Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 13

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  11  12  13  14   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 13

 

 

 

50 

 

РЕМОНТ: 

1) 

Положите 

головку 

цилиндра 

на 

устойчивую 

деревянную подставку. 

2) 

Измерьте диаметр седел клапана. 

3) 

Используйте зенкер -15

0

 для обработки вставок седел 

выпускного клапана как указано на рис. 78. 

4) 

Обработайте  седла  клапана 45°-зенкером  для 

впускных и выпускных вставок (рис.79). 

 
ПРИМЕЧАНИЕ:
 Седло должно быть гладким без дефектов обработки. 
 

5) 

При  необходимости  отшлифуйте  седла  и  клапаны  до 

состояния гладкой и равномерной поверхности. 
6) 

Смажьте  седло  клапана  углем,  установите  клапан  в 

седло и поверните медленно под осевым давлением,  
контактная линия на седле клапана должна быть вокруг полной 
окружности на равном расстоянии.  

РИС. 78 

7) 

Расстояние  между  узким  диаметром  лицевой  поверхности  клапана  и  контактной  линией  должно  быть 

минимум 0,5 мм (рис.80). 

8) 

Установите клапаны в седла и проверьте герметичность сопряжения клапан – седло установив головку 

блока цилиндров на горизонтальную плоскость и  налив керосина на головку клапана. Проводите эту проверку в 
течении 6 часов, количество керосина не должно уменьшатся. 

9) 

Измерьте расстояние между головкой блока цилиндров и поверхностью головки клапана. Отполируйте 

седла клапанов, если необходимо. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 79 

РИС. 80 

 

072.40.10  ШЛИФОВКА КЛАПАНОВ: 

Параметры головки клапана и предельные отклонения приведены  ниже в виде рисунка 81 и таблицы 30. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 81 

 

51

 

Таблица 30 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

(размеры в мм) 

Клапаны 

Головка 
цилиндра 
диаметр А 

Диаметр 
штока 

Длина 
клапана 

Предел 
диаметр С 

Высота 
обработки В 

Ширина 
седла  
клапана Д 

Твердость 
конца што-
ка клапана 

44,40 8,95 140,7 42,01  2,8  3,5 

Впускной 

43,90 8,93 140,3 41,99  2,5  2,8 

57 

± 3 

HRCэ 

36,10 9,94 140,7 34,01  2,8  4,2 

Выпуск-
ной 

35,90 9,92 140,3 33,99  2,5  3,5 

57 

± 3 

HRCэ 

Допустимая соосность между головкой и штоком клапана 0,03 
Допустимый зазор между втулкой и штоком клапана 0,02 
Допустимая овальность седла клапана 0,01 

 
1) 

Очистите снятые клапаны. 

2) 

Проверьте клапаны на износ и повреждения. Клапаны с погнутыми штоками или обгоревшими головка-

ми должны быть заменены. Нельзя выравнивать погнутый клапан. 

3) 

Если  клапан  не  имеет  других  дефектов,  кроме  изно-

шенной кромки головки, его можно обработать на шлифоваль-
ном станке следующим образом (см. рис. 82-84): 

4) 

Зажмите  клапан  в  цанге  шлифовального  станка  как 

можно  ближе  к  головке  клапана,  чтобы  избежать  нежелатель-
ных вибраций. 

5) 

Отрегулируйте угол шлифовки на шкале с делениями 

для получения правильного угла кромки клапана. 

6) 

Медленно  подайте  клапан  в  сторону  шлифовального 

круга, пока круг слегка не коснется головки клапана. 

7) 

Шлифуйте  на  низкой  скорости,  пока  головка  клапана 

не станет полностью чистым. 

8) 

Конец штока клапана может быть отшлифован до  

размера 0,5мм максимум для очистки следов повреждений. 

   

РИС. 82

 

ПРИМЕЧАНИЕ:  Во время шлифовки размер "В" должен быть не меньше чем показано в таблице. 
 

 

ПРОВЕРКА: 

1) 

Проверьте  размер  "В"  как  показано  на  рисунке81.  Если  размер  "В"  меньше,  чем  рекомендуемый  или 

толщина головки клапана менее 1мм, замените клапан. 

2) 

Проверьте шток клапана на наличие износа и зазубрин. Замените клапаны, у которых шток сильно из-

ношен или имеет зазубрены. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 83 

РИС. 84 

3) 

Проверьте головку клапана и шток клапана на соосность, если износ превышает указанные пределы – 

замените клапан (рис. 85). 

4) 

Если пятно контакта клапана по окружности не цельное, или с изъяном, обработка седла необходима. 

5) 

После  обработки  седла  клапана  и  разделительной  поверхности  головки  цилиндра,  необходимо  прове-

рить длину пружины клапана, когда она установлена (клапан полностью закрыт). Длина пружины клапана в  

 

52 

установленном виде может поддерживаться в пределах технических характеристик с помощью шайбы соответст-
вующей толщины, положенной под пружину клапана (рис. 86  где 1-пружина клапана, 2-шайба регулировочная, 
L-длина установленной пружины). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 85 

РИС. 86 

 
 

072.40.11  СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ВТУЛОК КЛАПАНОВ 

 

Таблица 31 

Втулки клапана 

 

 

 

 

 

 

(Размеры в мм)  

Втулки клапана 

Длина втулок 

клапана 

Зазор штока клапана 
во втулке клапана 

Внешний 
диаметр 

Внутренний 

диаметр 

Стадии 

 

 

впуск-
ной 

выпуск-
ной 

Впускной

Выпуск-
ной 

Диаметр 
втулки кла-
пана в голов-
ке блока 
цилиндров 

Натяг ме-
жду втул-
кой клапа-
на и го-
ловкой 
цилиндров 

Впускной 

Выпуск-
ной 

Стандарт 

15,04 
15,03 

15,02 
15,00 

Ремонт-
ный раз-
мер I 

15,14 
15,13 

9,02 10,02 

15,12 
15,10 

II 

15,24 
15,23 

15,22 

15,200 

III 

15,54 
15,53 

9,00 10,00 

73,5 68,5 

15,52 
15,50 

0,01  
0,04 

0,05 
0,09 

0,06 

0,1 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 87 

 

53

 

 

Таблица 32 

Специальные инструменты 

Бородок для установки направляющих втулок клапана  

2576 5890 0223 

Бородок

 

для удаления втулок впускного клапана 

136 589 00 39 

Бородок для удаления втулок выпускного клапана 

2576 5890 0221 

Кондукторная втулка для развертывания втулки клапана (впускной) 9мм 

2576 5890 0225 

Кондукторная втулка для развертывания втулки клапана (выпускной) 10мм 

2576 5890 0224 

Развертка диаметром 9мм  

636 589 02 53 

Развертка диаметром 10мм 

2576 5890 0202 

Проходной калибр для направляющих впускных клапанов 636 

589 

0021 

Проходной калибр для направляющих выпускных клапанов 

2576 5890 0203 

Комплект развёрток  

13,5 - 15,5мм. 

Максимальный износ седла клапана по отношению к втулке клапана 0,03мм 
Допустимое отклонение соосности седла клапана по отношению к втулке клапана 0,01мм 
Расстояние от втулки клапана до опоры пружины клапана размера "А" 19,5-20,0мм 
 
Если при осмотре направляющих втулок были обнаружены отклонения больше допустимых, следует заменить 

все вышедшие из строя втулки в следующем порядке: 

1) 

Установите головку блока цилиндров на устойчивую деревянную опору. 

2) 

Выбейте с помощью специальных бородков вышедшие из строя втулки (рис.88). 

3) 

Проверьте посадочное отверстие под втулку в головке блока цилиндров и, если необходимо, разверните 

отверстие с помощью комплекта развёрток до следующего ремонтного размера (рис.89). 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 88 

РИС. 89 

4) 

Смажьте новую втулку клапана и ее канал в головке блока цилиндров графитной смазкой и установите 

втулку клапана в головке цилиндра узкой частью вниз. 

5) 

Вставьте распорную втулку специальным инструментом 2576 5890 0223 над втулкой клапана. 

6) 

Запрессуйте на втулку клапана бородком 2576 5890 0223 (рис. 90). 

 
ПРИМЕЧАНИЕ: 
Желательно использовать пресс для удаления и установки втулок клапанов в головке цилиндра. 
 

7) 

Упомянутый бородок с вкладышем обеспечивает размер "А". Проверьте это замером (см. рис. 87). 

8) 

Разверните  внутренний  диаметр  втулок  впускного  клапана  разверткой 6365890253 диаметром  9мм  и 

втулки выпускного клапана разверткой 2576 5890 0202 диаметром 10 мм. 

9) 

При развёртывании внутреннего диаметра втулки клапана, используйте кондукторную втулку для пра-

вильной центровки развёртки и точного контроля размеров диаметра втулки клапана. Используйте кондукторную 
втулку 2576 5890 0225 для  развёртывания  втулки  впускного  клапана  и 2576 5890 0224 для  втулки  выпускного 
клапана. Эти направляющие втулки могут использоваться как для стадии стандартной, так и для стадий ремонта 
втулок клапана (рис. 91). 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  11  12  13  14   ..