мм 

 
1) 

Вставьте подшипники скольжения в шатун и крышку 

шатуна.  Используйте  чистое  масло  для  смазки  поверхности 
подшипника. 

2) 

Установите шатун с подшипниками и крышкой на 

эксцентрик распределительного вала. Убедитесь, что выступы 
на наружных кольцах подшипника скольжения находятся на 
верхней стороне. Затяните болты шатуна до момента 1,5 – 1,7 
кг·м (рис. 126). 

3) 

Установите поршневые кольца на поршень, используя 

расширитель поршневых колец. 

4) 

Установите поршень на шатун и установите поршне-

вой палец. Убедитесь, что отметка “TOP” (“Верх”) направлена 
вверх (рис. 127). 

5) 

Установите пружинное стопорное кольцо. Используй-

те чистое масло для смазки поршня и поверхности гильзы цилиндра. 

РИС. 126 

6) 

Прижмите поршневые кольца приспособлением для сжимания поршневых колец воздушного компрес-

сора. Установите прокладку на блок цилиндра. Вставьте гильзу цилиндра сверху поршня (рис. 128). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

РИС. 127 

РИС. 128 

7) 

Прикрутите головку цилиндра к гильзе цилиндра и блоку, используя новую прокладку и затяните с уси-

лием 3,5-4,0 кг·м. 

8) 

Поверните коленчатый вал 2 – 3 раза и убедитесь , что поршень компрессора не касается головки ци-

линдра. Установите воздушные впускные и выпускные патрубки. 

 

 

69

 

ПРИМЕЧАНИЕ:  Хотя  клапанные  диски  и  пружины  всасывающего  и  нагнетательного  клапана  компрессора  с  диаметром  поршня 

77мм  идентичны,  эти  части  должны  быть  собраны  в  последовательности,  как  это  показано  на  рисунках.  Всасы-
вающее  отверстие  в  головке  помечено  буквой “S”. Установите  гнездо  впускного  клапана  нижней  поверхностью 
сверху. Центрируйте клапанный диск в гнезде; поместите пружину на диск и осторожно вкрутите держатель впу-
скного клапана. Если в процессе вкручивания держателя клапана диск сместился, держатель не может быть вкру-
чен до упора. В таком случае разберите и внимательно соберите части снова. Нагнетательное отверстие на голов-
ке  помечено  буквой  “Д”.  Соберите  нагнетательный  клапан  в  нужной  последовательности,  т.е.  гнездо  пружины, 
пружина,  диск  клапана  и  держатель  клапана.  Нижняя  поверхность  держателя  клапана  должна  быть  обращена  к 
диску клапана. 

 
 

 
 

072.70.00  РАЗДЕЛ  7

 

РЕМОНТ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ 

 
Система смазки двигателя состоит из масляного насоса, масляного фильтра и теплообменника. 
 
РАДИАТОР ТЕПЛООБМЕННИКА: 
Внутренняя  стенка  блока  радиатора  теплообменника  находится  в  контакте  с  охлаждающей  жидкостью.  Мо-

торное масло, циркулирующее по каналам радиатора теплообменника передает своё тепло охлаждающей жидко-
сти благодаря чему температура моторного масла поддерживается на уровне, близком рабочей температуре дви-
гателя. 

 

072.70.01  ИЗВЛЕЧЕНИЕ РАДИАТОРА ТЕПЛООБМЕННИКА 

1) 

Слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока 

цилиндров. 

2) 

Отсоедините трубопровод сжатого воздуха от цилинд-

ра для стояночного тормоза двигателя и тормозного механизма. 

3) 

Открутите болты крепления выхлопного трубопрово-

да. 

4) 

Снимите стартер и генератор переменного тока. 

5) 

Открутите все болты, крепящие радиатор теплообмен-

ника к блоку цилиндров и снимите радиатор теплообменника. 
Не откручивайте 12 болтов в центре радиатора теплообменника, 
так как они просто удерживают вместе две половинки охлади-
теля (рис. 129). 

 
 
 

 

РИС. 129 

 
 

72.70.02  ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ РАДИАТОРА ТЕПЛООБМЕННИКА 

 

1) 

Соберите две половинки радиатора теплообменника с 

прокладкой между ними. Вкрутите и затяните все болты до мо-
мента 3,5 кг·м (внешние болты должны быть снабжены необхо-
димыми гайками и шайбами). 

2) 

Закрепите плоское уплотнение на отверстии радиатора 

теплообменника. 

3) 

Соедините резиновый шланг с ручным насосом, опу-

щенным в контейнер с горячей водой см., рис. 130 (температура 
воды 70° – 80° С). 

4) 

Проверьте радиатор теплообменника на герметич-

ность при давлении 5 кг/см

2

5) 

Замените протекающие пластины. 

6) 

Разберите радиатор теплообменника. Промойте мас-

ляные каналы керосином и продуйте их сжатым воздухом. 

 

 

РИС. 130 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  15  16  17  18   ..