Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 5

 

 

различными  способами,  разработанными  и  предложенными  3.  П.
Фирсовым и В. В. Гу-терманом.

Наиболее  простой  способ:  тело  ребенка,  находящегося  в  положении

лежа  на  спине,  поперек  ванны,  и  его  головка  поддерживаются  левой
ладонью  взрослого,  а  правая  рука  взрослого  охватывает  область  таза,
тазобедренных суставов, ладонь поддерживает таз и нижнюю часть спины.
Так  же  осуществляется  поддержка  ребенка  в  положении  лежа  на  груди.  В
дальнейшем  используются  другие  поддержки,  в  том  числе  одной  рукой.
Необходимо  добиваться,  чтобы  тело  ребенка  во  время  всего  занятия
находилось  в  воде,  сохраняя  горизонтальное  положение.  Поддержки  во
всех  случаях,  по  мере  тренировки  ребенка,  должны  становиться
минимальными  и  создавать  условия  для  свободного  движения  руками  и
ногами ребенка в положении его на спине и на груди.

Первые  движения  в  воде  производят  с  помощью  взрослого  —

скольжения  на  воде  (поперек,  вдоль  ванны,  «восьмеркой»),  а  также
покачивания.

Со 2-го месяца можно осторожно начинать обучение ребенка задержке

дыхания. Сначала этр делают, поливая головку ребенка из лейки или водой,
захваченной  рукой  из  ванны,  $  течение  4—5  с,  4—6  раз  за  время  отдыха
между  упражнениями  (проводки,  покачивания).  В  дальнейшем  при
проводке на груди погружать лицо ребенка сначала на

1

/г— I с, потом на 2

—3—4  с.  После  усвоения  этого  упражнения  можно  перейти  к  более
сложному:  поддерживая  ребенка  вертикально,  произнести  «раз,  два,  три,
ныряй!».  Погрузить  ребенка  сначала  до  уровня  носа  на  3—5  с,  потом  до
уровня  глаз,  а  в  дальнейшем  с  головой  (за  одно  занятие  —  не  более  4  6
погружений).  В  дальнейшем  можно  переходить  к  более  сложным
упражнениям, например ныряние с доставанием ярких игрушек.

После  обучения  нырянию,  с  4-месячнохо  срока  проведения  2  В.  Л.

Страковская

жнеи*#

8

 воде,  переходит  непосредственно  к  обучению  /сначала  в

течение месяца из положения лежа на

пла

 ‘v-^.  движение  для  ног  (в  .руках

ребёнка надувная по-

грУ

ка

)С'Взрослый  Слегка  поддерживает  и  направляет

дей-

am я ре,бенка_(рис. 9).
Инструктаж  родителей  о  методах  обучения  ребенка  плаванию

проводке*  в  ^^поликлинике  опытной,  подготовленной  бассейновой
медсестрой. Обученные родители проводят эти занятия со своим ребенком
дома  в  ванне.  Бассейновая  медсестра  проверяет  подготовленность

родителей  и,  в  очередной  раз,  занимаясь  с  ребенком  в  поликлинике,
показывает родителям новые упражнения и поддержки в воде.

Помимо

соблюдения

постепенности

в

увеличении

нагрузки,

систематичности  занятий,  необходимо  помнить  еще  об  одном  важном
условии:  постараться  не  испугать  малыша  при  первых  занятиях  в  воде
(чересчур прохладная вода, большая, чем положено, нагрузка в воде и др.).
Перенесенный  испуг  может  на  всю  жизнь  «поссорить»  ребенка  с  водой  и
плаванием.

Методические  указания  к  проведению  водолечения  —  лечебного

плавания  и  упражнений  в  воде.  Общими  показаниями  к  проведению
лечебного  плавания  и  упражнений  в  воде  являются  удовлетворительное
состояние ребенка, чистые кожные покровы.

Плавание  показано  при  задержке  и  отставании  в  психомоторном

развитии

различного

происхождения,

при

синдроме

повышенной

врзбудимости  и  мышечной  гипертонии,  синдроме  угнетения  и/мыш.ечной
гипотонии,  при  снижении  и  отсутствии  безусловных  рефлексов,  при
стихающем (стабилизированном) синдроме повышенного внутричерепного
давления, при большинстве ортопедических заболеваний и др.

Противопоказаниями

к

проведению

лечебного

плавания

и

упражнениям-в'воде  являются  заболевания  кожи,  плохое  самочувствие  и
настроение ребенка, острые респираторные вирусные'и другие инфгекцяи в
активной  фазе  (обострения),  острый  период  энцефалопатии,  быстрое
нарастание

внутричерепной

гипертензии,

судороги,

глубокая

недоношенность детей (быстрая охлаждаетиость).

Начинать  занятия  с  детьми  можно  с  2—3-недельного  возраста  после

заживления  пупочной  ранки.  Проводить  занятия  можно  через  40—60  мин
после кормления или за 30 мин до кормления. Продолжительность занятий
—  от  5  до  20  мин.  Проводить  лечебное  плавание  и  упражнения  в  воде
целесообразно через 2—3 ч после лечебной гимнастики.

Заниматься  водолечением  надо  систематически,  регулярно,

с

 учетом

сочетанности других средств ЛФК.

Глава 3

РАБОТА МАССАЖИСТА-ИНСТРУКТОРА ОТДЕЛЕНИЯ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ (КАБИНЕТА ЛФК) ДЕТСКОЙ

ПОЛИКЛИНИКИ

После  выписки  детей  из  родильного  дома  они  поступают  под  опеку

районной детской поликлиники; выявляются больные и дети группы риска,
которых  ставят  на  особый  учет  (форма  №  30).  Эти  дети  направляются
участковыми  врачами  к  специалистам:  ортопеду,  невропатологу  и
обязательно в ка-, бинет ЛФК.

Врач  ЛФК,  осмотрев  ребенка  и  проанализировав  данные  участкового

врача и специалистов, сопоставив их со своими наблюдениями за ребенком,
с  мнением  массажиста-инструкто-ра  ЛФК,  участвующего  в  консультации,
составляет

адекватный

план

лечения

малыша

учетом

его

индивидуальных, особенностей) средствами ЛФК.

Врач  и  массажист-инструктор  ЛФК  —  сотрудники  отделения

восстановительного  лечения  (ОВЛ)  поликлиники.  Они  осуществляют
решение  общих  и  частных  задач  ЛФК,  тонко  корригируя  средства
воздействия  на  маленького  пациента.  Немыслима  эффективная  работа  с
грудными детьми без очень, дружеского, творческого контакта врача ЛФК с
его главным помощником —. массажистом-инструктором ЛФК.

Одной из особенностей работы этих сотрудников ОВЛ в поликлинике

является непосредственный и частый контакт с родителями больных детей.
Последнее дает возможность получать большую информацию о состоянии
больного  ребенка  в  динамике,  а  следовательно,  с  большим  эффектом
осуществлять  контроль  за  .состоянием  детей,  судить  о  влиянии  на  их
организм  проводимой  в  поликлинике  и  дома  .  ЛФК,  Анализ
индивидуальных  реакций  ребенка  на  весь  оздоровительный  комплекс
позволяет  точно  дозировать  нагрузку  для  детей  в  ЛФК  и  корригировать  и
варьировать  не  только  величину  нагрузки,  но  и  ее  характер.  Это
обеспечивает  необходимую  мобильность  методики  ЛФК,  адекватную
состоянию ребенка на день наблюдения и в динамике.

Врач  ЛФК  сотрудничает  с  массажистом-инструктором  ЛФК  и

родителями  во  время  приема  детей  в  кабинете,  пишет  для  массажиста
направление,  которое  передается  в  массажный  кабинет.  В  направлении

указываются  диагноз,  особенности  методики  ЛФК,  количество  занятий.
Массажист, ориентируясь на этот документ, а также на иллюстрированные
стенды-карты, занимается.с ребенком по индивидуальной методике».

примеру  неврологического  педиатрического  центра  в  кве  (О.  М.

Никифорова)  используется  и  такая  преем-енность  в  ра  боте  врача'и
массажиста:  примерные  схемы  °

Т

 мпле^бов  ЛФК  находятся  if  в  кабинете

врача  ЛФК  (который

К

°  составил^',

1

#  у;масеажиета  &  кабинете.  Поэтому

врач  ЛФК,  указывая  номер  схемы  процедуры  ЛФК,  ориентирует
массажиста

ка

1

'

подбор

адеква^ой

для

направляемого

ребенка,

индивидуальной методики для занятий.

' Один раз в неделю, при необходимости чаще, врач ЛФК приходит 'В'

массажный  кабинет  для  выяснения  вопросов,  возникающих  в  связи
стечением того'или иного пациента.

Все свои наблюдения за состоянием ребенка 1-го года жизни врач ЛФК

вносит  в  историю  развития,  причем  данные  первого  осмотра  —  особенно
тщательно,  в  специальную  «Карту  оценки  эффективности  терапии
наблюдаемого  ребенка  по  показателям  эмоционального  состояния  и
психомоторного  развитий».'Эта  карта  прикрепляется  в  конце  «Истории
развития»,  в  которой  врач  в  очередной'день  осмотра  лишь  ссылается  на
карту,  занося  в  нее  основные  данные  динамического  наблюдения  за
ребенком и назначения методики ЛФК.

Массажист-инструктор  ЛФК,  работая  с  таким  нежным  контингентом,

как  дети  1-го  года  жизни,  должен  много  знать  и  уметь.  Прежде  всего  ему
необходимы  теоретические  знания  особенностей  развития  детей  1-го  года
жизни, здоровых и с отклонениями в состоянии здоровья; нужно понимать
сущность  реакций  больных  и  детей  группы  риска  на  применяемые
методики  Л  ФК

;

.‘Необходимо,  учитывая  индивидуальность  ребенка,  сочё

+ать*  тёрапёвтическое  воздействие  метода  ЛФК  с  его  педагогическими
возможностями.  И  само  собой,  что,  помимо  теоретических  знаний,
массажисту-инструктору ЛФК нужно отлично владеть техникой массажа и
проведения

разнообразных

физических

упражнений

с

учетом

психомоторного  развития  малыша  и  характера  (периода,  стадии)
заболевания.  Но  и  этого  недостаточно  для  получения  оптимальных
результатов  комплексного  лечения  ребенка!  Поучительно,  как  справедливо
замечают  М.  И.  Фонарев  и  Т.  А.  Фонарева  (1981),  что  при,  казалось  бы;
одинаковых  методиках  ЛФК  эффективность  ее  различна  у  разных
инструкторов-методистов.

Действительно,

работа

массажистов-

инструкторов поликлиники требует большой отдачи, она нелегкая, но зато

творческая и очень интересная. Для максимальной эффективности лечения
необходим  «сплав»  теоретических  и  практических  знаний  у  этого
сотрудника  ОВЛ  с  его  творческим,  живым  отношением  к  своему  делу,
Умение  дифференцированно,  из  большого  арсенала  средств  ФК  выбирать
адекватные методики, мобильность при изме^ нёйин дозировки нагрузки в
процедуре $ФК; знаниелзкжхояо^ гии своего подопечного Во всем этом —;
«изюминка»  профее,,  сионализма  массажиста-инструктора  —  мастера
своего дала., Поэтому очень нежелательно наблюдаемое у отдельных масса
жистов самомнение, даже высокомерность. Эти свойства мешают работе.

Глава 4

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДОМАШНИХ

УСЛОВИЯХ — «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ»

Интересы  медиков,  назначивших  ребенку  комплексное  лечение,  и

родителей  больных  детей  идут  в  одном  направлении  —  исправить
«погрешности»  природы  и  вырастить  здорового  ребенка:  Но  это  можно
осуществить  лишь  в  том  случае,  если  медики  сумеют  сделать  родителей
своими  активными  помощниками  в  проведении  специальных  занятий  с
ребенка»* у себя дома для формирования его психического и физического
развития, двигательных умений

В  настоящее  время  положение  в  поликлиниках  таково,  что  дети

дожидаются  в  очереди  необходимого  им  массажа  довольно  долго  —
нередко  несколько  месяцев.  Ребенок  не  может  и  не  должен  ежедневно
посещать  поликлинику  К  сожалению*  она  и  не  может  обеспечить
своевременное  проведение  массажа  всем  нуждающимся  в  этом  детям
(нехватка  масеажистЬв)*  Это  могут  и  должны  сделать  родители  только  у
себя  дома  .Это  нужно  сделать  потому,  что  только  дома*  на  протяжении
всего  дня  можно  осуществлять  каждодневно  и  тю  нескольку  раз  в  день  те
или  иные  советы  по  гигиеническому  и  ортопедическое  му  режимам,
гимнастике  и  массажу,  закаливанию  и,  что  не  менее  важно,—  на
протяжении длительного' времени. (.1 года,

2  лет,  необходимых  для  выхаживания  и  полного  оздоровления

малыша). «.*

Положительным  при  занятиях  ЛФК  дома  является  и  ограничение

контакта  ослабленного  ребенка  с  детьми  в  поликлини  ке,  а  следовательно,
уменьшение возможности инфицирова

1

ния.

Комплексное лечение детей параллельно и в поликлинике, и дома дало

наибольший  эффект  часть  детей  сняты  с  диспансерного  учета,
выздоровели, у других отмечается значительное улучшение здоровья.

В  постановлении  ЦК  КПСС  и  Совета  Министров  СССР  от  27  И  87  г.

«Основные направления развития охраны здо*

асеяения  tf*rfepecfройки  здравоохранения  СССР  а  .XII  ровьянн

г0ВО

р

ИТСЯ

о-том, что необходимо повысить роль пя

тйЛ

®

ствеН

.

НО

с

1!

ь семьи за

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..