УДАРНО-ТЯГОВЫЕ УСТРОЙСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ Ж/Д ВАГОНОВ

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Вагоны промышленного железнодорожного транспорта (Шевченко П.В., Горбенко А.П.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..

 

Глава 6

УДАРНО-ТЯГОВЫЕ УСТРОЙСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ Ж/Д ВАГОНОВ

6.1. Назначение и классификация ударно-тяговых устройств промышленных ж/д вагонов


Ударно-тяговые устройства, устанавливаемые на обоих концах рамы вагона, предназначены для сцепления вагонов с локомотивом, удержания их на определенном расстоянии друг от друга, передачи и смягчения продоль-ных растягивающих и сжимающих усилий, возникающих при движении поезда и маневрах. В современном магистральном и промышленном подвижном составе железных дорог СССР функции ударно-тягового устройства выполняет автоматическая сцепка (рис. 6. 1).

Существуют два типа автоматических сцепок: жесткая и нежесткая.

Жесткая автосцепка исключает взаимное перемещение сцепленных корпусов автосцепок смежных вагонов. Такие автосцепки имеют шарниры, обеспечивающие относительное поступательное и угловое перемещение сцепленных вагонов. Основными достоинствами жесткого типа автосцепки по сравнению с нежестким являются: возможность автоматического сцепления рукавов тормозной магистрали, электрических проводов и труб отопления; меньшие зазоры между сцепляющимися поверхностями автосценок, что уменьшает продольные силы, износ, шум и повышает плавность хода поезда. Автоматическая сцепка жесткого типа применяется в СССР главным образом в вагонах метрополитена.

Нежесткая автосцепка получила распространение в пассажирских отечественных вагонах и грузовых вагонах магистрального и промышленного железнодорожного транспорта СССР. Основными достоинствами нежесткого типа автосцепки являются: лучшие условия передачи сжимающих усилий; меньшая опасность выжимания вагонов вверх; меньшее ограничение разности высот продольных осей автосцепок смежных вагонов.

Подвижной состав магистрального и промышленного железнодорожного транспорта оборудован советской автоматической сцепкой 3-го варианта (СА-3) нежесткого типа. Она состоит из пустотелого корпуса автосцепки и размещенного в нем замочного меха-низма, расцепного привода, ударно-центрирующего и упряжного устройства, опорных частей и поглощающих аппаратов.

 

 

 

6.2. Корпус автосцепки промышленных ж/д вагонов

Корпус автосцепки (рис. 6. 2) служит для сцепления вагонов и передачи ударно-тяговых усилий упряжному устройству. Он представляет собой стальную пустотелую отливку, состоящую из головной части и хвостовика. В головной части размещается механизм сцепления и расцепления вагонов. Большой 3 и малый 6 зубья головной части образуют зев. Из зева выступают часть замка 5 и лапа замкодержа-теля 4. Горизонтальная проекция зубьев, зева и выступающих частей замка и замкодержателя называется контуром зацепления автосцепок. Для обеспечения взаимозацепляемости автосцепок контур зацепления стандартизирован. Он принят и для вновь создаваемых автосцепок в европейских странах — участницах ОСЖД (Организация сотрудничества железных до-рог).
 

 

 

Рис. 6.2. Корпус автосцепки СА-3 с механизмом.

 

 


Головная часть корпуса имеет упор 2 для передачи сжимающего усилия через розетку концевой балки рамы вагона после полного сжатия поглощающего аппарата.

Хвостовик корпуса автосцепки имеет вертикальное отверстие I для клина, соединяющего корпус с тяговым хомутом упряжного устройства. Торцу хвостовика придана цилиндрическая форма

для облегчения горизонтального перемещения корпуса.

Корпуса автосцепок отливают из мартеновской стали следующего химического состава (в %): углерода 0,17—0,27, марганца 0,5—0,9, кремния 0,17 — 0,37, серы и фосфора не более 0,045 каждого.

Вследствие увеличения массы поездов и мощности локомотивов возникают большие ударно-тяговые усилия, вызывающие разрушение корпусов и других частей автосцепного устройства. Поэтому в настоящее время возникла необходимость их усиления [8]. Повысить прочность корпусов и других частей автосцепки можно либо за счет увеличения их размеров, либо за счет применения сталей с более высокими механическими свойствами. ЦНИИ МПС рекомендует изготовлять корпуса автосцепки из конструкционной легированной стали марки 20ГЛ. Она отличается достаточной ударной вязкостью, хорошей свариваемостью и невысокой стоимостью. Повышение прочности и надежности корпусов и других частей автосцепки может быть достигнуто и путем соответствующей термической обработки (закалка и отпуск).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..