Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 10

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 10

 

 

38 

 

 

 

ТАТА 

ДИЗЕЛЬНЫЕ 

ТРАНСПОРТНЫЕ 

СРЕДСТА 

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ДВИГАТЕЛЯ ДЕФЕКТАЦИИ 
КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ШЕЙКИ КОЛЕНВАЛА 

ЛИСТ 4 

Двигатель №……………………………… 
Шасси №………………………………….. 
Пробег............ ……………………………. 
Пробег

 

после последнего капитального ремонта

 

Причина для демонтажа ………………… 
…………………………………………….. 
……………………………………………... 
…………………………………………….. 

 

Направление аа и сс на отрезке, на 
котором радиус закругления пре-
рывает направление bb возле цен-
тра

 

Направления  

0А, В и С 120º 

 
Биение 4ой коренной шейки коленчатого 
вала при поддержке шеек №1 и 7: 
………………………………………..мм 
Ширина 4ой коренной шейки ………мм 
 
 

Макс. 

Коренная 
шейка 

Шатунная 
 шейка 

Конус 

 

 

Овалность 

 

 

Измерения в направлении 

Коренная шейка,  
прибор установлен на……………..мм 

Шейка большой головки шатуна, 
прибор установлен  на ……………. мм 

Шейка № 

А 

Б 

В 

Оваль-

ность 

А 

Б 

В 

Оваль-

ность 

аа 

 

 

 

 

 

 

 

 

бб 

 

 

 

 

 

 

 

 

вв 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конус 

 

 

 

 

 

 

 

 

аа 

 

 

 

 

 

 

 

 

бб 

 

 

 

 

 

 

 

 

вв 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конус 

 

 

 

 

 

 

 

 

аа 

 

 

 

 

 

 

 

 

бб 

 

 

 

 

 

 

 

 

вв 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конус 

 

 

 

 

 

 

 

 

аа 

 

 

 

 

 

 

 

 

бб 

 

 

 

 

 

 

 

 

вв 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конус 

 

 

 

 

 

 

 

 

аа 

 

 

 

 

 

 

 

 

бб 

 

 

 

 

 

 

 

 

вв 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конус 

 

 

 

 

 

 

 

 

аа 

 

 

 

 

 

 

 

 

бб 

 

 

 

 

 

 

 

 

вв 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конус 

 

 

 

 

 

 

 

 

аа 

 

 

 

 

бб 

 

 

 

 

вв 

 

 

 

 

Конус 

 

 

 

 

Заключения / Рекомендации: 
 
Проверено                               Дата 

 

39

 

 

Таблица 19 

 

(Размеры в мм) 

Максимально допустимый осевой зазор подшипника после установки 0.35 
Зазор между шатунной шейкой и шатунным вкладышем 

0.05 - 0.095 

Зазор между шестернями коленчатого и распределительного валов 

0.12 – 0.17 

Диаметральный зазор между коренной шейкой и коренным подшипником 0.05-0.09 
Выступ сальниковой набивки на 7

м

 коренном подшипнике в картере двигателя 

относительно крышки (см. рис.52) 

0.5 

Натяг наружного кольца подшипника скольжения в посадочном отверстии 

0.025 - 0.078 

Максимальная длина болтов коренной крышки 123.0 

М 14                     82.5 

Длина болтов шатуна 

М 15                      61.5 

Момент затяжки в кг·м. 

 

Болты шатуна 

Первоначально 10+1. далее 

затяжка 90

0

+20

0

 

Болты коренной крышки  

Первоначально 5+1. далее 

затяжка 90

0

+20

0

 

Специальные инструменты 

 

Оправка для установки шестерни коленчатого вала 

2574 5890 35 03 

Бородок для установки центрирующего подшипника 

2506 9890 99 02 

Оправка для установки сальниковой набивки 7

го

 коренного подшипника 

2576 5890 02 20 

Приспособление для угловой индексации момента затяжки 

2576 5890 02 04 

Измерительный прибор с циферблатом с держателем или щупом 

 

Динамометрический ключ 

2 – 20 кг·м 

 
11)  Затяните эти болты динамометрическим ключом в вышеизложенной последовательности до первона-

чального крутящего момента 5+1 кг·м. Достигните окончательного крутящего момента с помощью приспособле-
ния 2576 5890 0204, затягивая на 90

0

 +20

 и придерживаясь той же последовательности (рис. 51).  

12)  Проведите  проверку  на  свободное  вращение  и  осевой зазор  коленчатого  вала.  Проверьте осевой  зазор 

коленчатого вала, вставив щуп между упорным кольцом 4

ой

 шейки и упорной шайбой (см. рис. 50). 

ВНИМАНИЕ: Уплотнительное кольцо на 7ом коренном подшипнике оказывает сопротивление свобод-

ному вращению коленчатого вала. Допустимый момент трения за счёт этого составляет 0.8 ÷ 1 кг·м. Не-
обходимо убедиться, что сопротивление свободному вращению коленчатого вала происходит только из-за 
уплотнительного кольца, а не из-за заедания подшипника. В этом можно убедиться, ослабив болты крыш-
ки коренного подшипника (см. рис. 52). Если фрикционный момент коленчатого вала находится вне уста-
новленных пределов и происходит из-за уплотнительного кольца, он может быть скорректирован путем 
дальнейшего уплотнения сальниковой набивки в их канавках после извлечения коленчатого вала. 

13)  Нагрейте шестерню коленчатого вала приблизительно до 90

0

 С. Установите шестерню коленчатого вала 

с помощью ключа 2576 5890 3503. 

14)  Установите центрирующий подшипник в коленчатый вал оправкой 2506 5890 0299. Заполните подшип-

ник смазкой. 

15)  Установите маховик таким образом, как это подробно описывается в пункте 072.20.01. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 51 

РИС.52  

 

40 

 

072.40.00  РАЗДЕЛ  4 

РЕМОНТ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА 

 

072.40.01  ИЗВЛЕЧЕНИЕ, ОСМОТР И УСТАНОВКА КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА 

ЦИЛИНДРОВ 

 
 

СНЯТИЕ И ОСМОТР: 

1) 

Ослабьте хомут, воздухопровода от воздушного фильтра и снимите его. 

2) 

Открутите гайку трубки компрессора и снимите её. 

3) 

Снимите шланг. 

4) 

Отвинтите болты крепления крышки  головки блока 

цилиндров. 

5) 

Снимите крышку головки блока цилиндров. 

6) 

Проверьте  прокладку  крышки  головки  цилиндра  на 

наличие  повреждений  и    протеканий  и  снимите  её  в  случае 
необходимости. 

7) 

Очистите крышку головки цилиндра и проверьте на 

наличие  деформаций  уплотняющие  поверхности  с  помощью 
щупа на контрольной плите (рис. 53). 

8) 

Если деформация составляет более чем 0.3 мм в про-

дольном  и  поперечном  направлениях,  обработайте  поверх-
ность. Производите обработку до исчезновения неровностей.  

РИС. 53 

 

 

УСТАНОВКА: 

 

 

Таблица 20 

Момент затяжки в кг·м 

 

Болты крепления крышки головки цилиндра к головке цилиндра 

2.5 

Специальные инструменты 

 

Динамометрический ключ  

2-10 кг·м. 

 
1) 

Установите  новую  прокладку  на  головку  цилиндра, 

если  старая  повреждена.  Поменяйте  прокладку,  даже  если 
есть малейшие сомнения по поводу её герметичности. 

2.) 

Установите  крышку  головки  цилиндра  и  вручную 

равномерно  затяните  крепежные  болты,  начиная  от  центра  и 
продвигаясь  к  любой  из  сторон,  закручивая  болты  один  за 
другим. 

3) 

Затяните  эти  болты  в  вышеуказанной  последова-

тельности с помощью динамометрического ключа с моментом 
2.5 кг·м (см. рис. 54). 

 
 

 

 

 

 

РИС. 54 

 

072.40.02  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЗОРА КЛАПАНОВ 

 

Операции по регулировке клапанного механизма можно производить как на снятом двигателе, так и на автобусе. 

 

Таблица 21 

Впуск 

0,20 мм 

Клапанный зазор  

Выпуск 

0,30 мм 

Порядок работы цилиндров 

1-5-3-6-2-4 

Перекрытие клапанов в цилиндрах 

1-6/5-2/3-4/6-1/2-5/4-3 

Момент затяжки в кг·м 
Крышка головки блока цилиндров 

2,5 

 

 

41

 

Продолжение таблицы 21 

Специальные инструменты 
Гаечный ключ для поворота коленчатого вала 

2576 5890 0201 

Момент затяжки  

2-10 кг·м 

Щуп 0.03-1.0 мм 

312 589 0123 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Регулировку зазора между бойком коромисла и штоком клапана призводить при температуре охлаждающей жид-

кости не ниже 80°С. 

 

 

Регулировка клапанов производится двумя способами: 

Способ – 1: 
1) 

Поверните коленчатый вал гаечным ключом 2576 5890 0201 таким образом, чтобы метка на маховике 

совпадала с меткой на корпусе маховика, то есть привести поршень первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия можно 
установить путём проверки коромысел клапанов, они должны быть закрыты), как показано на рисунке 55. Клапа-
ны 6-ого цилиндра теперь будут располагаться в перекрытии клапанов. Проверьте зазор клапанов 1

-ого

 цилиндра, 

вставив щуп между стержнем клапана и коромыслом. 

ВНИМАНИЕ: метка на маховике напротив флажка должна быть красного цвета. 
2) 

Если необходимо, отрегулируйте клапанный зазор следующим образом: 

а)   Ослабьте шестигранную гайку, соединяющую регулировочный винт и коромысло клапана. 
б)  Поверните регулировочный винт отверткой. Вкручивание уменьшит клапанный зазор, а выкручивание 

его увеличит. 

в)   После достижения необходимого зазора (т.е. когда щуп, вставленный между стержнем клапана и верх-

ней  частью  коромысла    продвигается  с  небольшим  сопротивлением)  затяните  шестигранную  гайку , 
удерживая регулировочный винт отверткой. 

г)  Ещё раз проверьте зазор между бойком клапана и штоком клапана (см. рис. 56). 

3) 

Поверните коленчатый вал на 120º для того чтобы перевести следующий 5-й поршень в ВМТ (такт сжа-

тия). Клапаны 2-ого цилиндра будут теперь находиться в перекрытии клапанов. 

4) 

В случае необходимости проверьте и отрегулируйте зазор клапанов как это описано выше. 

5) 

Повторите эту операцию для оставшихся цилиндров в соответствие с последовательностью порядка ра-

боты цилиндров. 

 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

РИС. 55 

РИС. 56 

6) 

ВМТ (такт сжатия) поршня может быть установлена пе-

рекрытием клапанов в цилиндрах, т.е. 1-6, 5-2, 3-4, 6-1, 2-5, 4-3. 

Способ – 2: 
7) 

Попеременно все клапанные зазоры могут быть выстав-

лены  поворотом  коленчатого  вала  только  дважды,  как  описано 
ниже:  

а)   Поверните  коленчатый  вал  таким  образом,  чтобы  при-

вести поршень первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия). 

б)   Отрегулируйте  зазор  между  стержнем  клапана  и  коро-

мыслом у клапанов под номерами 1,2,3,5,7 и 9, начиная с 
переднего конца. 

в)   Поверните коленчатый вал на 360

0

 таким образом, чтобы 

привести поршень 6-ого цилиндра в ВМТ (такт сжатия).  

г)   Отрегулируйте зазор клапанов под номерами 1,2,3,5,7 9, 

начиная с шестого цилиндра (рис. 57).  

РИС. 57 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  8  9  10  11   ..