Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 12

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  10  11  12  13   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 12

 

 

 

46 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

РИС. 68 

РИС. 69 

 

 

 

072.4.06  ОСМОТР И РЕМОНТ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 

 

Таблица 26 

 

 

(Размеры в мм) 

Высота головки цилиндра (стандарт)  

92,0±0.1 

Минимально допустимая высота головки ци-
линдра  

 91,0–0,1 

В продольном направлении 

0,05 

(измерено по всей длине) 

Допустимая неплоскостность прилегающей  
поверхности и блока цилиндра 

В поперечном направлении 

0,015 

(измерено по всей ширине)

Допустимое отклонение параллельности ниж-
ней и верхней плоскостей головки 

 0,1 

Окончательная обработка на нижней и верхней 
плоскостях головки 

 0,09-0,15 

Расстояние от головки клапана до плоскости 
разъёма головки цилиндра 

 

От 1,2 до 1,7 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 70 

РИС. 71 

1) 

Проверьте плоскость разъёма головки блока цилиндров на плоскостность лекальной линейкой и щупом 

(рис. 70). 

2) 

Если  необходимо,  отшлифуйте  плоскость,  чтобы  удалить  отклонение  от  плоскостности.  Минимально 

допустимая высота головки цилиндра – 90,9 мм. 

3) 

Кроме  общей  толщины  головки  цилиндра  проследите,  чтобы  толщина  водяной  рубашки  на  плоскости 

разъёма была не менее чем 6 мм. 

4) 

После шлифовки плоскости разъёма, измерьте расстояние между головкой клапана и разделяющей пло-

скостью. Еще раз, если требуется, обработайте седла клапанов (рис. 71). 

 
 
 

 

47

 

072.40.07  УСТАНОВКА ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 

 

Таблица 27 

Моменты затяжки в кг·м 

 

Затяните болты головки блока цилиндров в 3 этапа 

1 – этап  – 6 
2 – этап  – 9 

3 – этап  – 14 

Болты крепления крышки головки блока цилиндров 2,5 
Глухая гайка трубопровода  

2,5 

Болты крепления верхнего патрубка охлаждающей жидкости 3 
Болты крепления кронштейна оси коромысел клапанов 11 
Гайка крепления форсунки 7 
Специальные инструменты 

 

Рукоятки для поднятия головки блока цилиндров – 2шт 312 

589 

0131 

Клещи для соединительной муфты оси коромысла клапана 312 

589 

0261 

Специальный ключ для глухой гайки трубопровода впрыска 000 

589 

0509 

Ключ в виде “вороньей лапы” 000 

589 

0603 

Динамометрический ключ 2-20 

кг·м 

 
1) 

Установите  прокладку  головки  блока  цилиндров  на  блок,  удостоверяясь,  что  отметка “TOP” (“Верх”), 

проштампованная на прокладке, обращена к головке блока цилиндров после выравнивания выступов. Установите 
головку блока цилиндров на направляющие штифты. 

2) 

Снимите подъёмные рукоятки, 312 589 0131 с головки блока  

3) 

Закройте впускные отверстия в головке цилиндра, чтобы избежать попадания в них грязи и пыли. 

4) 

Смажьте резьбу болтов маслом. Не наливайте масло в резьбовые отверстия на блоке! 

5) 

Установите болты головки блока цилиндров и затяните их динамометрическим ключом в три этапа, как 

это указано в таблице 27 (рис.72). Затяните гайки головки блока цилиндров равномерно и в надлежащей последо-
вательности, как это показано на рисунке 66. 

6) 

Установите форсунки на головку блока цилиндров и затяните гайки крепления с усилием 7 кг·м  

(см. рис.73). Используйте новые медные уплотнительные шайбы для форсунок. 

7) 

Установите штанги толкателей клапанов согласно меток. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

РИС.72  

РИС. 73 

8) 

Установите оси коромысел клапанов в той последовательности как это описано в пункте 072.40.03. 

9) 

Установите топливопроводы высокого давления. 

10)  Отрегулируйте зазор между штоком клапана и бойком коромысла, как это описано в пункте 072.40.02. 
11)  Установите крышку головки блока цилиндров. При необходимости используйте новую прокладку. 
12)  установите новую прокладку выпускного коллектора. 
13)  Установите выхлопной коллектор с дроссельным тормозным механизмом и новыми прокладками. 

 
ПРИМЕЧАНИЕ: 
Устанавливать дроссельный тормозной механизм в том случае, если он установлен непосредственно между выпуск-

ным коллектором и выпускным трубопроводом возле головки блока цилиндров. 

 

14)  Установите топливные фильтры. 
15)  Установите верхний трубопровод водяного охлаждения с новыми прокладками. 
16)  Залейте охлаждающую жидкость. 
17)  Запустите и нагрейте двигатель до рабочей температуры. Остановите двигатель и снимите крышку го-

ловки цилиндра. 

 

48 

18)  Затяните  болты  крепления  головки  блока  цилиндров  в  надлежащей  последовательности  до  крутящего 

момента14 кг·м. Желательно сначала слегка ослабить гайку, а затем закрутить её с усилием 14 кг·м, за один раз. 

19)  Ещё раз отрегулируйте зазор между штоком клапана и бойком коромысла. 
20)  Снова установите крышку головки блока цилиндров. 

 

 
 

072.40.08  РЕМОНТ КЛАПАНОВ, СЕДЕЛ КЛАПАНОВ И ИХ НАПРАВЛЯЮЩИХ  

 
 

Таблица 28 

(Головка цилиндра снята) 

Пружины клапанов 

Предварительное 

нагружение 

Окончательное 

нагружение 

Внутренний  

диаметр 

Диаметр  
проволоки 

Длина в  
свободном  
состоянии 

Длина 

Усилие 

Длина 

Усилие 

25+0.4 4.25  60.5 

46.7 

30±1.5 

кг 35.18  59+4кг 

Длина пружины клапана в установленном положении 
(клапан полностью закрыт) 

   

46.7 

мм 

Длина пружины клапана в установленном положении 
(клапан полностью открыт) 

   

35.16мм 

Расстояние между головкой клапана и плоскостью 
разъёма головки блока цилиндров 

Двигатель с поршнем на 4 кольца 
Двигатель с поршнем на 3 кольца 

0.5-0.85 

2.15 

Специальные инструменты 

Приспособление для снятия и установки пружин клапана 312 

589 

0231 

Опорная пластина для съёмника пружин клапана 

312 589 03 31 

 
 

СНЯТИЕ: 

1) 

Установите головку блока цилиндров на две устойчи-

вые деревянные опоры. 

2) 

Нажмите на пружину клапана с помощью приспособ-

ления 312 589 0231, оказывая противодействие тарелке пружи-
ны, которая должна быть извлечена (рис. 74). 

3) 

Снимите сухари со стержня клапана и уберите их. 

4) 

Извлеките клапаны, тарелки пружин и пружины. 

Снимите шайбу между пружиной и головкой цилиндра. 

 
 

УСТАНОВКА: 

1) 

Очистите клапан, пружины и сухари. 

2) 

Установите головку блока цилиндров на две устойчи-

вые деревянные опоры.  

РИС. 74 

3) 

Установите шайбу под пружину клапана на головку блока цилиндров и вставьте пружину клапана. 

4) 

Смажьте шток клапана и вставьте его снизу в соответствующую направляющую втулку клапана головки 

блока цилиндров. Подоприте клапан так, чтобы он прочно держался в гнезде клапана.  

5) 

Установите тарелку пружины над пружиной и сожмите пружину клапана приспособлением 312 589 

0231. Вставьте сухари меньшим диаметром в сторону головки блока цилиндров в проточку клапана и отпустите 
пружину. Уберите приспособление. 

6) 

Удостоверьтесь, что сухари крепко удерживают клапан и стопоры пружины. Убедитесь, что две поло-

винки сухарей совпадают по центру. 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Расстояние от головки клапана до разделительной плоскости головки блока цилиндров должно быть в пределах тех-

нических характеристик (см. рис. 71). 

 
 
 

072.40.09  РЕМОНТ СЕДЕЛ КЛАПАНА 

Для определения потребности в ремонте седел клапана необходимо соблюдать допустимые технические па-

раметры седел. Ниже приведены допустимые технические данные, в виде рисунка (рис. 75) и таблицы 29: 

 

 

49

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 

   10 

 

РИС. 75 

 

Таблица 29 

Седла клапана   

 

 

 

 

 

 

(размеры в мм) 

впускной 43,40 

Диаметр «А» седла клапана новых колец седла 

выпускной 35,78 
впускной 

от 1,6 до 2,0 

Ширина «В» седла клапана 

выпускной 

от 2,0 до 2,5 

впускной 2,8+0,2 

Высота «С» Расстояние от вставки седел клапана 

до разделительной поверхности головки. 

выпускной 2,6+0,2 

Расстояние между головкой блока цилиндров и 

плоскостью разъёма головки цилиндра с новыми 
клапанами и вставками седел клапанов. 

 

от 0,7 до 1,2 

Специальные инструменты 

 

Зенкер седла клапана 15

0

 

Зенкер седла клапана 45

0

 

Проходной калибр 636 

589 

0021 

Проходной калибр 

257 6589 00203 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Если при восстановлении или ремонте допустимые размеры превышаются, вставки седел клапана должны быть за-

менены.  

 
 

 

ДИАГНОСТИКА:  

1) 

Проверьте направляющие втулки клапана на наличие дефектов с помощью индикатора и калибра (рис. 76). 

2) 

Соосность между седлом и направляющей клапана должна выдерживаться в пределах 0,03 мм.  

3) 

Замените направляющие втулки клапанов, если соосность между седлом и направляющей клапана более 

0,03мм. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 76 

РИС. 77 

4) 

Проверьте высоту седла клапана по отношению к плоскости головки блока цилиндра. Замените вставки 

седла клапана, если они изношены сильнее допустимого (рис. 77). 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  10  11  12  13   ..