|
|
содержание .. 20 21 22 23 24 25
22 ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-11. АГРЕГАТ ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ22.1 Панель управления ВЛ11 (АПУ-287).(обозначение в схеме У12).
Рисунок 106 Внешний вид панели управления АПУ-287 1 – каркас, 2 – защитный кожух электронных блоков, 3 – резисторы типа ПП-213, 4 – панель управления ПУ-42, 5 – блок диодов, 6 – предохранитель цепи ГУ, 7 – предохранители цепей управления, 8 – автоматические выключатели, 9 – электромагнитные контакторы, 10 – предохранители в цепи АБ, 11 – выключатель освещения, 12 – переключатель вольтметра (напряжение на АБ или ГУ), 13 – лампа освещения внутренних частей ПУ. Назначение АПУ предназначен для управления аккумуляторной батареей (АБ) и генератором управления (ГУ) и обеспечения питания цепей управления и их защиты.
Основные элементы и их расположение На лицевой стороне панели расположены: рубильник ВЗ «Аккумуляторная батарея» на два положения; под рубильником ВЗ расположены предохранители АБ на 50 А: крайние (ПР14 и ПР16) плюсовые, а средний (ПР15) - минусовой; над рубильником ВЗ расположены два амперметра А2 и АЗ, контролирующие заряд АБ, кроме этого А2 контролирует разряд АБ; рубильник В2 «Генератор» на три положения: верхнее – включён, среднее – выключен, нижнее – зарядка АБ от сети депо; амперметр А1 «Генератор» для измерения нагрузки ГУ;. . : : вольтметр VI, контролирующий напряжение на АБ и ГУ путём переключения переключателя вольтметра; бесконтактный регулятор напряжения БРН для поддержания напряжения на зажимах ГУ в пределах 50 ± 2 В, а с электровоза № 242 на одной из секций - 33 В, заряжает все батареи, а на одной (двух оставшихся при трёхсекционном исполнении) - 50 В, питает напряжением цепи управления;
блок защиты БЗ для защиты АПУ и цепей управления от чрезмерного напряжения на ГУ, возможного из-за неисправности блока БРН; блок выравнивания напряжения БВНГ – выравнивает напряжение генераторов всех секций, так чтобы ток цепей управления был распределен равномерно; предохранители и автоматические выключатели – для защиты цепей управления (50 В), сигнализации, освещения и обогрева и т. д. электровоза;
Сзади лицевой панели расположены другие элементы АПУ, а также низковольтные электромагнитные контакторы: К1 и К2 для подключения АБ на зарядку, КЗ контактор для подключения обмотки независимого возбуждения (НОВ АМ-М) к напряжению 50В, К4 для включения вспомогательного компрессора для подъёма токоприёмников от АБ.
22.2 Панель управления электровоза ВЛ10 (ПУ-014).
Рисунок 107 Внешний вид панели управления ПУ-014 1 – гетинаксовая панель, 2,14 – регуляторы напряжения СРН-7У-3, 3 – реле обратного тока (РОТ), 4 – вольтметр, 5 – переключатель вольтметра, 6 – рубильник переключения генераторов, 7– рубильник аккумуляторной батареи, 8 – выключатель лампы освещения, 10 – предохранители цепей управления, 11 – предохранители аккумуляторной батареи, 12 – вольтметр напряжения цепей управления, 13 – амперметр нагрузки (разряд и заряд АБ. Назначение. Панель управления ПУ-014 (рисунок 107), установленная на блоке аппаратов второго кузова, обеспечивает совместную работу генераторов управления, аккумуляторной батареи и подачу в цепи управления стабильного напряжения в пределах 50±2В.Двигатели вентиляторов электровоза ВЛ10 могут включатся под напряжение контактной сети параллельно и тогда они работают на высокой скорости или последовательно друг с другом, когда напряжение снижается в два раза на каждом двигателе и соответственно уменьшается скорость вращения. Чтобы подержать напряжение в цепи управления и обеспечить заряд аккумуляторной батареи при низкой скорости вращения вентиляторов, якоря генераторов соединяются последовательно. При верхнем положении рубильника 6 в случае работы двигателей на высокой скорости вращения цепи управления и аккумуляторную батарею питает генератор Г1 (первой секции). Генератор Г2 (второй секции) при этом работает без нагрузки. Если двигатели мотор-вентиляторов будут переключены на низкую скорость вращения, то генераторы управления будут соединены последовательно. При повреждении одного генератора управления изменением положения рубильника 6, переключают нагрузку на исправный генератор, при этом вентиляторы должны работать только на высокой скорости вращения.Основные элементы: Регулятор напряжения (СРН), реле обратного тока (РОТ), предохранители цепей управления, предохранители аккумуляторной батареи, ножевые рубильники генераторов управления и аккумуляторной батареи, измерительные приборы. Регулятор напряжения типа СРН-7У -3.Регулятор напряжения типа СРН-7У-3 (рисунок 108) на панели управления ПУ-014 электровозов ВЛ10, в отличие от подобных регуляторов на панелях других электровозов, служит для поддержания постоянным напряжения на зажимах цепей управления в пределах 50-52 вольта.
Основные технические данные Номинальное напряжение, В 125 Напряжение уставки, 50 В 50 ±2. Наибольший ток контактов, А 7. Наибольший ток катушек ,А... 2. Суммарный зазор между подвижным и неподвижными контактами, мм 0,5-1
Рисунок 108 Общий вид (а) и схема регулятора напряжения СРН-7У-3(б). Устройство регулятораОсновные элементы: изоляционная панель, магнитная и контактные системы. Магнитная система состоит из магнитопровода 1 с сердечником 3, на котором расположена неподвижная катушка 2. В цилиндрическом отверстии магнитопровода на трубчатом каркасе расположена подвижная катушка 4. Каркас этой катушки поддерживается лёгким алюминиевым рычагом 5, имеющим опору в верхней части магнитопровода. К рычагу крепится регулировочная пружина 9.
Контактная система состоит из подвижного угольного контакта 7, укреплённого на алюминиевом рычаге 5 и электрически изолированного от него, двух неподвижных угольных контактов 6 и 8, закреплённых на биметаллических пластинах (пластины из двух металлов с разным температурным коэффициентом расширения). При нагревании эти пластины изгибаются и меняют точку соприкосновения неподвижных контактов с подвижным контактом.
Действие регулятора напряжения При неработающем генераторе управления под действием регулировочной пружины подвижный контакт замкнут с правым неподвижным контактом, поэтому резистор r1 в цепи обмотки возбуждения генератора закорочен. В начальный момент вращения якоря генератора управления генератор самовозбуждается. Образуются две цепи (рисунок 108,б): 1) + якоря генератора, резистор rО, контакты 8 и 7, обмотка возбуждения генератора, - якоря генератора. Резистор r0 в цепи обмотки возбуждения остается закороченным; 2) + якоря генератора, резистор rЗ,
рычаг 5, подвижная катушка, не
Ввиду того, что сила тока, протекающего по катушкам, мала, притяжение подвижной катушки к неподвижной отсутствует и подвижный контакт не изменяет своего положения. С возрастанием частоты вращения якоря генератора напряжение на его зажимах увеличивается, и, соответственно, увеличивается ток, протекающий по катушкам регулятора. При напряжении генератора 50В ток, протекающий по катушкам, увеличивается. Ток, протекающий по неподвижной катушке, наведёт в магнитопроводе магнитный поток. Этот поток, взаимодействуя с током подвижной катушки (по правилу левой руки) вызывает притяжение подвижной катушки к неподвижной. Подвижный контакт 7 отойдёт от неподвижного контакта 8, и в цепь обмотки возбуждения генератора введётся резистор r1, что уменьшит ток в этой обмотке и прекратит повышение напряжения на его зажимах. Если же частота вращения якоря приведёт к повышению напряжения на зажимах генератора до величины 52В, усилие притяжения катушек увеличится до такой степени, что оно преодолеет усилие пружины, и подвижный контакт 7 замкнётся с неподвижным контактом 6. Параллельно обмотке якоря будут подключены два резистора rО и r1, а обмотка возбуждения окажется зашунтированной. Напряжение генератора понижается, при его величине 50В притяжение катушек ослабевает, и под действием пружины подвижный контакт 7 вновь занимает среднее положение, вводя в цепь обмотки возбуждения резистор r1. Таким образом, подвижный контакт непрерывно вибрирует между неподвижными с частотой 50-100 Гц. В результате напряжение генератора получается несколько пульсирующим. По нормам: 50,4-52,8 В летом и 52,8-54В зимой. Примечание: резистор гЗ в цепи катушек регулятора напряжения обеспечивает независимость его регулировки от нагрева катушек. Как известно, медный провод катушек обладает сравнительно высоким температурным коэффициентом, то есть значительно увеличивает своё сопротивление при нагревании. Резистор rЗ изготовлен из материала с малым температурным коэффициентом и по сопротивлению значительно больше, чем сопротивление катушек. Поэтому изменение сопротивления катушек при их нагреве незначительно влияет на общее сопротивление всей цепи катушек. Это и обеспечивает сравнительную устойчивость регулировки.
Практическая регулировка напряжения на зажимах генераторов управления. Поскольку на электровозах ВЛ10 регуляторы напряжения поддерживают стабильным напряжение в цепях управления, их регулировка производится по вольтметру цепей управления, напряжение которых должно быть в пределах 50-52 В. Для регулировки мотор-вентиляторы включаются на высокую скорость. Переключатель вольтметров устанавливается в положение Г1 (первый генератор – левое положение переключателя). Откручивают контргайку регулировочной пружины у регулятора напряжения №1 (левый). Для увеличения напряжения усилие пружины увеличивают, закручивая её винт, и ослабляя – уменьшение напряжения. Затем размыкают контакты реле обратного тока, поднимая его противовес вверх, и, не отпуская последнего, переключают переключатель генераторов в нижнее положение, то есть на второй генератор. Отпускают противовес реле обратного тока, переключают переключатель вольтметра в положение Г2 и порядком, рассмотренным выше, при помощи регулятора № 2 (правый) регулируют напряжение на втором генераторе. Затем выключают мотор-вентиляторы, переключают переключатель генераторов на первый генератор и включают мотор-вентиляторы на низкую скорость. Регулировка должна остаться без изменений.
Небольшое искрение между контактами является нормальным явлением. Сильное же
искрение, сопровождающееся колебанием напряжения на зажимах генератора, а
значит, и в цепях управления, свидетельствует о том, что в угольных
контактах появились прожоги и биметаллические пластины не справляются со
своей функцией. Для устранения такого искрения необходима чистка контактов.
Для чистки контактов их снимают, на горизонтальную поверхность каркаса
панели кладут наждачное полотно средней зернистости и круговыми вращениями
контактов удаляют прожоги на их поверхностях. Затем контакты ставят на место
и регулируют путём перемещения неподвижных контактов суммарный зазор между
неподвижными и подвижным контактом в пределах 0,5- Неподвижные контакты, вместо чистки, можно поставить нерабочими поверхностями в сторону подвижного контакта.
УСТРОЙСТВО И ДЕЙСТВИЕ РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА Р-15Е. Реле обратного тока (Рисунок 109) служит для автоматического подключения аккумуляторной батареи на заряд к генератору управления, когда напряжение на его зажимах повысится до 48 В, и отключения батареи от генератора, когда напряжение на его зажимах станет меньше напряжения на батарее. В настоящее время на ряде электровозов вместо реле обратного тока применяют диод, вентильное свойство которого позволяет выполнять функции этого реле. Основные технические данные.Номинальное рабочее напряжение, В 50 Напряжение включения, В 48 Обратный ток последовательной катушки, при котором размыкаются контакты, А 2-2,5 Номинальный ток параллельной катушки, А 1,35 Разрыв главных контактов, мм. 6-7 Провал главных контактов, мм 2,5-3. Нажатие главных контактов, кгс 0,5-1,5 Разрыв вспомогательных контактов, мм 4-5. Провал вспомогательных контактов, мм 6-7 Нажатие вспомогательных контактов, кгс 0,05 Устройство реле.Основные элементы: изоляционная панель, магнитная и контактная системы. Магнитная система состоит из ярма 9 магнитопровода с круглым сердечником. Внизу его шарнирно закреплён якорь. Для исключения замыкания контактов при тряске якорь уравновешен противовесом 7, находящимся под воздействием пружины 8, имеющей регулировочный винт. На круглом сердечнике ярма расположены две катушки: внутренняя 2 (параллельная) и наружная 1 (последовательная). Параллельная катушка состоит из двух секций: шунтируемой Б-В и нешунтируемой А-Б. Контактная система состоит из главных и вспомогательных контактов. Подвижные главные 5 и подвижные вспомогательные 4 контакты, для обеспечения замыкания сначала вспомогательных, а затем главных контактов, расположены на пластинчатой пружине, закреплённой на якоре. Кроме этого, пластинчатая пружина совместно с притирающей пружиной обеспечивает притирание контактов. Неподвижные контакты 3,11 и 12 расположены на изоляционной панели 10.
Действие реле.батареи, вспомогательные контакты 4 и 12, секция Б–А, резистор r5, - аккумуляторной батареи. Из-за изменения направления тока в последовательной При запуске мотор-вентиляторов генератор управления самовозбуждается и на его зажимах появляется небольшое по величине напряжение. Образуется цепь тока: «+» генератора Г, последовательная катушка 1, параллельная катушка (В-А, резистор r5, «-» генератора Г. В обеих катушках появляется магнитный поток, совпадающий по направлению. При напряжении на зажимах генератора 48В суммарный магнитный поток обеих катушек становится достаточным для притяжения якоря и преодоления усилия пружины. В результате замыкаются сначала вспомогательные контакты 4 и 12, а затем и главные 3 и 5. Размыкание вспомогательного подвижного контакта 4 и вспомогательного неподвижного контакта 11 приводит к погасанию сигнальных ламп "РОТ" на пульте помощника машиниста. После замыкания вспомогательных контактов 4 и 12 закорачивается секция В – Б шунтовой катушки с целью отключения реле при обратном токе 2-2,5 А (ток, протекающий от батареи к якорю генератора управления). Через главные контакты образуется цепь заряда аккумуляторной батареи: «+» генератора Г, последовательная катушка, контакты 3-12 реле, секция Б–А шунтовой катушки, резистор r5, - генератора Г.
При выключении мотор-вентиляторов частота вращения якоря генератора управления снижается, напряжение на его зажимах уменьшается, и при его величине меньшей, чем на аккумуляторной батарее, образуется цепь: «+» аккумуляторной батареи, главные контакты реле 5 и 3, последовательная катушка, обмотка якоря генератора управления Г, «-» аккумуляторной батареи. Как видно, направление тока в этой катушке изменилось на противоположное. Направление тока в незашунтированой секции Б–А осталось прежним, так как она имеет цепь: «+» аккумуляторной катушке магнитные потоки обеих катушек оказались направлены встречно друг другу. При обратном токе 2-2,5 А притяжение якоря к сердечнику ослабевает, и под действием пружины сначала размыкаются главные, а затем вспомогательные контакты. Главные контакты отключают батарею от генератора управления. Подвижный вспомогательный контакт 4 вновь замыкается с неподвижным контактом 12, образуя цепь на сигнальные лампы "РОТ".
23 МЕЖЭЛЕКТРОВОЗНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ И РОЗЕТКИ.
1-розетка; 2-штепсель; 3- штифт розетки; 4-гнездо штепселя.
Розетка РУ-51. состоит из литого корпуса 1 (рисунок 112), в котором между двумя изоляторами установлены штыри 3. В штырях имеются отверстия для пайки подводящих проводов. На корпусе розетки имеются приливы, с помощью которых к розетке крепится штепсель. Для предохранения от попадания внутрь влаги внутрь розетки при отключенном штепселе в розетке имеется крышка, прижимаемая к корпусу пружиной. Штепсель ШУ-21 состоит из литого корпуса 5 (рисунок 113) и изоляторов 3 и 6, между которыми имеются гнезда 2. Для улучшения качества контакта гнезда имеют крестообразный разрез, который обжат пружиной. В штепселе предусмотрена система рычагов, обеспечивающая его крепление с розеткой. Для уплотнения монтажных проводов применена резиновая втулка 9, закрепленная гайкой 7 и кожухом 8. Сопрягаемые поверхности корпусов и штепселя необходимо периодически покрывать смазкой ЦИАТИМ-201.
Розетка РН-1 используется для ввода электровоза в депо под низким напряжением, а так же для подачи напряжения 50В в цепи управления и зарядки АБ на ремонтном стойле. Первая установлена под кузовом между тележек, а вторая - на торце кузова Розетка РЗ-86 используется для включения переносной, лампы (переноски). Состоит из двух изоляционных колодок 2 (рисунок 114 и 115), соединенных между собой болтами. Внутри колодок установлены контактные пластины 1 с пальцами 3. Для обеспечения нажатия пальцев предусмотрены плоские пружины 4.
Рисунок 114 Розетка низковольтная РН-1. Рисунок 115 розетка РЗ-86.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ1. Электровоз ВЛ11. Руководство по эксплуатации. Под руководством Г.И. Чиракадзе, О.А. Кикнадзе. – М.:Транспорт, 1983. 2. Э.С. Вохмянин, В.Ю. Чумаков. Устройство и ремонт электровозов постоянного тока. Электрические схемы электровозов ВЛ11. – Екатеринбург: Транспорт, 2001. 3. Устройство и ремонт электровозов постоянного тока. Под ред. С.А. Алябьева. – М.:Транспорт, 1977. 4. Э.С. Вохмянин, В.Ю. Чумаков. Электровоз ВЛ10. Схемы электрических цепей. – Екатеринбург: Транспорт, 2001. 5. В.К. Калинин. Электровозы и электропоезда. – М.: Транспорт, 1991.
содержание .. 20 21 22 23 24 25
|
|
|