Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 4

 

 

(рис. 1).

Граблеобразный  прием  поглаживания  проводят  концами:  пальцев,  их

ладонными  поверхностями.  Пальцы  при  этом  выпрямлены  и  расставлены.
Сила  воздействия  пропорциональна  углу  между  пальцами  и  массируемой
областью.  Чем  он.  больше,  тем  воздействие  сильнее.  Применяется  на
спине, ягодицах у нормотрофиков и паратрофиков (рис. 2).

Растирание идет со смещением или растяжением кожи ребенка вместе

с  подлежащими  тканями  в  различных  направ-лениях.  Этот  прием
отличается от поглаживания также и тем, что при растирании применяется
большая  сила  давления,  рука  не  скользит  по  коже,  а  сдвигает  ее  при
движении, направление массирующей руки — спиралевидное (рис. 3).

астирание производят подушечками пальцев концевой фаланги одного

или  нескольких  пальцев.  Прием  используется  на  небольших  поверхностях
(пальцы, кисти, стопы, в точках' ыхода нервов, при небольших уплотнениях
в тканях, напри-

5. Кольцевидное растирание голеней.
6. Разминание вдоль длинных мышц спины.
7. Непрерывное разминание.


мер  на  месте  инъекции).  Растирание  производится  и  всей  ладонью,  и

ладонными  поверхностями  пальцев,  иногда  масса>  жист  использует

область тенара и гипотенара при массаже) спины, ягодиц. I

Из вспомогательных приемов применяются пиление нга спине (рис. 4)

и кольцевидное растирание голеней и бедер^ (рис. 5).

Прием  разминания  сложнее  других.  Из  всех  приемов  разминания

больше  всего  используется  прием  захватывания  тканей  с  попеременным
сдвиганием или растяжением их. Он проводится с учетом толщины кожно-
мышечного слоя массируемой области у ребенка и степени давления.

. Лучше использовать непрерывное разминание, которое производится:

1) продольно, например вдоль длинных мышц спины (рис. 6); 2) поперечно;
3)  полуокружно  или  спиралевидно.  Используется  обычно  продольное  и
поперечное разминание. [

. Непрерывное разминание осуществляется одной или двум^ руками; в

этом  случае  кисти  кладут  параллельно  на  расстоя-]  нии  5—6  см  друг  от
друга,  пальцы  обеих  рук  направлены  в  одну  сторону  (рис.  7.).  Пальцы
захватывают ткани как; можно глубже и движутся от дистального отдела к
прокси^ мальному. >

Из  вспомогательных  приемов  разминания  используется}  в  основном

сдвигание.  Оно  осуществляется  I  пальцами  обеих'  рук.  Ткани
приподнимают  и  захватывают  в  складку,  сдвигают  ее.  Удобнее  выполнять
прием  не  одними  I  пальцами,  а  захватывать  ткани  всеми  пальцами,
ладонями. Применяют прием на плодких ,мышцах спины. .

8. Рубление.
Вибрация. Прием вибрации заключается в том, что массируемой части

тела  передаются  колебательные  (дрожательные,  вибрирующие)  движения,
проводимые массажистом. Они выполняются расслабленной кистью руки с
различной  интенсивностью,  частотой,  скоростью  и  амплитудой.  Движения
при  вибрации  распространяются  шире  массируемой  области,  вне  ее.  У
малышей  мы  используем  в  основном  вспомогательные  приемы  вибрации,
направленные

на

расслабление

спастически

сокращенных

мышц

конечностей и туловища.

Используется  сотрясение,  осуществляемое  ладонью  (сама  кисть  с

пальцами  расслаблена  и  лежит  плашмя  на  теле  ребенка),  I  палец  отведен,

между I пальцем и остальными пальцами и  ладонью  лежит  массируемый
участок  тела.  Сотрясение  проводят  вправо  —  влево  или  вверх  —  вниз  от
дистального  к  проксимальному  отделу  (движения  рук  массажиста  похожи
на движения при просеивании муки через сито).

Встряхивание  производят  одной  или  двумя  руками:  конечность

встряхивают  дрожательными  движениями.  При  встряхивании  руки  берут
ребенка за кисть, колебательными движениями отводят ее кнаружи, кнутри,
вверх  и  вниз.  Если  нужно  воздействовать  на  кисть,  то  берут  малыша  за
предплечье  (проксимально)  и  потряхивают  его.  Для  встряхивания  ноги
массажист берет ребенка за всю стопу, с тыла, иногда поддерживает ногу за
голеностопный сустав. Массажист встряхивающими движениями приводит
прямую ногу к себе, отводит кнаружи, поднимает, опускает.

Потряхивание.  Обхватывают  мышцу  или  группу  мышц,  обычно  на

конечностях;  I  пальцем  с  одной  стороны,  остальными  —  II,  in,  IV  —  с
другой  и  производят  дрожательные  движения  мышцы  из  стороны  в
сторону, вверх и вниз.

Рубление.  Этот  прием  выполняют  при  слегка  раздвинутых  и  немного

согнутых  пальцах  локтевым  краем  кисти.  Ладони  расположены  вдоль
мышечных  волокон  на  расстоянии  2—4  см*  обращены  дру

г  к

 другу  (у

малышей этот прием в основном применяется на ягодичных мышцах, рис.
8).

похлопывание  проводится  кистью  с  пальцами,  сомкнутыми  и

образующими  с  ладонью  как  бы  небольшую  полость  «чашечку»;
похлопывание  производят  одной  или  двумя  руками  попеременно  на
ягодицах,  а  у  детей  с  выраженным  подкожным  жировым  и  мышечным
слоем — несильно и на спине.

1

Точечный  массаж  является  методом  рефлексотерапии.  При’  точечном

массаже  раздражаются  рецепторы  тканей  в  определенных  микрозонах  —
точках. Выбор точек определяется их функциональным и топографическим
соответствием  проекции'  проходящих  в  тканях  нервных  стволов  и
сосудисто-нервных  лучков  к  отдельным  органам  и  системам  человека
[Белая'

Н. А., 1983].
Точечный  массаж  с  успехом  используется  для  нормализа-J  -ции

мышечного  тонуса  [Бортфельд  С.  A.,  J979,  1987].  Предложенная  методика
такова.  При  проведении  точечного  массажа  применяются  различные
способы давления одним-двумя; пальцами и приемы растирания, вибрации
(поверхностной и глубокой), штрихования в этих же микрозонах. -

Для  расслабления  спастически  сокращенных  мышц  ис*

1

 пользуется

тормозной  метод.  На  выбранную  точку  оказывав  ется  непрерывное
воздействие при помощи пластичных, медленных вращательных движений
подушечкой ногтевой фа*

1

шланги II или III пальца. Сила давления пальца

на  точку  должна  быть  постепенно  увеличена  (палец  «ввинчивается»  щ
наконец,  задерживается  с  той  же  силой  давления  на  небольшой  глубине),
затем, не отрывая пальца от «точки», медленно воз^ вращаются в исходное
положение.  Повторяют  прием  3—-4  раза,  длительность—1—3  мин.
Происходит  ослабление  мышечного  напряжения  в  отдельных  группах
мышц. ь*

Для  укрепления  растянутых  ослабленных  мышц  применяли  ется

возбуждающий  метод.  Суть  его  заключается  в  коротких?!  сильных
надавливаниях  на  выбранную  микрозону  в  сочетании^  с  прерывистым
глубоким  растиранием,  пунктацией,  штриховая,  нием,  прерывистой
вибрацией. После каждого приема массай жист-инструктор резко отнимает
палец  от  массируемого  места»  т  Продолжительность  воздействия  —  1—3
мин.  Положительное  |  действие  этого  метода  вызывает  рефлекторное
сокращение^ мышц или движение в суставе. Регулярное применение этого4
метода в сочетании с другими средствами ЛФК укрепляет мышцы. |

Закаливание  естественными  факторами  природы.  Рождаясь,  ребенок

переходит  в  совершенно  но"  ’  вую  среду  обитания.  Для  того  чтобы  он
устоял в ней и начал развиваться, природа наделила младенца множеством
разлрч*» ных приспособительных и защитных механизмов, регуляторов и
рефлексов. Так, например, у ребенка есть терморегуляторы, , естественное
включение  которых  спасает  его  от  перегревания  и  переохлаждения.  В
случае необходимости включается и *

система  иммунитета.  Если  ребенка  кутать,  создавать  «оранже-йные»

условия  и,  таким  образом,  лишать  «работы»  его  приспособительные
механизмы,  то  последние,  оказавшись  в  бездействии,  в  силу  закона
«свертывания  функций  за  ненадобностью»,  постепенно  атрофируются.  И
тогда даже неболь-

ш0

й ветерок — уже угроза для ребенка — он оказывается

беззащитным

и

заболевает.

Поэтому

следует

тренировать

терморегуляционный аппарат.

Проф. А. И. Аршавский предлагает для тренировки терморегуляторов

уже с рождения на короткое время прикладывать стакан с холодной водой
к разным участкам кожи младенца. Полезно быстро касаться прохладными
пальцами тела ребенка при его перепеленывании, переодевании, оставлять
его

при

этом

на

короткое

время

обнаженным.

Критерием

продолжительности  процедуры  служат  хорошее  самочувствие  ребенка,
теплые нос и конечности

Очень  полезно  начавшему  ходить  ребенку  предоставить  возможность

делать  это  босиком.  Сначала  это  можно  начинать  делать  в  комнате,  а
весной,  летом  и  уже  закаленному  ребенку  —  осенью,  около  дома  по
дорожке, в саду по траве и песку (вначале очень короткое время). Условие
— надежная защита от травм и хорошее самочувствие ребенка.

Под  влиянием  закаливания  воздухом,  водой,  рассеянным  солнечным

светом  повышаются  сопротивляемость  и  выносливость  организма  к
меняющимся  влияниям  внешней  среды:  увеличивается  иммунологическая
устойчивость

к

заболеваниям,

совершенствуются

механизмы

терморегуляции,

уравновешивается

состояние

нервных

процессов.

Включение

закаливания

в

комплекс

восстановительного

лечения

несомненно повышает эффективность этого лечения.

Очень  важно  при  выборе  средств  закаливания  учитывать  возраст

ребенка,  состояние  его  здоровья,  характер  заболевания,  особенности
реактивности  организма.  Чем  ребенок  слабее,  тем  осторожнее  надо
подходить  к  проведению  закаливающих  процедур,  но  делать  это
обязательно! Вместе с тем надо учитывать, что положительное воздействие
закаливания резко снижается, если сделать перерыв даже в 2 нед. Поэтому,
если  ребенок  все  же  заболеет,  приходится  на  время  болезни  отменить  эти
процедуры или, по совету врача, оставить некоторые с уменьшенной силой
воздействия. После болезни надо все начинать сначала: с индифферентных
температур  раздражителя  (например,  воды  с  +35  °С),  и  лишь  постепенно
переходить к снижению температуры воды (воздуха).

роводя  закаливание,  надо  придерживаться  основного  его  нципа:

постепенность увеличения раздражающего воздей-.

ствия  средств'  закадивания  за  счет  снижения  температуры  воздуха,

воды  и  продолжительности  воздействия  этих  факто,  ров.  Необходимы
систематичность  и  регулярность  воздеб,  .ствия,  т.  е.  ежедневное
проведение закаливающих процедур и по нискольку раз в день..

Показателем  правильности  осуществления  процедуры  слу.  жат

самочувствие  и  внешний  вид  ребенка.  Прежде  всего  процедура  должна
быть приятной. У  ребенка не должно  no-i являться «гусиной»  кожи, он не
должен  бледнеть,.нежелатель^  но  охлаждение  кожи,кистей,  стоп,  носа.
Если это случается вот время процедуры, то она проводится неправильно. •
]

Необходимо  прежде  всего  строго  соблюдать  воздушный]  режим  в

комнатах  —  хорошо  цх  проветривать.  Лучший  способ!  проветривания  —

сквозное,  которое  можно  устраивать  в  отсутствие  детей.  В  теплое  время
года  закаленному  ребенку  небольшой  сквозняк  не  повредит.  В  осенне-
зимнее время проветривать помещение необходимо 4—5 раз в день по 10—
i  15  мин.  Летом  окно  должно  быть  открыто,  температура  воздуха  э
помещении,  где  находится  грудной  -  ребенок,—*  +22  ...  +20  °С.
Исследования  показали,  что  рост  и  развитие  ребенка  задерживаются,  если
температура  среды,  где  он  нахоч  дится,  превышает  эту  температуру.
Полезно  при  каждом  перепеленывании  детей  оставлять  их  на  некоторое
время обнаженными (на 4—5 мин). Надо следить за тем, чтобы дети

в.  это  время  не  плакали,  были  в  хорошем  настроении  и  имели

возможность двигаться. Температура воздуха во время воз-< душной ванны
должна  постепенно  снижаться  до  +20  ...j  +  18  °С.  Раздевать  ребенка  надо
постепенно.  Это  позволяет»  регулировать  силу  воздействия  воздуха  в
процессе закалива-^ ния. Желательно как можно больше бывать на воздухе.
Летом! за городом все режимные моменты постараться вынести на воздух
(питание, сон, гимнастику, игры). Полезно гулять^! в любое время года, но
и одетым быть по погоде. Не кутать' ребенка!

Детей с 2—3-недельного, возраста в холодное время надо выносить на

улицу,  если  температура  воздуха  не  ниже  +5„.  +8  °С.  Продолжительность
первой прогулки — 10 мин, в дальнейшем — до 1

1

/2—2 ч 2 раза в день. В

теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, по

2—2‘/2 ч между кормлениями 2—3 раза в день.
Очень  полезны  водные  процедуры,  начиная  с  умывания  ребенка.

Начальная  температура  воды  при  этом  +28  ...  +26  °С,  т.  е.  близка  к
температуре  кожи  открытых  частей  тела.  Для  закаливания  используют
мытье рук перед едой, ног перед сном, подмывание детей, игру с водой, ->

п  и  обтирании,  обливании  начальная  температура  воды  +  34  °С.

Постепенно,  в  течение  10—15  дней,  надо  снет-Р

авНа

те

мпературу  воды  до

+26  ...  +23  °С.  После  влажного

жаТЬ

Н

ия  растереть  кожу  ребенка  до

порозовения,  одеть  его.  п

Т

 езно  обтирание  ребенка  раствором  морской

соли  (1  чайная  °жка  на  1  стакан  воды).  Эту  процедуру  можно  делать  при
здоровой коже. Варежку из махровой ткани смачивают в приготовленном
растворе,  надевают  на  кисть  и  быстрыми  движениями  обтирают  тело,
верхнюю  половину  —  первую  неделю,  а  спустя  неделю  присоединяют
обтирание  нижней  половины

тела

.  Направления  движения  руки  взрослого

при  обтираний  следующие:  руки  ребенка  надо  обтирать  от  пальцев  к
плечам,  грудь  круговыми  движениями  по  часовой  стрелке,  спину  —  от
середины позвоночника к подмышечным линиям, ноги — от стоп вверх  к

тазу»  живот  по'  часовой  стрелке,  ягодицы  —  не  раздвигая  их.  Каждое
движение  повторяют  2—4  раза.  Можно  после  2—4  нед  систематических
обтираний перейти к обливанию водой (начинают обливание с ног, ягодиц,
далее грудь и живот, заканчивают обливанием левого и правого плеча). Эту
процедуру  можно  проводить  с  9—12  мес  (более  закаленному  ребенку  и
раньше).

Интересен  положительный  опыт  по  закаливанию,  предложенный

таллиннскими медиками: махровое полотенце смачивают «морской» водой
(одна столовая ложка морской соли на

1  л  воды),  температура  воды  +22  °€.  Начиная  с  6  мес,  после  сна,

ребенка  опускают  на  махровое  полотенце  на  2—3  с;  ребенок  «прыгает»,
«подтанцовывает».  Не  вытирая  стопы,  переходят  к  другим  элементам
туалета.  Через  2  нед,  при  условии  хорошего  состояния  ребенка,  можно
увеличить  холодовую  нагрузку.  Ребенка  опускают  на  влажное  полотенце
(на 2—

3  с),  которое  находилось  до  этого  в  полиэтиленовом  пакете  в

холодильнике.

Очень полезны ножные ванны (или топтание в воде) Начинать можно с

температуры  +35  °С.  Наливают  в  ванну  воду  несколько  выше  уровня
щиколоток  ребенка.  Он  должен  пройти  по  воде  5—б  раз.  Затем  наливают
воду  на  2  ...  3  °С  холоднее.  После  ванны  вытирают  ноги  ребенка  и
укладывают его спать (стопы можно и не вытирать). Не следует проводить
обливание  ног  (или  топтание  в  воде)  холодной  водой  при  холодных  ногах
ребенка.  Температура  кожи  стоп  должна  быть  выше  температуры  воды  на
несколько градусов.

Другой  вариант  закаливания:  после  гигиенической  ванны  ребенка

обливают  водой  +28  ...+22  °С.  Детям  1-го  года  жизни,  тем  более
ослабленным  заболеваниями,  закаливание  прямыми  солнечными  лучами
должно  проводиться  осторожно  и  под  контролем  постоянно  находящегося
рядом  взрослогя  и  периодически  лечащего  врача  или  врача  ЛФК,  которы!
разрешают  и  дозируют  процедуру.  Лучше  начинать  закалива!  -ние,
пользуясь  рассеянными  солнечными  лучами.  Дети  нахзд!  дятся  в  так
называемой  солнечной  (кружевной)  тени  деревьеву  Вначале  они  должны
быть  одеты  в  рубашки  из  легкой  светлой  ткани  при  температуре  воздуха
+22 ... +24 °С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить
его  обна-.  женным  на  несколько  минут,  постепенно  увеличивая  это  врем^
до 10 мин. На голову ребенка надо надеть белую панаму. Полезно, чтобы он
в  это  время  свободно  перемещался  в  мане-^  же,  на  площадке,  играя  с
игрушками.  При  хорошем  общем;  состоянии,  после  предварительной

хорошо  переносимой  трений  ровки  в  кружевной  тени  деревьев  можно
ребенка  подставить!  и  под  солнечные  лучи,  вначале  на  'Д  мин,  а  затем
постепенно* увеличивать дозировку до 5 мин. Выбрать для этого время шщ
до 10—11 ч, или после 17 ч. Необходимо следить за тем, чтобш! ребенок не
перегрелся.  При  покраснении  лица,  появлении^  раздражительности,
возбудимости  надо  увести  его  из  солнеч'^  ной  тени  деревьев  или  из-под
прямых лучей солнца в тен&а напоить остуженной кипяченой водой. 1

О занятиях плаванием грудных детей. Весьма полезное! закаливающее

и  оздоровительное  действие  на  ребенка  оказьй  вает  плавание  с  первых
недель  жизни.  Благодаря  строго^  дозированным  водным  процедурам  в
организме  усиливается  обмен  веществ,  улучшаются  функции  дыхания,
кровообраще*:  -ния,  пищеварения,  развивается  опорно-двигательный
аппа>-> рат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В водф; <где
тело  теряет  свой  вес,  малышу  легко  выполнять  все  движе-i  ния,  они
становятся  мягкими,  пластичными,  не  перегружают^  ребенка  (.при
правильном их применении), способствуют его тренировке. \

Благоприятное влияние воды на недавно родившегося

4

ребенка можно

объяснить  также  длительным  периодом  его  развития  во  внутриутробной
среде  и  несомненным  сохранением  уже-после  рождения  плавательных
рефлексов.  Ребенок  при  движении  ощущает  приятное  массирующее
воздействие воды, испытывает радость и удовольствие. Водные процедуры,
укрепляя  нервную  систему,  способствуют  хорошему  сну,  ускорению
развития всех органов и систем.

Главные  принципы  занятия  в  воде,  как  и  при  применении  других

средств  ЛФК,—  это  постепенность  и  систематичность.  Во  время  водной
процедуры  необходимо  следить  за  состоянием  ребенка.  Вода  должна  быть
приятной  и  на  первых  занятиях  иметь  температуру  +37  ...  +37,5  °С  с
понижением ее до конца

спя плавания до +34 °С и до конца 3-го месяца — до
| -TQ
~^В  первое.  3  мес  должны  решаться  в  основном  задачи  выкания  к

более-длительному  времени  нахождения  в  воде

ПР

закаливания.  В  этот

период ребенок передвигается с помощью различных поддержек взрослого,
сидящего  в  ванне  или  находящегося  рядом.  Одновременно  при  различных
заболеваниях детей в этот период решаются и частные задачи оздоровления
с  помощью  различных  упражнений  в  воде.  В  дальнейшем  число  занятий
увеличивается  до  5—6  раз  в  неделю,  а  продолжительность  их  постепенно
возрастает  до  20—25  мин.  Поддержки  ребенка  осуществляются

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..