Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 7

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 7

 

 

26 

 

072.30.00  РАЗДЕЛ  3 

РЕМОНТ КРИВОШИПНО - ШАТУНОГО МЕХАНИЗМА 

 072.30.01 

 

СНЯТИЕ ПОРШНЕЙ И ШАТУНОВ 

 

 

Таблица 12 

Специальные инструменты  
Бородок для выпрессовывания поршневого пальца.  

3125891339 

Круглогубцы для снятия стопорного кольца. 

 
1) 

Снимите  продукты  сгорания  (нагар)  по  направлению  к  верхнему  краю  цилиндра,  предпочтительно, 

разломанным поршневым кольцом или другими предметами типа поломанного гребня. 

2) 

Проверните  коленчатый  вал  и  доведите  пару  поршней  до  нижней  мертвой  точки.  Раскрутите  болты 

крепления крышки нижней головки шатуна и снимите крышки с подшипниками. Поворачивайте коленчатый вал, 
чтобы довести эту пару поршней до верхней мертвой точки. Вытолкайте эти поршни из цилиндров один за дру-
гим,  используя  ручку  деревянного  молотка.  Снимите  оставшиеся 
поршни таким же способом. 

3) 

Снимите  стопорные  кольца  поршневых  пальцев  с  помощью 

круглогубцев (см. рис. 26). 

4) 

Снимите  поршневые  пальцы  с  помощью  бородка 312 5891 

339 (желательно, опустить поршень в горячее масло при 70º-80º С, пе-
ред  съемкой  поршневого  пальца,  если  поршни  должны  повторно 
использоваться. 

5) 

Положите поршень и поршневой палец в комплекте. 

6) 

Снимите вкладыши подшипника шатуна и надлежащим 

образом пометьте их краской на их стальных спинках, в случае, если 
они должны повторно использоваться. 

ПРИМЕЧАНИЕ: Соберите шатуны и их крышки после снятия так, чтобы не 

было возможности их повредить или перепутать, проверяйте номера на крышках 
шатунов и на самих шатунах

.

 

РИС.26 

 

 072.30.02 

 

ВЫБОР ПОРШНЕЙ И ЗАМЕНА ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ 

 

 

Таблица 13 

Специальные инструменты 
Расширитель поршневых колец 

 
1) 

Снимите поршневые кольца с поршня при помощи расширителя поршневых колец (см. рис. 27). 

2) 

Удалите отложения нагара и тщательно прочистите поршни и кольца. 

3) 

В случае, если конус гильзы цилиндра и эллипсность находятся в пределах 0.04 и 0.015 мм соответст-

венно, те же самые поршни и кольца могут быть использованы снова. Однако поршень и кольца должны быть 
тщательно проверены на наличие следующих дефектов: 

а)  Поршень – трещины, царапины, другие повреждения, износ канавок колец, износ отверстия поршневого 

пальца, износ или повреждение пружинного стопорного кольца. 

б)  Поршневые кольца – царапины, боковой зазор в канавках поршневого кольца и стыковой зазор (зазор в 

замке поршневого кольца) в внутри цилиндра (это должно быть проверено в неизношенной части отвер-
стия цилиндра), (рис. 28). Поршень или кольца с одним из вышеупомянутых дефектов должны быть за-
менены. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

РИС. 27 

РИС. 28 

 

27

 

4) 

Если гильзы хонингованы или расточены и прохонингованы, должны использоваться поршень и кольца 

соответствующего размера. Размер поршня проштампован на его днище. Установите поршневые кольца при по-
мощи расширителя поршневых колец, начиная с нижней канавки. Второе кольцо должно быть установлено от-
меткой “Top” (“ Верх”) к днищу поршня. 

 
 

ВИДЫ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ И ИХ УСТАНОВКА: 

Поршень из алюминиевого сплава, на 3 кольца, с графитовым покрытием. На рисунке 29 показано виды 

поршневых колец и схему их установки. 

 
 
 
 
 

 
        Первое кольцо (комприссионное) 
 (с хромированным покрытием)

 

 
 
 

 
        Второе кольцо (комприссионное) 

 
 
 
 
 
 

     Третье кольцо (маслосъёмное) 
(с молибденовым покрытием) 
А. Диаметр поршня 
В. Диаметр отверстия поршневого пальца  
С. Ширина канавки поршневого кольца 

РИС. 29 

 
 
 

072.30.03  ОСМОТР И РЕМОНТ ШАТУНОВ 

 

 

Таблица 14 

ШАТУН 

(размеры в мм) 

Посадочное отверстие подшипника большой головки шатуна 65,000-65,019 
Максимально допустимые конусность и эллипсность в посадочном отверстии под-
шипника большой головки 

0,01 

Предварительный натяг наружного подшипника скольжения 0,04-0,07 
Радиальный рабочий зазор шатунных шеек в подшипниках скольжения 0,050-0,095 
Осевой зазор шатуна на шейке коленвала 0,100-0,400 
Максимально допустимое несоответствие параллельности между осями отверстий 
верхней и нижней головок 

0,015 

Максимально допустимое отклонение от соосности отверстий шатуна 0,025* 
Расстояние между осями нижней и верхней головок шатуна 230,00-230,05 
Допустимая разница в весе шатунов в одном двигателе 20 

г 

Диаметр посадочного отверстия втулки верхней головки шатуна 39,000-39,025 
Максимально допустимые конусность и эллипсность в посадочном отверстия верхней 
головки шатуна 

0,005 

*Измерьте кручение и изгиб шатуна с помощью щупа. Относительно вертикального торца центрирующего 
прибора, в вертикальной и горизонтальной плоскостях и на расстоянии 50 мм от  линии соединяющей цен-
тры маленькой и большой головок (см. рис. 34) 
БОЛТЫ ШАТУНА 

М 15 

61,5 мм 

Максимальная длина болтов шатуна 

М 14 

82,5 мм 

28 

 

 

Продолжение табл. 14 

ВТУЛКА ШАТУНА  

(размеры  в мм.) 

Внешний диаметр втулки шатуна 39,045-39,075 

Внутренний диаметр втулки шатуна (окончательный размер после установки) 36.030-36.040 
Внешний диаметр поршневого пальца 36.000-35.995 
Радиальный зазор между поршневым пальцем и его втулкой 0.030-0.045 

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ  

(размеры в мм) 

Стадия ремонта 

Отверстие подшип-

ника в установленном 

положении 

Толщина стенки 

подшипника  

скольжения 

Стандарт 60,065-60,085 

2,462-2,472 

Стандарт I 

59,965-59,985 

2,512-2,522 

Ремонтный размер I 

59,815-59,835 

2,587-2,597 

Ремонтный размер II 

59,565-59,585 

2,712-2,722 

Ремонтный размер III 

59,315-59,335 

2,837-2,847 

Ремонтный размер IV 

59,065-59,085 

2,962-2,972 

Момент затяжки (кг·м) 

Болты шатуна 

Начальный 10+1 

Конечный 90º +20º 

вращение (рис. 3) 

Специальные инструменты 

 

Оправка для снятия и установки втулки шатуна 

2576 5890 0207 

Нутромер диаметром  

25-50 мм и 50-75мм 

Микрометр  

25-50мм и 50-75мм 

Индикатор часового типа с ценой деления  

0,01 мм 

Динамометрический ключ  

2-10 кг·м 

Приспособление для угловой индексации 

2576 5890 0204 

 
 

ОСМОТР И РЕМОНТ ШАТУНОВ:  

1) 

Проверьте  втулку  верхней  головки  шатуна  и,  если  необходимо,  снимите  втулку  бородком 2576 5890 

0207 (см. рис. 30). 

2) 

Проверьте износ посадочного отверстия верхней головки шатуна нутромером и запишите показания на 

контрольном листе -3 (см. рис.31). 

 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 

 
 
 

 

РИС. 30 

РИС. 31 

3) 

Смажьте посадочное отверстие у шатуна. Установите новую втулку, используя оправку 2576 5890 0207 

(см. рис. 30). 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Убедитесь, что номера на шатуне и крышке совпадают, а выступы на наружной обойме подшипника находятся на 

одной стороне. 

 

 

29

 

4) 

Просверлите отверстие диаметром 2,5-3,5мм. во втулке по отверстию в верхней головке шатуна 

(см. рис. 32) 

5) 

Зачистите заусеницы и зазубрены в отверстии втулки верхней головки шатуна. 

6) 

Соберите крышку большой головки шатуна без наружного кольца подшипника скольжения при помощи 

динамометрического ключа до начального крутящего момента 10+1 кг·м. Используйте окончательный крутящий 
момент с ключом угловой индексации 2576 5890 0204, осуществляя дальнейшую затяжку на 90º – 110º 
(см. рис. 33) 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС.32 

РИС. 33 

Если  используются  шатуны  с  выступами  уплотнения  для  болтов  то  затягивайте  до  крутящего  момента 4+1 

кг·м, дальнейшая затяжка осуществляется на 90º – 110º. 

7) 

Проверьте максимально допустимое отклонение от соосности отверстий шатуна и изгиб шатуна, как это 

показано (рис. 34), используя новый поршневой палец во втулке 
верхней головки и щуп. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

а ) 

б )  

РИС. 34 

Если необходимо, выпрямите шатун в холодном состоянии. 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Там, где установлен шатун с выступами, такая операция не может быть выполнена. 

 

8) 

Проверьте посадочное отверстие нижней головки и запишите показания на контрольном листе-3 (рис. 35). 

9) 

Если должны быть заменены один или несколько шатунов, убедитесь, что разница в весе шатунов в од-

ном двигателе находится в допустимых пределах (максимальная разница в весе 20 г.). 

10)  Установите новую пару подшипников скольжения в соответствии с размерами шатунных шеек. Убеди-

тесь, что защитные выступы колец вкладышей надлежащим образом входят в пазы посадочного отверстия шату-
на и крышки (рис. 36). 

11)  Установите  крышку  подшипника  с  подшипником  скольжения  на  шатун,  закрепите  и  затяните  болты 

крепления (предпочтительно использовать новые болты и гайки) с помощью динамометрического ключа и ключа 
угловой индексации до установленной величины. Болты шатуна длиной менее 82,5/ 61,5 мм не должны быть сно-
ва использованы (см. рис.33)  

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  5  6  7  8   ..