Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке троллейбусных рейсов

  Главная       Учебники - Троллейбусы      ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА - 2003 ГОД

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4 

 

 

 

Приложение 11

к должностной инструкции водителя троллейбуса

 

Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке троллейбусных рейсов

Извлечения из инструкций:

"Диспетчеру станции по ведению ведомости исполненного движения, оценке выполненных рейсов и оформлению путевых листов;

Временной инструкции о порядке проверки работы водителей по обеспечению регулярного движения;

из должностных инструкций диспетчеру конечной станции, контролеру пассажирского транспорта".

Выполнение транспортной работы, соблюдение водителями их обязанностей по обеспечению регулярности движения, безопасности и культуры обслуживания пассажиров постоянно контролируется уполномоченными на это работниками ГУП "Мосгортранс": диспетчерами конечных станций, диспетчерами по организации движения, ревизорами по безопасности движения, контролерами пассажирского транспорта, работниками парка.

1. Взаимодействие диспетчера конечной станции и водителя

1.1. Диспетчер станции несет ответственность за регулярность и безопасность движения на маршруте и осуществляет "основной" контроль за работой водителя.

1.2. Диспетчер должен принять меры по восстановлению и усилению движения в случаях сбоев и нарушений расписания. Обязанность водителя - выполнять оперативные распоряжения диспетчера.

1.3. Диспетчер станции устанавливает готовность к рейсу прибывшего из парка троллейбуса и водителя.

1.4. По прибытии подвижного состава (а также при смене на линии водителей) он проверяет:

а) состояние водителя (внешний вид, признаки возможного опьянения, заболевания и др.);

б) наличие у водителя водительского удостоверения, книжки водителя, путевого листа, книги поезда электротранспорта;

в) подлинность фотографии в водительском удостоверении, соответствие записей (Ф.И.О. и др.) в удостоверении на право управления транспортным средством и в путевом листе;

г) наличие в путевом листе подписей мастера, водителя (о приеме исправного троллейбуса), подписи диспетчера парка, в книги поезда электротранспорта наличие подписи мастера об исправности троллейбуса, соответствие записи фактического номера троллейбуса, фамилии и табельного номера водителя;

д) экипировку подвижного состава, наличие маршрутных указателей и машинного расписания;

е) состояние маршрутных указателей, их комплектность, соответствие обслуживаемому маршруту (при плохой читаемости цифровых указателей, вследствие загрязнения, обязывает водителя производить их немедленную протирку).

1.5. Диспетчер не допускает до работы водителей, чье состояние внушает опасение за безопасность пассажиров, сохранность подвижного состава, за способность водителя выполнять свои обязанности, как предписывает его должностная инструкция, а также водителей, чьи фамилии и табельные номера не указаны в путевом листе, не имеющих машинных расписаний.

1.6. Диспетчер не разрешает эксплуатацию неисправного, не полностью экипированного подвижного состава, с неосвещаемыми лобовыми маршрутными указателями, с неисправными габаритными фонарями.

1.7. Диспетчер устанавливает, при неблагоприятных погодных условиях (снегопад, гололед и т.д.), новый режим движения на маршруте. Инструктирует об изменении режима движения водителей. Делает отметку в путевых листах об увеличении времени пробега. Вывешивает на станции соответствующие объявления.

1.8. Диспетчер учитывает и оценивает выполненные водителями рейсы в соответствии с "Инструкцией по учету рейсов", и "Инструкцией по оценке рейсов". ("Инструкции'' имеются на конечной станции и должны представляться водителям для ознакомления).

2. Оценка рейсов

2.1. "Нулевой рейс" выполняется в соответствии с маршрутом и временем, указанным в машинном расписании,

2.2. Временем прибытия троллейбуса на конечную станцию считается время прибытия на отстойно - разворотную площадку.

2.3. Производственный рейс может начинаться от распорядительной станции "А" (начало), от технической станции "Б" (конец), от промежуточного пункта маршрута, указанного в машинном расписании. Время отправления в рейс от любого из этих пунктов, считается временем отправления от конечной станции.

2.4. Время прибытия на конечную остановку ("посадки нет") учитывается на 1 минуту раньше предусмотренного расписанием прибытия на отстойно - разворотную площадку, а на остановку ("посадка") - на 1 минуту позже установленного диспетчером станции времени отправления в рейс.

2.5. Рейс считается выполненным по расписанию, если троллейбус отправился с конечного пункта в строго указанное время, проследовал контрольные пункты и прибыл на другой конечный пункт своевременно или с допустимым отклонением от расписания. Допустимое отклонение от расписания - не более 2 минут нагона, 2-х минут опоздания.

2.6. На маршрутах, работающих с объявленными (уличными) расписаниями проследования контрольных пунктов ранее указанного времени не разрешается.

2.7. Проверка качества выполнения водителями движения проводится на контрольных и конечных пунктах маршрута путем сравнения фактического времени проследования троллейбуса заданному времени, указанному в путевом листе и в машинном расписании.

2.8. Рейс считается невыполненным в следующих случаях:

а) зафиксирован самовольный простой водителя;

б) имело место самовольное изменение трассы маршрута;

в) имел место возврат, с промежуточных пунктов маршрута (по любой причине).

2.9. Проверка работы маршрута на соответствие времени прохождения троллейбуса по расписанию может осуществляться линейными работниками в любом пункте маршрута, как гласно, с сообщением водителю и с записью в путевом листе на месте проверки, так и негласно, с сообщением результатов проверки диспетчеру станции. Негласная проверка может осуществляться только по разрешению руководителей ТДО с привлечением работников соответствующего парка (приказ № 401 от 18.04.89 г.).

2.10. Рейсы, выполненные с нарушением, бракуются.

2.11. "Нулевые рейсы" бракуются, если троллейбус прибыл из парка на пункт "начало рейса" раньше времени, указанного в расписании, с учетом допуска. "Нулевым рейсом" троллейбус проследовал не по установленному маршруту.

Троллейбус при выходе из парка прибыл на пункт "А" вместо предусмотренного расписанием пункта "В". Троллейбусу при этом выводится опоздание на время невыполненного рейса от "В" до "А". Рейс от "В" до "А" не засчитывается.

2.12. Производственные рейсы бракуются при прибытии троллейбуса из рейса на конечную станцию с отклонением от расписания или от заданного времени пробега свыше допустимого. За несвоевременное отправление от конечной станции по любой причине. За проследование контрольных пунктов с отклонением от расписания или заданного времени пробега свыше допустимого. Если зарегистрирован проезд остановки при наличии пассажиров в салоне и на остановке.

2.13. Проверяющие, которые не отметили в путевом листе выявленные ими нарушения водителя на линии (в том числе и по п. 2.9), сообщают о них диспетчеру станции.

2.14. Если к моменту сообщения водитель с линии убыл, оформление нарушения производится на основании сообщения (без записи в путевом листе) с отражением в суточном рапорте.

2.15. На основании записей в суточном рапорте забракованные или невыполненные рейсы, ранее оформленные, как выполненные, из числа выполненных исключаются (с водителя удерживается стоимость израсходованного на такие рейсы эл. энергии).

3. Записи в путевом листе

3.1. Диспетчер станции делает лично (или по сообщениям проверяющих) следующие отметки в путевом листе водителя:

а) о времени прибытия и отправления подвижного состава;

б) об изменении в режиме работы водителя (перенос или изменение времени окончания работы на линии, или обеденного перерыва в связи с оперативным отклонением от расписания);

в) направление водителя на укороченный рейс или на другой маршрут;

г) время отклонения от расписания (нагон или опоздание);

д) замечания о выявленных нарушениях на линии. Запись о "самовольном простое" при выявлении случая не прохождения машиной (вагоном) пункта, где осуществлялась проверка

3.2. Сделанные в путевом листе записи о выполненных рейсах и др. заверяются подписью диспетчера конечной станции.

3.3. Запись в путевых листах о нарушениях, допущенных водителями на линии, с их краткой характеристикой, с указанием времени отклонения от расписания и времени проверки вносят диспетчеры по организации движения, ревизоры БД, контролёры пассажирского транспорта.

4. Взаимодействие водителя и контролера пассажирского транспорта

4.1. Контролёр пассажирского транспорта при проверке правильности оплаты проезда одновременно проверяет соблюдение водителями их должностных обязанностей по культуре обслуживания пассажиров:

а) оформление путевого и билетно-учетного листа водителя;

б) санитарное состояние салона троллейбуса;

в) наличие в салоне "Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве";

г) работа водителя с микрофоном;

д) наличие в продаже у водителя посадочных талонов;

е) состояние компостеров, наличие записей в билетно-учетном листе о смене шифра компостеров.

4.2. Контролер пассажирского транспорта предупреждает водителя о выявленных нарушениях.

4.3. Делает запись в путевом листе водителя о нарушениях, указывает время проверки, личный служебный номер, заверяет написанное своей подписью.

4.4. Вносит в путевой лист соответствующую запись и, в случае обнаружения в салоне забытых пассажирами вещей, вещи передает водителю для сдачи их диспетчеру конечной станции.

5. Взаимоотношения водителя и ревизора движения

5.1. Ревизор движения контролирует работу водителей и состояние подвижного состава, соблюдение "Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве" и требований "Должностной инструкции водителя".

5.2. Ревизор движения проверяет:

а) выполнение расписания движения;

б) ведение "путевой" документации;

в) культуру обслуживания пассажиров (состояние и экипировку салона, работу с микрофоном, реагирование водителя на обращение к нему пассажиров, внешний вид водителя и т.п.).

5.3. Ревизор движения имеет право требовать от водителя выполнения установленного порядка, указать водителю на выявленные недостатки и сделать соответствующую запись в билетно-учетном листе.

5.4. Ревизор движения сообщает о результатах проверки диспетчеру конечной станции и администрации парка в установленном порядке.

 

Приложение 12

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Памятка 
водителю транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе

1. В период эксплуатации транспортного средства производить визуальный осмотр салона и технологических отсеков на возможное наличие посторонних предметов.

2. После каждого прибытия на конечный пункт маршрута и при возвращении и парк (депо) производить внешний осмотр транспортного средства, визуальное обследование салона и технологических отсеков.

3. При обнаружения в салоне или технологических отсеках подозрительных предметов:

3.1. Сообщить диспетчеру конечной станции или диспетчеру парка (депо) о происшествии.

3.2. До прибытия соответствующих служб МВД, МЧС или ФСБ организовать охрану подвижного состава и не допускать к нему посторонних людей.

Предупреждение!

Обнаруженные подозрительные предметы (взрывоопасные устройства) категорически запрещается поднимать, вскрывать, перемещать и производить с ними иные действия.

4. При получении информации о наличии в салоне подозрительного предмета во время движения, остановить транспортное средство по возможности в малолюдных местах, вдали от жилых домов и скоплений людей и предложить пассажирам покинуть салон.

О происшествии сообщить диспетчеру конечной станции или депо, парка, используя радиосвязь, телефоны ближайших учреждений, а также через других водителей на линии. Выполнить действия согласно п. 3.2.

5. При получении информации о наличии в салоне веществ, раздражающих слизистые оболочки глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, вызывающих кашель и слезотечение:

5.1. Остановить транспортное средство;

5.2. Предложить пассажирам покинуть салон;

5.3. Сообщить о происшествии на конечную станцию или парк (депо);

5.4. Совместно с работниками правоохранительных органов не допускать к автобусу людей;

5.5. Находиться с наветренной стороны;

5.6. По указанию работников гражданской обороны при возможности движения отогнать транспортное средство в указанное ими место для последующей дегазации.

6. Водитель! При обнаружении на пути следования групп вооруженных лиц, работников ОМОНа, милиции, вооруженных сил в пререкание не вступать, а тем более не оказывать сопротивления; выполнять все их требования, в любом случае высадить пассажиров. По возможности сообщить в парк (депо) и в местные органы милиции,

Вблизи района вооруженного столкновения немедленно остановиться, предложить пассажирам выйти и удалиться в безопасном направлении.

Штаб ГО И ЧС ГУП "Мосгортранс"

 

Приложение 13

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Порядок действий водителей троллейбусов при возникновении дорожно-транспортного происшествия

В соответствии с пунктами 2.5 и 2.6 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему обязан:

- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию;

- принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность или водительское удостоверение и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции;

- если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав её, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или орган милиции для оформления происшествия.

В соответствии с пунктами 38, 41 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств водитель участник дорожно-транспортного происшествия обязан:

- сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а так же наименование, адрес и телефон страховщика;

- совместно со страхователем - юридическим лицом, заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданный страховщиком, независимо от оформления извещения о дорожно-транспортном происшествии сотрудниками милиции. Предусматриваются заполнение одного бланка указанного извещения водителями двух транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию. При наличии разногласий между участниками дорожно-транспортного происшествия относительно его обстоятельств эти разногласия указываются в извещении о дорожно-транспортном происшествии.

 

Приложение 14

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Рекомендации по работе со штангоуловителями троллейбусов

Особенности работы с электрическим штангоуловителем.

1. Штангоуловитель предназначен для:

- защиты контактной сети и головки токоприемника от повреждений при сходе последней с контактного провода;

- предотвращения произвольных колебаний токоприемников с большими амплитудами (размахами) при сходе их с контактных проводов.

2. Условие срабатывания штангоуловителя:

- отсутствие тока в высоковольтной цепи троллейбуса;

- наличие резкого рывка токоприемника.

3. Порядок работы со штангоуловителем

3.1. Установка токоприемника на контактные провода:

- убедиться, что штангоуловитель выключен на пульте управления;

- с помощью спецключа растормозить династортер, для чего, удерживая канат левой рукой, повернуть упорный рычаг ленточного тормоза по часовой стрелке до упора. При этом канат должен вручную легко сматываться и наматываться на барабан;

- установить токоприемник на контактный провод.

4. Работа со штангоуловителем на линии

4.1. До начала движения включить штангоуловители. Должны загореться две лампы на пульте управления.

4.2. При сходе токоприемника с контактного провода и резком рывке токоприемника вверх (вбок) срабатывает штангоуловитель, гаснут лампы на пульте управления.

4.3. В случае зацепления токоприемника за части контактной сети или не отключения концевым выключателем династортеров водитель должен остановить троллейбус и выключить штангоуловитель.

4.4. Для принудительного съема токоприемника на пульте управления установлен переключатель с автоматическим возвратом в среднее положение. Достаточен кратковременный перевод его в левое или правое положение, как срабатывает левый или правый штангоуловитель. Данный механизм съема штанг позволяет движение накатом, объезд крупногабаритных транспортных средств, отключение от высоковольтной сети при окончании работы.

4.5. Если канат не в барабане, необходимо проделать следующее:

вращением барабана до упора против часовой стрелки завести пружину, затем отпустить барабан на 2 - 3 оборота, вставить узел каната в гнездо барабана и, удерживая канат, дать ему возможность намотаться на барабан. После намотки канат может иметь слабину 1000 - 1500 мм.

Особенности работы с механическим штангоуловителем

Механический штангоуловитель предназначен для предотвращения повреждений контактной сети и токоприемника троллейбуса в случае схода последнего с контактных проводов.

1. Перед выездом на линию необходимо регулярно проверять надежность фиксации корпуса штангоуловителя, износ каната и надежность его крепления к штанге.

2. При выезде на линию из парка необходимо: держа за канат, вывести штанги из-под лиры и установить головки токоприемника на контактные провода, канаты штангоуповитепей завести внутрь ограждений.

3. При нормальном режиме работы троллейбуса: головки токоприемника находятся на контактном проводе; главная пружина заведена с помощью рукоятки; канат постоянно незначительно подтягивается барабаном под воздействием пружины; барабан вместе с поводком собачек и собачками медленно поворачивается в направлении (+) или (-) в зависимости от подъема или опускания головки токоприемника.

4. После срабатывания штангоуловителя необходимо опущенный токоприемник завести под лиру. Затем, потянув за канат, убедиться, освободился ли наматывающий барабан от действия главной пружины. Если нет - освободить поворачиванием поводка собачек, с помощью рукоятки в направлении (-), одновременно придерживая барабан от поворачивания за концы. После этого токоприемник можно устанавливать на контактную сеть и производить заводку штангоуловителя (натяжение главной пружины) с помощью заводной рукоятки, одновременно придерживая за канат от поворачивания барабана. При работе запрещается оставлять заводную рукоятку на штангоуловителе.

5. При установке и снятии штанг токоприемника троллейбуса с контактных проводов следует избегать резких рывков каната, т.к. это может привести к неожиданному срабатыванию штангоуловителя.

6. При объезде крупногабаритных препятствий следить, чтобы канат штангоуловителя не зацепился за них. Канаты штангоуловителей обеспечивают отклонение троллейбуса в сторону от контактных проводов до 4 метров.

ВНИМАНИЕ! Без натяжения главной пружины штангоуловитель не работает!

 

Приложение 15

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Инструкция 
о порядке измерения токов утечки на конечных станциях троллейбусных парков с использованием ПСТ-4 
За базовый взят пост, оборудованный в ФАТП на конечной станции 
«Ул. генерала Ермолова».

1. Назначение

Пороговый сигнализатор токов ПСТ предназначен для автоматизированного контроля токов утечки троллейбусов в условиях парка и на конечных станциях.

2. Проведение замеров токов утечки. Оформление результатов замеров при обнаружении токов утечки

2.1. Обязанности диспетчера конечной станции

2.1.1. Перед началом движения диспетчер конечной станции осуществляет проверку готовности сигнализатора токов утечки к работе и производит его включение, для чего:

- переводятся тумблера 3 мА и 15 мА в нижнее положение;

- осуществляется подключение штепсельной вилки порогового сигнализатора к напряжению сети 220 В;

- проверяется работа первого канала сигнализатора путем перевода тумблера «3 мА» в верхнее положение, при этом на световом табло и на кнопочном пульте должен загореться синий сигнал и включиться звуковой сигнал;

- проверяется работа второго канала путем включения тумблера «15 мА» в верхнее положение, при этом на световом табло и кнопочном пульте синий сигнал должен погаснуть, а красный сигнал и звуковой сигнал должен включиться;

- после выполнения указанных выше операций, перевести оба тумблера «3 мА» и «15 мА» в нижнее положение, сбросить сигналы кнопкой

«Сброс» - сигнализатор готов к работе в автоматическом режиме;

- если выявляется какая-либо неисправность, диспетчер прекращает работу с прибором и сообщает начальнику маршрута или диспетчеру предприятия о неисправности и делает запись в ведомости исполненного движения.

2.1.2. При превышении допустимого значения тока утечки /3 мА/ автоматически снимается сигнал с троллейбуса, проходящего контрольный пост, и загорается синий сигнал на кнопочном пульте и световом табло с одновременным включением звукового сигнала. Если ток утечки превышает 15 мА, происходит загорание красного сигнала на кнопочном пульте и световом табло с одновременным включением звукового сигнала.

При поступлении любого из сигналов, указывающих на наличие токов утечки, диспетчер определяет номер троллейбуса, делает запись в путевом листе о наличии тока утечки, данный троллейбус в рейс не отправляет и ставит в известность начальника маршрута или линейного слесаря.

Далее диспетчер производит сброс сигнала кнопкой «Сброс» - сигнализатор готов к работе в автоматическом режиме.

2.1.3. По окончании рабочего дня диспетчер производит отключение штепсельной вилки кнопочного пульта.

2.1.4. При последнем оборотном рейсе диспетчер делает отметку о замере тока утечки в бортовом журнале троллейбуса, закрывающего движение на данном маршруте.

2.2. Обязанности водителя троллейбуса

2.2.1. При подъезде к посту измерения токов утечки водитель должен убедиться о включении ПСТ-4 - горит сигнальная лампа у контрольного поста. Если водитель визуально зафиксировал какие-либо неисправности поста, он обязан сообщить диспетчеру и начальнику маршрута.

2.2.2. При проезде под щеточным устройством необходимо:

- снизить скорость движения троллейбуса до 5 км/час;

- двигаться строго по направляющим линиям в тяговом режиме и под щеточным контактом так, чтобы был обеспечен надежный контакт щеточного устройства и корпуса кузова троллейбуса.

2.2.3. Если токи утечки превысили нормативные значения и загорелись лампы сигнального табло, водитель обязан освободить пост, остановить троллейбус на отстойной площадке и действовать в соответствии с Инструкцией от 23.11.95 г. «Об организации эксплуатации троллейбусов в особо неблагоприятных погодных условиях» и ДИ. О наличии тока утечки на троллейбусе водитель ставит в известность начальника маршрута и диспетчера.

2.3. Обязанности начальника маршрута

2.3.1. Начальник маршрута контролирует проведение замеров тока утечки и производит запись в журнале в соответствии с Ук. № 03-82 от 19.10.95 г. и Инструкцией от 23.11.95 г. «Об организации эксплуатации троллейбусов в особо неблагоприятных погодных условиях».

2.3.2. При поступлении от диспетчера, водителя сигнала, указывающего на наличие тока утечки, начальник маршрута (в его отсутствие -водитель-наставник или диспетчер) организует вызов технической помощи из парка.

2.3.3. Каждые восемь часов начальник маршрута (в его отсутствие -водитель-наставник или диспетчер) производит отключение ПСТ-4 от сети на 30 минут.

2.3.4. При отключении ПСТ-4 на технический перерыв и в случае неисправности начальник маршрута организует измерение токов утечки с помощью переносных приборов, о неисправности ПСТ-4 сообщает в ремонтную службу предприятия.

3. Техническое обслуживание ПСТ-4

3.1. Техническое обслуживание производит персонал, определенный приказом по предприятию.

3.2. Перечень основных работ, производимых ежедневно с записью в специальном журнале:

3.2.1. Проверяется правильность взаимного расположения и электрическое соединение составных частей:

- состояние и работоспособность щеточного устройства;

- функциональная целостность пультов ПСТ-4;

- технический осмотр световых табло, расположенных на посту измерения токов утечки;

- состояние заземления ПСТ-4.

3.2.2. Проверка готовности сигнализатора тока к работе производится согласно паспорта ПСТ-4-000.

3.2.3. В случае выявления дефектов ПСТ-4 производится мелкий ремонт, а при невозможности устранения дефекта на месте осуществляется демонтаж прибора и отправка в радиомастерскую предприятия.

 

Приложение 16

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Инструкция водителю троллейбуса о порядке использования контактных вставок токоприемников 
различного типа

Водитель троллейбуса обязан после каждого рейса на конечной станции проверить состояние токоприемников, периодически, в зависимости от износа и погоды заменять контактные вставки.

1. При нормальной сухой погоде, независимо от температуры, водитель обязан работать на угольно-графитовых вставках.

2. Металлокерамические вставки должны устанавливаться при следующих погодных условиях: дождь, продолжительностью более 3-х часов и влажность более 80 %, туман, мокрый снег, обледенение проводов.

3. Замену вставок (угольную на МКВ и обратно) производить во время выпуска из парка и конечных станций.

4. Износ вставки МКВ допускается до 6 мм по высоте (при условии если нет сколов, трещин, обломов).

5. При возвращении троллейбуса в парк вставки МКВ (если они были установлены) снять и заменить на новые.

6. Снятые изношенные вставки МКВ сохранить и сдать на склад парка в обмен на новые.

7 При сдаче смены водителями на линии информировать друг друга о типе вставок, установленных на токоприемниках.

8. Водителям запрещается использовать контактные вставки, не разрешенные эксплуатироваться в Москве.

Водитель, помни - работа на металлокерамических вставках в сухую погоду приводит к повышенному износу дорогостоящего медного провода и спецчастей контактной сети, увеличению случаев обрыва контактной сети и, как следствие, увеличению задержек.

Примечание:

Выполнение водителем данной инструкции контролируется на конечной станции начальником (наставником) маршрута, в парке (при выезде-въезде в парк) - мастерами ОТК.

 

Приложение 17

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Типовая инструкция водителю троллейбуса, открывающему движение на маршруте

Водитель, открывающий движение, назначается приказом по парку, на 1-й выход маршрута назначаются водители 1-го класса, 2-го класса или 3-го класса со стажем работы не менее 5-ти лет. На открывающие выходы закрепляются троллейбусы марки ЗиУ-682В, Г (ЗиУ-9).

Водитель троллейбуса обязан:

1. При выезде из парка проверить:

а) состояние токоприемника и использовать:

- при нормальной сухой погоде угольно-графитовые вставки;

- при дожде, влажности более 80 %, тумане, мокром снеге - металлокерамические вставки МКВ 2, 3;

- при гололеде и обледенении проводов металлокерамические вставки с насечкой или алюминиевые с насечкой для обдирки контактного провода;

б) наличие песочниц и песка в них. При гололеде целесообразно иметь две емкости с песком;

в) наличие знака аварийной остановки и противооткатного башмака.

2. При движении по маршруту:

а) оценить состояние контактной сети, дорожного покрытия, освещения, работу светофорных объектов и др. По прибытии на конечную станцию сообщить диспетчеру и сделать соответствующую запись в специальный журнал о состоянии контактной сети, проезжей части (трассы маршрута) и других обнаруженных замечаниях;

б) в случае обнаружения неисправностей в контактной сети, которые могут привести к обрыву контактного провода или повреждению токоприемника, дождаться сзади идущего троллейбуса, предупредить водителя о неисправности и продолжить движение по маршруту;

в) в условиях гололеда учитывать резкое увеличение тормозного пути.

3. При невозможности движения (из-за повреждения контактной сети, скопления воды или мокрого снега высотой более 150 мм, юза, заносов, буксования в местах крутых спусков и подъемов) сообщить диспетчеру конечной станции о месте и причине задержки движения и находиться на месте до прибытия аварийных служб.

При обрыве или падении контактного провода на землю сообщить о данном случае диспетчеру конечной станции и оставаться на месте обрыва и падения провода до прибытия линейных работников ГПУД и аварийной службы, находясь не ближе 5 метров от оборванного провода. Поставить знак аварийной остановки, не допускать посторонних лиц в зону упавшего провода, предупреждать водителей проходящего транспорта об опасности.

4. В случае внезапного обледенения проводов при движении по маршруту, если не были поставлены вставки МКВ или алюминиевые с насечками, установить их и попытаться осуществить проезд обледеневшего участка. При невозможности проезда обледеневшего участка остановиться, сообщить диспетчеру о случившемся и ждать машины техпомощи или буксира.

 

Приложение 18

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Рекомендации по экономии электроэнергии

Движение троллейбуса связано с потерями электроэнергии, величина которых зависит от режима вождения и квалификации водителя, знания им экономичных приемов вождения. При работе на линии необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Изучить маршрут и осуществлять движение троллейбуса в соответствии с его особенностями, без лишних притормаживаний и пусков.

2. Использовать режим выбега при движении на перегоне, по возможности на уклонах, при необходимости притормозить троллейбус без применения тормозов, перед применением тормозов, при приближении к остановке.

3. Пуск троллейбуса с последующим увеличением скорости (разгон) осуществлять при возможно большем ускорении (педаль контроллера не задерживать на каждой пусковой позиции более 1 - 3 с).

4. Отключать тяговый двигатель при скорости, обеспечивающей движение троллейбуса выбегом, и в тормозном режиме на участке, предшествующем остановке без дополнительного включения двигателя.

5. При движении на линии соблюдать дистанцию, не нагонять впереди идущий троллейбус, тем самым исключая необоснованные (лишние) притормаживания и пуски.

6. В местах скопления транспорта избегать неоправданных передвижений троллейбуса.

7. При расположении остановочного пункта перед светофором начинать движение с остановки по разрешающему сигналу светофора (регулировщика). При больших скоплениях транспорта у остановки разрешается подвижка троллейбуса до линии «стоп» на запрещающий сигнал светофора.

8. На конечных станциях на линии при задержках движения отключать электроприемники собственных нужд троллейбуса.

9. В темное время суток, при следовании без пассажиров включать одну группу освещения салона.

10. Не пользоваться обогревательными приборами при температурах, не предусмотренных «рекомендациями по отоплению салона» (приложение 19), стеклообогреватели в кабинах включать по мере необходимости.

11. Освещение салона троллейбуса включать и отключать по мере необходимости.

 

Приложение 19

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Рекомендации по отоплению салона

1. При выезде из парка при температуре -3 °С и ниже водитель троллейбуса должен убедиться, что заслонка «зима-лето» переключена в положение «зима».

2. При температуре от -5 °С и ниже включить печь отопления салона.

3. Пользование обогревательными устройствами на троллейбусах разрешается при следующих температурах:

а) стеклообогреватели в кабинах - по мере необходимости;

б) обогреватели кабин водителя при температуре +5 °С и ниже;

в) обогреватели салонов при температуре -5 °С и ниже.

Включение обогревательных устройств салона на территории парка запрещается.

4. Водителю необходимо следить за работой отопительной системы и принимать меры к устранению неполадок.

5. Температурные режимы и порядок работы отопительных устройств могут изменяться в соответствии с приказом «Мосгортранс».

 

Приложение 20

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Рекомендации водителю троллейбуса по уходу за шинами

1. Для максимального использования ресурса шин необходимо строго соблюдать правила эксплуатации и ухода за шинами.

2. Ежедневно, перед выпуском троллейбуса на линию, следует проверить затяжку гаек крепления колес, а также проверить состояние колес внешним осмотром. При этом следует обратить внимание на состояние обода колес, замочных колец. Указанные детали не должны иметь трещин или изломов. Замочные кольца должны равномерно и плотно по всему периметру прилегать к бортовым кольцам.

3. Проверка давления должна выполняться перед выездом троллейбуса на линию. Норме давления соответствует касание шин поверхности дороги тремя «шашками».

4. Для предохранения золотников от загрязнения и повреждений все вентили должны быть снабжены колпачками.

5. Особое внимание следует обратить на износ рисунка протектора шин. При выявлении интенсивного износа или неравномерного рисунка протектора («лысин», «волн») следует сделать соответствующую запись в бортовом журнале троллейбуса. Шины с неравномерным износом рисунка протектора должны быть заменены.

6. В процессе эксплуатации и отстоя троллейбусов следует избегать попадания на шины нефтепродуктов к других веществ, разрушающих резину.

7. Шины подлежат замене при наличии хотя бы одного из следующих дефектов:

а) неравномерность износа рисунка протектора;

б) предельный износ рисунка протектора (остаточная глубина рисунка по центру беговой дорожки составляет не более 2 мм);

в) разность в глубине рисунка протектора при замере по центру беговой дорожки составляет более 3 мм для колёс одного моста;

г) повреждение борта покрышки;

д) разрыв, разрушение или излом каркаса покрышки;

е) утечка воздуха.

8. Во время движения троллейбуса водитель должен соблюдать следующие правила:

а) трогать троллейбус с места плавно, не допуская рывков и пробуксовки колёс;

б) при уводе в сторону немедленно остановить троллейбус и проверить давление воздуха в шинах (любым способом).

Запрещается движение троллейбуса с пониженным давлением воздуха в шинах даже на небольшое расстояние, так как это приводит к разрушению покрышки.

в) при управлении троллейбусом следить за состоянием дороги; на участках дороги с нарушением асфальтового покрытия, на железнодорожных переездах и переездах через трамвайные пути снижать скорость;

г) не допускать резкого торможения при подъезде к остановкам, переездам и в других случаях;

д) избегать подъезда к краю тротуара, так как при этом могут быть повреждены боковины покрышек;

е) избегать движения троллейбуса с количеством пассажиров, превышающим значение предельной вместимости.

 

Приложение 21

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Требования по противопожарной безопасности троллейбуса

1. Предупредительные меры

1.1. Заменять плавкие вставки предохранителей электрических цепей или проводить какой-либо ремонт электрического оборудования только при опущенных штангах.

1.2. Применять только калиброванные предохранители, соответствующие данной цепи по номинальному току.

1.3. Запрещается применение не калиброванных плавких вставок («жучки»).

1.4. Не класть на электрические аппараты и кожухи инструмент, металлические предметы.

1.5. Поднимать токоприемники в случае необходимости только при отключенных рубильниках, автоматических выключателях.

2. Действия водителя при возникновении загорания

2.1. Прекратить работу, если возникло короткое замыкание, вспышка в салоне (кабине водителя), чувствуется запах гари или дыма.

2.2. Немедленно остановить троллейбус.

2.3. Открыть все двери и высадить пассажиров.

2.4. Снять токоприемники (штанги) троллейбуса с контактных проводов и надежно закрепить их, отключить все основные и вспомогательные электрические цепи, затормозить машину.

2.5. Приступить к ликвидации загорания, используя огнетушитель или песок из песочниц.

2.6. Сообщить о случившемся и о состоянии троллейбуса диспетчеру станции, диспетчеру парка.

2.7. При необходимости срочно вызвать пожарную команду и техническую помощь.

2.8. Привлечь (в случае надобности) водителей других троллейбусов, следующих по маршруту, к ликвидации загорания.

2.9. Убедиться в полной ликвидации загорания (нет дыма и тления) и направить троллейбус в парк буксиром.

3. Правила пользования огнетушителем

3.1. Огнетушитель ОУ-2 (углекислотный):

- взять огнетушитель левой рукой за ручку;

- вынуть огнетушитель из подвески;

- подойти как можно ближе к очагу загорания (струя углекислоты подается не дальше - 1,5 метров);

- направить раструб (диффузор) в сторону огня;

- правой рукой повернуть маховичок запорно-пускового вентиля против хода часовой стрелки-до отказа (выдернуть стопорное кольцо и нажать спусковой рычаг);

- направить струю углекислоты в очаг горения (время подачи углекислоты 20 - 25 секунд). Во время работы держать огнетушитель вентилем вверх. Запрещается держать или придерживать рукой раструб.

3.2. Огнетушитель «Момент» (порошковый):

- снять огнетушитель с подвески;

- подойти как можно ближе к очагу загорания (струя порошка подается на 1 - 2 метра);

- не снимая колпачок, повернуть огнетушитель выходным отверстием в сторону очага загорания;

- ударить головкой огнетушителя о твердый предмет и направить струю порошка на очаг загорания (время работы огнетушителя 9 - 10 с);

- огнетушитель, во время его работы, держать головкой вниз.

3.3. Применять пенные огнетушители и воду запрещается.

 

Приложение 22

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов 
(утверждены Постановление правительства РФ от 26.12.2002 № 930)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида (далее именуются соответственно - медицинское освидетельствование, водитель транспортного средства), а также порядок оформления его результатов.

2. Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

3. Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

5. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цепи передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям.

6. Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.

7. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшер-ско- акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.

8. Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения см. Временную инструкцию, утвержденную заместителем Министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14 с изменением Минздрава РФ (Приказ от 12.08.2003 г. № 399).

9. Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Акт медицинского освидетельствования составляется в 2 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения.

Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.

11. Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале организации здравоохранения, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

12. В случае если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте.

Подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования. Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, либо направляется в адрес этого органа по почте.

 

Приложение 23

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Инструкция 
о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств

Предрейсовый медицинский осмотр водителей автотранспортных средств проводится в соответствии с прилагаемой инструкцией Министерства здравоохранения СССР (Приказ Минздрава СССР от 29 сентября 1988 г. № 555 с изменением Минзравмедпрома РФ (приказ от 14.03.96 г. № 90).

1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств медицинским персоналом на хозрасчетной основе по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи, инспекторами по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств (письмо Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам № 495-БГ от 18.02.88 г.).

При подготовке инспекторов необходимо руководствоваться программой, предусмотренной совместным циркулярным письмом Минздрава СССР и МВД СССР «Об организации осмотров водителей автохозяйств» № 06-14/29-14 от 03.08.88 г.

2. Средние медицинские работники и инспектора осуществляют контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом на линию и участвуют в проведении анализа дорожно-транспортных происшествий с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителей. Они работают в тесном контакте с работниками службы безопасности движения, отдела эксплуатации и отдела кадров автопредприятия.

3. При предрейсовых осмотрах, проводится:

- сбор анамнеза;

- измерение температуры тела (по показаниям);

- измерение артериального давления (по показаниям);

- определение пульса;

- реакция на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов.

4. После осмотра на путевых листах водителей ставится штамп - «допущен к рейсу» и подпись медицинского работника.

Штамп не ставится при:

а) выявлении признаков временной нетрудоспособности;

б) положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе.

При утрате трудоспособности медицинский работник (администрация предприятия) дает водителю направление на прием к врачу.

Водителю, который признан врачом трудоспособным, в направлении делается пометка о времени его пребывания на приеме.

В случаях проведения предрейсового осмотра водителя в часы, когда нет врачебного приема, водителю, признанному нетрудоспособным медицинским работником выдается справка с указанием времени освобождения от работы и кратких данных о характере заболевания (травмы) и предлагается посетить врача на следующий день (п. 12 Инструкции ВЦСПС и Наркомздрава СССР о порядке выдачи застрахованным больничных листков).

При положительной пробе на алкоголь водитель направляется к дежурному диспетчеру, а в дальнейшем может быть направлен в лечебно-профилактическое учреждение для экспертного врачебного заключения о наличии алкогольного опьянения.

5. Данные предрейсового осмотра водителей заносятся в специальный журнал, ведущийся по рекомендуемой форме:


 

Дата

№ пп

Фамилия имя, отчество водителя

Табель

Жалобы

Температура тела

Артериальное давление

Проба на наличие алкоголя

Пульс

Причины направления к врачу

Подпись среднего медработника, инспектора

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4