Инструкция об организации эксплуатации троллейбуса в особо неблагоприятных погодных условиях

  Главная       Учебники - Троллейбусы      ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА - 2003 ГОД

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

 

Приложение 7

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Инструкция об организации эксплуатации троллейбуса в особо неблагоприятных погодных условиях

1. Режим проверки тока утечки на линии

В период неблагоприятных погодных условий замеры по наличию тока утечки на троллейбусах на конечных станциях должны производиться каждым оборотным рейсом в течение всего времени работы маршрута.

Отметка о замере тока утечки на последнем рейсе, закрывающем движение, должна быть внесена в бортовой журнал.

К выполнению замеров могут быть привлечены начальник маршрута (узла), его заместитель, водитель-наставник, линейный слесарь или другой специалист парка, имеющий III квалификационную группу по ПТЭ и ПТБ электроустановок и умеющий владеть измерительным прибором.

2. Порядок подъезда к остановочным пунктам

В период неблагоприятных погодных условий водитель должен производить посадку и высадку пассажиров только на тротуар. Запрещается начинать движение троллейбуса с открытой дверью. При остановке запрещается держать нажатой тормозную педаль, необходимо пользоваться ручным тормозом.

В случае большого скопления воды или снега у остановки (их уровень превышает 150 мм), водитель не подъезжает к бровке тротуара, а выбирает, по возможности, свободную от снега и воды зону, выключает высоковольтную аппаратуру вплоть до отключения автоматического выключателя (АВ) и производит высадку и посадку пассажиров.

По прибытии на конечную станцию, водитель должен сообщить диспетчеру о состоянии трассы маршрута. Полученную информацию диспетчер конечной станции передает в ТДО.

При получении команды об отмене остановок в связи с наличием на остановочных пунктах снега и воды, диспетчер конечной станции делает соответствующую отметку в путевом листе. Водитель предупреждает пассажиров об отмене остановок заблаговременно.

3. Действия водителя при обнаружении тока утечки

При обнаружении тока утечки водитель обязан:

- предупредить пассажиров о прекращении посадки и высадки;

- закрыть двери;

- отключить всю высоковольтную аппаратуру;

- надеть сигнальный жилет, диэлектрические перчатки;

- покинуть троллейбус через переднюю дверь прыжком, не касаясь корпуса троллейбуса;

- снять штанги токоприемника с контактных проводов (сначала - левую, затем - правую);

- вернуться в кабину, открыть двери и высадить пассажиров.

В случае поражения пассажира электрическим током, необходимо вынести его из опасной зоны. Оценить состояние пострадавшего, при необходимости оказать первую помощь и вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Водитель сообщает об обнаружении тока утечки диспетчеру парка и диспетчеру конечной станции.

Запрещается транспортировать троллейбус до прибытия из парка машины техпомощи.

4. Порядок возврата неисправного троллейбуса в парк

По получении информации от водителя об обнаружении тока утечки из парка должна быть направлена машина техпомощи.

По прибытии на место бригада техпомощи производит проверку наличия тока утечки с помощью прибора.

При подтверждении наличия тока утечки свыше 3 мА троллейбус в сопровождении машины техпомощи отправляется в парк или на ближайшую конечную станцию. Необходимо на троллейбусе установить трафареты «Осторожно, троллейбус неисправен (низкая изоляция)!» впереди, сзади и с правого борта. Во избежание схода штанг токоприемника, перед началом движения водитель обязан проверить исправность головок штанг и следовать по трассе со скоростью не выше 30 км/час.

Машина техпомощи, сопровождающая троллейбус, по возможности должна двигаться параллельно правому борту троллейбуса во избежание контактов пешеходов с неисправным троллейбусом. При приближении к остановочному пункту, у которого стоит линейный троллейбус, неисправный троллейбус должен остановиться во 2-ом ряду на расстоянии 30 м от посадочной площадки и начать движение после освобождения остановочного пункта.

Неисправный троллейбус, прибывший на отстой на конечную станцию, направляется в парк в сопровождении машины техпомощи по окончании интенсивного движения на маршруте (после 20.00).

По прибытии на конечную станцию и в парк трафареты на троллейбусе сохраняются. Водитель обязан выключить аппаратуру, снять штанги и находиться в распоряжении диспетчера конечной станции или парка.

При отстое неисправного троллейбуса на конечной станции, из парка в течение часа высылается исправный троллейбус на замену.

 

Приложение 8

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Правила 
пользования наземным городским пассажирским транспортом 
общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) 
в городе Москве

(утверждены постановлением Правительства Москвы 
от 26 августа 2003 года № 714-ПП)

Настоящие Правила устанавливают порядок пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами), находящимся в собственности города Москвы (далее - трамваи, троллейбусы, автобусы).

1. Порядок входа и выхода

1.1. Вход и выход пассажиров разрешается только на остановочных пунктах после полной остановки трамвая, троллейбуса, автобуса.

1.2. Вход разрешается после выхода пассажиров через все двери, кроме передней, а выход - через все двери.

Вход в трамвай, троллейбус, автобус с багажом разрешается только через задние двери.

1.3. Вход через переднюю, дверь разрешается пассажирам с детьми дошкольного возраста, детям в возрасте до 10 лет, лицам престарелого возраста, беременным женщинам, инвалидам.

Пассажир может сойти на остановке «по требованию», заблаговременно подав сигнал водителю нажатием на кнопку звонка.

1.4. При входе и выходе из салона троллейбуса пассажиру, в целях безопасности, рекомендуется держаться за поручни.

2. Порядок оплаты проезда и провоза багажа

2.1. Оплата проезда производится в соответствии с действующим тарифом путем компостирования проездных билетов на одну поездку в трамвае, троллейбусе, автобусе, приобретения билета у кондуктора или приобретения долгосрочных проездных билетов.

Долгосрочные проездные билеты предъявляются кондуктору, водителю, а также окружающим пассажирам.

2.2. Виды проездных билетов, дающих право проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах, именуемые в Правилах проездные билеты:

а) магнитные билеты с лимитом поездок;

б) долгосрочные проездные билеты: единый билет на 4 вида транспорта, на 3 вида наземного транспорта, в городском и пригородном автобусе, на автобусный маршрут № 400 - экспресс;

в) посадочные талоны, приобретаемые у водителя;

г) бесплатные посадочные талоны;

д) билеты на одну поездку в трамваях, троллейбусах, автобусах, не оборудованных автоматизированной системой контроля проезда (АСКП).

2.3. Проездные билеты для проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах приобретаются у распространителей, в специализированных пунктах по реализации проездных билетов, у водителей, кондукторов и других местах денежных расчетов с населением.

2.4. Пассажир обязан:

2.4.1. До следующей после посадки остановки прокомпостировать или оплатить кондуктору один проездной билет для своего проезда и билет за провоз каждого места багажа.

Прокомпостированные проездные билеты действительны только на одну поездку в одном направлении.

2.4.2. Сохранять до конца поездки прокомпостированные проездные билеты, а также билеты, приобретенные у кондуктора на проезд и провоз багажа и предъявлять их по первому требованию контролеров, контролеров-ревизоров.

2.4.3. Иметь при проезде документы, подтверждающие право на льготы, если пассажир имеет право бесплатного или льготного проезда.

2.5. Пассажиры, проезжающие по долгосрочным проездным билетам или документам, дающим право бесплатного проезда, стоимость провоза каждого места багажа оплачивают путем компостирования проездного билета на одну поездку.

2.6. Иногородние проездные билеты длительного пользования, а также проездные билеты, не выпускаемые ГУП «Мосгортранс», в городе Москве недействительны.

2.7. Пассажир имеет право:

2.7.1. Бесплатно провозить с собой детей в возрасте до 7 лет.

2.7.2. Бесплатно провозить с собой одно место багажа, в том числе:

а) ручную кладь, размер которой (сумма измерений по длине, ширине и высоте) не превышает 120 см;

б) одну пару лыж (в чехле), детские санки, детскую коляску.

2.7.3. Проезжать без дополнительной оплаты стоимости проезда и провоза багажа по закомпостированным билетам в следующем за сошедшим с линии по неисправности трамвае, троллейбусе, автобусе.

2.7.4. Провозить домашних животных при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров. Собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке.

3. Порядок проезда

3.1. Пассажиры при пользовании трамваями, троллейбусами, автобусами должны быть взаимно вежливыми, уступать места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и женщинам, бережно относиться к оборудованию подвижного состава, соблюдать в салонах чистоту и общественный порядок.

3.2. В зависимости от типа подвижного состава в салоне обозначаются места для пассажиров с детьми, беременных женщин, инвалидов и лиц престарелого возраста.

3.3. Пассажирам запрещается:

3.3.1. Проезжать в пачкающей одежде.

3.3.2. Курить в салоне.

3.3.3. Находиться в салоне в состоянии опьянения, распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, потреблять наркотические средства.

3.3.4. Повреждать подвижной состав.

3.3.5. Приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, рычаги аварийных люков, кольца аварийных выходов (молотков для разбивания стекол), а также препятствовать закрытию и открытию дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев и угрозы жизни пассажиров.

3.3.6. Использовать места сидения не по их прямому назначению.

3.3.7. Находиться в кабине водителя, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

3.3.8. Проезжать по именному льготному проездному документу, выданному другому лицу.

3.3.9. Провозить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие, едкие и зловонные вещества, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, громоздкий багаж, размер которого (сумма измерений по длине, ширине и высоте) превышает 180 см, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров, длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж).

3.3.10. Находиться на нижних ступеньках подножек во время движения транспортного средства.

3.4. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажиры обязаны освободить салон.

3.5. При обнаружении в салоне забытых вещей или подозрительных предметов, не трогая их, пассажиры должны немедленно сообщить об этом водителю.

3.6. Во время движения трамвая, троллейбуса, автобуса пассажиры, стоящие в салоне, во избежание травмирования обязаны держаться за поручни.

4. Особенности проезда и порядка оплаты в наземном городском пассажирском транспорте, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП)

4.1. Вход в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные Автоматизированной системой контроля проезда и перевозки пассажиров, разрешается только через переднюю дверь, оснащенную турникетом.

4.2. Выход из трамвая, троллейбуса, автобуса, оборудованных АСКП разрешается через двери, не оснащенные турникетами и снабжённые специальными указателями.

Для выхода на остановке пассажирам необходимо подать сигнал водителю нажатием на кнопку звонка.

4.3. Оплата проезда производится путем погашения проездных билетов (или бесплатных посадочных талонов), кроме билетов на одну поездку, предназначенных для проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах, не оборудованных АСКП, через магнитное устройство контроля и погашения билетов, которое дает разрешение на проход пассажира через турникет в салон трамвая, троллейбуса, автобуса.

4.4. На оборотной стороне проездного билета печатается:

а) срок действия билета (при первой посадке по билету на ограниченное число поездок и бесплатному посадочному талону, кроме билета на одну поездку и посадочного талона, реализованного водителем в салоне подвижного состава, долгосрочного проездного билета на проезд в трамвае, троллейбусе, автобусе для граждан, студентов и школьников и единого на все виды транспорта);

б) число оставшихся поездок по билету (при каждой посадке по билету на ограниченное число поездок).

4.5. Оплата багажа производится путем погашения багажного билета, не дающего разрешение на проход пассажира через турникет.

При провозе багажа пассажир должен сначала погасить через устройство контроля багажный билет, а затем проездной билет (или бесплатный посадочный талон) для оплаты своего проезда и прохода через турникет.

4.6. Пассажиры, имеющие право бесплатного проезда, получают бесплатные посадочные талоны в пунктах их выдачи.

4.7. Недействительными являются:

а) проездные билеты с истекшим сроком действия;

б) билеты на ограниченное число поездок с исчерпанным лимитом поездок;

в) неправомерно полученные бесплатные посадочные талоны. На оборотной стороне неправомерно полученного бесплатного посадочного талона после контроля печатается информация о его аннулировании.

4.8. Пассажир обязан приобрести новый проездной билет взамен недействительного проездного билета.

4.9. Неисправными являются билеты, у которых разрушена магнитная полоса. Неисправный билет не принимается устройством контроля и погашения билетов.

4.10. При выявлении неисправности проездного билета пассажир обязан приобрести у водителя билет на одну поездку и погасить его в устройстве контроля, сохранить неисправный билет.

4.11. Билет (или бесплатный посадочный талон), признанный неисправным не по вине пассажира, подлежит замене. Адреса пунктов обмена этих билетов пассажир может узнать по телефону, указанному в салоне подьижного состава.

5. Ответственность пассажиров

5.1. За нарушение настоящих Правил пассажир подвергается административному наказанию в соответствии с Законом города Москвы от 30 октября 2002 года № 53 «Об административной ответственности за нарушение Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве».

5.1.1. Безбилетный проезд пассажиров влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

5.1.2. Провоз не оплаченного багажа, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте превышает 120 см, ручной клади допустимых размеров свыше одного места, а также лыж (в чехле) свыше одной пары влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда за каждое место багажа или лыж.

5.1.3. Провоз взрывоопасных, легковоспламеняющихся, отравляющих, едких и зловонных веществ влечет наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда.

5.1.4. Провоз колющих, режущих и легко бьющихся предметов чехлов и надлежащей упаковки, лыж и коньков с открытыми острыми частями

влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

5.1.5. Провоз запрещенного Правилами к транспортировке в транспорте общего пользования багажа, размером сверх допустимого и длинномерных предметов длиною сверх установленной Правилами (кроме лыж), влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

5.1.6. Проезд в пачкающей одежде, провоз предметов и вещей, загрязняющих подвижной состав или одежду пассажиров, нарушение порядка и правил провоза домашних животных, установленных Правилами, влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

5.1.7. Приведение в действие механизмов для открытия дверей, препятствование закрытию и открытию дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, нахождение в кабине водителя влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

5.1.8. Использование сидений не по их прямому назначению влечет предупреждение либо наложение административного штрафа в размере одной десятой минимального размера оплаты труда.

5.2. За совершение действий, предусмотренных пп. 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, Правил, виновные несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.3. Административный штраф на месте нарушения Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) взимают контролеры, контролеры-ревизоры городского пассажирского транспорта общего пользования, являющиеся должностными лицами, действующими от имени органов исполнительной власти города Москвы.

Уплата административного штрафа не освобождает пассажира от оплаты стоимости проезда и провоза багажа.

5.4. Не оплатившим проезд считается пассажир:

5.4.1. Проезжающий без билета или бесплатного посадочного талона.

5.4.2. Проезжающий по билету на одну поездку, не прошедшему компостирование до следующей после посадки остановки.

5.4.3. Проезжающий по бесплатному посадочному талону, выданному другому лицу.

5.4.4. Проезжающий по билету, приобретенному по льготной цене, без документа, дающего такое право (кроме учащихся средних общеобразовательных школ).

5.4.5. Проезжающий по билету, не прошедшему погашение устройством контроля на подвижном составе, оборудованном АСКП.

6. Обязанности водителя

6.1. Водитель обязан:

6.1.1. Информировать пассажиров о названии каждого остановочного пункта и следующего за ним, передавать другую необходимую информацию с помощью диктофона, а при наличии специального оборудования - с помощью светового табло.

В случае их неисправности, отсутствия, а также при оперативном изменении маршрута объявлять информацию по микрофону на всем протяжении маршрута в течение суток.

6.1.2. Осуществлять продажу проездных билетов только на остановках.

6.1.3. Ограничивать посадку пассажиров в зависимости от наполнения трамвая, троллейбуса или автобуса.

6.2. Другие обязанности водителя определяются его должностной инструкцией.

7. Контроль за соблюдением правил

Проверка соблюдения Правил осуществляется уполномоченными работниками наземного городского пассажирского транспорта общего пользования, требования которых в части выполнения настоящих Правил являются обязательными для пассажиров.

 

Приложение 9

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Правила по охране труда на городском электротранспорте 
(Согласовано Письмом Главного государственного инспектора 
по охране труда г. Москвы 24.11.97 г.) 
(извлечение)

РА3ДЕЛ I

Общие вопросы охраны и безопасности труда

4. Инструктаж и обучение

4.1. Рабочие, служащие, руководители и специалисты предприятий городского электротранспорта допускаются к самостоятельной работе только после прохождения обучения (инструктажа) по охране труда.

4.14. Инструктаж, являясь одним из видов обучения, по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой,

4.20. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ, причем повторный и внеплановый - индивидуально или с группой работников одной профессии.

РАЗДЕЛ II

1. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава и его оборудования

1.1. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава в депо и ремонтных мастерских

1.1.1. Общие положения

1.1.1.6. При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного; состава рабочему запрещается:

- работать неисправным инструментом „или, пользоваться неисправным оборудованием;

- работать без спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, соответствующих условиям и характеру труда;

- работать без освещения и, в необходимых случаях, без ограждения рабочего места;

- пользоваться электроприборами и электроустройствами при наличии на них токоведущих частей или неисправной изоляции;

- брать незащищенными руками неизолированные или с поврежденной изоляцией провода электроустановок;

- загромождать материалами, инструментом проходы;

- зажигать огонь и курить в местах, не предназначенных для курения;

- работать с засученными рукавами и без головного убора. Одежда должна быть плотно застегнута и не мешать движению.

Работающим на территории и открытых стоянках подвижного состава запрещается:

- работать, стоять или проходить в проеме ворот, когда в нем стоит или движется троллейбус;

- входить и выходить из троллейбуса на ходу и находиться на подножках во время движения;

- находиться на крыше движущегося подвижного состава;

- прыгать с крыши одного троллейбуса на крышу другого;

- влезать на крышу, когда троллейбус стоит в проеме ворот;

- класть на округленные края крыши инструменты или детали. Рабата у края крыши должна производиться с лестницы, надежно установленной и снабженной нескользящими наконечниками;

- подниматься на крышу троллейбуса, неся на себе какую-либо тяжесть. Поднятие и спуск тяжелых предметов должны производиться с использованием грузоподъемных механизмов или приспособлений;

- перепрыгивать через осмотровую канаву или переходить, по случайно положенным доскам;

- входить в канаву и выходить из нее во время движения по ней троллейбуса;

- производить работы на торцевых частях троллейбуса, стоящих на канаве, без перекрытия канавы надежным переходным мостиком;

- садиться на край канавы вблизи стоящего на канаве троллейбуса;

- при работе в канаве класть на край канавы инструмент и материал;

- работающие в осмотровых канавах обязаны надевать защитные каски. Работа в осмотровой канаве без каски запрещается.

1.1.7. Ремонт электрического оборудования подвижного состава.

1.1.7.2. Все работы по ремонту и осмотру электрического оборудования подвижного состава должны производиться при отключенном автоматическом выключателе и при опущенных токоприемниках, которые должны быть зафиксированы специальными захватами.

Во всех случаях должен быть вывешен плакат «Токоприемники не ставить, работают люди». Плакат выставляется на видное место у контроллера управления и на заднем борту (на лестнице).

1.1.7.3. Перед началом работы работающий должен убедиться в том, что ремонтируемый электроаппарат отключен, а токоприемники оттянуты от контактных проводов. После временного отсутствия на рабочем месте работающий обязан вновь убедиться, что аппарат, подлежащий ремонту, отключен, токоприемники оттянуты от контактных проводов и плакат висит.

1.1.7.5. Работа на крыше троллейбуса, а также осмотр и ремонт электрооборудования, расположенного на крыше подвижного состава, должны производиться только при опущенных токоприемниках.

Работающим запрещается производить постановку на контактный провод токоприемников, находясь на крыше.

1.1.7.12. Смена высоковольтных плавких предохранителей должна производиться только при отключенном автоматическом выключателе и при опущенных токоприемниках.

1.1.7.17. В случае необходимости осмотра и проверки электрооборудования под напряжением 600 В работающий должен пользоваться защитными средствами. При работе с электрооборудованием до 1000 В основным защитным средством являются специальные диэлектрические перчатки. Длина перчаток должна быть не менее 350 мм.

При работе в диэлектрических перчатках их края нельзя подвертывать. Перчатки необходимо надевать поверх рукавов.

2. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава на линии

2.1. Общие положения

2.1.5. Линейный ремонт троллейбусов допускается при соблюдении следующих мер безопасности:

- водитель должен установить троллейбус на отведенное для его ремонта место и сдать линейному слесарю книгу поезда;

- токоприемники троллейбуса должны быть опущены и надежно зафиксированы;

- троллейбус должен быть заторможен ручным (стояночным) тормозом;

- под колеса троллейбуса должны быть подложены противооткатные упоры.

2.1.6. Не допускается ремонт внутри троллейбуса, если в нем находятся пассажиры.

2.1.11. Смену аккумуляторной батареи линейный слесарь должен производить с помощью водителя или другого лица. Переносить или поднимать аккумуляторную батарею одному лицу запрещается.

2.1.12. По окончании ремонта линейный слесарь должен сделать отметку в книге поезда о произведенном ремонте, времени начала и окончания ремонта и передать ее водителю.

2.3. Производство линейного ремонта - на троллейбусах

2.3.1. Ремонт троллейбуса может быть начат лишь после того, как на штурвале и на заднем борту снаружи /по лестнице/ вывешены плакаты «Не включать, работают люди».

5. Требования безопасности при эксплуатации подвижного состава на линии

5.2. При приемке троллейбуса водитель должен проверить прочность штанговых веревок и их крепление к кольцам.

5.3. При протирке стекол кабины водитель должен стоять на перронных подножках, держаться за поручни и соблюдать осторожность, чтобы не раздавить стекло и не поранить себя осколками. Если во время работы в троллейбусе окажется разбитое стекло, водитель должен надеть хлопчатобумажные рукавицы и удалить осколки из рамы. Выезжать на линию с разбитыми стеклами запрещается.

5.4. При проверке крепления колес троллейбуса водитель должен принять устойчивую позу, одной рукой поддержать торцевую часть ключа, а другой нажать на вороток. Запрещается наращивать вороток трубой, становиться на него ногами, пользоваться ключом со сработанными гранями.

5.5. Водителю запрещается заменять предохранитель высоковольтных цепей и ремонтировать электрическую аппаратуру при поставленных на контактные провода токоприемниках и без диэлектрических перчаток.

5.7. Запрещается пользоваться обогревательными устройствами при незакрепленных, неисправных предохранительных кожухах, а также при их отсутствии.

5.8. При работе на линии водителям запрещается:

- включать и отключать реостаты обогрева кабины водителя во время движения;

- производить продолжительное время буксировку или маневры на реостатных позициях.

5.15. В случае короткого замыкания, вспышка в кабине или салоне, водитель должен немедленно остановить троллейбус, затормозить его ручным тормозом, отключить электрические цепи, открыть двери салона, предупредив пассажиров о соблюдении осторожности при выходе из троллейбуса, снять с контактных проводов токоприемники и поставить противооткатный упор, и приступить к ликвидации огня.

5.16. При возникновении пожара в троллейбусе тушение производить только углекислотным, порошковым огнетушителем или песком. Если пожар потушить своими средствами не удается, необходимо срочно вызвать пожарную команду.

5.22. Водитель троллейбуса должен тщательно укладывать штанговые веревки на крыше троллейбуса и в процессе работы следить за их положением, не допуская сползания с крыши.

5.27. При обрыве контактного провода водитель обязан:

- находиться не ближе 5 метров от оборванного провода;

- не допускать посторонних лиц в зону упавшего провода, предупреждая водителей проходящего транспорта об опасности;

- вызвать скорую техническую помощь (сообщить линейному ревизору) и до ее прибытия не покидать место аварии.

 

Приложение 10

к должностной инструкции 
водителя троллейбуса

 

Типовая инструкция по охране труда для водителя троллейбуса, 
работающего на регулярных городских линиях 
Утверждена Приказом № 228 от 15.06.99 г. по СУП «Мосгортранс» 
(извлечения)

2. Общие требования безопасности

2.1. К работе водителя троллейбуса на регулярных городских линиях допускаются лица не моложе 20 лет, прошедшие обучение и проверку знаний требований безопасности (в т.ч. ПДД настоящей инструкции, должностной инструкции, ПТЭ троллейбуса, имеющие водительское удостоверение на право управления троллейбусом, группу по электробезопасности не ниже 3.

При поступлении на работу водитель троллейбуса на регулярных городских линиях должен пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по охране труда и первичный - на рабочем месте, а также стажировку установленной продолжительности под руководством опытного водителя. В дальнейшем он проходит повторный инструктаж 1 раз в 3 мес. и периодические медицинские осмотры в сроки, указанные приказом по предприятию.

2.2. Водитель обязан выполнять действующие на предприятии Правила внутреннего трудового распорядка, регламентирующие его поведение на территории, в производственных и бытовых помещениях, соблюдать установленный режим труда и отдыха работая по графику ____________ (время начала и окончания работы, перерывов) и находясь по наряду в резерве.

Курить и отдыхать на территории парка и конечной станции в специально отведенных для этого местах ______________ (места для отдыха).

Употребление спиртных напитков и наркотических средств не допускается.

2.3. Опасные и вредные факторы, возникающие при движении и во время эксплуатации троллейбуса (в дальнейшем тексте употребляется наименование «машина», «электротранспорт», «подвижной состав»):

а) Троллейбус - при возникновении технических неисправностей, нарушении правил вождения, предусмотренных ПТЭ и должностной инструкцией водителя, несоблюдении требований охраны труда и т.п. - превращается в источник повышенной опасности для пешеходов, транспорта, пассажиров;

б) Электрический ток - при неисправностях и невыполнении мер безопасности со стороны работника во время производства работ на подвижном составе;

в) Подвижной состав на территории и городской транспорт на линии - при вынужденном выходе из кабины троллейбуса на проезжую часть.

2.4. Водителю необходимо соблюдать Правила дорожного движения, свою Должностную инструкцию и предусмотренные в ней требования, обеспечивающие (при их соблюдении) безопасность труда. При управлении сочлененным троллейбусом пройти специальное обучение.

2.5. Водитель обязан:

2.5.1. Сообщить о любом несчастном случае, дорожно - транспортном происшествии, нарушениях требований охраны труда и технических неисправностях троллейбуса своему непосредственному руководителю, начальнику маршрута, его заместителю или водителю-наставнику, а в установленных случаях - диспетчеру. Сообщение с линии осуществляется по телефону _________________ (№№ телефонов), а при нахождении на конечной станции или в парке - в устной форме.

2.5.2. Поддерживать порядок в салоне и в кабине водителя, выполнять требования местной инструкции по пожарной безопасности.

2.5.3. Соблюдать правила личной гигиены: мыть руки с мылом перед приемом пищи, пищу хранить и принимать в установленных для этого местах ___________________ (конечная станция, столовая парка и т.п.).

2.6. Работник, виновный в нарушениях требований настоящей инструкции, несет дисциплинарную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством.

3. Требования безопасности перед началом работы

3.1. Прибыть на работу в удобной одежде и обуви, не стесняющей движений, одетым «по погоде».

3.2. Иметь при себе водительское удостоверение, удостоверение о проверке знаний по электробезопасности, книжку водителя.

3.3. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.

3.4. Получить у диспетчера «производственное задание» - путевые документы, предусмотренные должностной инструкцией водителя троллейбуса.

3.5. Принять машину. Произвести в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации троллейбуса (Приложение к Должностной инструкции) осмотр, убедиться в готовности к работе и в отсутствии неисправностей машины и принимаемого имущества, проверить прочность штанговых веревок и их крепление к кольцам, целостность изоляции токоприемников, подножек, наличие и исправность средств пожаротушения, диэлектрических перчаток, сигнального жилета.

3.6. Проявлять, при нахождении на территории парка и во время приемки машины, осторожность, не выпуская из вида проходящий вблизи подвижной состав.

3.7. Трогаться с места и двигаться с осторожностью, внимательно следить за перемещениями расположенных в непосредственной близости машин и людей. Скорость движения троллейбуса на территории парка не должна превышать 5 км/час. Проверить на этой скорости движения эффективность ручного (стояночного) тормоза.

3.8. Убедиться при выезде из парка, что ворота полностью открыты, зафиксированы в открытом состоянии, людей на пути нет. Выезжать со скоростью, указанной выше, в п. 3.7, с закрытыми дверями.

3.9. Проверить сразу после выезда, на 1-ом километре нулевого рейса правильное функционирование агрегатов и систем машины, соблюдая установленные местной инструкцией требования и ограничения по скорости.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. При работе на линии, при всех ситуациях, угрожающих безопасности пассажиров, пешеходов, троллейбусу или ему лично, водителю необходимо выполнять требования своей должностной инструкции, относящиеся к безопасности движения, к охране труда, к технологии работы на линии и т.п.

4.2. Сообщать о дорожно-транспортных происшествиях к аварийных ситуациях диспетчеру парка ______ (№№ телефонов), диспетчеру конечной станции ___________ (наименование, №№ телефонов).

4.3. Вести машину со скоростью, не превышающей установленных ограничений, с учётом состояния дорожного покрытия, особенностей контактной сети, атмосферных условий, интенсивности движения транспорта, выбирая, применительно к обстоятельствам такую дистанцию, чтобы избежать столкновения с находящимся впереди подвижным составом.

4.4. Соблюдать между своим троллейбусом и движущимся впереди транспортом следующую дистанцию:

- при скорости 20 км/час - не менее 30 метров;

- при скорости более 20 км/час и при подъемах и спусках свыше 0,040 % - 60 метров.

Приближаться к впереди стоящему троллейбусу на расстояние не менее 3 метров на ровном участке и не менее 5 метров на подъемах и спусках. При плохой погоде расстояния удваиваются.

4.5. Скорость движения троллейбусов не должна превышать 15 км/час при прохождении кривых малого радиуса и при объезде остановившихся в пути трамвайных вагонов, троллейбусов и автотранспорта, а также в случаях проезда мимо шествий, колонн воинских частей и при недостаточной видимости.

4.6. Проезжать автоматические стрелки контактной сети со скоростью не более 10 км/час.

4.7. Во время гололеда и при неблагоприятных условиях движения скорость троллейбуса должна быть уменьшена вдвое.

4.8. Выдерживать скорость не более 5 км/час при движении с предельным отклонением штанг от оси подвески проводов, при проезде зоны работы бригады ремонтников контактной сети, мест скопления пешеходов, а также при перемещении троллейбуса задним ходом и в местах скопления воды (при уровне воды 150 мм движение прекратить).

4.9. Двигаться в густом тумане (при видимости до 30 м) включив фары, со скоростью не более 5 км/час, подавать резкие короткие звуковые сигналы.

4.10. Включать при движении навстречу общему потоку транспорта в светлое время суток ближний свет (вне зависимости от условий видимости) на следующих участках маршрута _______________________ (наименование улиц, проездов и т.п., мест включения и отключения ближнего света).

4.11. Опасные участки обслуживаемых парком маршрутов (затопляемые водой, со сложными условиями дорожного движения и особенностями контактной сети, возможными скоплениями людей и т.п.), при прохождении которых от водителя требуется снижение скорости и особое внимание:

1. __________________________________________________________________________________________________________________

(наименование участков маршрута №......)

2. __________________________________________________________________________________________________________________

(наименование участков маршрута №... и т. д)

4.12. Убедиться, подъезжая к участкам маршрута, имеющим уклоны, в исправном действии тормозов ________________ (наименование участков).

4.13. Останавливать троллейбус немедленно в следующих случаях:

- при наличии препятствия движению;

- при внезапном стуке, толчке, тревожных криках людей;

- при признаках загорания (задымлении, резком специфическом запахе и т.п.).

- при опасности наезда на пешехода или столкновения;

- при неясном сигнале светофора;

- при обрыве провода контактной сети.

4.14. Выполнять на линии только работы, предусмотренные должностной инструкцией. Замену высоковольтных предохранителей производить с соблюдением правил электробезопасности.

4.15. Приступать к перестановке штанг на другую пару проводов, а также к, осмотру, выявлению неисправностей, ремонту, замене предохранителей, работе на щитке освещения и других вспомогательных цепях не раньше, чем будут оттянуты от контактных проводов, находящихся под напряжением 600 В, и надежно закреплены (заведены под лиры) токоприемники, выключен автомат, рубильник цепей управления и мотор-компрессор, троллейбус заторможен ручным тормозом, реверсор поставлен в нулевое положение. При остановке на уклоне и при осмотре подкузовного оборудования под колеса должны быть установлены противооткатные упоры.

4.16. Убедиться при выходе из троллейбуса на остановке в пути следования, что ему не угрожает опасность быть задетым проходящим мимо транспортом. Перед выходом на проезжую часть одеть сигнальный жилет и повернуться лицом к движущимся транспортным средствам. Спускаться по ступенькам соблюдая осторожность и держась за поручень.

4.17. Производить проверку состояния и ремонт головок токоприемников в парке при выпуске или на конечной станции руководствуясь местной инструкцией, штанговую веревку укладывать «восьмеркой».

4.18. Снимать с контактных проводов штанги токоприемников в сырую погоду в диэлектрических перчатках. Если снять токоприемники с помощью оттягивания за веревку не получается, вызвать техническую помощь .

4.19. Занимать при протирке стекол удобное положение, действовать аккуратно, чтобы не разбить стекло и не поранить руки осколками.

4.20. При проверке крепления колес необходимо принять устойчивую позу, поддерживая одной рукой торцевую часть ключа, другой нажимать на вороток. Перед началом работы проверить исправность инструмента.

4.21. Убедиться лично в безопасности движения, когда необходимо двигаться задним ходом, прибегнув к помощи других водителей или линейных работников.

4.22. При обрыве контактного провода не допускать к нему пассажиров и прохожих. О повреждении сообщить диспетчеру.

4.23. Соблюдать при управлении сочлененным троллейбусом (ЗИУ-10) дополнительные меры безопасности, предусматриваемые местной инструкцией.

Водителю, привыкшему работать на машине типа ЗИУ-9, необходимо помнить о разнице а длине сочлененного и обычного троллейбуса (18 и 11 метров). Такое превышение длины требует более широкой полосы движения при разворотах. Объезды, обгоны, перестроения требуется начинать раньше, чем принято на ЗИУ-9, а заканчивать позже. При проезде устройств контактной сети не забывать, что токоприемники у ЗИУ-10 расположены в задней части машины, на прицепе, и привычное расстояние прохождения штанг по спецчастям меняется. Такие же особенности имеют место при движении на подъемах, спусках, кривых и узких участках дороги. Интервалы и ограничения, предусмотренные для ЗИУ-9, увеличиваются: интервал между ЗИУ-10 и идущим впереди транспортным средством должен быть при скорости до 20 км/час не менее 35 метров, а при более высокой скорости - в 2 раза больше. Необходимо постоянно контролировать движение «прицепа» (задней части ЗИУ-10) в зеркало заднего вида, и при поступлении сигналов от пассажиров остановить машину.

4.24. Включать в условиях недостаточной видимости все габаритные огни.

4.25. Производить замену высоковольтных и низковольтных предохранителей только при снятых токоприемниках, отключенных автоматических выключателях и цепях управления.

4.26. Находясь в составе ремонтной бригады для участия в ремонте закрепленного троллейбуса, получить целевой инструктаж по охране труда и соблюдать требования инструкции по охране труда для слесаря по ремонту троллейбуса.

4.27. Водителю запрещается:

4.27.1. Приступать к работе, если не обеспечены безопасные условия труда.

4.27.2. Выполнять какие-либо работы, не предусмотренные должностной инструкцией.

4.27.3. Выезжать на линию на машине, имеющей технические неисправности, низкую изоляцию (3 МА и более) и невыполненными заявочными ремонтами по книге водителя, использовать при ремонте неисправный инструмент.

4.27.4. Начинать движение троллейбуса с открытой дверью, высовываться из окна.

4.27.5. Подниматься на крышу троллейбуса.

4.27.6. Прикасаться к токоведущим частям и к контактным проводам.

4.27.7. Приближаться к лежащему на земле контактному проводу ближе 5 метров.

4.27.8. Производить замену высоковольтных предохранителей без диэлектрических перчаток, при неотсоединенных от контактной сети токоприемниках, нео-тключенных цепях управления.

4.27.9. Эксплуатировать неогражденные (или имеющие неисправные, незакрепленные ограждения) электроотопительные устройства салона и кабины.

4.27.10. Наращивать штанговую веревку проволокой.

4.27.11. Находясь на территории парка, входить в канаву, стоять в проеме въездных ворот при движении троллейбусов, становиться на ступеньки движущихся машин.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При возникновении аварийных и экстремальных ситуаций, которые могут представлять опасность для подвижного состава, пассажиров или водителя, в том числе и при загорании в салоне и в кабине, действовать, как предписывает Должностная инструкция.

5.2. Перемещать остановившийся на обесточенных спецчастях контактной сети троллейбус только с помощью буксировки.

5.3. Действия при обнаружении низкой изоляции (тока утечки более 3 МА).

Водитель обязан:

- предупредить пассажиров о прекращении посадки и высадки;

- закрыть двери;

- отключить всю высоковольтную и низковольтную аппаратуру;

- одеть сигнальный жилет, диэлектрические перчатки;

- покинуть троллейбус через переднюю дверь прыжком, не касаясь корпуса троллейбуса;

- снять штанги токоприемника с контактных проводов (сначала левую, затем правую);

- вернуться в кабину, открыть двери и высадить пассажиров;

- сообщить об обнаружении тока утечки диспетчеру парка и диспетчеру конечной станции;

- после прибытия из парка машины техпомощи транспортировать неисправный троллейбус в парк.

5.4. При остановке по неисправности в условиях ограниченной видимости и неработающем освещении салона выставить переносное ограждение. Перед выходом из троллейбуса отключить «выключатель режима работы» и «ключ цепи управления». «Ключ» взять с собой.

5.5. При наезде на пешехода или других несчастных случаях вызывать скорую помощь при наличии пострадавших по телефону "03", до ее прибытия оказать, в соответствии с местной инструкцией, первую доврачебную помощь.

5.6. Сообщить о случившемся диспетчеру и администрации так, как это предусмотрено должностной инструкцией или приказом по парку __________________ (способ сообщения, №№ телефонов).

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1. Сообщить диспетчеру конечной станции об окончании работы по расписанию.

6.2. Привести в порядок кабину водителя и передать троллейбус сменщику руководствуясь требованиями должностной инструкции (при смене на конечной станции или на линии).

6.3. Остановить троллейбус перед въездом на территорию парка, убедиться, что внутри нет людей и посторонних подозрительных предметов, закрыть двери и окна.

6.4. Следить внимательно при въезде в парк за маневрирующими троллейбусами, секционные изоляторы проходить в режиме выбега.

6.5. Предъявить троллейбус приемщику подвижного состава, сдать путевой лист и машинное расписание диспетчеру. Сделать при необходимости заявку на устранение неисправностей. Пройти послерейсовый медицинский осмотр.

6.6. Выполнить следующие операции при постановке троллейбуса на указанное место:

- рукоятку реверсора перевести в положение «Стоп»;

- отключить автоматический выключатель;

- отключить выключатели цепей управления, мотор-компрессора, стеклообогревателей, высоковольтного освещения, всех низковольтных цепей;

- затормозить машину ручным тормозом;

- открыть (в зимнее время) кран «спуск влаги из пневмосистемы»;

- закрыть окна;

- снять с контактных проводов токоприемники и завести их под лиры.

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..