Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 6

 

 

сохранение  и  укрепление  здоровья

и

 °J

B6

Ha

 улучшить  обучение  родителей

правилам  гигиениче-t  о  воспитания'  и  -удода.'  за  детьми.  Там  же
настойчиво  °  комендуется  широкое  внедрение  методов  закаливания,
физических тренировок и других средств укрепления здоровья детей.

Где  обучать  родителей  для  того,  чтобы  они  стали  активными

сознательными помощниками специалистов ЛФК в выхаживании и полном
-оэ&оромекю-своего -ребенка к 1 — 1 ‘/г годам жизни? Мы нашли форму
обучения в виде «школы родителей» при кабинете ЛФК (или ОВЛ).

Как  осуществляется  обучение  родителей  в  этой  школе  элементам

методики ЛФК для занятий со своими детьми?

Прежде  всего  уже  на  первом>  приеме  в  кабинете  ЛФК  создается

единая  установка  в  семье  по  выхаживанию  ребенка.  Для  этого  в  кабинет
ЛФК  приглашаются  пришедшие  с  ребенком  все  члены  семьи,  а  не  только
одна  мама  с  ребенком.  Все  они  присутствуют  при  осмотре  ребенка,
слушают  советы  по  гигиеническому,  ортопедическому  режимам  и  др.,
наблюдают за техникой выполнения приемов массажа и упражнений.

Рекомендации подкрепляются памятками, выдаваемыми родителям на

руки.  При  этом  учитываются  индивидуальные  особенности  организма
ребенка.

Каково содержание памяток и как ими пользоваться?
В  памятке  N&:  1  родителе  .напоминают  устный-инструктаж,  который

они  получили  в  кабинете  ЛФК*  коротко  описываются  специальные
упражнения,  на  схемах-фигурках  указывав  ются  приемы  классического  и
точечного массажа, количество занятий в течение дня, продолжительность
каждого. Памятка рассчитана на несколько посещений, в ней указывается и
динамика состояния ребенка.

В  памятке  №  2  представлены  15  упражнений,  основанных  на

безусловных  рефлексах.  Справа  внизу  отмечаются  номера  упражнений,
рекомендованных  на  день  приема,  количество  занятий  в  день  и  число
повторений в них каждого упражнения. Карта эта может быть использована
в течение нескольких месяцев.

При  необходимости  на  руки  родителям  выдаются  отдельные  карты  с

упражнениями-иллюстрациями. В каждой карте (всего их Ц) представлены
упражнения,  стимулирующие  различные  функции  организма  ребенка,
.направленные  на  укрепление  тех  или  иных  мышечных  групп  туловища  и
конечностей.

Если на прием ;В кабинет ЛФК прикесяи'ребенка еки ослабленного, с

отставанием-  темпов  психомоторногара^,  вития,  но  без  выраженных

патологических

изменений*

родителям

выдается

примерный

комплекстимнастикия  маххя^,  жа  с  учетом  уровня  психомоторного
развития рейекка<на дедъ, приема, а не паспортного возраста." . < '

Для  контроля  за  усвоением  родителями  полученных,  иа.  первом

приеме  сведений  по  ЛФК  их  направляют  примерно  через  неделю  к
массажисту (врачу ЛФК) повторно с историей, развития, в которой врачом
ЛФК были отменены состояние ребенка и назначенные ему средства ЛФК.
Массажист'провеч.  ряет,  насколько  хорошо  родители  выполняют  приемы
массажа  и  упражнения  на  своем*  мальиие,  исправляет  ошибки  (родите-?;
ли сдают «зачет»). *

Третий  раз,  через  5—7  дней,  родители*  опять,  для.за  креплен  ния

навыков  по  домашнему  заданию  №  1

э

 посещают  кабинет  ЛФК.  Таким

образом, родители получают 3 консультации в течение 3 нед. * , . .

В  последующем.при*  динамическом  наблюдении  у  врача'  ЛФК  и  у

массажиста  и  соответствующих  новых  рекомендации  ях  по  реабилитации
малышей  родителям  даются  соответч  ,  ственно  домашние  задания  №  2,  3.
Интервалы между приемами у врача ЛФК — примерно 1 — 1 */2 мес.

Отдельные  приемы  и  упражнения  массажа,  рекомендо-ванные

родителям, должны проводиться ими дома дополни-> тельно как во время
курса в поликлинике, так и между курсами ЛФК.

Пополнять  свои  знания  родители  должны  и  на  занятиях  с  ребенком  в

поликлинике у массажиста.

Массажист-инструктор ЛФК, проводя при родителях (матери) занятие

ЛФК,  обращает  внимание  присутствующего,  члена  семьи  на  наиболее
важные  для  его  ребенка  отдельные  приемы  массажа  и  гимнастические
упражнения для проведения их в домашних условиях.

Для  более  эффективного  усвоения  родителями  знаний  по  ЛФК

применительно  к  своему  ребенку  во  время  обучения'  родителей
используется  наглядный  материал:  стенды,  картоте-:  ки  с  рисунками  и
текстом  к  ним;  куклы,  на  которых  показывай  ют,  каким  образом
использовать  отдельные  средства  ЛФК*  другие  пособия  (см.  приложение
7).

Опыт  показал,  что  эффективность  лечения  выше  там,  где

J

 родители

больше  знают,  умеют  и  сами  систематически,  регулярно,  ежедневно,  без
пропусков  работают  с  детьми  дома.,  Безусловно,  что  работа  родителей  с
детьми, имеющими неврологическую симптоматику, как правило, проходит
на фоне

ектозгшй  -Т^ийи,:  назначенной'  невро'натологом,  и  мед**

ка

^

сража  в

поликлинике.

курсо^

ojab

y

jmI

crBe'  случаев  положительная  динамика  состоя-^  гей,  ^

которыми  родители  занимались  систематически

НИЯ

лительно  дома,  дает

возможность  ограничиться  лечением

И  Д

ей  в  домашних  условиях.  Это

способствует  «рассасывав

де

Л

чч  па^еди  больных  детей  к  массажистам

поликлиники

НИЮ»

и

 тем  самым  освобождению  места  для  детей,  более  нуждающихся  в

массаже специалиста поликлиники.

Польза от применения рекомендуемых нами разнообраз-. ных методов

и

1

 средств  ЛФК  возрастает  многократно  при  содружественною,

единонаправленном  действии  медиков  и  родителей.  Эффект  будет  тем
больше,  чем  больше  родители  будут  контактировать  с  врачами  ЛФК  и
следовать

их

советам

(школа

родителей).

В

систематическом,

последовательном  и  скрупулезном  выполнении  требований  физического
воспитания  __  залог  успеха.  Лишь  в  этом  случае  можно  надеяться  на
полную  реабилитацию  детей  группы  риска  и  больных  1-го  года  жизни,
формирование полноценной личности.

Специальная часть

Глава 5

ВРОЖДЕННАЯ МЫШЕЧНАЯ КРИВОШЕЯ

Этиология.  Врожденная  мышечная  кривошея  является  следствием

врожденного порока развития грудиноключично-сосцевидной мышцы.

Травма во время родов, особенно при ягодичном предлежании, может

усугублять деформацию мышцы.

Патогенез  и  клиническая  картина;  Патологические  нарушения  в

грудиноключично-сосцевидной мышце^ изменяются с возрастом, ребенка.*
Если:  в  период  новорожденности  трудно  обнаружить  '  изменения  в*
мышце, то уже в возрасте 2—3 нед эта потерпевшая мышца значитель-i но
изменяется.  Она  утолщается  в  средней  или  нижнесредней  своей*  части,
уплотняется  и  укорачиваем  ся.  Это  ведет  к  появлению  плотной^
припухлости  на  пораженной  мыш?  це,  не  спаянной  с  подлежащими^
тканями.

У  большей  части  детей,  особенно  у  детей  леченых,  уплотнение  в

области

грудиноключично-сосцевидной*

мышцы

значительно

уменьшается*  или  исчезает.  У  меньшей  части  де-|  тей,  особенно  если
лечение  начато  поздно,  уплотнение  и  утолщение*!  мышцы  нарастают.
Мышца стано-

1

в«тся менее эластичной, укорачива-1 ется, с возрастом она

может стать и более тонкой, чем здоровая: пару- * шае-тся трофика тканей
мышцы.  Внешний  в-ид  ребенка  при  мышечной  кривошее-  характерен:
голова  наклонена  в  сторону  пораженной  мышцы  и  повернута  в
противоположную  сторону;  нередко  определяется  асимметрия  лица,
черепа.  Над-плечье  и  лопатка  при  выраженной  кривошее  расположены
выше на стороне поражения. Затылок со стороны, противоположной криво-

е

н

ередмо

г

скошен.:При  скошенности  затылка  врожденного

ше

^-

г1риобретенного  характера,  более  часто  проявляющейся

ИЛ

)ебенка  при

долихоцефальной форме черепа, когда ребенок

У ]

')жит голову’постоянно'на

одной стороне (правой или ^свойЬ м°

жет

Р

азвиться

вторичная кривошея

При  значительно  выраженной  кривошее  иногда  может  отвечаться  и

отставание в психомоторном развитии.

Лечебная  физкультура.  Возможно  раннее  начало  применения  ЛФК  в

комплексном  лечении  (физиотерапия,  ортопедические  укладки)  с  первых

недель

2

жизни ребенка обеспечит

наилучший эффект ■ . *
Специальные задачи*
1)  профилактика  осложнений  кривошеи  (асимметрия  лица,  головы,

изменения

3

зубочелюстного аппара^а;^рида

>

точных полостей носа, грудной

клетки, искривление позвоночника);

2) улучшение трофики пораженной мышцы;'

4

3)  уменьшение  и  полное'снятие  мышечной  контрактуры,  пораженной

мышцы  и  укрепление  мышцы  на  противоположной  (здоровой)  стороне
шеи;

4) нормализация объема движения шейного отдела позвоночника,
5)  стимуляция  поэтапного  возрастного  психомоторного  развития

ребенка, его возрастных реакций.

Методика  ЛФК

1

 Средства:  лечение  положением,  массаж,  физические

упражнения, некоторые специальные приемы массажа и тимнастики, в том
числе в теплой воде

Лечение  положением  (занимает  1  ‘/2—2  ч,  проводится  2—3  раза

х

 в

день). '

1. И. п.— лежа на спине. Ребенок находится в постели на полужестком

матраце  без  подушки.  Иногда  под  голову  ребенка  кладут  сложенную  в  4
раза льняную пеленку. Свет и игрушки должны быть со стороны кривошеи.

2. И п.—лежа на спине. Укладывают голову, шею, туловище ребенка в

срединное  (осевое)  положение  с  помощью  резинового  кольца,  обернутого
льняной  тканью,  положенного  под  затылок,  или  мешочков  с  песком
(солью),  зашитых  в  мягкий  материал,  с  наволочкой  (они  соединены
перемычкой  из  ткани)  Эти  мешочки  помещают  на  постели  или  с  обеих
сторон головы, или со стороны кривошеи (над надплечьями)

Для  укладки  головы  можно  также  использовать  «бублик»  сделанный

по размеру затылка ребенка из хлопчатобумажной ткани. , .

г

•" * •

г

- <

Обязательным  условием  лечения  положением  этого  заболевания

является  правильная  (осевая)  укладка  не  только  головы,  но  и  всего
туловища по отношению к голове. Для этого справа и слева вдоль туловища
ребенка  кладут  мешочки  с  песком  от  подмышек  до  колен  или  «скатки»  из
байкового, одеяла. , - . * - * г. • ••

При  скошенности  затылка,  когда  ребенок  держит  голову  па  одном  и

том  же  боку,  с  целью  профилактики  вторичной  криво-»  шеи  проводят
такую  же  корригирующую  укладку,  как  и-при  •мышечной-  кривошее.
Таким  образом,-положению  головы  и  туловища  укладками  придается

симметричное, осевое положение. ■ ,

Укладку надо проводить во время дневного сна ребенка. Это делается

в домашних условиях. Взрослые на время укладки (30—40 мин 2—3 раза в
день)  должны  находиться  вблизи  ребенка  и  следить  за  его  состоянием.
Головной  конец-матраца  •лучше  приподнять  на.  15—20°.  При  срыгивании
нужно  повернуть  голову  ребенка  набок.  Частые  срыгивания  исключают
предлагаемую укладку.

После  7—8  мес  жизни  для  коррекции  положения  головы  применяют

картонно-ватный  воротник  Шанца.  Можно  сделать  самим  «воротник»  из
картона,  обложенного  ватой  и  обшитого  марлей,  или  большого  ватного
валика.  Он  должен  быть  зафиксирован  с  помощью  бинта,  идущего  через
подмышечную область противоположной стороны, (рис. 10), Во время сна
осуществляется  поворот  лица  в  сторону  кривошеи.  Это  положение
фиксируется с помощью мешочка с песком.

Массаж.  С  самого  начала  комплексного  лечения  массаж  занимает

ведущее  место.  Массаж  проводится  в  положении  лежа  на  спине.  Для
расслабления  массируемой  мышцы  голова  должна  быть  наклонена  в
сторону  кривошеи.  Пораженную  мышцу  надо  массировать  мягко,
пластично.  Должны  проводиться  нежные  поглаживания,  растирания  в
сочетании с вибрацией.

Поглаживание проводят подушечками пальцев от уха к ключице, затем

подушечками  пальцев  делают  очень  легкое  постукивание  по  мышце,  а
затем  снова  ее  поглаживание.  Можно,  мягко  обхватив  мышцу  пальцами  с
обеих сторон, очень нежно покачивать ее, или, положив плашмя на мышцу
III  и  II  пальцы  (ладонной  поверхностью),  делать  легкие,  частые
колебательные (вибрационные) движения. После проведения этих приемов
массажа, ведущих к расслаблению

10. Бинтование при кривошее.
мышцы,  ее  очень  нежно,  легко  растягивают,  для  чего  массажные

движения проводят от середины мышцы к противоположным ее  концам  с
последующим поглаживанием ее уже от уха к ключице.

То  место,  где  мышца  утолщена  и  происходят  рубцовые  изменения,

надо  очень  мягко  и  пластично  поглаживать,  растирать,  слегка  растягивать,
разминать и вновь поглаживать, а затем снова массировать всю мышцу по
описанной выше методике. Массаж  мышцы  в  теплой  воде  (+36°  С),  когда
ребенок находится в ванне, улучшает эффективность лечения.

Одновременно  надо  всеми  приемами  массажа  укреплять  мышцы  шеи

противоположной, «здоровой», стороны, так как они растянуты, ослаблены,
а  также  мышцы  лица,  груди,  над-плечья,  спины.  Для  этого  делают  легкое
поглаживание,  растирание,  снова  поглаживание,  точечный  массаж
(укрепляющий  метод  —  см.  гл.  2),  поглаживание,  нежное  разминание  и
вновь поглаживание.

Физические упражнения проводятся после массажа.

д^ассаж и  физические  упражнения  в  поликлинике  проводят  курсами,

по  \15-^—25  занятий  ЛФК  за  один  курс;  количество  курсов  А  М;.  между
ними перерыв в 1 — 1 ‘Д мес. Количество занятий (процедур ЛФК) в курсе
лечения  и  самих  курсов  определяется  тяжестью  поражения  и  динамикой
состояния  ребенка.  Желательно,  чтобы  родители  занимались  с  ребенком
3__4 раза в течение дня по 5—15

,:

"мин.

Поеле  получения  курса  массажа  и  гимнастики  в  поликлинике

родители  должны  приходить  с  ребенком  на  прием  к  врачу  ЛФК  для
определения  врачом  динамики  общего  состояния  ребенка,  темпов  его
психомоторного,развития,  степени  нормализации  тонуса  шейных  мышц
ребенка,  назначения  его  на  повторный  курс  массажа  в  поликлинике.
Родители  на  этом  приеме  должны  получать  также  очередное  домашнее
задание  по  ЛФК.  Ребенок  находится  иод  наблюдением  ортопеда  и  врача
ЛФК до полного выздоровления.

Очень  целесообразно  Для  ребенка  с  кризошеей  проводить  лечебное

плавание  в  эанне  (35...36°  С)  в  поликлинике  и  дома.  Особенно  полезно
следующее  упражнение  в  ванне  с  водой.  В  положении  ребенка  лежа  йа
спине взрослый поддерживает его на поверхности одной рукой под голову
и  плечи,  а  1  и  II  пальцами  другой  руки  слегка  захватывает

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..