Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 8

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 8

 

 

30 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 35 

РИС. 36 

12)  Измерьте диаметр отверстия подшипника шатуна с помощью нутромера для измерения отверстий в трех 

точках, как показано и запишите эти показания на контрольном листе двигателя -3 (см. рис. 37). 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Если диаметр посадочного отверстия нижней головки шатуна находится в пределах технических характеристик, 

необходимый размер подшипника соблюдается автоматически. Однако, это должно быть подтверждено факти-
ческой проверкой размера подшипника. 

 

13)  Измерьте  предварительную  затяжку  подшипника  при  помощи  щупа  после  ослабления  болта  крышки 

напротив выступа подшипника скольжения (рис. 38). Удалите крышки подшипника. 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Подшипники скольжения, на какой бы ремонтной стадии они не находились, полностью готовы к эксплуатации и их 

нельзя сверлить и зачищать. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 37 

РИС. 38 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

31

 

 

 

Таблица 15 

ТАТА 

ДИЗЕЛЬНЫЕ 

ТРАНСПОРТНЫЕ 

СРЕДСТВА 

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ДВИГАТЕЛЯ 
ПОДШИПНИК ШАТУНА И ПОСАДОЧНЫЕ 
ОТВЕРСТИЯ 

Лист-3 

Двигатель №………………………………….. 
Шасси №……………………………………… 
Пробег......……………………………………. 
Пробег после последнего капитального ремонта…..………. 
Перечень 

Причины для  демонтажа ...……… 
……………………………………... 
……………………………………... 
……………………………………...… 

Диаметр отверстия подшипника большой головки (с установленными 
вкладышами)  
Прибор установлен на … мм 

УКАЗАНИЯ  
ПО ИЗМЕРЕНИЮ 

1 2 3  4  5  6 

А                           мм 

 

 

 

 

 

 

В                           мм 

 

 

 

 

 

 

С                           мм 

 

 

 

 

 

 

ОВАЛЬНОСТЬ   мм 

 

 

 

 

 

 

            Весовая группа            малая головка 
            Цветные отметки         большая  головка 
 

Без наружного кольца подшипника скольжения 

Посадочное отверстие большой          Прибор установлен на …  мм    
 головки шатуна 

Указания по измерению 

1 2 3 4 5 6 

А            мм        

 

 

 

 

 

 

В            мм 

 

 

 

 

 

 

С           мм 

 

 

 

 

 

 

Овальность   мм          

 

 

 

 

 

 

Посадочное отверстие малой головки шатуна  прибор установлен на  … мм 

  А              мм 

 

 

 

 

 

 

  В              мм 

 

 

 

 

 

 

  С              мм 

 

 

 

 

 

 

Овальность   мм          

 

 

 

 

 

 

Центрирование 

 

1 2 3 4 5 6 

Отклонение от соосности   

 

 

 

 

 

Изгиб 

 

 

 

 

 

 

Заключения/ Рекомендации :                                         Проверено…………      
                                                                                           Дата………………..  

32 

 

 072.30.04 

 

УСТАНОВКА ПОШНЕЙ И ШАТУНОВ 

 
(Коленчатый вал установлен)  

Таблица 16 

Рекомендуемый осевой зазор шатуна (боковой зазор) 0.100-0.400 

мм. 

0.30 мм. над поверхностью 

блока 

Допустимое расстояние от днища поршня в ВМТ до верхней поверхности 
блока цилиндра 

0.105 мм. ниже поверхности 

блока 

Радиальный зазор между шатунными шейками и подшипниками шатуна 0.05-0.095 

мм. 

Момент затяжки  в кг·м. 

Болты шатуна 

Начальный крутящий мо-

мент10+1 кг·м дальнейшая  

затяжка 90º-110º 

Специальные инструменты 
Нутромер индикаторный 50-75 

мм 

Микрометр  

50-75 мм 

Индикатор часового типа 

ИЧ-10 

Динамометрический ключ 2-20 

кг·м 

Расширитель поршневого кольца диаметр поршня 97 

мм 

Приспособление для обжимки поршневых колец 257658900206 
Приспособление для угловой индексации момента затяжки 

2576 5890 0204 

 

1) 

Очистите  поршень,  шатун,  поршневые  кольца  и  наружные  кольца  подшипника  скольжения,  нагрейте 

поршень в горячем масле (температурой 70º – 80º С). 

2) 

Вставьте шатун в поршень таким образом, чтобы сторона шатуна, на которой проштампована отметка в 

виде стрелки, совпадала со стороной, где расположена стрелка на поршне. 

3) 

Вставьте  поршневой  палец.  Установите  пружинные  стопорные  кольца  в  канавки,  используя 

круглогубцы. 

4) 

Установите поршневые кольца при помощи расширителя поршневых колец, начиная с нижней канавки 

поршня. Убедитесь, что отметка “Верх” (“Top”) на втором кольце обращена к днищу поршня. 

5) 

Установите вкладыши подшипника скольжения в шатуны. Убедитесь, что выступы на наружных коль-

цах установлены надлежащим образом. В случае, если старые подшипники используются заново, установите по-
меченные вкладыши в соответствующие им шатунные крышки. 

6) 

Смажьте моторным маслом поршень, поршневые кольца, отверстия гильзы цилиндра и подшипники. 

7) 

Поверните коленчатый вал и приведите шатунную шейку в верхнее положение, в котором должен быть 

собран шатун. 

8) 

Вставьте шатун с поршнем в отверстие цилиндра таким образом, чтобы стрелка на днище поршня ука-

зывала вперед (в направлении корпуса распределительных шестерён). 

9) 

Расположите  в  шахматном  порядке  промежутки  между  поршневыми  кольцами  таким  образом,  чтобы 

они были развернуты на 180º. Зажмите поршневые кольца при помощи приспособления 2576 5890 0206 таким об-
разом, чтобы поршень мог скользить без больших усилий. Проталкивайте поршень в гильзу цилиндра постепен-
но,  используя  рукоятку  киянки  до  того момента,  пока шатун  совместится  с шатунной  шейкой.  Затем  медленно 
вращайте коленчатый вал и одновременно проталкивайте поршень с пальцами до тех пор, пока шатунная шейка 
не достигнет НМТ (рис.39 а, б). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

а )  

б ) 

РИС. 39 

 

33

10)  Установите крышку нижней головки шатуна с подшипником на шатун. Убедитесь, что номера шатуна и 

крышки соответствуют друг другу, а выступы наружного кольца подшипника скольжения были на одной и той 
же стороне. Вручную затяните болты крышки шатуна. 

11)  Соберите другую группу поршень-шатун таким же образом. 
12)  Поверните коленчатый вал и приведите любую пару поршней в НМТ. Закрутите болты крепления этой 

пары при помощи динамометрического ключа до начального крутящего момента 10+1 кг·м и далее затягивайте 
их на 90

– 110

, используя прибор показателя угла 2576 5890 0204. Таким же образом закрепите оставшиеся бол-

ты (рис.40). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 40 

РИС. 41 

13)  Проверьте осевой зазор шатуна (боковой зазор) и расстояние между днищем поршня (в ВМТ) и верхней 

поверхностью блока цилиндров. Они должны находиться в установленных пределах (рис. 41). 

14)  Проверьте свободный ход подшипников шатуна. 
 
 
 072.30.05 

 

СНЯТИЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 

 
(Головка цилиндра, поршни с шатунами, масляный поддон, масляный насос, демпфер колебаний и маховик 

сняты) 

 

 

Таблица 17 

Специальные инструменты 
Съёмник для шестерни коленчатого вала  

312 589 0733 

Съёмник для подшипника первичного вала КПП 

2576 5890 0208 

Оправка для установки манжеты коленвала в крышку корпуса распределитель-
ных шестерен  

312 589 1239 

 
1) 

Открутите болты крышки корпуса распределительных шестерен и равномерно, подталкивая её, снимите 

с направляющих штифтов. 

2) 

Открутите и снимите нижнюю половину корпуса распределительных шестерен. 

3) 

Открутите болты крышки подшипников. Постукивая 

по  крышкам  подшипников  пластмассовой  киянкой,  выньте 
крышки  с  подшипниками  скольжения.  Снимите  коленчатый 
вал из блока цилиндров. 

4) 

Удалите  вкладыши  подшипника  скольжения  из  кар-

тера двигателя и крышек. Пометьте их краской на задней сто-
роне на тот случай, если их понадобится использовать повтор-
но. 

5) 

Удалите  сальниковую  набивку  на  7

м

  коренном  под-

шипнике из блока и крышки (рис. 42). 

6) 

Удалите  центрирующий  подшипник  шейки  коленча-

того вала, используя съёмник 2576 5890 0208  (рис. 43). 

7) 

Проверьте  шестерню  коленчатого  вала  на  наличие 

износа,  царапин,  сколов  и  снимите  её,  при  помощи  съёмника 
312 589 0733  (рис. 44). 

 

 

РИС. 42 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  6  7  8  9   ..