Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 1

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реабилитация  детей  первого  года  жизни  —  одна  из  актуальнейших

задач здравоохранения. Все увеличивающееся число больных, детей

1

 1-го

года  жизни  создает  угрозу  хро-низации  заболеваний  в  более  старшем
возрасте  у  детей  и  у  взрослого  населения.  В  то  же  время  на  первом  году
жизни  наиболее  реальны  возможность  устранения  патологических
состояний,  предотвращение  неустранимых  в  более  позднем  возрасте
последствий  заболеваний,  перенесенных  в  анте-,  интра-  и  пост-натальном
периодах развития.

Эта  возможность  обусловлена  большой  пластичностью  организма

детей 1-го года жизни, и при ранней целенаправленной и последовательной
реабилитации  методами  ЛФК  в  комплексной  терапии  этих  детей  можно
обеспечить  восстановление  здоровья  в  полном  объеме,  предотвращение
инвалидизацки.

Особого внимания в этом плане требуют дети, отнесенные ко II группе

здоровья и группе риска.

В  эту  группу  входят  70  %  новорожденных  она  отличается  большой

частотой  заболеваемости  и  формирования  у  них  в  будущем,  во  многих
случаях,  хронической  патологии.  Выделение  II  группы  здоровья  у
новорожденных  и  детей  1-го  года  жизни  (ПА  —  группа  риска  и  ПБ  —
высокого  риска)  требует  особо  скрупулезного  подхода  при  составлении
плана лечения этих де- . .

тей,  так  как  они  отличаются  морфофункцпональной  незрелостью

важнейших

систем

организма

ферментной,

иммуногенеза,

нейроэндокринной регуляции и др.

Своевременное  восстановление  здоровья  этого  контингента  наиболее

полно  может  быть  осуществлено  в  условиях  поликлиники.  Последнее
обусловливается  тем,  что  поликлиника  является  важнейшим  звеном  в
медицинской  педиатрической  службе,  так  как  ребенок  (здоровый  и
больной) со дня рождения должен находиться под ее попечительством.

Между  тем,  несмотря  на  большую  социальную  значимость  проблемы

реабилитации  детей  1-го  года  жизни,  до  настоящего  времени  нет
соответствующей  специальной  литературы,  которой  можно  было  бы
пользоваться

в

качестве

практического

пособия,—

руководства

массажистам-инструкторам  по  восстановительной  терапии  детей  этого
контингента в условиях поликлиники. Предлагаемая работа в определенной

мере восполняет этот пробел.

При  подготовке  монографии  автор  учитывал  также  опыт  известных

отечественных и зарубежных физиологов, врачей-педиатров, специалистов
ЛФК.

На  основании  опыта  работы  в  Институте  педиатрии  и  его

поликлинических  базах,  автор  предлагает  систему  реабилитации  детей  не
только  в  поликлинике,  но  и  в  домашних  условиях,  подчеркивая  важность
преемственности в работе медиков и членов семьи выхаживаемого ребенка:
в  книге  даются  методические  разработки  для  организации  «школы
родителей»

В

приложении

к

книге

излагается

разработанный

автором

методический  материал  для  кабинетов  врача  ЛФК  и  массажистов
поликлиники,  который  дает  возможность,  благодаря  его  наглядности,
сделать обучение родителей более эффективным, обеспечить их памятками
для занятий со своими детьми в домашних условиях.

Ранний  возраст  представляет  собой  тот  корень,  от  крепости  которого

зависит  ценность  физического.состояния  всего  народа.  Действительно,
если этот корень, вернее, нежный росток — нашего ослабленного малыша
окружить  вниманием  квалифицированных  специалистов  ЛФК  и  активно
включенных в его оздоровление родителей, то можно смело надеяться, что
дальнейшее развитие этих детей пойдет более физиологическими путями и
они станут полноценными людьми.

Первый  год  жизни  является  временем  наиболее  быстрого  эмоцио-

нального,  физического  и  психомоторного  развития  ребенка.  Анатомо-
физиологические  особенности  и  адаптационные  возможности  в  этом
возрасте  определяют  развитие  детского  организма,  его  ежемесячную
изменчивость.  Знание  закономерностей,  характеризующих  возрастные
изменения, способствует правильной оценке показателей развития ребенка
(становление движений, эмоций, речи, навыков) .

На  1-м  году  жизни  ребенка  различают  2  периода  развития:  1)  период

новорожденности  продолжительностью  до  3—4  нед  после  рождения  и  2)
грудной  возраст  продолжительностью  от  4  нед  до  1  года.  Новорожденный
ребенок  грудного  возраста  не  является  уменьшенной  копией  взрослого,
причем это не только разница в пропорциях телосложения, это и различное
морфологическое,

функциональное

состояние

внутренних

органов,

центральной  и  периферической  нервной  системы,  костной  и  мышечной
систем, кожи, особенности обменных процессов.

Наиболее

ранимый

и

ответственный

период

период

приспособления родившегося ребенка к новым условиям существования. В

процессе  родов  и  сразу  после  них  организм  подвергается  действию
переменных температур и давлению внешней

1

В главе использованы материалы В. Е. Ладыгиной и Н. Г Снагиной, а

также материалы ЦОЛИУВа и Методические указания Минздрава СССР о
наблюдениях за детьми группы риска (1987 г )

Глава 1

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

РЕБЕНКА

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ГРУППА РИСКА

среды.

Организм

ребенка

переходит

на

самостоятельную

терморегуляцию,  начинается  легочное  дыхание,  изменяются  условия
кровообращения,  начинают  функционировать  в  новых  условиях  органы
пищеварения  и  почки.  Проходит  3—4  нед,  пока  не  установится
относительное физиологическое равновесие всех этих новых функций.

Масса  доношенного  ребенка  при  рождении  колеблется  между  2500  и

5000 г (иногда до 6000 г). Средний показатель массы тела для мальчиков —
3400—3500  г;  для  девочек  —  3200—3400  г.  Рост  в  среднем  равен  50  см
(колебания от 48 до 52 см, иногда от 43 до 54 см). Окружность головы — 32
— 33 см, превышает окружность грудной клетки на 2—4 см.

Показатели физического развития новорожденного зави-

1

сят не только

от пола, но и от частоты беременностей у матери, конституции родителей.
Пропорции  тела  значительно  отличаются  от  пропорций  взрослого.  Голова
новорожденного  несоизмеримо  велика:  по  длине  она  составляет

!

Д  длины

тела,  тогда  как  у  взрослого  —  Ув-  Преобладает  мозговая  часть  черепа  над
относительно  небольшой  лицевой  частью.  Открыт  большой  родничок
ромбовидной  формы  между  лобной  и  теменными  костями.  Малый  и
боковые роднички обычно закрыты.

Ноги  новорожденного  короткие,  туловище  относительно  длинно.

Грудная  клетка  короткая,  малоподвижная,  форма  ее  бочкообразная.  Живот
относительно  удлинен.  Пупочное  кольцо  находится  между  лобком  и
мечевидным отростком посередине, а середина тела находится над пупком
(у взрослого — по высоте вертела бедренной кости).

Тонус  мышц  новорожденного  повышен,  особенно  сгибателей

конечностей. Кожа розовая, подкожная жировая клетчатка хорошо развита.
Выражены  безусловные  рефлексы  (сосание,  глотание,  чиханье  и  ряд
других).

Химический состав тела новорожденного также отличается от состава

тела взрослого большим количеством воды и жиров и меньшим — солей.

Для  того  чтобы  сохранить  жизнь  новорожденного  и  обеспечить

здоровье  ребенка  в  период  новорожденности,  необходимо  обеспечить

правильный  режим  дня  и  вскармливания.  Кроме  того,  основными
медицинскими  задачами  являются  диагностика  и  лечение  родовых  травм,
респираторных  осложнений,  инфекционных  заболеваний,  обменных,
генетических  нарушений,  а  также  диагностика  врожденных  пороков,
требующих неотложного хирургического вмешательства.

Грудной  возраст  отличается  наиболее  активным  эмоциональным,

физическим  и  психомоторным  развитием.  На  1-й  год  жизни  приходится
наибольшее  увеличение  показателей  физи-ческог  о  развития  (массы  тела,
роста, окружности го л ©.вы.), причем на первую четверть этого года. К 4
—4

1

/

2

мес жизни масса тела ребенка удваивается, а к году — утраивается.

За  год  жизни  рост  ребенка  увеличивается  на  23—25  см.  Окружность
головы  к  году  увеличивается  на  10—11  см.  На  1-м  году  жизни  начинают
изменяться  и  пропорции  тела  ребенка:  относительные  размеры  головы
уменьшаются,  а  длина  ног  увеличивается,  но  более  интенсивно,  чем  эти
процессы происходят в последующие годы развития.

Психомоторное  и  эмоциональное  развитие  ребенка  первого  года

жизни совершенствуется каждый месяц (приложение 3).

Новорожденный  ребенок  очень  мало  бодрствует,  в  основном  он  спит

(20—22 ч в сутки) иест. Движения его случайные и непроизвольные, он не
в  состоянии  поднять  голову  или  удержать  ее  в  вертикальном  положении,
тело его также не может удержаться в вертикальном положении.

Легко вызываются безусловные рефлексы. Основные из них:
—  рефлекс  Моро,  или  рефлекс  обхватывания,  выражающийся  в

симметричном разведении рук и сведении их при резком ударе по кроватке,
похлопывании по ягодицам;

—  рефлекс  Бабкина  (верхний)  —  при  касании  I  пальцами  кистей

ладоней  ребенка  он  вытягивает  губы  «хоботком»,  обхватывает  пальцы
взрослого,  сгибает  руки,  напрягает  мышцы  плечевого  пояса,  немного
подтягивая его вперед;

рефлекс  Робинсона  —  схватывание  и  прочное  удержание  предмета

при прикосновении им к внутренней стороне ладони; ребенок может даже
таким образом быть приподнят;

—  рефлекс  ползания  —  в  положении  на  животе  и  на  спине  ребенок

ритмично, отталкивается ногами от приставленной к подошвам ладони;

рефлекс выпрямления — поставленный на опору, с поддержкой под

мышки, ребенок выпрямляется, опираясь на полную ступню;

—  шаговый  рефлекс  —  поставленный  на  опору,  при  поддержке  под

мышки  с  наклоном  туловища  к  взрослому,  ребенок  делает  шаги  без

движения рук;

—  рефлекс  Галанта  —  дугообразное  изгибание  тела  при

поглаживании кожи спины параллельно позвоночнику, на 1 см кнаружи от
него;

—  рефлекс  Бабкина  (нижний)  —  подошвенное  сгибание  пальцев  при

легком  нажимании  на  кожу  подошвы  сразу  под  пальцами.  С  возрастом
ребенка эти рефлексы постепенно исчезают.

Уже к концу 1-го месяца жизни ребенок фиксирует взгляд.
У  пего  появляется  первая  улыбка.  В  течение  2-го  месяца  ребенок

начинает  лежа  на  животе  поднимать  голову,  поворачивает  ее  в  стороны.
Улыбается,  когда  над  ним  наклоняется  взрослый.  В  течение  3-го  месяца
ребенок уже может поворачиваться со спины на бок.

В  3—4  мес  ребенок  начинает  «гулить»,  появляется  ком-,  плекс

«оживления»  —  на  обращение  взрослого  ответная  реакция:  радость
улыбкой,  звуками  и  движениями  рук  и  ног  (ребенок  как  бы  смеется  всем
телом), подолгу занимается, висящими над кроватью игрушками.

В 5 мес ребенок переворачивается со спины на живот, берет игрушки и

подолгу  удерживает  их  в  руке.  Подолгу  «гулит».  Начинает  узнавать  лица
близких.

В 5—7 мес ребенок ползает, вначале на животе, затем на четвереньках.

Приученный  —  ест  с  ложки.  Занимается  с  игрушками.  Подолгу  лепечет,
произносит первые слоги «ма-ма», «ба» и др.).

В 7—8 мес ребенок самостоятельно садится и сидит, пытается стоять с

поддержкой,  придерживаясь  за  перекладину  кровати,  сам  встает,  стоит,
переступает и опускается.

В 9 мес ребенок ходит, придерживаясь за предметы, хорошо ходит при

поддержке взрослыми за обе руки. Узнает данные ему предметы, игрушки,
пытается называть их первыми слогами.

В  10—12  мес  ребенок  ходит  с  поддержкой  и  без  поддержки.

Выполняет

несложные

поручения

взрослых

(«дай»,

«принеси»),

манипулирует с кольцами, пирамидками. Подолгу занимается с игрушками.
Некоторые  дети  к  году  понимают  смысл  многих  слов,  отдельные  дети
произносят первые слова («мама», «дай», «киса» и др.). При определенном
воспитании  имеют  навыки  обслуживания  себя  во  время  кормления  (пьют,
из чашки, захватывают ложкой еду из тарелки, подносят ко рту).

Процесс развития детей отличается индивидуальными особенностями.

Отставание  от  средних  норм  не  всегда  свидетельствует  о  каких-либо
патологических изменениях. Однако значительные отклонения от нормы в
процессе

физического,

и

нервно-психического

развития

должны

насторожить  медработника,  заставить  его  провести  обследование  ребенка
для исключения заболевания.

На 1-м году жизни необходим прежде всего медицинский контроль за

условиями,  в  которых  находится  ребенок,  воспитанием  и  уходом  со
стороны  родителей  (социальные  условия,  режим,  вскармливание  ребенка,
грамотность  родителей  и  их  желание  заниматься  воспитанием  ребенка,
ЛФК).

Палее  следует  ежемесячно  вести  контроль  за  развитием  статических,

двигательных  и  психических  функций  ребенка.  Важна  профилактика
гипотрофии,

расстройств

пищеварения,

,.

тя

анемии.

Необходимо

распознавание врожденных и

раликз, от» 1
других  заболевании.  На  протяжении  всего  1-го  года  следует

продолжать  лечение  последствий  родовой  травмы,  начатое  в  период
новорожденности.

У  новорожденных  и  детей  1-го  года  жизни  ферментные  системы,

иммуногенез,  нейроэндокринная  регуляция  находятся  еще  в  состоянии
морфологической и функциональной незрелости, поэтому этот контингент
детей  требует  систематического  наблюдения  и  индивидуального  подхода
при  заболевании.  Тем  более  это  относится  к  детям  группы  риска.  Группа
риска  —  это  пограничное  состояние,  которое  может  перейти  или  не
перейти в явные патологические состояния при определенных условиях.

На  1-м  году  жизни  у  детей  группы  риска  отмечаются  задержка

развития  статических,  моторных,  психических  и  речевых  функций;
небольшие

отклонения

мышечного

тонуса,

рефлексов,

легкие

гипертензионные синдромы.

О.  Г.  Соломатина  и  соавт.  (1981)  предлагают  отнести  к  этому

контингенту  детей  группы  риска:  недоношенных  детей,  переношенных,
незрелых,  детей  с  внутриутробным  инфицированием,  с  пневмопатиями,
после  асфиксии,  родовой  травмы,  детей,  перенесших  в  период
новорожденности  гемолитическую  болезнь,  инфекции.  В  эту  же  группу
могут  войти  дети  с  отягощенным  анамнезом  (профессиональные
вредности,  алкоголизм,  курение  родителей,  хронические  и  острые
заболевания  будущей  матери,  возраст  матери  моложе  18  лет  и  старше  30
лет ко времени рождения ребенка; патологическое течение беременности. В
период

родов

неблагоприятными

факторами

являются

затяжные,

стремительные  роды,  длительный  безводный  период,  оперативные
вмешательства и др.

К  группе  риска  относятся  также  дети,  лишенные  грудного

вскармливания  и  имеющие  плохие  социально-бытовые  условия,  дети  с
легкой степенью гипотрофии, паратрофии, часто болеющие и др.

В  методических  указаниях  Минздрава  СССР  (1987)  еще  более  четко

определен  контингент  детей  1-го  года  жизни,  относящихся  ко  II  группе
здоровья  (группы  риска  А  и  повышенного  риска  Б),  отражены  возможные
направленности  риска,  указано,  на  что  необходимо  обратить  внимание  в
различные  возрастные  периоды  1-го  года  жизни,  предложены  различные
планы  исследования  и  лечебно-оздоровительные  мероприятия.  Изложены
также особенности наблюдения за

детьми  с  аномалиями  конституции  (диатезами)  и  с  расстройствами

питания  (гипотрофия,  паратрофия),  больными  рахитом,  а,немиями  и  др.
При  нормализации  физического,  психического,  моторного  развития  эти
дети  переводятся  в  группу  здоровых.  Больные  дети  или  перенесшие
неоднократные  заболевания  на  1-м  году  жизни,  как  правило,  отстают  в
физическом и психомоторном развитии от своих сверстников.

Особенности имеет развитие недоношенных детей по сравнению с их

доношенными  сверстниками.  Исследования  В.  Е.  Ладыгиной  (1971)
позволили  наиболее  полно  охарактеризовать  физическое  развитие
недоношенного  ребенка,  особенности  его  организма  по  возрастным
периодам.

Недоношенным называется ребенок, родившийся раньше нормального

(«установленного») срока беременности. Это дети, родившиеся на 29—37-й
неделе  беременности,  имеющие  массу  тела  менее  2500  г  и  рост  менее  45
см.

В  соответствии  с  массой  тела  при  рождении  недоношенных  детей

принято  делить  на  следующие  группы:  1-я  группа  —  масса  тела  при
рождении 1000—1500 г; 2-я группа — 1501 — 2000 г; 3-я группа — 2001—
2500 г. Степень недоношенности детей при этом соответственно: 2

1

/2 — 2

мес; 2—1‘/2 мес; от 1 мес до нескольких недель.

У  недоношенных  детей,  не  успевших  завершить  полный  цикл

внутриутробного  развития,  обязательно  есть  признаки  незрелости,
несовершенны  функции  многих  органов  и  систем.  Их  возможности
приспособления

к

новым

условиям

существования

после

преждевременного  рождения  более  ограниченны,  чем  у  доношенных
новорожденных.  Чаще  всего  требуются  специальные  условия  для
выхаживания таких детей.

Пропорции  тела  также  отличэются  от  пропорций  доношенного

новорожденного.  У  преждевременно  рожденных  относительно  велика

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..