Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 8

 

 

эластичным  бинтом,  обернув  его  2—3  раза  вокруг  тела  ребенка.  После
проведения  гимнастики  это  временное  приспособление  снимается  с
туловища ребенка.

Для  детей,  страдающих  пупочной  грыжей,  прекрасной  процедурой

является  лечебное  плавание,  так  как  оно  способствует  укреплению  всего
двигательного аппарата.

Глава 7 ВРОЖДЕННАЯ ДИСПЛАЗИЯ
ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА И ВЫВИХ
БЕДРА

Этиология.  Врожденный  вывих  бедра  формируется  на  фоне

дисплазии тазобедренных суставов

Дисплазия  порок  развития  тазобедренных  суставов.  Нарушения

отмечаются во всех его элементах вертлужной впадине, головке бедренной
кости  с  окружающими  мышцами,  связками,  капсулой  Изменения  в  них
связаны с недоразвити ем этих тканей. Дисплазия тазобедренных суставов
отмеча ется в 3 раза чаще, чем вывих, причем у девочек в 5 раз чаще чем у
мальчиков  Возможно,  что,  одной  из  причин-  вывиха  тазобедренного
сустава  при  era  дисплазии  является  и  тугое  пеленание  младенца  в
некоторых родильных' домах*

Развитие  дисплазий  (часть  из  которых  формируется  в  вы  вих)

происходит  вследствие  недостаточного  взаимодействия  между  собой
вертлужной  впадины  и  головки  бедренной  кости  в  антенатальном  периоде
развития  бедра  [Волков'  MB.,  Дедова  В  Д  ,  1980]

г

 Наряду  с  дисплазией

тазобедренного  сустава  может  формироваться  и  истинный  порок  развития
вертлужной  впадины  и  головки  бедра.  Эти  изменения  могут  быть  обнару'
жены с первых дней после рождения младенца.

Исследований ученых показали зависимость между'часто-той развития

дисплазии  тазобедренных  суставов  у  детей  с  сердечно-сосудистыми
заболеваниями у матер*», ’а также токсикозами беременных и нефропатией
Тазовое предлежа-ние плода в 50 % отмечалось у детей с дисплазией'

Патогенез

врожденного

вывиха

связан

с

предшествующим

предвывихом  и  дисплазией  сустава  При  этом  вертлужная  впадина
неглубокая, головка бедра небольших размеров (окостенение ее происходит
медленно),  недоразвитие  капсульг  связочного  аппарата  сустава  и  мышц
приводит-к  смещению

1

 головки  бедра  кверху  и  кзади  по  подвздошной

кости с растяжением суставной сумки.

С  появлением  у  ребенка  навыков  вставания  и  ходьбы  увеличивается

осевая  нагрузка  на  сустав,  что  приводит  к  еще  большим  изменениям
сустава.

Клиническая  картина.  Самыми  частыми  симптомами  врожденной

дисплазии  и  вывиха  тазобедренного  сустава  являются'  ограничение
отведения в тазобедренном суставе, симптом соскальзывания или симптом
«щелчка», асимметрия складо*

26.  Асимметрия  складок  на  бедре  и  ягодицах  (а,  б)  и  ограничение

отведения в тазобедренном суставе (в).


на бедре и ягодицах, укорочение ндги, наружная ее ротация (рис. 26).
Наиболее  ранний,  и  постоянный  признак  врожденной  дисплазии  —

ограничение пассивного отведения ноги (при двусторонних,нарушениях —
наг)  Этот  признак  выявляется  врачом  при  положении  ребенка  на  спине.
Пассивное  отведение  ног,  согнутых.в  тазобедренных  и  коленных  суставах
под  прямым  углом,-  ограничено  со  стороны  поражения  сустава.  Иногда,
когда,  ребенок  «не  дает»>  отвести  бедра  в  положении  на  спине,  легче

определить  ограничение  движения  в  тазобедренном  суставе  в  ,положении
ребенка  лежа  на  животе  при  пооче*  редном  сгибании  ног,  как  при
ползании.

Симптомы,  указывающие  на  изменения  в  тазобедренном  суставе,

могут быть не всегда ярко выражены. Для подтверждения или исключения
данного

патологического

состояния

проводится

дополнительно

рентгеновское  исследование.  Вынужденная  малоподвижность  ребенка,
особенно при длительном лечении в шинах, может привести котставаниюв
психомоторном развитии.

Ребенок с врожденным вывихом и дисплазией тазобедренного сустава

находится на учете у ортопеда поликлиники.

Ортопед  для  "лечения  использует  различного  '

г

р.0*Да?5шины:

Виленского,

Волкова,

ЦИТО,

применяет

такжечйШы-палочки

из

винипласта  или  дерева.  Шину  накладывает  врач-ортопед

1

 (в  поликлинике,

больнице или ортопедическом центре).

Ортопед  поликлиники  направляет  ребенка  к  врачу  ЛФК  для

назначения лечения у массажистов-инструкторов ЛФК поликлиники и
динамического наблюдения ребенка.

Лечебная  физкультура.  Раннее  начало  лечения,  желательно  еще  в

родильном  доме  или  в  первые  недели  жизни*  сможет  обеспечить

оптимальные результаты -г

4

полное выздоровление ребенка.

Специальные задачи:
1) профилактика и устранение контрактуры приводящих мышц бедер;
2)  формирование  тазобедренных  суставов,  восстановление  их  формы,

фиксация суставов в положении максимальной коррекции (задача решается
комплексно — с ортопедической помощью у врача-Ортопеда и средствами
ЛфК.);

3)  укрепление  мышц,  производящих  движения  в  тазобедренных

суставах (сгибание, разгибание, отведение; вращение внутрь);,

4)  развитие  в  полном  объеме  активных  движений  в  тазобедренных

суставах;

5)

коррекция

вальгусного

положения

коленных

и

голеностопных'суставов,  возникающего  при  лечении  с  использованием
шин.

Лечение положением — самая первая помощь.
1.  Если  предполагается  незначительная  дисплазия,  не  требующая

лечения в шине, то ребенка в первые 3 мес .‘жизни пеленают с разведением
бедер  (широкое  пеленание).  Между  согнутыми  в  суставах  и  отведенными

бедрами  кладут  вчетверо  сложенную  пеленку.  Ее  фиксируют  между
бедрами  штанишками,  пеленкой.  Этому  приему  специалисты  .ЛФК
обучают  родителей  ребенка.  Удобно  использовать  приспособление,
изображенное на рис. 27.

2.  Мать  обучают  правильно  держать  ребенка  Она  под

:

 держивает

ребенка одной рукой за спину, прижимая его к себе, другой — под ягодицы
(когда  мать  стоит),  ребенок  расставленными  ножками  «обнимает»
туловище матери (рис. 28, а) То же положение ребенка на руках у сидящей
матери,  лицом  к  ней:  ребенок  сидит  на  коленях  матери,  которая
поддерживает  его  обеими  руками  за  спину  (рис.  28,  б).  Нецелесообразно
используемое  в  быту  положение  ребенка  «верхом»  на  боку  у  матери,  так
как  при  этом  положении  ребенка  позвоночник  перестает  занимать  осевую
линию (туловище асимметрично)

остеогенезу  и  формированию  сустава  в  функционально  правильном

положении. ^ v

Массаж.  При  дисплазии  тазобедренных  суставов  используются

поглаживание, растйра

ч

ние и легкре разминание^ыши поясничной области,

ягодид,  передней,  £адйей  и

4

 боковой  групг  мышц  бедра,  в  сочетании  с

приемами  расслабления  ириводя

1

 щих  мышц  бедер;  примёШётся  и  очень

нежный точечный массаж ягодичных мышц у головки бедра.

Пассивные  упражнения  в  сочетании  с  точечным  и  вибр®  ционным

массажем

1.  И.  п.—  лежа  на  спине,  ногами  к  массажисту-инструктору)  ЛФК.

Производятся  сгибание  ног  ребенка  в  коленных  и  тазо-i  бедренных
суставах и мягкое, пластичное разведение бедер..

Разводя бедра, не следует допускать резких движений, насилия, чтобы

не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедер и
негативную реакцию ребенка на процедуру, насилие вызывает еще большее
приведение  и  спастичность  этих  мышц.  Поэтому  для  расслабления
приводящих  мышц  бедер  делают  точечный  массаж  с  одновременным
отведением  ноги  (ног)  при  согнутых  коленях  (pitc.  29)*  Подушечками
ногтевых  фаланг  II  и  III  пальцев  или  одного  III  пальца  руки  взрослый
касается  кожи  (рис.  30)  у  входа  головки  бедра  в  вертлужную  впадину;  все
бедро  ребенка  мягко  обхватывается  ладонью  и  пальцами  этой  же  руки
взрослого,  его  I  палец  лежит  легко  спереди  на  внутренней  поверхности
бедра.  Расслабление  приводящей  мышцы  производится  одновременным
точечным,  вибрационным  массажем  7-й  точки  и  легким  потряхиванием
бедра  ребенка  остальными  пальцами  взрослого  (бедро  ребенка  лежит  на
ладони

кассирующего).

Одновременное

точечным

массажем

и

потряхиванием  бвдра  согнутой  ноги,  сведущим  .к  расслаблению
приводящих мышц бедра, постепенно отводят бедро: ребенка кнаружи.

Расслабление приводящих-мышц бедер.ребенка (перед их разведение-

м)  достигается  также  вибрационным  массажем  разводимых  конечностей,
покачиванием таза ребенка (при его согнутых йогах).

2.  И.  п.—лежа  на  спине,  ногами,  к  массажисту,  который  одной  рукой

фиксирует  тазобедренный  сустав  ребенка  (левой  рукой  левый  .  сустав,
правой—правый  сустав),  согнутой  кистью  другой  руки  мягко  обхватывает
колено  ребенка  и  производит  легкое  вращение  бедра  по  его  оси  внутрь  с
одновременным  пластичным  легким  надавливанием  на  колено.  При  этом
голень  несколько  отводится  кнаружи  (рис.  31).  Этим  упражнением
достигается  мягкое  давление  головки  бедра  на  вертлужную  (суставную)
впадину. Временно, до разрешения

30. Проекция входа головки бедра в вертлужную впадину
31.  Ротация  б^дра  внутрь  с  легким  надавливанием  на  область  колен

ного сустава

ортопеда,  нельзя  делать  упражнения  в  «подтанцовывании»,  садиться

на  корточки,  ползать  на  четвереньках,  переводить  ребенка  в  положение
стоя;  ходить.  Невыполнение  этого  усло^  вин  может  привести  к  еще
большим  изменениям  в  суставе,  так  ^ак  при  нагрузке  крыша  сустава  еще
больше сглаживается, а головка бедра еще сильнее деформируется.

Начало  включения  в  занятия  с  ребенком  перечисленных  упражнений

зависит  от  результатов  лечения,  определяемых  ортопедом  по  данным
динамики клинических наблюдений и рентгенологических исследований

З.И'п.  лежа  на  животе.Массажист  одной  рукой  фикси  Рует  слегка  таз

ребенка,  положив  ладонь  левой  руки  на  правую  ягодицу  ребенка,  другой
рукой,  захватив  голень,  Делает  сгибание  правой  ноги  в  коленном  и
тазобедренном  суставах  То  же*-—  другой  ноги*  В  этом  положении  и  при
этом  Упражнении  легко  достигается  движение  в  тазобедренном  суставе  в

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..