Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 9

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 9

 

 

34 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 43 

РИС. 44 

 
 072.30.06 

 

ОСМОТР И РЕМОНТ КОЛЕНВАЛА 

 
 

 

Таблица 18 

 

СТАНДАРТНЫЕ И РЕМОНТНЫЕ РАЗМЕРЫ КОЛЕНВАЛА                ( Размеры в мм.) 

 

Ширина 4й коренной шейки.  Размер “В”, мм 

 

Диаметр шейки 
коренного под-
шипника 
Размер “А”, мм 

стандартный  

минимальный 

максимальный 

Диаметр ша-
тунной шейки.  

Размер “C”, мм 

Стандарт 88.00±0.01 

32.00+0.06 

      – 0 

— — 

60.00±0.01 

Стандарт I 

87.90±0.01 

32.00+0.06 

      – 0 

— 

— 

59.90±0.01 

Ремонтный  
размер I 

87.75±0.01 

32.00+0.06 

    – 0 

32.30+0.06 

     – 0 

32.50+0.06 

     – 0 

59.75±0.01 

Ремонтный  
размер II 

87.50±0.01 

32.00+0.06 

     – 0 

32.30+0.06 

   – 0 

32.50+0.06 

     – 0 

59.50±0.01 

Ремонтный  
размер III 

87.25±0.01 

32.00+0.06 

     – 0 

32.30+0.06 

     – 0 

32.50+0.06 

     – 0 

69.25±0.01 

Ремонтный  
размер IV 

87.00±0.01 

32.00+0.06 

    – 0 

32.30+0.06 

     – 0 

32.50+0.06 

     – 0 

59.00±0.01 

Радиусы галтелей на шатунной шейке 

4 – 4.5 

Радиусы галтелей на коренной шейке 

3.5 – 4 

Диаметр на коленчатом вале для крепления шестерни 

50.00 - 0.02 

Размер “D” 

Отверстие в шестерни для установки на коленчатый вал 50.00+0.03 

Размер “Е” 

Ширина шатунных шеек 

37.93 + 0.2 

Размер “F” 

Диаметр фланца коленчатого вала для установки маховика 

130 – 0.03 

 

 

35

ВНИМАНИЕ: Необходимо соблюдать ремонтные размеры, указанные в таблице. Все коренные и ша-

тунные шейки должны шлифоваться одного ремонтного размера. Радиус галтелей на 
коренных и шатунных шейках должны соблюдаться во время шлифования. 

 

 

Продолжение табл. 18 

Основные наружные кольца подшипника скольжения 

(Размеры в мм) 

 

Внутренний диаметр коренного 
подшипника в установленном  
положении 

Толщина стенки обработанных 
подшипников 

Стандарт 88.07±0.01 

2.465/2.477 

Стандарт I 

87.97±0.01 

2.515/2.527 

Ремонтный размер I 

87.82±0.01 

2.590/2.602 

Ремонтный размер II 

87.57±0.01 

2.715/2.729 

Ремонтный размер III 

87.32±0.01 

2.840/2.852 

Ремонтный размер IV 

87.07±0.01 

2.968/2.977 

Предварительный натяг подшипника скольжения в исходном положе-
нии 

0.025/0.078 

Радиальный зазор между шейками коленчатого вала и коренными под-
шипниками 

0.090 
0.050 

Фланцевый подшипник 0.29/0.19 

Осевой зазор коленчатого вала 

Упорные шайбы 

0.144 – 0.336 

Выбор упорных шайб 

(Размеры в мм) 

Ширина 4

ой

 шейки коренного подшипника в ко-

ленчатом вале 

Толщина упорной шайбы 

32.00+0.06 1.85+0.05 
32.30+0.06 2.03 

+0.05 

32.50+0.06 2.13+0.05 

Ремонтные данные для коренных подшипников коленчатого вала 

(Размеры в мм) 

Количество коренных шеек коленчатого вала, шт. 7 
Твёрдость коренных шеек и шатунных шеек коленчатого вала.  

53 – 59 HRCэ 

Максимально допустимые конусность и эллипсность на коренных и 
шатунных шейках коленчатого вала

 

0.01 

Максимально допустимый прогиб коленчатого вала, если он поддержи-
вается 1

ой

 и 7

ой

 цапфами коленчатого вала 

0.05 

Допустимое радиальное биение фланца для маховика относительно 7

ой

 

шейки подшипника 

0.02 

Допустимое торцевое биение фланца маховика (измеренный на диамет-
ре 115 мм) 

0.02 

Допустимое радиальное биение посадочной поверхности шестерни ко-
ленчатого вала

 

0.075 

Максимально допустимый дисбаланс коленчатого вала с противовесом 
без маховика, удерживаемого на 2

й 

 и 6

й

  коренных шейках при  

450 об/мин. 

30 г·см.· 

Отклонение от параллельности между осями шатунной шейки и 
коренной шейки 

0.01 

Длина болтов крышки коренной шейки 123 
Момент затяжки в кг·м. 

 

Крепежные болты балансиров 

Начальный 3+1 дальнейшая 

затяжка на 90

0

-110

0

 

Специальные  инструменты 

 

Бородок для установки центрирующего подшипника  

2506 5890 99 02 

Приспособление для угловой индексации момента затяжки 

2576 5890 02 04 

Индикатор часового типа 

ИЧ-10 

Держатель для измерительного прибора с циферблатом 

 

Динамометрический ключ 2-20 

кг·м 

36 

 

 

ОСМОТР И РЕМОНТ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА :  

1) 

Очистите коленчатый вал и проведите визуальный осмотр на выявление дефектов: 

а)  перегрев шеек – об этом свидетельствует голубовато- коричневый цвет на них; 
б)  царапины на шейках; 
в)  трещины, предпочтительно осуществлять проверку, используя магнитный дефектоскоп. Если обнаруже-

ны любые из перечисленных выше дефектов - коленчатый вал подлежит шлифовке. 

2) 

Проверьте твёрдость шеек. 

3) 

Поддерживая коленчатый вал на блоках V-образной формы на коренных шейках номер 1 и 7, проверьте 

биение коренных шеек (рис. 45). 

4) 

Если биение превышает допустимые пределы, прошлифуйте коленчатый вал до следующего ремонтного 

размера. 

5) 

Таким  же  образом  проверьте  боковое  и  радиальное  биение  фланца  маховика  и  опорной  поверхности 

шестерни коленвала (рис. 45). 

6) 

Измерьте диаметры коренной и шатунной шейки. Запишите показания в контрольном листе – 4. 

7) 

Если необходимо, перешлифуйте шейки до следующего ремонтного размера после удаления противове-

сов. Сохраняйте радиусы галтелей для коренных и шатунных шеек. 

 
ПРИМЕЧАНИЕ:  
а)  

Пометьте противовесы во время их извлечения, чтобы облегчить 

их  установку  в  первоначальное  положение.  Это  очень  важно,  так 
как иначе это приведёт к нарушению баланса коленчатого вала. 

б) 

Не  увеличивайте  ширину  шеек  при  шлифовке  без  необходимости. 
Если необходимо отшлифовать боковины 4

ой

 шейки коренного под-

шипника, отшлифуйте её до следующего ремонтного размера.  

 

8) 

Выберите упорные шайбы соответствующего размера, 

чтобы сохранить допустимый осевой зазор коленчатого вала. 

9) 

Зачистите острые кромки масляных отверстий на цап-

фах,  чтобы  избежать  царапин  на  новых  кольцах  подшипника 
скольжения. 

10)  Установите противовесы и затяните крепёжные болты 

до крутящего момента 14 кг·м. Убедитесь, что противовесы со-
браны в их изначальном соответствующем положении.  

РИС. 45 

11)  Проверьте размеры шеек, также биение коленчатого вала. Тщательно промойте коленчатый вал кероси-

новой струей и прочистите проволокой  масляные отверстия. 

 
ПРИМЕЧАНИЕ:

 

Рекомендуется проводить проверку на наличие трещин и балансировать коленчатый вал после каждой шлифовки. 

 

12)  Установите  маховик  на  коленчатый  вал  и  проверьте 

биение маховика путём установки коленвала на блоках V – об-
разной формы на 1

ой

 и 7

ой

 шейках (см. рис. 21). Снимите махо-

вик. 

13)  Установите    подшипники  скольжения,  убедившись, 

что  выступы  наружных  колец  подшипника  скольжения  уста-
новлены в соответствующие впадины коленчатого вала и крыш-
ки (рис.46). 

14)  Установите  крышки  коренных  подшипников  с  под-

шипниками скольжения в нужное положение и затяните болты 
крепления до исходного крутящего момента от 5 + 1 кг·м. и за-
тягивайте  крепёжные  болты  на 90

0

 – 110

0

 , используя  приспо-

собление для угловой индексации 2576 5890 0204. (рис.47). 

15)  Измерьте отверстие коренного подшипника, используя 

нутромер, запишите показания на контрольном листе -4 (рис. 48).  

РИС.46 

16)  Ослабьте болт крышки коренного подшипника на стороне толкателя и проверьте предварительное на-

тяжение подшипника с помощью щупа. 

17)  Снимите крышки коренных подшипников. 
18)  Используйте смазку для всех обработанных механическим способом поверхностей, если коленчатый вал 

должен храниться. Коленчатый вал всегда должен храниться в вертикальном положении. 

 

37

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 47 

РИС. 48 

 072.30.07 

 

УСТАНОВКА  КОЛЕНВАЛА 

 
1) 

Тщательно очистите блок цилиндров и коленчатый вал, используя керосин. Пользуйтесь подходящими  

щетками для прочистки масляных каналов в блоке и коленчатом вале. Просушите их сжатым воздухом от влаги. 

2) 

Установите сальниковую набивку 7

ого

 коренного подшипника в блок цилиндров и крышку при помощи 

приспособления 2576 5890 0220 (рис. 49). 

3) 

Установите вкладыши в блок цилиндров и крышки, удостоверясь, в том что выступы наружного кольца 

подшипника скольжения плотно сидят во впадинах блока цилиндров и крышки. В случае использования старых 
вкладышей, установите вкладыши согласно меток. Перед установкой удалите метки, сделанные краской на зад-
ней поверхности вкладышей. 

4) 

Наружные кольца подшипника скольжения с масляными отверстиями должны быть установлены в блок, 

а те, на которых нет отверстий, уставляются в крышки. Убедитесь, что отверстия вкладышей совпадают с про-
сверленными отверстиями в блоке цилиндров. 

5) 

Нанесите чистое масло для двигателя на поверхности вкладышей и шейки коленчатого вала. 

6) 

Осторожно поместите коленчатый вал в блок. 

7) 

Вставьте одну из упорных шайб в канавку блока, на посадочной поверхности 4

ого

 коренного подшипни-

ка и вращая вокруг оси коренной шейки установите её на место. Прижмите коленчатый вал к этой упорной шай-
бе, чтобы не было зазора. Вставьте аналогичным способом вторую упорную шайбу.  

8) 

Установите упорные шайбы с выступами на крышку 4

-ого

 коренного подшипника и установите её в блок, 

чтобы выступы для вкладыша находились на одной и той же стороне. Закрутите крепёжные болты крышки. На-
несите масло на торцы. 

ВНИМАНИЕ: Пазы на упорных поверхностях этих шайб должны быть обращены друг к другу . Пло-

ская сторона этих шайб должна быть обращена к блоку цилиндров. 

9) 

Установите  другую  крышку  коренного  подшипника  с  наружными  кольцами,  так,  чтобы  выступы  на-

ружных колец подшипника скольжения находились на одной и той же стороне, а крышки устанавливались в со-
ответствующие им положения, т.е. крышка №1 устанавливалась в выступ коренного подшипника №1. Ввинтите 
крепежные болты крышки после смазки их резьбы. 

10)  Вручную затяните болты крышки, начиная от центра и постепенно продвигаясь к любой из сторон, по-

очередно затягивая болты; одновременно проверяя коленчатый вал на свободное вращение. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

РИС. 49 

РИС. 50 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  7  8  9  10   ..