Назначение и особенности конструкции крытых вагонов типа хоппер

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Вагоны промышленного железнодорожного транспорта (Шевченко П.В., Горбенко А.П.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

7.3.

Назначение и особенности конструкции крытых вагонов типа хоппер

Крытые вагоны типа хоппер (цементовоз, зерновоз, вагон для минеральных удобрений) относятся к категории специализированного подвижного состава. Они предназначены для перевозки сыпучих и пылевидных грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий. Отличительной особенностью конструкции такого вагона является форма кузова. Он имеет вертикальные боковые и наклонные торцовые стены, а внизу выполнен в виде бункера. Такая конструкция кузова позволяет обеспечить саморазгружаемость груза. При этом используются гравитационные свойства груза. Он сползает по наклонным стенкам к разгрузочным люкам бункеров. Важным преимуществом этого типа вагона является бестарная перевозка сыпучих грузов, которая да-

ет народному хозяйству значительные выгоды, поскольку существенно ускоряет погрузку и выгрузку. К тому же заметно сокращаются потери грузов при погрузке, выгрузке и транспортировке их. В вагонах этого типа практически полностью используется их грузоподъемность. В рабочем парке этих вагонов наибольший удельный вес приходится на цементовозы.



Четырехосный хоппер-цементовоз (рис. 7. 7) постройки Крюковского вагоностроительного завода предназначен для перевозки цемента от цементных заводов к местам его массового потребления, оборудованным специальными приемно-разгрузочными устройствами. Его грузоподъемность 65 т, объем кузова 55 м3. Вагон цельнометаллический, сварной конструкции.

Р а м а вагона состоит из хребтовой, двух боковых, двух шкворневых, одной средней поперечной и двух коицевых

балок. Хребтовая балка изготавливается из двух балок зетового профиля Л» 31. На концевых частях к вертикальным ее стенкам приклепаны объединенные с розеткой передние и объединенные с пятниковой отливкой задние упоры автосцепки. В средней части хребтовой балки сверху установлен конек, повышающий ее прочность и способствующий лучшему ссыпанию груза. Боковые балки выполнены из уголка (125X80X10 мм). Шкворневые балки коробчатого сечения сварены из двух вертикальных и двух горизонтальных листов. Концевые балки Г-образ-ной формы отштампованы из листа толщиной 4 мм. Средняя балка включает в себя вертикальный и нижний горизонтальный листы. Она является связывающим звеном между бункерами.

Боковая стена кузова имеет верхнюю обвязку (уголок 100Х63Х Х6 мм), стойки и раскосы из двутавра № 10 и обшивку из гнутых профилей толщиной 3 мм, цельных по длине сте-ны. Крайние листы обшивки толщиной 4 мм плоские (без гофров). Торцовые стены наклонены под углом 50° и состоят из боковых обвязок и плоских листов обшивки толщиной 4 мм, усиленных поясами коробчатого сечения. Для придания торцовым стекам достаточной прочности они усилены двумя наклонными стойками. К этим стойкам также кренится лестница для влезания на крышу вагона.

Крыша вагона выполнена из девяти поперечных дуг (уголок 75Х Х50Х5 мм), обшитых гофрированными листами толщиной 2 мм. Продольные гофры обшивки придают крыше достаточную жесткость и облегчают обслуживающему персоналу ходьбу по крыше. По продольной оси крыши расположены четыре загрузочных люка диаметром 621 мм, которые закрываются сферическими крышками.

Нижнюю часть кузова замыкают четыре бункера. Бункер (рис. 7. 8) имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды, обращенной большим основанием вверх. Стенки бункеров выполнены из листовой стали толщиной 5 мм и соединены штам-пованными уголками. На стенках бункера имеются дополнительные ребра жесткости коробчатого сечения. Внизу в бункере расположен разгрузочный люк размером в свету 500X400 мм. Крышки разгрузочных люков открываются и закрываются механизмом разгрузки. Он состоит из винтового привода, подвешенного к кузову на кронштейне. На верхнем конце винта привода крепится штурвал, нижний конец винта соединен шарнирно с рычагом вала. Второй рычаг вала шарнирно соединен с помощью тяги с распорками двух крышек люков. Таким образом, вращением штурвала привода можно одновременно открывать или закрывать две крышки люков.

В эксплуатации еще имеются вагоны-хопперы для цемента грузоподъемностью 60—62 т с кузовом объемом 45,3 м3, построенные в 1954—1963 гг. Днепродзержинским вагоностроительным заводом. С 1963 по 1971 г. Крюковский вагоностроительный завод выпускал хопперы-цементовозы грузоподъемностью 64 т.

Вагон-зерновоз (рис. 7.9) серийно выпускается Крюковским вагоностро-отельным заводом с 1976 г. Грузоподъемность вагона 64 т, объем кузова 93 м3. Вагон предназначен для перевозки зерна насыпью и без какой-либо предварительной подготовки внутренней поверхности кузова к приему груза. Конструкция зерновоза подобна цементовозу.

Рама зерновоза состоит из хребтовой балки (два зета № 31), двух шкворневых, двух средних, двух концевых балок и двух боковых обвязок (уголок 125Х80ХЮ мм). Внутри вагона к хребтовой балке приварен конек.

Кузов цельносварной, образуется двумя боковыми и двумя наклонными торцовыми стенами (угол наклона 55°), бункерами и крышей. Боковая стена включает в себя верхнюю обвязку (спецпрофиль), вертикальные стойки (двутавр № 10), раскосы (швеллер № 14) и обшивку толщиной 4 мм с четырьмя продольными гофрами. Торцо-вая стена состоит из верхнего и нижнего листов толщиной 4 мм и двух боковых обвязок. Для лучшей разгружае-

мости вагона боковые обвязки, связывающие боковые и торцовые стены, выполнены с радиусом внутреннего закругления 25 мм. Нижняя часть кузова замыкается шестью бункерами, расположенными попарно относительно хребтовой балки. Каждый бункер имеет разгрузочный люк (1080X475 мм) с металлической крышкой, подвешенной на петле и соединенной с механизмом разгрузки. Последний, как и у вагона-цементовоза, имеет винтовой привод и обеспечивает попарное открывание и закрывание крышек люков. Выгрузка зерна осуществляется самотеком в специальные межрельсовые приемные устройства. Перед разгрузкой для предотвращения образования вакуума следует обязательно открывать четыре загрузочных люка в крыше вагона. Диаметр каждого люка 576 мм. Для опломбирования крышек загрузочных люков на крыше вагона установлен специальный механизм.

 

 

 

Крытый вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений (рис. 7. 10) в отлнчие от цементовоза и зерновоза характеризуется боковой выгрузкой на обе стороны пути. В нижней части

его кузова имеются четыре бункера со щелевидными разгрузочными люками (840X2382 мм).

 

 

 

Рис. 7.10. Четырехосный вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений.

 

 

 

Крышки люков имеют резиновые уплотнения, открываются и закрываются рычажным механизмом с пневматическим приводом, сжатый воздух к которому поступает от магистрали локомотива или стационарного источника. Торцовые стены кузова наклонены под углом 65и. В крыше вагона вдоль его продольной оси расположены четыре загрузочных люка (1630X480 мм). Каждая крышка загрузочного люка имеет индивидуальный механизм открывания и закрывания с ручным приводом. Грузоподъемность вагона 64 т, объем кузова 73 м3.

Все. несущие элементы цементовозов, зерновозов и вагонов для минеральных удобрений выполнены из низколегированной . стали марки 09Г2Д. Исследования [10], выполненные Всесоюзным научно-исследовательским проектно-технологическим институтом вагоностроения, показали целесообразность применения в конструкциях вагонов типа хоппер алюминиевых сплавов. В качестве материала для рамы и каркаса кузова рекомендуется высокопрочный термоупрочняемый сплав

1915, а для обшивки и бункеров — сплав АМгбМ.

Основные технические характеристики вагонов типа хоппер указаны в табл. 7. 1.

 

 

 

 

 

Таблица 7.1. Основные технические характеристики крытых вагонов

 

 

 

 

 

Тип

крытого вагона

 

 

 

 

 

Универсальный конструкции

Хоппер

Параметр

 

 

 

с уширен­ными двер­ными проемами

 

 

Цементовоз конструкции

 

Для мине­ральных удобрений

 

1950

19(10

1970

с раскры­вающейся крышей

с алюми­ниевым кузовом

1954

19(>3

1971

Зерновоз

Грузоподъемность, т

62

62

63

63

60

65

62

64

65

65

64

Тара, т

22,2

22

22

23

26

19,4

21

20

19

22

22

Коэффициент тары

0,36

0,355

0,35

0,37

0,433

0,299

0,34

0,313

0,29

0,338

0,343

Нагрузка от оси на рельсы, кН (тс)

206

(21)

206

(21)

208

(21,25)

211

(21,5)

211

(21,5)

206

(21)

203

(20.7)

206

(21)

206

(21)

213

(21,7)

211

(21,5)

Объем кузова, м3

90

120

120

120

130

45,3

57

55

93

73

База, мм

9830

10 000

10 000

10 000

10000

11000

7220

7700

7700

10 500

8980

Длина, мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по осям сцепления автосцепок

14 730

14 730

14 730

14 730

14 730

15 730

12220

11920

М 920

14 720

13 200

‘по раме

13 510

13 870

13 870

13 870

13510

14 870

11 000

10 700

10 700

13 500

11980

Наибольшая шири­на, мм

3150

3280

3280

3260

3289

3282

3030

3244

3270

3250

3220

Высота от головок рельсов, мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до верха кузова

3877

4790

4694

4654

3778

4692

4003

4023

4180

4603

4590

до уровня пола

1255

1283

1283

1277

1226

1280

Габарит

1-В

0-Т

0-Т

0-Т

0-Т

0-Т

1-В

1-Т

1-Т

0-Т

0-Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..