Водитель троллейбуса должен знать

  Главная       Учебники - Троллейбусы      ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА - 2003 ГОД

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

Правительство Москвы 
Управление транспорта и связи города Москвы 
Государственное унитарное предприятие «Мосгортранс»

 

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА

 

 

 

Москва 2003 г.

 

 

 

Правительство Москвы 
Управление транспорта и связи города Москвы 
Государственное унитарное предприятие «Мосгортранс»

 

 

Утверждаю:

 

Первый заместитель

Генерального директора

ГУП «Мосгортранс»

_______________ B.H. Прохоров

« 10 »

11

2003 г.

 

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА

 

 

Согласовано:

 

Главный технический инспектор

Горкома профсоюза работников

автомобильного транспорта дорожного

хозяйства

« 4 »

11

2003 г.

 

 

Москва, 2003 г.

 

 

 

Содержание

Общие положения

Водитель должен знать

Обязанности

Общие требования безопасности

Водителю троллейбуса запрещается

Водитель троллейбуса имеет право

Ответственность водителя троллейбуса

Оценка работы водителя

Перечень приложений

Приложение 1. Подготовка и повышение квалификации водителей

Приложение 2. Обязательство

Приложение 3. Инструкция по эксплуатации троллейбуса

Приложение 4. Перечень обязательных объявлений при работе с микрофоном

Приложение 5. Памятка водителю по работе с автоинформатором

Приложение 6. Инструкция водителя при работе на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП)

Приложение 7. Инструкция об организации эксплуатации троллейбуса в особо неблагоприятных погодных условиях

Приложение 8. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве

Приложение 9. Правила по охране труда на гордском электротранспорте

Приложение 10. Типовая инструкция по охране труда для водителя троллейбуса, работающего на регулярных городских линиях

Приложение 11. Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке рейсов

Приложение 12. Памятка водителю транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе

Приложение 13. Порядок действий при возникновении дорожно-транспортного происшествия

Приложение 14. Рекомендации по работе со штангоуловителями

Приложение 15. Инструкция о порядке измерения токов утечки на конечных станциях троллейбусных парков с использованием ПСТ-4

Приложение 16. Инструкция водителю троллейбуса о порядке использования контактных вставок токоприемников различного типа

Приложение 17. Типовая инструкция водителю троллейбуса, открывающему движение на маршруте

Приложение 18. Рекомендации по экономии электроэнергии

Приложение 19. Рекомендации по отоплению салона

Приложение 20. Рекомендации водителю по уходу за шинами

Приложение 21. Требования по противопожарной безопасности

Приложение 22. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов

Приложение 23. Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств

 

 

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет права и обязанности водителя троллейбуса.

1.2. В должностной инструкции используются следующие понятия и сокращения:

1.2.1. "Троллейбус": - транспортное средство, приводимое в движение тяговым электродвигателем, получающим электроэнергию через специальные токоприемники от контактных проводов, предназначенное для перевозки пассажиров.

1.2.2. "Троллейбусный маршрут" - установленный в процессе организации перевозок пассажиров путь следования троллейбуса между начальным и конечным пунктами.

1.2.3. "Опасные участки" - участки дорог, проезд на которых сопряжен с повышенным риском вовлечения в дорожно-транспортные происшествия, либо повышенной тяжестью их последствий: участки, движение по которым связано с существенным изменением режимов движения; участки, на которых установлены или должны быть установлены предупреждающие дорожные знаки или проведены иные организационно-технические мероприятия.

1.2.4. "Культура обслуживания пассажиров" - состояние и экипировка салона, работа с микрофоном, реагирование водителя на обращение к нему пассажиров, внешний вид водителя и т.п.

1.2.5. "Работодатель" - юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

1.2.6. "Работники администрации" - руководящий персонал предприятия.

1.2.7. "Линейный работник ГУП "Мосгортранс" - работник государственного унитарного предприятия "Мосгортранс" по должностной инструкции связанный с организацией и осуществлением безопасного движения подвижного состава на маршрутах автобуса, трамвая, троллейбуса.

1.2.8. "Линейный работник Службы движения" - работник Службы движения ГУП "Мосгортранс", контролирующий соблюдение установленных правил безопасности эксплуатации подвижного состава.

1.2.9. "Нулевой рейс" - пробег троллейбуса от парка до конечной станции маршрута или от конечной станции до парка.

1.2.10. "Оборотный рейс" - пробег троллейбуса от одной конечной станции маршрута до другой и обратно.

1.2.11. "Экипировка" - обеспечение выпускаемого на линию подвижного состава съемным оборудованием, запасными частями, инструментом, материалами и документацией.

1.2.12. ПТЭ - правила технической эксплуатации.

1.2.13. ПТЭЭП - правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

1.2.14. ПБ - межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок;

1.2.15. ЦДП - центральный диспетчерский пункт.

1.2.16. ПДД - правила дорожного движения.

1.2.17. ЦУП - центр управления производством.

1.2.18. ДТП - дорожно транспортное происшествие.

1.2.19. АСКП - автоматизированная система контроля проезда.

1.3. Основной задачей водителя троллейбуса, работающего на регулярных городских маршрутах, является перевозка пассажиров с соблюдением графика движения в соответствии с расписанием и обеспечение безопасной перевозки пассажиров.

Основным рабочим местом водителя при работе на линии является троллейбус.

При работе на линии водитель троллейбуса обязан, учитывая состояние проезжей части дороги, условий движения и необходимость выполнения графика движения, применять способы и приемы вождения, способствующие безопасности движения, сохранности подвижного состава, обеспечению необходимого уровня удобств и комфортабельности проезда для пассажиров.

1.4. К работе водителем допускаются лица не моложе 20 лет, имеющие водительское удостоверение на право управления троллейбусом, группу электробезопасности не ниже 3, признанные медицинской комиссией годными для работы на троллейбусе и прошедшие стажировку на пассажирском троллейбусе в установленном объеме (Приложение 1). Стажировка производится при наличии у стажера временного водительского удостоверения, выданного ГАИ МВД.

Для управления сочлененным троллейбусом необходима специальная подготовка (стажировка с оформлением допуска).

1.5. Приём на работу, перемещение и увольнение водителя, поощрения за труд и дисциплинарные взыскания производятся работодателем.

1.6. Водитель троллейбуса при поступлении на работу проходит вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, а повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца.

1.7. Водитель троллейбуса подчиняется непосредственно начальнику маршрута (узла), выполняет требования директора, его заместителя по перевозкам, начальника отдела эксплуатации, диспетчера парка, заместителя начальника маршрута, руководителя ремонтной зоны, участка, а при работе на линии - водителя-наставника маршрута, диспетчера конечной станции, работников Службы движения ГУП "Мосгортранс", ревизоров по безопасности движения, сотрудников милиции.

1.8. Водитель проходит ежедневные медицинские осмотры. Водитель, не прошедший в установленный срок медицинского обследования, к работе на линии не допускается. Водитель троллейбуса обязан пройти обучение и проверку знаний по "ПТЭЭП и ПБ при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000В".

1.9. Водитель допускается к самостоятельной работе на линии после стажировки, длительность которой зависит от типа троллейбуса и стажа его работы (Приложение 1).

1.10. Молодой водитель приказом по парку закрепляется за определенным маршрутом сроком на двенадцать месяцев, а по окончании этого срока может быть переведен на другой маршрут парка.

1.11. Режим рабочего времени и времени отдыха водителя троллейбуса определяется месячным графиком и суточным нарядом по выпуску троллейбусов на линию и не может превышать нормы, установленной Правительством Российской Федерации.

1.12. Водитель, с его согласия, может привлекаться для участия в ремонте закреплённого за ним троллейбуса в соответствии с приказом работодателя.

1.13. Водитель обязан в соответствии с учебными планами предприятия и в целях совершенствования своих знаний и навыков посещать инструктивные технические занятия и курсы повышения квалификации. Для работы на новой модели троллейбуса проходить дополнительное обучение.

1.14. Работа водителя на линии контролируется диспетчером конечной станции, диспетчером по организации движения, контролёром пассажирского транспорта, водителем-наставником, начальником маршрута и его заместителем, работниками отделов эксплуатации и безопасности движения ГУП "Мосгортранс".

Водитель при работе на линии должен иметь при себе и предъявлять для контроля работникам администрации (или их уполномоченным), работникам ГАИ и представителям Московского отделения Ространсинспекции:

- удостоверение на право управления транспортным средством;

- полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

- путевой лист установленной формы с отметками о допуске транспортного средства и водителя к работе, времени начала и окончания работы, наименования маршрута и др.;

- лицензионную карточку;

- книжку водителя;

- график движения;

- билетно-учетный лист.

1.15. При поступлении на работу водителю выдается на руки настоящая инструкция, и он подписывает обязательство о ее выполнении. (Приложение 2).

1.16. Основные требования и особенности работы водителя троллейбуса изложены как в последующих разделах инструкции, так и в приложениях, которые являются неотъемлемой частью настоящей должностной инструкции (приложения перечислены в разделе 9). Ссылки на приложения приводятся в тексте инструкции.

1.17. Дополнения и изменения в инструкцию во время ее действия вносятся приказом по ГУП "Мосгортранс" и доводятся до сведения водителей.

2. Водитель троллейбуса должен знать:

2.1. Устройство и ПТЭ троллейбуса, технические характеристики троллейбуса, нормы расхода смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем троллейбуса, способы определения и устранения неисправностей в объеме работ, указанных в разделе 2 "Инструкции по эксплуатации троллейбуса" (Приложение 3).

2.2. ПДД.

2.3. Трассы маршрутов парка, профиль проезжей части дорог, особенности и опасные участки, расположения конечных станций, обслуживающих маршруты парка.

2.4. Зоны с интенсивным движением транспорта, расположение светофоров, пешеходных переходов, дорожных знаков и дорожной разметки, расположение спецчастей и криволинейных участков контактной сети, порядок их проезда, состояние дорожных покрытий.

2.5. Порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата троллейбуса в парк по техническим отказам.

2.6. Порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений (Приложение 4).

2.7. Порядок работы с диктофоном-автоинформатором и информационной системой оповещения пассажиров (Приложение 5).

2.8. Порядок работы на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП) (Приложение 6).

2.9. Действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования г. Москвы.

2.10. Способы связи с оперативным персоналом управления движением и работниками парка (устанавливаются парком) (тел. № № _____________________ ).

2.11. Порядок оформления путевых листов, билетно-учетных документов.

2.12. Особенности эксплуатации троллейбуса в особо неблагоприятных погодных условиях и осенне-зимних условиях (Приложение 7).

2.13. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве (Приложение 8).

2.14. Основные требования "Правил по охране труда на городском электротранспорте" (Приложение 9), а также типовую инструкцию по охране труда для водителя троллейбуса (Приложение 10).

2.15. Инструкцию по контролю за работой водителя на линии, учёту и оценки рейсов (Приложение 11).

2.16. Правила внутреннего трудового распорядка.

2.17. Памятку водителя транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе (Приложение 12).

2.18. Порядок действий при ДТП (Приложение 13).

2.19. Меры безопасности при обращении с токоприёмниками и замене контактных вставок токоприемников, порядок измерения токов утечки (Приложения 14, 15, 16), порядок выезда из парка при открытии движения (Приложение 17).

2.20. Приказы и указания по троллейбусному парку и ГУП "Мосгортранс", относящиеся к работе водителя и доведенные до него.

2.21. Рекомендации водителю троллейбуса по экономии электроэнергии (Приложение 18) и инструкцию по отоплению салона (Приложение 19).

2.22. Рекомендации водителю по уходу за шинами (Приложение 20).

2.23. Рекомендации по противопожарной безопасности (Приложение 21).

2.24. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов (Приложение 22).

2.25. Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение 23).

2.26. Порядок подготовки и повышения квалификации водителей городского пассажирского транспорта (Приложение 1).

2.27. Расположение постов и отделений милиции в районах прохождения маршрута (Приложение 24) (Вклеивается в парке).

2.28. Местонахождение лечебных учреждений (травмопунктов, поликлиник, родильных домов, больниц) ближайших к прохождению маршрута (Приложение 25) (Вклеивается в парке).

2.29. Настоящую должностную инструкцию.

3. Обязанности

Водитель обязан:

3.1. Прибыть на работу в троллейбусный парк или на конечную станцию к указанному в наряде сроку одетым опрятно и по погоде, имея при себе служебное и водительское удостоверения, книжку водителя, удостоверение о проверке знаний ПТЭЭП и ПБ при работе на электроустановках с напряжением до 1000 В, работающий по медицинским показателям в очках должен иметь очки, а водитель со стажем до 1-го года - книжку молодого водителя.

В случае невозможности выйти на работу водитель обязан заблаговременно предупредить диспетчера парка или начальника маршрута.

3.2. Получить у диспетчера парка путевой лист, расписание движения по маршруту, другие путевые документы, проверить наличие подписей диспетчера и мастера по выпуску, расписаться в регистрационном журнале.

3.3. Пройти в соответствии с установленным порядком на предприятии предрейсовый медицинский осмотр, получить в путевом листе отметку о допуске к работе.

3.4. Получить инструмент, посадочные талоны, диктофон и фонограмму на соответствующий маршрут. Записать номера посадочных талонов в билетно-учётный лист. При работе троллейбуса с АСКП руководствоваться Приложением 6.

3.5. Проверить работу освещения, громкоговорящей связи, компостеров, турникета и валидатора, экипировку троллейбуса.

3.6. Проверить комплектность и исправность инструмента, состояние салона, внешний вид и техническое состояние троллейбуса (Приложение 3).

3.7. Расписаться (при отсутствии неисправностей) в путевом листе о приемке троллейбуса в технически исправном состоянии, предъявить путевой лист охране и выехать из парка.

3.8. В случае неисправности троллейбуса сообщить об этом дежурному по выпуску или начальнику смены ЦУП, диспетчеру и сделать заявку на ремонт. В дальнейшем выполнять распоряжения диспетчера или ответственного за организацию выпуска троллейбусов.

3.9. На 1-м км "нулевого рейса" обратить внимание на работу агрегатов и систем троллейбуса согласно инструкции по эксплуатации троллейбуса. При выявлении неполадок устранить их с соблюдением требований охраны труда самому, не нарушая расписания, или вызвать техническую помощь. Сообщить диспетчеру парка и действовать по его указанию.

3.10. При возврате в депо по технической неисправности (с разрешения механика техпомощи или бригадира маршрута) представить троллейбус в отдел технического контроля, оформить заявку в ЦУП и поступить в распоряжение мастера заявочного ремонта.

В случае, если ремонт троллейбуса производится без участия водителя, после оформления заявки на ремонт, поступить в оперативное распоряжение диспетчера предприятия и по его указанию продолжить работу на линии на другом технически исправном троллейбусе.

3.11. Движение "нулевым рейсом" осуществлять в соответствии с расписанием и схемой маршрута. При следовании "нулевым рейсом" производить посадку и высадку пассажиров на всех остановочных пунктах, оборудованных указательным знаком остановки троллейбусов для посадки и высадки пассажиров.

3.12. Поддерживать скорость движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием проезжей части, погодными условиями, не нарушая ПДД.

3.13. При движении по маршруту производить остановку троллейбуса для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута.

3.14. Снизить скорость движения при подъезде к остановочному пункту с таким расчетом, чтобы остановка троллейбуса была произведена плавно.

3.15. Останавливать троллейбус в пределах посадочной площадки параллельно борту тротуара и рядом с ним на расстоянии 200 - 400 мм для обеспечения удобства пассажиров при высадке и посадке. Если остановочный трафарет размещен на мачте - проехать мачту и остановить троллейбус в 2-х м. за ней, если на остановочном павильоне - остановить троллейбус против павильона, если на здании - остановить троллейбус посредине.

3.16. Открывать при посадке и высадке пассажиров все двери. Следить за посадкой и высадкой. Обеспечить вход через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых. При работе троллейбуса с АСКП руководствоваться Приложением 6.

3.17. Иметь в наличие в течение всей рабочей смены посадочные талоны и производить их продажу на остановочных пунктах в количестве, требуемом пассажирами.

3.18. При организованной очереди на остановке посадку производить через задние двери, а при работе с АСКП - только через переднюю.

3.19. Объявлять перед отправлением троллейбуса по микрофону название следующей остановки, а при прибытии на остановку - повторить ее название. При работе диктофона включать его при подъезде к остановке (Приложение 5).

3.20. Начинать движение троллейбуса от остановки, убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена и двери троллейбуса закрыты.

3.21. Вести себя с пассажирами вежливо и предупредительно, требовать от пассажиров соблюдения "Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве" (Приложение 8).

3.22. При длительной вынужденной остановке троллейбуса вне остановочного пункта по требованию пассажиров обеспечить их безопасный выход из троллейбуса через переднюю дверь, руководствуясь при этом разделом 12 "Остановка и стоянка" ПДД.

3.23. При конфликте с пассажиром обратиться к работнику милиции или линейному работнику ГУП "Мосгортранс".

3.24. Напоминать пассажирам по микрофону о своевременном приобретении и компостировании посадочных талонов, о необходимости не забывать свои вещи и сообщать водителю об обнаруженных в салоне оставленных и подозрительных предметах, руководствуясь перечнем обязательных объявлений при работе с микрофоном (Приложение 4).

3.25. Производить остановку троллейбуса при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора (один звонок-остановка по требованию, несколько звонков - экстренная остановка); по требованию работников милиции, ГАИ, линейных работников ГУП "Мосгортранс"; в случаях, предусмотренных ПДД.

3.26. Предъявлять по требованию работников, перечисленных в п. 3.25, (при предъявлении ими своего служебного удостоверения) свое удостоверение на право управления транспортным средством, книжку водителя, лицензионную карточку, график движения, билетно-учётный лист, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, путевой лист.

3.27. Допускать нахождение в кабине водителя во время движения троллейбуса: водителя-наставника, начальника маршрута или его заместителя, стажера (если он вписан в путевой лист).

3.28. Останавливать троллейбус при внезапном ударе по корпусу троллейбуса, резком колебании контактных проводов, срабатывании сигнала отрыва токоприемников от проводов. В случаях, угрожающих безопасности движению или жизни людей, применять экстренное торможение.

3.29. Включать полностью освещение салона троллейбуса в вечернее и ночное время, при плохой видимости. Соблюдать тепловой режим в салоне при работе на линии, предусмотренный инструкцией (Приложение 19).

3.30. При повышенной влажности воздуха выполнять требования инструкции (Приложение 7).

3.31. Сообщать о вынужденной длительной остановке на линии диспетчеру конечной станции, диспетчеру парка, линейным работникам Службы движения ГУП "Мосгортранс":

- о характере неисправности и техническом состоянии троллейбуса;

- о скоплении транспорта, дорожно-транспортном происшествии, аварийной ситуации, несчастном случае и т.п.;

- о повреждении контактной сети, в том числе и по его вине;

- об отсутствии напряжения в сети;

- о внезапном заболевании.

При невозможности связаться с диспетчером сообщить о случившемся водителю следующего по маршруту троллейбуса.

3.32. Ставить троллейбус на отстойно-разворотной площадке на место, определенное порядком расстановки подвижного состава, указанным в "Схеме территории станции" или по распоряжению линейных работников и диспетчера станции.

3.33. Осмотреть после каждого оборотного рейса салон и технологические отсеки троллейбуса с целью выявления посторонних предметов. Проверить состояние шин, крепление колес, токоприемников, исправность компостеров. При необходимости очистить от грязи, снега и льда подножки троллейбуса. Измерение токов утечки на корпусе троллейбуса производить в соответствии с инструкцией (Приложение 15).

При обнаружении подозрительных предметов действовать согласно "Памятке водителя транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе" (Приложение 12).

3.34. Обнаруженные в салоне забытые вещи пассажиров, не представляющие опасности, сдать диспетчеру конечной станции, подписав акт на их прием.

3.35. В случае оставления троллейбуса при длительной стоянке на линии принять меры, исключающие использование троллейбуса посторонними лицами, взять с собой сумку с посадочными талонами и выручкой от их продажи.

3.36. При оперативном переключении троллейбуса для работы на другом маршруте установить соответствующие маршрутные указатели.

3.37. При внезапном заболевании сдать диспетчеру конечной станции путевой лист, выручку от продажи посадочных талонов, не реализованные посадочные талоны, другую путевую документацию. Поставить троллейбус на предназначенное для отстоя место. Направиться в лечебное учреждение.

3.36. По окончании работы на линии получить отметку диспетчера конечной станции в путевом листе об отправлении троллейбуса в парк.

3.38. При смене на линии:

3.38.1. Смена водителей производится только на конечной станции под контролем диспетчера станции с отметкой в путевом листе. В исключительных случаях на одном из контрольных пунктов маршрута в присутствии и под контролем ответственного лица, назначенного приказом директора парка, по согласованию со Службой движения ГУП "Мосгортранс".

3.38.2. Запрещается передавать троллейбус водителю, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или с признаками сильной усталости (определяемыми визуально), а также водителю, Ф.И.О. и таб. № которого не вписаны в путевой лист (об этом сдающий смену водитель обязан немедленно доложить диспетчеру конечной станции и начальнику маршрута (узла) или наставнику).

3.38.3. Водитель, пришедший на смену, предъявляет диспетчеру водительское удостоверение, удостоверение о проверке знаний ПТЭЭП и ПБ при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, книжку водителя. Водитель со стажем работы до одного года - книжку молодого водителя.

3.38.4. При приемке и сдаче смены водители проходят обязательный медицинский осмотр у лица, назначенного приказом директора предприятия и имеющего соответствующее разрешение на право медосвидетельсвования, с отметкой в путевом листе.

3.38.5. Водитель, сдающий троллейбус, независимо от записи в бортовом журнале, обязан устно сообщить сменщику замеченные неисправности и повреждения подвижного состава, отмеченные в течение смены, о состоянии трассы и контактной сети на маршруте, о работе громкоговорящей установки, компостеров, освещения и отопления салона (в зимний период), о полученных им распоряжениях, в частности, по режиму вождения, расписаться в путевом листе о сдаче смены.

3.38.6. При обнаружении неисправностей на троллейбусе водителю воспрещается откладывать устранение их неисправностей до передачи смены.

3.38.7. Неисправности, обнаруженные при смене, должны быть устранены сдающим и принимающим смену водителями с соблюдением требований Инструкции по охране труда и технике безопасности, должностной инструкции.

3.38.8. Если неисправности силами водителей устранить нельзя, то водитель, принимающий смену, должен сообщить об этом диспетчеру конечной станции, обратиться к линейному слесарю или вызвать техническую помощь.

3.38.9. Водитель, принимающий смену, обязан получить от водителя, сдающего смену: путевой лист, расписание, бортовой журнал, билетно-учетный лист и сумку с выручкой и остатками посадочных талонов, сделав соответствующие записи в каждом документе о приемке троллейбуса, полис обязательного страхования владельца транспортного средства и лицензионную карточку, закрепленный за подвижным составом инструмент.

3.38.10. Запрещается производить смену в пути без разрешения уполномоченных на это должностных лиц (п. 3.38.1).

3.38.11. При отсутствии смены водитель обязан заявить об этом диспетчеру станции и по его требованию сделать дополнительный оборотный рейс.

3.39. При обнаружении в пути неисправности троллейбуса принять меры к ее ликвидации. При этом выполнять только тот объем работ по ремонту, который предусмотрен инструкцией по эксплуатации троллейбуса (Приложение 3). В случае невозможности устранить неисправность собственными силами, вызвать техническую помощь.

Если неисправность не угрожает безопасности движения и не повлечет дальнейшего повреждения троллейбуса, возвратиться в парк самостоятельно, получив подпись слесаря или диспетчера конечной станции в путевом листе.

3.40. При задержке движения, вызванной неисправностью контактной сети, сообщить диспетчеру конечной станции или электродиспетчеру. При длительной задержке, с разрешения линейного работника Службы движения, а в случае его отсутствия самостоятельно, произвести разворот троллейбуса на ближайшем разворотном кольце для продолжения работы.

3.41. Перед въездом в парк остановить троллейбус и вместе с работником охраны убедиться в отсутствии в троллейбусе посторонних лиц, забытых вещей и подозрительных предметов. Проверить громкоговорящую установку, турникет, компостеры и очистить их.

3.42. После прибыгия в парк предъявить троллейбус для осмотра и приёмки его на хранение мастеру, получить его роспись в путевом листе и расписаться самому о сдаче троллейбуса, пройти послерейсовый медицинский осмотр. При наличии неисправностей сделать запись в бортовом журнале, сдать инструмент, микрофон и диктофон, бортовой журнал, путевой лист, расписание, др. путевую документацию диспетчеру.

3.43. После смены сдать кассиру отдела сборов выручки сумму от реализации посадочных талонов по установленной форме.

3.44. При работе с АСКП (Приложение 6):

- отключить питание и снять УКПБ;

- подсчитать денежную выручку от продаж посадочных талонов;

- сдать диспетчеру парка под роспись УКПБ и БСК выхода, а кассиру службы доходов денежную выручку от продажи посадочных талонов и остатки посадочных талонов.

3.45. Присутствовать в обязательном порядке при пересчете сданной выручки.

3.46. При ДТП сообщить диспетчеру конечной станции и троллейбусного парка. Действовать в соответствии с Приложением 13. Явиться в парк для разбора причин ДТП в день происшествия или на следующий день утром.

3.47. Поддерживать чистоту в кабине водителя. При загрязнении очищать маршрутные указатели и номерные знаки.

3.48. Выбирать наиболее экономичный и эффективный режим вождения троллейбуса, отвечающий грамотной технической эксплуатации. Руководствоваться "Рекомендациями по уходу за шинами", "Рекомендациями водителю троллейбуса по экономии электроэнергии" (Приложения 18, 20).

3.49. Находясь по наряду в резерве, руководствоваться указаниями диспетчера.

3.50. В холодное время года соблюдать инструкцию по отоплению салона (Приложение 19).

3.51. Принимать участие в подготовке закрепленного троллейбуса к работе в осенне-зимний период (Приложение 7).

3.52. Во время стажировки молодого водителя руководствоваться Приложением 1.

4. Общие требования безопасности

4.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда.

4.2. Применять правильно коллективные и индивидуальные средства защиты от неблагоприятных условий труда.

4.3. При несчастном случае на производстве, признаках заболевания и ситуации, при которой создается угроза жизни и здоровью людей, сообщать непосредственному начальнику.

4.4. Соблюдать "Правила охраны труда на городском электротранспорте" (Приложения 9, 10) и требования, непосредственно связанные со спецификой работы водителя троллейбуса.

4.5. При работе на линии:

4.5.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости должны быть включены фары дальнего или ближнего света, освещение салона.

4.5.2. При возникновении загорания на троллейбусе, руководствоваться "Рекомендациями по противопожарной безопасности" (Приложение 21).

4.6. Находясь в ремонтной зоне действовать по указаниям бригадира, соблюдать трудовую дисциплину и требования охраны труда.

5. Водителю троллейбуса запрещается:

5.1. Управлять троллейбусом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомлённом состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

5.2. Движение на троллейбусе по территории парка и на линии с открытыми дверями.

5.3. Во время движения продавать посадочные талоны, курить и принимать пищу.

5.4. Приближаться на остановке к впереди стоящему троллейбусу или автобусу на ровном участке ближе 3-х метров, на подъёме и спуске - ближе 5-и метров.

5.5. Во время движения допускать в кабину посторонних лиц, разговаривать во время движения с посторонними лицами.

5.6. Производить высадку и посадку пассажиров вне зоны остановки.

5.7. Производить смену на линии без разрешения уполномоченных на это должностных лиц.

5.8. Вывешивать и устанавливать в кабине постороннюю информацию и предметы, не предусмотренные заводом изготовителем и парком. Во время движения пользоваться радиоприемником, магнитофоном и сотовым телефоном, необорудованным устройством "ХЭНДЗ-ФРИ".

5.9. Курить на территории парка и в производственных помещениях, кроме специально отведенных для этого мест.

6. Водитель троллейбуса имеет право:

6.1. Настаивать на отмене распоряжений, противоречащих Правилам дорожного движения, охраны труда и пожарной безопасности.

6.2. Требовать при привлечении к ремонту троллейбуса ознакомления с безопасными приемами труда и инструктирования по охране труда.

6.3. Закончить работу, если продолжительность смены, исключая время перерывов, более установленной трудовым законодательством нормы.

6.4. Требовать ознакомления с особенностями и условиями работы при переводе на новый маршрут.

6.5. Ограничивать вход пассажиров в троллейбус в связи с его переполнением. (Предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

6.6. Проверять оплату проезда пассажирами на конечном пункте. (При открытой только передней двери).

6.7. Требовать выдачи на руки экземпляра настоящей должностной инструкции.

7. Ответственность водителя троллейбуса

7.1. Водитель несет ответственность:

7.1.1. За не обеспечение по его вине при работе на линии:

- безопасности пассажиров троллейбуса, пешеходов, находящихся на пути движения управляемого им троллейбуса;

- выполнения рейсов, предусмотренных расписанием;

- исправности и сохранности закрепленного троллейбуса, инвентаря, диктофона и другого имущества, инструмента и документации;

- сохранности выручки, посадочных талонов.

7.1.2. За несоблюдение трудовой дисциплины.

7.1.3. За перерасход по его вине электроэнергии.

7.1.4. За невыполнение требований безопасности, изложенных в разделе 4 настоящей должностной инструкции.

7.1.5. За утерю служебного и водительского удостоверения.

7.1.6. За несвоевременную сдачу путевого листа, полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, лицензионной карточки, другой путевой документации.

7.1.7. За самовольный возврат технически исправного троллейбуса с линии в парк.

7.1.8. За использование троллейбуса в личных целях.

7.1.9. За невыполнение или не надлежащее выполнение своей должностной инструкции.

8. Оценка работы водителя

8.1. Качество работы водителя троллейбуса оценивается следующими критериями:

- соблюдением расписания движения;

- отсутствием брака в работе на линии;

- состоянием трудовой и линейно-транспортной дисциплины;

- отсутствием нарушений должностной инструкции;

- уровнем выполнения задания по продаже посадочных талонов (при его наличии);

- культурой обслуживания пассажиров;

- содержанием закрепленного троллейбуса, его сохранностью при работе на линии.

8.2. Движение считается регулярным и рейсы не бракуются, если отклонение по времени при выполнении рейса не превышает 2-х минуты нагона и 2-х минут опоздания (Приложение 11).

8.3. Браком в работе водителя троллейбуса являются: потери линейного времени по причине опоздания прибытия из парка на конечную станцию более 6-и минут, простоя троллейбуса на линии более 10-и минут, возврат в парк с выбытием из движения.

8.4. Состояние трудовой и линейно-транспортной дисциплины считается оптимальным при соблюдении водителем правил внутреннего трудового распорядка, требованиями должностной инструкции, отсутствием ДТП, претензий сотрудников милиции, замечаний линейных работников ГУП "Мосгортранс", соблюдением сохранности и правил содержания троллейбуса и закрепленного имущества.

8.5. Выполнение задания по продаже посадочных талонов оценивается соответствием размера фактически сданной выручки от продажи пассажирам посадочных талонов к размеру установленного задания, наличием экономии электроэнергии и шин (Приложения 18, 20).

8.6. Содержание и сохранность закрепленного троллейбуса определяется умелым вождением, грамотной технической эксплуатацией и бережным к нему отношением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..