Механизм автосцепки СА-3, взаимодействие частей
механизма
Механизм автосцепки (рис. 6.3) состоит из замка, замкодержателя,
предохранителя замка (собачки), подъемника, валика подъемника, запорного
болта с гайкой и двумя шайбами.
Замок (рис. 6. 3,а) служит для запирания двух сцепленных автосцепок. В
верхней части замка имеется шип 1 для навешивания предохранителя замка,
в средней части — овальное отверстие 2 — для размещения валика
подъемника и внизу — радиальная опора 5 и зуб 4, вокруг которых
поворачивается замок. Рядом расположен сигнальный отросток 3, окрашенный
в красный цвет. По его положению можно определить, сцеплены или
расцеплены автосцепки. Замок устроен и размещен так, что под действием
собственного веса он выходит наружу из кармана в зев головки корпуса
автосцепки.
Рис. 6.3. Детали механизма автосцепки СА-3:
а ~ замок; б — замкодержатель; в — предохранитель; г — подъемник; 0 —
валик подъемника; е — запорный болт с ганкой.
Рис. 6.4. Положение механизма автосцепок при
сцеплении:
а — перед сцеплением; в — в конце сцепления.
Замкодержатель (рис. 6. 3,б) служит для удерживания
замка в сцепленном и расцепленном состояниях. В сцепленном состоянии
удерживается замок замкодержателем вместе с предохранителем замка
(собачкой), в расцепленном — замкодержателем вместе с подъемником.
Замкодержатель имеет лапу 8 и противовес 6, между которыми находится
выступ (расцеп-ной угол) и овальное отверстие 7 для навешивания
замкодержателя на шип корпуса автосцепки.
Предохранитель замка (рис. 6. 3,б) представляет собой двуплечий рычаг с
отверстием для навешивания на шип 1 замка. Верхнее плечо 9 служит для
упора в противовес 6 замкодержателя (этим предупреждается
самопроизвольное расцепление автосцепки), а нижнее плечо 10 —для подъема
верхнего плеча. Верхнее плечо предохранителя замка имеет дополнительную
опору-полочку, расположенную внутри головки корпуса на стенке со стороны
малого зуба.
Подъемник, (рис. 6. 3,г) предназначен для выведения предохранителя замка
из положения упора в противовес замкодержателя, перемещения
замка внутрь корпуса автосцепки и удержания его в
таком положении. Подъемник имеет узкий 13 и широкий 11 пальцы и
квадратное отверстие 12 для стержня валика подъемника.
Валик подъемника (рис. 6. 3,д) служит для поворота подъемника. Он
состоит из стержня 16 с выемкой 15 для прохода запорного болта (рис. 6.
3,е), головки балансира 14 с отверстием 17 для соединения с цепью
расцепного привода. Болт с гайками и двумя шайбами запирает валик
подъемника, а следовательно, и остальные части замочного механизма
автосцепки.
Рис. 6.5. Положение механизма автосцепок при
расцеплении:
а — выключение предохранителя; 6 — перемещение замка.
Автоматическая сцепка СА-3 обеспечивает сцепление вагонов при
несовпадении продольных осей соединяемых автосценок в горизонтальной
плоскости до 175 мм, а в вертикальной — до 100 мм.
Процесс сцепления (рис. 6. 4,а) происходит так. При соударении вагонов
малый зуб одной автосцепки скользит по наклонной направляющей
поверхности большого или малого зуба другой автосцепки и заходит в зев.
При незначительном смещении продольных осей сцепляемых автосцепок малые
зубья входят в зевы без скольжения по малому или большому зубьям. Малые
зубья, войдя в зев, нажимают на выступающие части замков или замки
нажимают друг на друга. В результате замки,
поворачиваясь вокруг своих радиальных опор, заходят внутрь корпуса
автосцепки. Вместе с замками перемещаются и предохранители замков,
верхние плечи которых скользят по полкам и проходят над противовесами
замкодержателя. Перемещаясь дальше, малые зубья нажимают на лапы
замкодержателей. Замкодержатели поворачиваются, противовесы их
поднимаются и заходят в зацепление с предохранителями замка.
После .перемещений малых зубьев в свои крайние положения (рис. 6. 4, б)
замки 4 освобождаются от нажатия и под действием собственных весов
выходят в зевы, заполняя пространство между зубьями. Лапы 3
замкодержателей остаются зажатыми в корпусе автосцепки, вследствие чего
их противовесы 1 заходят в зацепление с верхним плечом 2 предохранителя.
Теперь замки не могут вновь войти внутрь корпуса автосцепки.
Чтобы расцепить автосцепки, необходимо убрать внутрь корпуса один из
замков и удержать его в таком положении до разведения вагонов. Только
тогда малые зубья смогут выйти из зева автосцепки.
Расцепление (рис. 6. 5 а) осуществляется поворотом валика подъемни-ка 8
при помощи расцепного привода. При этом подъемник широким пальцем 3
нажимает на нижнее плечо 5 предохранителя замка, вследствие чего верхнее
плечо 4 поднимается и становится выше противовеса 6 замко-держателя.
Таким образом выключается предохранитель от саморасцепа автосцепок. При
дальнейшем повороте подъемника его широкий палец нажимает на замок и
уводит его внутрь корпуса, сигнальный отросток 7 замка выступает наружу,
свидетельствуя о том, что автосцепки расцеплены.
Узкий палец 1 при повороте подъемника нажимает на горизонтальную грань
расцепного угла 2 замкодержате-ля, в результате чего замкодержатель,
имеющий овальное отверстие, поднимается вверх. При дальнейшем повороте
подъемника узкий палец заходит за вертикальную грань расцепного угла,
замкодержатель, освобожденный от нажатия, опускается вниз (рис. 6.5,6).
В таком положении замок будет находиться до разведения вагонов. При
разведении вагонов лапа замкодержа-теля, освобожденная от нажатия, под
действием противовеса выходит в зев, а расдепной
угол перемещается так, что перестает служить упором для узкого пальца
подъемника. Тогда подъемник под действием своего веса, веса балансира
валика подъемника и замка поворачивается в обратную сторону, и замок
выходит в зев. Таким образом, после разведения вагонов механизмы обоих
автосцепок автоматически восстанавливают готовность к новому сцеплению.
Восстановление сцепления расцепленных, но не разведенных вагонов
осуществляется нажатием вверх на лапу замкодержатсля каким-либо
предметом. В результате нажатия замко-держатель перемещается вверх, а
подъемник, лишенный опоры на расцепной угол, поворачивается и замок
вновь выходит в зев, восстанавливая сцепление автосцепок.
При толкании вагонов выключение механизма осуществляется установкой
рукоятки расцепного привода
на полку кронштейна. При этом замок будет
удерживаться внутри корпуса нажатием подъемника, который сохраняет такое
положение из-за натяжения цепи расцепного привода, соединенной с валиком
подъемника.