Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 11

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  9  10  11  12   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 11

 

 

 

42 

 

072.40.03  РЕМОНТ КОРОМЫСЕЛ КЛАПАНОВ И ШТАНГ ТОЛКАТЕЛЕЙ КЛАПАНОВ 
 

Технические данные 

Таблица 22 

Отверстие в 

коромысле 

клапана мм. 

Внешний  

диаметр 

втулки 

мм 

Внутренний 

диаметр 

втулки 

мм 

Диаметр оси 

коромысла 

мм 

Зазора между 

осью коро-

мысла 

и втулкой мм. 

Отверстие в 
кронштейне 

коромысла 

клапана мм. 

22.00-22.05 22.01-22.01  20.00-20.02  19.96-19.98 

0.06 - 0.02 

19.98-20.02 

 

 

Таблица 23 

Моменты затяжки в кг·м 

 

Болты крепления кронштейна оси коромысел клапанов  

11 

Болты крепления крышки головки цилиндра 2,5 
Специальные инструменты 

 

Клещи для соединительной муфты осей коромысел клапанов 312 

589 

0261 

Динамометрический ключ  

2-10 кг·м 

 
 

СНЯТИЕ: 

1) 

Удалите соединительную муфту между осями коромысел при помощи клещей 312 589 0261  (рис. 58). 

2) 

Открутите крепежные болты кронштейна коромысел клапанов и снимите их (рис. 59). 

3) 

Снимите коромысла клапанов вместе с валом и кронштейнами (рис. 60). 

4) 

Выньте штанги толкателей клапанов и расположите их вместе по номерам цилиндров. Шток толкателя 

клапана должен выниматься аккуратно, чтобы избежать выхода толкателя из отверстия толкателя. 

5) 

Выкрутите винт без головки с пазом под отвертку, удерживающий ось коромысла во внутренних крон-

штейнах и выньте кронштейны, оси коромысел клапанов, пружины коромысел и пружинную защёлку (рис. 61). 

 
 
 
 
 
 

 

 
 

 
 
 
 

РИС. 58 

РИС. 59 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 60 

РИС. 61 

6) 

Осмотрите  пружины  коромысел (5 штук)  и  замените  те,  которые  имеют  дефекты.  Проверьте  оси 

коромысел на износ на поверхностях посадки втулок коромысел и замените оси в случае износа.  

7) 

Проверьте  заглушки  на  крайних  концах  оси  коромысла  на  наличие  необходимого  уплотнения  и 

замените их в случае необходимости. 

8) 

Проверьте коромысло клапана на износ резьбы; замените коромысло клапана, если резьба повреждена. 

 

 

43

9) 

Проверьте  боёк  коромысла  клапана  на  износ.  Небольшой  износ  на  наконечниках  коромысла  клапана 

может быть устранен зачисткой их до радиуса 15 мм. Замените коромысло клапана, если дефект не устраняется. 

10)  Проверьте  сопряжение  втулка – коромысло,  если  втулка  повернулась  в  коромысле  замените  втулку  и 

коромысло. 

11)  Проверьте сопряжение втулка коромысла – ось коромысла, если они изношены замените их, соблюдая 
условие, чтобы масляное отверстие во втулке и в коромысле клапана совпадали.Допустимый максимальный 
радиальный зазор между осью коромысла и втулкой составляет 0,06. 
12)  Проверьте  регулировочные  винты  на  износ  или  повреждение  резьбы.  Замените  их  в  случае 

необходимости. 

13)  Проверьте  торцевые  концы  штанги  толкателя  клапана  на  износ  и  наличие  царапин.  Замените  штанги 

толкателя  клапана  в  случае  необходимости.  Поврежденные  торцы  шаровой  формы  ведут  к  неправильной 
регулировке зазора толкателя клапана. 

14)  Проверьте штанги толкателей клапанов на прямолинейность. Погнутые штанги толкателя с нормальны-

ми шаровыми торцами могут быть выпрямлены в холодном состоянии, как показано на рисунке 62.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

А Шток толкателя клапана 

 

В Опора 

 

С Опора 

 

РИС. 62 

 
 

СБОРКА ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ ОСИ КОРОМЫСЛА: 

1) 

Тщательно прочистите все детали. 

2) 

Установите пружинную защелку в канавку оси коромысла. 

3) 

Вставьте коническую пружину большим диаметром в направлении пружинной защёлки. 

4) 

Отделите друг от друга коромысла клапанов с выступами и без выступов. Эти два набора клапанов име-

ют наклоны вправо и влево. Коромысла клапанов с выступами должны быть установлены в положения 1,3,5,7,9 и 
11, начиная с передней части, а коромысла клапанов без вы-
ступов – в положения 2,4,6,8,10 и 12 как показано на  
рисунке 63а. 

5) 

Установите первым коромысло клапана без выступа, 

направляя его наконечник (конец коромысла) влево от вас  
(см. рис. 63а, поз. 1). 

6) 

Возьмите  кронштейн  крепления  оси  коромысел  с 

продолговатой поверхностью (существует только одна опора 
такого вида) и установите её как показано на рисунке 63а. 

7) 

Установите поочерёдно: коромысло клапана с нако-

нечником по оси коромысел клапанов по направлению пру-
жинной защелки. 

8) 

Завершите сборку со следующей последовательно-

стью установки: 

а)   пружина коромысла; 
б)   коромысло клапана с выступом; 
в)   кронштейн оси клапана без резьбового отверстия; 
г)   коромысло клапана без выступа; 
д)   пружина коромысла; 

а) 

б) 

е)   коромысло клапана с выступом; 

РИС. 63 

ж)  кронштейн оси коромысла с резьбовым отверстием. Выровняйте направляющие отверстия в оси коро-

мысла с резьбовым отверстием в кронштейне оси и установите установочный винт. Направляющее от-
верстие для этой цели не должно находиться на одной линии с другими отверстиями, предназначенными 
для смазки коромысла клапана; 

з)   коромысло клапана без выступов. Это завершает сборку передней оси коромысел (рис. 63а). 

 

44 

 

 

СБОРКА ЗАДНЕЙ ЧАСТИ ОСИ КОРОМЫСЛА: 

1) 

Установите пружинную защёлку в канавку оси коромысла. 

2) 

Установите ось коромысла как показано на рисунке 63б. 

3) 

Установите коническую пружину большим диаметром в направлении пружинной защёлки. 

4) 

Установите коромысло клапана без выступа таким образом, чтобы его боёк был направлен вправо от вас 

как показано на рисунке 63б. 

5) 

Установите кронштейн крепления оси коромысел клапанов так как показано на рисунке 63б. 

6) 

Завершите сборку в следующей последовательности: 

а)   коромысло клапана с выступом; 
б)   пружина коромысла; 
в)   коромысло клапана без выступа; 
г)   кронштейн оси коромысел без резьбового отверстия; 
д)   коромысло клапана без выступа; 
е)   пружина коромысла; 
ж)   коромысло клапана без выступа; 
з)   кронштейн оси коромысел без резьбового отверстия. Выровняйте направляющие отверстие в оси коро-

мысел с резьбовым отверстием в кронштейне оси и установите винт без головки с пазом под отвертку. 
Направляющее отверстие должно находиться в одной линии, предназначенными для смазки коромысел 
клапанов; 

и)   коромысло клапана с выступом. Это завершает сборку задней части оси коромысел клапанов (рис. 63 б). 

 

  

УСТАНОВКА КОРОМЫСЕЛ КЛАПАНОВ: 

1) 

Вставьте штанги толкателей клапанов согласно меткам. 

2) 

Прочистите основание кронштейнов оси коромысел и их гнёзда в головке блока цилиндров. Установите 

оси  коромысел  на  головке  блока  цилиндров  и  закрутите  крепёжные  болты  кронштейна.  Перед  закручиванием 
болтов кронштейна оси коромысел, убедитесь, что регулировочные винты ослаблены, чтобы предотвратить не-
нужное давление на штанги толкателей клапанов, а так же чтобы крепёжные болты оси коромысел с резьбовыми 
головками были установлены в правильное положение для установки крышки головки цилиндра. 

3) 

Прочистите и соберите соединительную муфту с их пружиной и пружиной коромысла между двумя ося-

ми, используя клещи 312 589 02 61. Вставляя соединительную муфту, убедитесь, что больший конец муфты рас-
положен в направлении задней части, чтобы обеспечить свободный поток масла (рис.64). 

4) 

Равномерно затяните крепёжные болты оси коромысел до момента 11 кг·м. 

Последующие операции 5 – 7 производятся двигателе, установленном на обкаточном стенде или на автобусе. 
5) 

Отрегулируйте зазор между бойком и штоком клапана (для всех клапанов). 

6) 

Запустите двигатель и проверьте, не подтекает ли масло в соединительной муфте. Если большое количе-

ство  масла  появляется  возле  уплотнительных  концов  муфты,  необходимо  выровнять  оси  коромысел  клапанов. 
Масло не должно вытекать из втулок оси коромысла. Если утечка масла всё же происходит, поставьте новые 
втулки. 

7) 

Закрутите крепёжные болты кронштейна оси коромысел до момента 11 кг·м, если они были ослаблены 

для выравнивания осей. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 64 

РИС. 65 

 

 

45

 

072.40.04  СНЯТИЕ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 

 
(Крышка головки блока цилиндров, коромысла клапанов и штанги толкателей клапанов сняты) 
 

Таблица 24 

Специальные инструменты 

 

Рукоятки для поднятия головки цилиндра 312 

589 

0131 

 

 

СНЯТИЕ: 

Если двигатель не снят с автобуса выполните операции 1 – 6. 
1) 

Слейте  охлаждающуюся  жидкость  в  чистый  контей-

нер, для того, чтобы её можно было использовать ещё раз. 

2) 

Открутите  и  снимите  двойные  топливные  фильтры 

после отсоединения трубопроводов. 

3) 

Удалите верхний патрубок охлаждения жидкости. 

4) 

Открутите  топливопроводы  высокого  давления  от 

ТНВД. 

5) 

Открутите выхлопной коллектор.  

РИС. 66 

6) 

Открутите  и  снимите  дроссельный  тормозной  меха-

низм двигателя (горный тормоз) если он установлен возле вы-
пускного коллектора. 

ПРИМЕЧАНИЕ: Отсоединять дроссельный тормозной механизм в том 

случае,  если  он  установлен  непосредственно  между 
выпускным коллектором и выпускным трубопроводом. 

 

7) 

Открутите болты головки блока цилиндров в обратной 

последовательности (т.е. от 25 до 1 рис. 66) и снимите их. 

8) 

Вкрутите специальные рукоятки 312 589 0131 в голов-

ку цилиндра и снимите ее (рис. 67).  

9) 

Удалите  прокладку  головки  цилиндра.  Очистите  кон-

тактную плоскость от нагара. 

ПРИМЕЧАНИЕ: Разместите головку блока цилиндров на боку для того, 

чтобы не допустить повреждения распылителя форсунки. 

 

 

РИС. 67 

10)  

Очистите отверстия шпилек с внутренней резьбой в блоке цилиндров. 

11)  Снимите форсунки (не удаляйте предохранительные гильзы). 
 
 

072.40.05  ПРОВЕРКА ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ 

(Головка цилиндра снята) 

Таблица 25 

Моменты затяжки в кг·м 

 

Предохранительные гильзы на головке цилиндра 

Специальные инструменты 

 

Торцевой гаечный ключ 

000 589 0209 

Плоское уплотнение 

 

Динамометрический ключ 

0-20 кг·м 

 

1) 

Снимите клапаны. 

2) 

Тщательно удалите смазку, нагар и прочистите головку цилиндра. 

3) 

Прочно прикрутите стальную пластину с резиновыми прокладками на головке цилиндра. Заблокируйте 

один выход верхнего охлаждающего патрубка и подсоедините водяной шланг ко второму выходу. 

4) 

Подсоедините другой конец водяного шланга к ручному водяному насосу, опущенному в ёмкость с го-

рячей водой, желательно с температурой 70

0

 –80

0

С (рис. 68). 

5) 

Проверьте головку блока цилиндров на герметичность под давлением 5 кг·см

2

6) 

Другой способ опустите головку блока цилиндров в бак, содержащий воду с температурой 70

0

 – 80

0

С и 

подсоедините шланг одним концом к трубопроводу с жатым воздухом, а другим к выходу охлаждающей жидко-
сти на головке блока цилиндров. Пропустите сжатый воздух с давлением 5 кг·см

2

 и проверьте головку цилиндра 

на герметичность. 

7) 

Замените головку блока цилиндров, если обнаружены любые дефекты. 

ПРИМЕЧАНИЕ: Если подтекание наблюдается вокруг предохранительной гильзы, отвинтите гильзу от головки цилиндра специаль-

ным ключом 000 589 0309 и удалите её. Поставьте новое, смазанное резиновое уплотнительное кольцо. Ввинтите 
предохранительную гильзу и затяните до момента 6 кг·м (рис.69). 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  9  10  11  12   ..