Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 7

 

 

грудиноключичнососцевидную мышцу, мягко разминая уплотнение на ней,
слегка  растягивает  мышцу.  (Прием,  предложенный  к  использованию  у  нас
Т. Ю. Николаевой, рис. 12)

Необходимо,  обратить  внимание  на  то,  что  некоторые  массажисты  не

всегда‘бережно  проводят  специальные  приемы  массажа  и  гимнастики  у
малыша,  при  этом  нередко  он  кричит  на  протяжении  всей  процедуры.
Этого  допускать  нельзя,  так  как  сильное  возбуждение,  негативное
отношение  ребенка  к  процедуре  наносят  вред  его  нервной  системе,  что
особенно опасно при сочетании кривошеи с поражением нервной системы.
Кроме  того,  приемы  массажа  и  упражнения,  проводимые  с  усилием,  в
быстром  темпе  могут  повреждающе  влиять  на  нежные  ткани  шеи
младенца, ее сосуды и нервы.

Г л а в а 6

ПУПОЧНАЯ ГРЫЖА

Пупочная грыжа у грудных детей, как правило, является врожденным

дефектом.

Этиология. Способствуют появлению грыжи ослабленный мышечный

тонус  передней  брюшной  стенки,  слабый  ее  апоневроз,  неполное;
замыкание  пупочного  кольца,  внутриутробные  аномалии  развития
брюшной  стенки.  Перенесенные  заб©-левания  ребенка  усугубляют
слабость  его  мышц,  веду*Г;«

/

еще  большему  расширению  пупочного

кольца.  Лровощср^ея  появление  грыжи  также  и  длительный  плач,
сопровождающийся повышением внутрибрюшного давления.

Патогенез.  Указанные  причины  ведут  к  выхожйению  т  пупочного

Кольца  (грыжевые  ворота)  подвижных  внутренних  органов  —  сальника,
петли тонкой кишки.

Клиническая  картина.  Пупочная  грыжа  выглядит  выпячиванием  кожи

из  пупочного  кольца.  При  мягком  надавливании  пальцем  на  это
выпячивание  под  пальцем  взрослого  ощущается  характерное  «бульканье».
Пупочная  грыжа  может  быть  разной  формы:  округлая,  продолговатая  —  и
разной  величины.  Как  правило,  грыжа  в  грудном  возрасте  легко
вправляется, при систематически проводимой ЛФК — проходит.

Лечебная  физкультура.  Специальные  задачи.  Пупочная  грыжа  чаще

определяется

у

соматически

ослабленных

грудных

детей

с

малобыраженным  подкожным  жировым  слоем,  с  ослабленным  мышечным
тонусом,  пониженной  сопротивляемостью.  Поэтому  задачи  1,  2  и  4  при

пупочной  грыже  у  грудных  детей,  наряду  с  задачей  3,  также  являются
специальными,  так  как  одно  лишь  воздействие  на  пупочное  кольцо  и
мышцы  передней  брюшной  стенки  никакого  результата  не  дадут  без
решения задач 1, 2 и 4.

Специальными задачами ЛФК являются:
1) общее укрепление организма ребенка;
2)  при  повышенной  нервно-рефлекторной  возбудимости  нервной

системы

ее

нормализация,

чта

предупредит

повышение

внутрибрюшного давления у -этих детей при плаче;

3) укрепление мышечного «корсета» позвоночника;
4)  индивидуально  подобранные  гигиенический  и  ортопедический

режим и режим питания ребенка.

Лечение  положением.  Выкладывание  ребенка  на  живот  на  1—3  мин

перед каждым кормлением. Это положение способствует укреплению всех
мышц, так как ребенок в этом положении более активен — двигает руками,
ногами,  поднимает  голову,  напрягает  мышцы  туловища.  Это  положение
облегчает  отхождение  газов,  уменьшает  боли  в  животе,  что  снижает
напряжение  брюшной  стенки,  ее  растяжение,  а  следовательно,  понижает
возможность выхождения грыжи из пупочного кольца.

Массаж живота (на фоне проведения общего массажа) начинают с 2—

3-недельного  возраста.  Проводить  массаж  надо  обязательно  при  хорошем
настроении  ребенка.  Перед  проведением  массажа  —  легким  движенцем
пальцев  вправить  грыжу.  Если  это  не  удается  сделать,  то  надо,  массируя
живот,  ^ягкиюя'  движениями  «утопить»  ее,  прижав  одной  рукой  —
пальцами-или  областью  тенара  —  грыжу,  а  другой  рукой  продолжать
проводить следующие приемы массажа живота.

1. Круговое поглаживание &ивота по часовой стрелке (рис. 13).
2. Поглаживание «встречное»: левая ладонь массажиста направляется

снизу вверх, а правая — сверху вниз (пальцы левой руки приподняты так,
чтобы не задеть область печени)

3. Поглаживание косых мышц живота. Ладони взрослого расположены

на  заднебоковых  поверхностях  грудной  клетки;  обхватывающими
движениями  они  направляются  навстречу  друг  другу  сверху  вниз  и
кпереди. Пальцы массирующего смыкаются над пупком, который при этом
«прячется» в кожную складку (рис. 14).

4.  Точечный  массаж  (стимулирующий  метод)  прямых  и  косых  мышц

живота.  Расслабить  кисть  своей  руки  и  опустить  ее  над  животом  ребенка
так, чтобы подушечками всех пальцев делать очень мягкие толчкообразные
движения  вокруг  пупочного  кольца  и  по  животу  (этим  движением

достигается вправление грыжи без дополнительной помощи).

Специальные  упражнения  —  упражнения,  укрепляющие  прямые  и

косые  мышцы  живота,  мышцы  спины,  поясничной  области  —  мышечный
корсет позвоночника.

1. Рефлекторное сгибание позвоночника в положении на весу на спине

(рис. 15) —до 3 мес.

2.  Рефлекторное  упражнение:  отклонение  головы  назад  в  положении

леэка. на животе (рис. 16) —- до 3 мес.

3. «Парение» (усложнение упражнения 2) — рис. 17 — до
3—4 мес.
4.  И.  п.—  лежа  на  руках  взрослого  на  боку  на  весу  (попеременно  на

правом  и  на  левом  —  рис.  18).  При  этом  ребенок  удерживает  голову,
туловище, ноги горизонтально.

5.'  Попытка  ребенка  к  присаживанию  из  положения  его  на  спине.

Массажист-инструктор  ЛФК,  фиксируя  ноги  и  захватив  руки  ребенка,
движением  к  себе  слегка  приподнимает  его  голову,  плечевой  пояс,  а  затем
опускает снова на стол (рис. 19, а).

6.  При  очень  слабых  мышцах  лучше  делать  предыдущее  упражнение

из облегченного положения ребенка — лежа верхней половиной туловища
и головой на 45° выше плоскости стола (рис. 19, б).

7. Хватание игрушки одной или двумя руками из положения на животе

(рис. 20).

8.  Рефлекторное  упражнение.  И.  п.—  лежа  на  животе,  вкладывают

ребенка на край стола так, чтобы грудь и голова

его были вне стола, массирующий придерживает ребенка за таз и ноги.

При этом ребенок должен активно разогнуть шею и туловище, поднимая их

выше  стола,  образуя  дугу,  открытую  кверху.  Движение  стимулируется
словом, игрушкой, точечным массажем спины (гл. 2, рис. 21).

9. И. п.— лежа на спине, грудь и голова ребенка вне стола — лицом к

массажисту. Он придерживаетодной рукой

ребенка  за  туловище.  Ласковым  разговором  с  ребенком,  игрушкой

привлекает  его  внимание,  стремясь  к  тому,  чтобы  ребенок  приподнял
голову  и  плечевой  пояс  вверх,  навстречу  массажисту-инструктору  ЛФК
(рис. 22).

10.  И.  п.—  лежа  на  животе.  Укладывают  ребенка  на  край  стола  так,

чтобы  ноги  его  были  вне  стола.  Придерживая  одной  Рукой  ребенка  за
туловище,  другой  рукой  проводят  точечный  массаж  спины  и  ягодичных
мышц. При слабом поднимании

ребенком  ног  побуждают  его  словом  и  легким  подталкиванием  стоп

снизу вверх к самостоятельному приподниманию ног (рис. 23, а).

11. И. п.— лежа на спине. Укладывают ребенка так, чтобы

ноги  и  часть  ягодиц  были  вне  стола,  придерживают  его  .за  туловище,

добиваясь,  чтобы  ребенок  поднимал  ноги  до  горизонтального  положения.
Если  ему  трудно  самому  сделать  это  упражнение,  помогают  малышу,
ласково общаясь с ним и слегка подталкивая его ноги кверху (рис. 23, б).

12.  И:  п.—  то  же.  Активное  поднимание  выпрямленных  ног.  Ребенок

по  просьбе  должен  достать  стопами  палочку,  находящуюся  в  руках
массажиста.

13. Упражнение «возьми игрушку с табурета». Ребенок сидит на одном

бедре  взрослого  (ноги  его  зажаты  между  коленями),  проводящего
упражнение. По его просьбе ребенок достает игрушку с табурета, стоящего
перед  ним,  и  передает  ее  взрослому  (фис.  24,  а>..  Затем  по  его  просьбе
ребенок достает игрушку табурета, стоящего сзади (рис. 24, б, в).

Упражнение  делается  поочередно  из  исходного  положения  ребенка  то

на правом, то на левом бедре взрослого.

14.  Доставание  игрушки  со  стола  из  положения  стоя  по  просьбе

взрослого «достань игрушку» (рис. 25).

15.  Все  движения  в  горизонтальном  положении:  повороты  на  бок,  на

живот,  на  спину,  ползание  на  животе,  на  четвереньках  —  укрепляют
мышцы туловища.

При  выраженной  грыже,  сделав  ребенку  массаж,  перед  началом

гимнастики  вправить  грыжу  (и.  п.—  лежа  на  спине),  положить  на  нее
спрессованный  бинт  (сняв  с  него  вощаную  бумагу).  Закрепить  повязку

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..