Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 2

 

 

длина головы — от

1

/

4

до

!

/з роста (у доношенных она равна длины тела).

Подкожный жировой слой развит слабо или почти полностью отсутствует.
Кожа сухая, морщинистая, легко собирается в складки. Может наблюдаться
обильное  пушковое  оволосение,  особенно  при  глубокой  степени
недоношенности.  Ушные  раковины  недоразвиты,  мягкие.  Ногти,  не
достигают  конца  ногтевого  ложа  на  ногах  (при  глубокой  степени
недоношенности).  У  мальчиков  обычно  не  спущены  в  мошонку  яички,  у
девочек  большие  половые  губы  не  закрывают  малые.  Несовершенна
терморегуляция, нередко дети плохо сосут.

.  Физическое  и  нервно-психическое  развитие  недоношенных  детей  во

многом  зависит  от  степени  недоношенности  (или  продолжительности  их
внутриутробного  развития),  массы  тела  при  рождении,  состояния  их
здоровья, а также от условий

внутриутробного развития.
Основные  показатели  физического  развития  (масса  тела,  рост,

величина  окружности  головы  и  груди)  относительно  здоровых
недоношенных

детей

на

1

году

жизни

характеризуются

энергичными  темпами  прироста.  Так,  темпы  нарастания  массы  тела
более  высокие  по  сравнению  с  детьми,  рожденными  в  срок,  их  масса
тела  при  рождении  удваивается  уже  ко  2—  3-му  месяцу  жизни,  а  в
годовалом возрасте увеличивается в 4^_7 р

а

з (

в

 зависимости  от  массы

тела  при  рождении).  Чем  меньше  масса  тела  при  рождении,  тем
интенсивнее идет ее нарастание на протяжении 1-го года жизни.

Несмотря  на  высокие  темпы  нарастания  массы  тела  у  недоношенных

детей, показатели массы тела к году жизни не у всех из них соответствуют
массе  тела  доношенных  сверстников.  По  данным  некоторых  авторов,
показатели  массы  тела  недоношенных  детей  достигают  показателей  у
доношенных детей лишь к 2—3 годам.

В первом полугодии жизни ежемесячно рост ребенка увеличивается на

2,5—5,5  см,  во  втором  —  на  0,5—3  см.  Для  недоношенных  детей
характерны  более  высокие  темпы  увеличения  роста  за  первый  год  жизни
(27—38  см)  по  сравнению  с  детьми,  рожденными  в  срок  (24—25  см).  К
возрасту  1  год  средний  рост  недоношенных  детей  колеблется  от  70  до  77
см. Чем меньше рост при рождении, тем чаще он ниже и в возрасте 1 года.
Однако  у  многих  недоношенных  детей  рост  в  годовалом  возрасте
находится в пределах средних величин их доношенных сверстников.

К возрасту 1 год окружность головы недоношенных детей достигает в

среднем 44,5—46,5 см (в зависимости от величины окружности головы при

рождении).

Темпы  увеличения  окружности  груди  за  1-й  год  жизни  у

недоношенных  детей,  как  и  других  показателей  физического  развития,
выше  (18—25  см),  чем  у  доношенных.  К  возрасту  1  год  средняя  величина
окружности груди недоношенных детей колеблется от 44 до 49 см.

Физическое  развитие  недоношенных  детей  зависит  от  состояния

здоровья матери во время беременности. Вредные факторы, действующие в
это время на развивающийся плод, приводят к тому, что степень зрелости и
уровень  физического  развития  (особенно  масса  тела)  недоношенного
ребенка не всегда соответствуют его календарному (паспортному) возрасту.
Ребенок рождается с явлениями внутриутробной гипотрофии. Больше всего
на  физическом  разаитии  плода  и  ребенка  сказываются  такие  осложнения
беременности  матери,  как  поздние  токсикозы  беременных,  тяжелые
инфекционные заболевания.

Психомоторное  развитие  недоношенных  детей  зависит  от  степени

недоношенности  и  состояния  их  здоровья.  Чем  меньше  степень
недоношенности  относительно  здоровых  преждевременно  рожденных
детей,  тем  быстрее  они  достигают  уровня  развития  своих  доношенных
сверстников.  Отставание  в  развитии  переболевших  детей  выражено
больше.

Недоношенные  дети  могут  достигнуть  уровня  физического  и

психомоторного развития своих доношенных сверстников к 1—3 годам. Их
развитие  зависит  от  степени  недоношенности,  массы  тела  при  рождении,
состояния  здоровья  ребенка,  а  также  состояния  здоровья  матери  во  время
данной беременности.

У  преждевременно  рожденных  детей  на  1-м  году  жизни  сказывается

более низкая сопротивляемость их организма к различным повреждающим
факторам  во  время  внутриутробного  развития,  родов,  в  перирд
новорожденности,  меньшая  резистентность  (устойчивость)  по  отношению
к  инфекдиям  Поэтому  необходим  постоянный  медицинский  контроль  за
развитием  и  состоянием  здоровья  недоношенных  детей,  особенно  на  1-м
году  жизни  (они  относятся  к  группе  риска),  ибо  уже  само  по  себе
преждевременное рождение является фактором риска, так как оно явилось
следствием  неблагоприятных  воздействий  на  материнский  организм  во
время беременности.

Ввиду  анатомо-физиологических  особенностей  недоношенных  детей

требуется и особо бережный подход к системе их выхаживания. Последнее
обязательно включает физическое воспитание, соответствующее состоянию
здоровья детей и динамике их эмоционального и психомоторного развития

[Страковская  В.  Л.,  Ладыгина  В.  Е.,  1978].  Метод  ЛФК  представлен
авторами не только для практически здоровых недоношенных детей (см. гл.
13), но и для недоношенных, отягощенных различными заболеваниями (см.
гл. 5—12).

При использовании этих рекомендаций необходимо учитывать степень

недоношенности  детей,  сочетанность  патологических  изменений,  общее
состояние ребенка на день назначения процедур, реакции его организма на
предлагаемые  процедуры  ЛФК  и  массажа,  осуществлять  тщательный
медико-педагогический  контроль  за  состоянием  детей  во  время  занятий  и
на протяжении курсов лечения.

Академик

Г.

Н.

Сперанский

придавал

огромное

значение

выхаживанию детей с первых дней жизни. Его основным принципом было
не  только  лечить  больных  детей,  но  и,  главным  образом,  растить  их
здоровыми,  способствовать  профилактике  возможных  заболеваний  и
осложнений с первых дней жизни.

Первый год жизни — самый ответственный этап развития ребенка. От

того,  как  он  сумеет  приспособиться  к  новым  условиям  жизни  (вне
материнского  организма),  как  справится  с  нарушениями  в  состоянии
здоровья, зависят благополучие и гармония его последующего развития.

Любое

неблагоприятное

воздействие

ведет

к

нарушению

психомоторного развития и мышечного тонуса ребенка. Неблагоприятными
воздействиями  могут  быть  врожденные  и  приобретенные  заболевания
ЦНС,  костно-мышечного  аппарата,  частые  вирусные  и  другие  инфекции,
нарушения

в

деятельности

внутренних

органов,

сочетанные

патологические  изменения.  Ослабляющее  действие  на  организм  ребенка
могут  оказывать  и  плохие  бытовые  условия,  недостаточный  уровень
культуры  родителей,  а  иногда  их  нежелание  активно  заняться
оздоровлением своего ребенка.

Примеры многих семей, практикующих раннее закаливание, плавание

с  недельного  возраста,  физические  упражнения,  основанные  на
врожденных  безусловных  рефлексах,  с  первых  дней  жизни  опровергли
мнение о пользе оранжерейного воспитания младенцев.

Под влиянием физического воспитания дети значительно обгоняли по

всем  показателям  психического,  моторного  и  физического  развития  своих
сверстников,  воспитанных  по  классическим  рекомендациям  медиков.  Тем
более  полезно  и  необходимо  раннее  физическое  воспитание  для  детей
группы риска и больных. Заблуждение родителей этих детей в том, что они
считают  своих  детей  настолько  слабыми,  что  ограничивают  даже  те
небольшие  их  способности  и  возможности  к  движению,  закаливанию,

которыми они обладают и которые надо поддерживать и развивать, но еще
более упорно, систематически, регулярно.

В  поликлинике  дети  группы  риска  и  больные  1-го  года  жизни

получают  различные  средства  ЛФК.  Занятия  с  ними  проводятся
параллельно  в  поликлинике,  в  кабинетах  ЛФК,  и  дома  —  обученными
родителями.

Глава 2
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ГРУППЫ РИСКА И БОЛЬНЫХ 1-ГО ГОДА
ЖИЗНИ

Для  здорового  ребенка  характерна  физическая  активность  с  первых

дней  жизни.  Через  движения  ребенок  познает  мир  и  себя  в  нем,
совершенствует  опорно-двигательный  аппарат,  психическое  развитие,
регулирует

процессы

обмену.

Активность

является

естественной

биологической  потребностью  растущего  организма  на  всех  этапах  его
развития. Физическая активность — одно из необходимых условий жизни.

Большая  потребность  в  движении  составляет  важную  биологическую

особенность  растущего  организма  ребенка,  является  обязательным
условием для его нормального формирования и развития. Поэтому у детей
при  любом  длительно  текущем  заболевании  развиваются  не  только
патологические  симптомы,  характерные  для  самой  болезни,  но  из-за
вынужденного  ограничения  двигательной  активности  у  них  отмечаются
нарушения  физического,  психического  и  моторного  развития.  Дети
больные  или  ослабленные  перенесенными  заболеваниями  страдают  от
гипокинезии  еще  и  потому,  что  их  нередко  чрезмерно  опекают  взрослые,
освобождая по возможности от «лишних» движений. Этим наносится удар
по мышечной системе и тесно связанным- с ней регуляторным механизмам
— нервной, эндокринной, медиаторной системам.

Вред  гипокинезии  и  в  том,  что,  ограничивая  ребенка  от  впечатлений

окружающего  мира,  уменьшая  тем  самым  объем  информации  от
рецепторов  органов  чувств  на  подкорковые  образования,  она,  таким
образом,  снижает  возможность  возникновения  корково-подкорковых
связей. Последнее ведет к уменьшению адаптации организма ребенка как к
своей внутренней среде, так и к внешнему миру.

В  связи  с  этим  одна  из  главных  задач  ЛФК  в  педиатрии  —

предупредить  отставание  ребенка  в  развитии,  восполнить  дефицит
движения  посредством  всех  средств  ЛФК,  в  том  числе  специальных
дозированных  упражнений,  приемов  массажа,  закаливания.  Естественную
активность  ребенка  следует  использовать  для  ЛФК  и  дозировать  ее  в
соответствии  с  медицинскими  показаниями,  уровнем  психомоторного

развития ослабленного или больного ребенка.

Детская  ЛФК  изучает  особенности  влияния  средств  физического

воспитания на организм больного ребенка, темпы его роста и развития при
патологических  состояниях,  процессы  саногенеза,  патогенетические
механизмы,  а  также  разрабаты-вдет  методики  ЛФК  при  различных
дефектах развития, заболеваниях и травмах у детей [Фонарев М. И., 1983].

К средствам ЛФК относятся .физические упражнения, применяемые с

лечебной  целью,  лечение  положением  \  массаж  и  естественные  факторы
природы.

Основное  средство  ЛФК  —  дозированные  движения  физические

(гимнастические)  упражнения.  Их  лечебное  действие  основано  на
стимуляции  физиологических  процессов  в  организме.  Это  влияние
физических  упражнений  осуществляется  через  нервный  и  гуморальный
механизмы.

У детей нервная деятельность находится в процессе формирования. В

раннем  возрасте,  особенно  на  1-м  году  жизни,  она  характеризуется
интенсивным  образованием  связей,  обеспечивающих  взаимодействие
организма  с  внешней  средой  и  регуляцию  жизненных  процессов.  Как
правило, у заболевшего ребенка нервные процессы в той или иной степени
нарушаются.

Уравновешивание процессов возбуждения и торможения под влиянием

дозированных

упражнений

способствует

обратному

развитию

патологических  изменений,  улучшению  общего  состояния  больных  и
ослабленных детей. Мышечная работа в форме дозированных упражнений
улучшает  функцию  внутренних  органов,  способствует  восстановлению
вегетативных функций, обмена веществ, нарушенных болезнью.

Состояние  мышечного  тонуса  у  детей,  особенно  первого  полугодия,

имеет  большое  значение  для  развития  всего  организма.  Нормальный
физиологический  тонус  содействует  совершенствованию  моторной  и
психической деятельности ребенка.

Между  тем  при  многих  заболеваниях  рассматриваемого  контингента

детей  часто  независимо  от  характера  заболевания,  наряду  с  нарушениями
возрастного  психомоторного  развития,  изменяется  и  мышечный  тонус.
Нормализация  тонуса  способствует  оздоровлению,  общему  укреплению
больных  детей,  профилактике  осложнений  заболевания.  Достижение  этих
положительных  результатов  обеспечивается  тренировкой  организма
ослабленного  и  больного  ребенка,  его  эмоционального,  моторного  и
психического  воспитания.  Адекватно  применяемая  ЛФК  становится
важнейшим  методом  реабилитации  организма  детей  больных  и  группы

риска.

Лечебная  физкультура  —  наиболее  универсальный  метод  лечения,

воздействующий  как  на  весь  организм  ребенка  в  целом,  так  и  на  его
отдельные органы, ткани.

Характерной  особенностью  метода  ЛФК  является  дозированная

тренировка  организма,  причем  общая  тренировка  положительно  влияет  на
все  процессы  жизнедеятельности  человека  и  рефлекторно  —  на
пораженные органы, системы, а специальная тренировка, направленная на
улучшение  деятельности  одного  органа,  системы,  стимулирует  функции
всего организма человека в целом.

Большая  пластичность  организма  ребенка  1-го  года  жизни,  его

большие  потенциальные  возможности  позволяют  влиять  средствами  ЛФК
на  организм  ребенка  наиболее  физиологически,  постепенно  и  естественно
тренируя  опорно-двигательный  аппарат,  нервную,  сердечно-сосудистую,
дыхательную  системы,  реактивные  возможности,  сниженные  в  результате
заболевания.

Лечебная  физкультура,  ее  средства,  используемые  в  разных

сочетаниях,  оказывают  влияние  не  только  на  процессы  восстановления
нарушенных  заболеванием  функций  организма  ребенка.  Движения,
которые  лежат  в  основе  ЛФК,  давно  связывали  с  процессом  познания.
Американские  авторы  снижение  интеллектуального  развития  у  больных
детей  объясняют  ранним  дефицитом  движений.  Поговорка,  которую
приводит

Фанкони:

«Чтобы

постигнуть,

нужно

достигнуть»,—

иллюстрирует факт, что ребенок не может достаточно точно ознакомиться с
любым  предметом,  если  не  будет  совершать  при  этом  разнообразных
движений,  приближаясь  к  предмету,  осматривая,  ощупывая  его  и  таким
образом  постигая.  И.  М.  Щелованов  показал,  что  возникновение  и
оформление  движений  у  ребенка  определяются  прежде  всего  внешними
раздражителями,  воздействующими  на  рецепторы,  в  основном  на
зрительный,

слуховой

и

тактильный,

которые

выполняют

роль

стимуляторов, побуждающих ребенка к движению.

Средства  ЛФК  всегда  используются  в  сочетании  с  воздействием  на

сенсорные  рецепторы.  Поэтому  ЛФК  большое  •значение  имеет  как  метод
воспитания  всей  познавательной  деятельности  ребенка,  его  интеллекта,
речи;  она  должна  вызывать  интерес  у  детей  и  проводиться  на
положительном эмоциональном фоне.

ебная  физкультура  показана  при  абсолютном  боль-тве  заболеваний  у

детей

как

одно

из

эффективных

ШИН

°тв

общеразвивающей,

общеукрепляющей  и  патогенетической  терапии.  Противопоказаниями  к

применению ЛФК явпяются тяжелое состояние больного ребенка, высокая
температура  тела,  токсикоз,  новообразования.  Вопрос  о  показаниях  к
назначению ЛФК и противопоказаниях решают леча-щий врач и врач ЛФК.

Общими  задачами  ЛФК  являются  укрепление  организма  ребенка,

нормализация  мышечного  тонуса,  развитие  психики,  моторики,  речи
ребенка в соответствии с его возрастным периодом.

Для  осуществления  этих  задач  используются  различные  средства

ЛФК.  Основные  из  них  —  лечение  положением,  массаж,  физические
упражнения, закаливающие процедуры.

Общие методические указания к применению средств ЛФК:
1)  принимать  во  внимание  характер  патологического  процесса,  его

стадию (фазу), наличие у ребенка сочетанных патологических изменений;

2)  учитывать  уровень  психомоторного  развития  ребенка  (степень

отставания  от  развития  сверстников),  подбирать  средства  ЛФК  исходя  из
истинного  развития  ребенка  на  день  осмотра,  а  не  из  его  паспортного
возраста;

3)  наблюдать  за  особенностями  его  реакции  на  проводимые  средства

ЛФК,  т.  е.  учитывать  психологическую  и  физическую  индивидуальность
ребенка;

4)  осуществлять  строгий  медико-педагогический  контроль  -за

состоянием  ребенка  непосредственно  в  процессе  занятий  ‘ЛФК  и  на
протяжении курсов лечения не менее 1 — 1

1

/2 лет;

5)  учитывать  признаки  утомления  при  занятиях  с  ребенком  —

недовольство

его,

возбуждение,

ухудшение

качества

выполнения

упражнений,  значительное  отвлечение  от  занятий,  вялость;  при  появлении
хотя бы одного из признаков утомления необходимо уменьшить нагрузку в
занятиях;  увеличивать  физическую  нагрузку  в  процедуре  ЛФК  и  на
протяжении всего лечения следует очень постепенно (приложение 7);

6)  показанием  к  увеличению  нагрузки,  расширению  комплекса,

переводу  ребенка  на  следующий,  более  сложный  комплекс,  помимо
возраста  ребенка,  положительной  динамики  состояния  является  его
хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения (спокойное
поведение,  гуление,  розовая  окраска  кожи  и  слизистых  оболочек,  теплые
конечности); переход к занятиям по комплексу с^ольшей-психофизической
нагрузкой необходимо делать п&степеб#07 -путем введения

в  старый  комплекс  нескольких  новых  упражнений,  и  лишь  через

некоторое время (2—3 нед) полностью заменить упражнения предыдущего
комплекса упражнениями нового;

7) проводить занятия надо за 30 мин до кормления ребенка или через

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..