Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 9

 

 

возможно более полном объеме.

Общеукрепляющие и общеразвивающие упражнения.
После 3 мес жизни, помимо упражнений, основанных на, безусловных

рефлексах,

проводят

другие

упражнения

общеукрепляющего

и

общеразвивающего  характера,  фид  упраж-*  нений  и  их  дозировка  даются
ребенку  с  ^учетом-  степей^  отставания  его  психомоторных  функций,
динамики/патологии  ческого  процесса  и  разрешения  ортопеда  включать
активные упражнения в тазобедренных суставах.

При  комбинированном  лечении,  например  в  шине  Волкова,<

общеукрепляющие  упражнения  и  массаж  проводятся  в  объ^  еме,
допускаемом"  укладкой;  даются  упражнения  в  сгибании*  бедер  в
отведенном  положении  либо  ребенка  из  положения!  лежа,  переводят  в
положение сидя и обратно. V' „

Следует соблюдать общие правила по уходу за'ребенком ] с дисплазией

тазобедренных  суставов  (или  одногр  тазобедренного  сустава).  Этим
правилам родители обучаются в кабинете ЛФК (в школе родителей): ’ !

— постель ребенка надо сделать ровной, полужесткой; j
—  родители  должны  быть  обучены  в  поликлинике  основ-ным

упражнениям  -и  .производить  упражнениям  тазобедренных  суставах  на
отведение при перепеленывании, сочетая их с массажем ягодичных мышц,
общим  массажем,  основными  '  физическими  общеукрепляющими  и
общеразвивающими

упражнениями

в

соответствии

с

уровнем

психомоторного

развития,

который

может

быть

ниже

уровня

развитиясверстников.

При  возможных  осложнениях  после  снятия  шины  (напри-  «  мер*

вальгусная  установка  в  коленных  и  голеностопных  cycta  вах)  проводят
специальные упражнения и массаж (см. гл.' 8) :

Таким  образом,  в  ЛФК  при  дисплазии  тазобедренных  |  суставов

используется  сочетанный  метод  лечения:  положени-  j  ем,  приемами
массажа, специальными упражнениями в сочетании с общеукрепляющими
и  общеразвивающими  упражне-  ;  ниями  (см.  приложение  5),  а  также
упражнения  в  воде  (их  следует  проводить  по  той  же  методике,  что  и
упражнения № 1,

2,  3,  описанные  выше).  С  разрешения  ортопеда  рекомендуется

лечебное плавание. • '

Приспособления,  необходимые  для  долечивания  дисплазии  в

тазобедренных суставах: - -

1)  пристройка  к  детскому  стулу  для  сидения  с  широким  разведением

ног  (рис.  32),  для  этого  ближе  к  переднему  краю  сиденья  прикрепляется

круглый деревянный обрубок диаметром 12—15 см; »

2)  «ходилка»  со  специальной  подушкой-распоркой;  для  поддержания

отведения  в  тазобедренных  суставах  напротив  промежности  ребенка
укрепляется подушечка размером I5X ЮХЗ см (рис. 33);

3) сидение на коне-игрушке (игра);
4)  катание  на  трехколесном  велосипеде  без  педалей,  но  с  широким

седлом.

Обученным  в  поликлинике  родителям  надо  советовать  проводить

физические упражнения в сочетании с массажем 2—4 раза в,день по 5—10
мин.

Глава 8
ПЛОСКО-ВАЛЬГУСНАЯ УСТАНОВКА СТОП

Выявляются  изменения  связочно-мышечного  аппарата  стоп  у  ребенка

обычно  с  9—10  мес,  при  первых  попытках  его  к  самостоятельной  ходьбе
(относительная  слабость  сухожиль-но-связочного  аппарата  отмечена  на
стопе  до  6—7-летнего  возраста  даже  у  здоровых  детей)  [Голубева  JI.  Г.,
1974].

Этиология. Плоская и плоско-вальгусная установка стопы У детей 1-го

года  жизни  чаще  всего  наблюдается  у  ослабленных  детей  с  общей
мышечной  гипотонией.  Причины  ее  разнообразны:  частые  и  длительные
заболевания  ребенка  острыми  респираторными  вирусными  инфекциями,
бронхитами,

повторными

пневмониями;

недоношенность

с

внутриутробной  гипотрофией,  постгипоксическая  энцефалопатия,  рахит.
Рахит* как правило, осложняет течение этих заболеваний и еще боль-.

ше ослабляет ребенка, усугубляя ос
лабляя  мышечно-связочно-костный  .аппарат-сжош^г  о*)  k*i..  г  ,

Патогенез.  Плоско-вальгусная  установка^-  стоп.пя#®я>е

5

тся  следствием

указанных  причин.  Стопа  становится  более^цо-т  датливой,  под  влиянием
веса-  собственного  .  т§ла*>  ребенка  уплощается  ее  продольный  свод,-
опускается  внутренний  край  стопы,  что  нередко  сочетается  с  отведением
переднего*отдела  стопы  кнаружи,  пронацией  ее  пятки*  т.  е,  валыусодо
стопы.

•  Мышцы,  поддерживающие  свод  стопы  (супинаторы):  пере

г

 дняя  и

задняя  большеберцовые  мышцы,'  общий  сгибатель  пальцев  и  особенно
длинный  сгибатель  I  пальца  —  ослабляются  и  растягиваются;  связочный
аппарат при этрм также растягивается.

Плоско-вальгусная  установка  стоп  у  ребенка  до  одного  года  еще  не

может диагностироваться как истинное плоскостопие— деформация стопы.
У здорового ребенка 1-го. года жизни с хорошим мышечным тонусом могут
быть  естественно  плоские  стопы  (с  жировой  подушечкой  с  подошвенной
стороны).

Встречаются  и  врожденные,  формы  плоскостопия,  и  тогда  стопы

имеют  выраженную  плоскую  форму  —  «стопы-качалки»  или  «пресс-
папье».

Окончательно  формируются  своды  стоп  у  ребенка  при  нормальном

его  развитии  к  3—4  годам.  Однако  если  врач  или  инструктор  ЛФК
обнаруживает  у  ребенка  плоско-вальгусную  установку  стоп,  надо
своевременно принимать профилактические меры. Необходимо средствами
ЛФК увеличить общую жизнестойкость организма ребенка, укрепить  его
опорно-двигательный  аппарат,  в  том  числе*  связ.очно*мьщ1ечный  стоп,
чтобы  у  ребенка  не  образовалось  плоскостопие,  а  к  3—4  годам
сформировались нормальные своды стфп.

Если не проводить этих - профилактических и лечебных воздействий,

то  изменения  в  стопе,  в,  голеностопном.суставе  у  ослабленного  ребенка
нередко могут .прогрессировать.

Лечебная  физкультура.  ЛФК  проводится  сочетанным  методом,  при

котором  общеукрепляющие*,  общеразвирающие  упражнения  и  общий
массаж,  а  также  закаливание  '(см.  гл  2)  сочетаются  со  специальными
упражнениями и приемами массажа.

Специальные задачи:
1)  укрепление  мышц,  суставов  и  костно-связочного,  аппарата  стоп  и

голеней, особенно мышц, формирующих- и поддерживающих продольный
свод  стопы  (массаж  и  упражнения  для  ног  с  акцен.том  на  укрепление
передней  и  внутренней  гр.упр  мышц  голени,  стопы,  пальцев,  особенно  I.
пальца).;

2^

ч

к<Ур1>е

,

1

!

сций^неправшьного  положения  стоп  нормализация

положения  ее  внутреннего  свода,  исправление  прониро-

в

aHHO'f'©

положения* пятки и отведение переднего'отдела стоп кнаружй;

3}

подбор

рациональной

обуви

для

малыша,

начинающего

ношение^непостоянно) обуви со специально сделанными корригирующими
набойками (лечение положением) \

Комплексы  общеразвивающих  и  общеукрепляющих  упражнений

5

й

массажа  для  здоровых  детей  1-го  года  жизни  см.  в  приложении  6.  Выбор
того или иного комплекса определяется уровнем психомоторного развития
наблюдаемого ребенка, который не всегда совпадает с должным развитием
— по паспортному возрасту.

Методика  лечебной  физкультуры.  Лечение  положением\

При

выраженной  плоско-вальгусной  стопе  на  ботинок  с  внутренней  стороны
подошвы  набивают  набойку;  благодаря  которой  продольный  свод  стопы
занимает более высокое положение, высота набойки с внутренней стороны
ботинка равна 2—5 мм, к наружной стороне подошвы набойка уплощается
(сходит  на  нет  —  рис.  34).  Прежде  чем  набить  на  подошву  набойку,  надо

снять каблук, а затем, после установления на подошве набойки,— прибить
его. При вальгусном положении пятки ее тоже надо поднять, набив набойку
высотой 2—4 мм на каблук с внутренней стороны.

Носить целый день обувь * с ‘ набойками

5

для коррекции положения

стопы не следует* так как'стопа «привыкнет» к таким «костылями.

v

-

4

Между тем необходимо, чтобы сам связочно-мышечный аппарат стопы

ребенка  был  активизирован,  для  чего  рекомендуются  массаж  и
специальные упражнения, проводимые повторно в течение дня.

Полезно менять в течение дня обувь (ботинки и туфли) с набойками на

обычную,  правильно  подобранную.  В  мягкой,  валяной-  обуви  ходить
нельзя.

-  Приспособления  набойки  для  коррекцийчюло^кеййя

4

стопы  —  надо

делать  на  рационально  подобранной  для  лйалъгша  обуви.  Она  должна
отвечать  следующим  требоваздам:  ботинок  должен  быть  несколько  выше
щиколоток; задник^'твердый. Подошва упругая (не мягкая, но и не

1

совсем

жесткая). Шнуровка ботинка должна обеспечить фиксацию голеностопного
сустава. Пальцы ног свободны (не стиснуты)'. Летни^

-  туфли  должны  отвечать  тем  же  требованиям*  естественно,  кроме

высоты  задника.  Фиксация  голеностопного  сустава  обеспечивается  также
шнуровкой.

Ношение такой обуви можно рассматривать как определенную укладку

с фиксацией. В этом положении можно наиболее физиологично выполнять
упражнения в ходьбе.

Массаж.  Проводится  массаж  передней  и  внутренней  групп  мышц

голеней,  стоп  и  пальцев,  особенно  I  пальца,  для  улучшения  их
супинаторных  функций  (приемы  поглаживания,  растирания,  разминания).
Для  наружных  групп  мышц  голеней  и  стоп  применяются  приемы
поглаживания, легкого растирания, вибрации.

Массаж  сочетают  с  лечебной  гимнастикой,  его  делают  до  и  после

гимнастики.

Физические  упр  а  ж  н  е  н  и  я  .  Пассивные  упражнения  надо

проводить медленно, пластично.

1. И. п.— лежа на спине. Сгибание и разгибание стоп в голеностопных

суставах  проводятся  поочередно  для  правой  и  левой  ноги.  Одноименной
рукой производится сгибание — разгибание стопы, другой — фиксируется
голеностопный сустав. , ' '

2.  Приведение  стоп  в  такое  положение,  чтобы  етупни  обеих  ног

касались друг друга.

3.  Вращение  стоп  в  голеностопных  суставах  (поочередно)  в  обе

стороны.  Одноименная  рука  массажиста  производит  движения,  другая  —
поддерживает голень в нижней трети.

4.  Гиперкоррекция  положения  стоп  в  том  случае,  если  в  положении

стоя  и  при  ходьбе  ребенок  отклоняет  кнаружи  передние  отделы  стоп
больше  физиологического  положения.  Массажист-инструктор  ЛФК  левой
рукой  фиксирует  его  одноименный  голеностопный  сустав,  правой  рукой
захватывает  передний  отдел  левой  стопы  ребенка  так,  чтобы  ладонь
«желобом»  обхватывала  стопу  ребенка  снаружи,  а  четыре  пальца
массажиста  находились  на  тыльной  стороне  стопы,  I  палец  фиксирует
стопу  со  стороны  подошвы  (рис.  35).  Таким  образом,  массажист  своей
правой рукой делает гиперкоррекци-онные движения левой стопы ребенка,
т. е. переводит передний отдел стопы кнутри.

Активные упражнения с помощью взрослого (массажиста-инструктора

ЛФК поликлиники или обученных родителей дома).

1.  И.  п.—  сидя  на  стуле  (с  10  мес).  Захват  пальцами  ноги  мелких

предметов (карандашей, палочек).

2.  И.  п.—  сидя  на  полу,  на  коврике  по-турецки  (рис.  36)  Взрослый

держит  ребенка  за  руки.  По  его  просьбе  «встань»,  ребенок  встает  на
наружные края стоп — взрослый слегка помогает ему; при этом у ребенка в
положении  стоя  —  ноги  скрестно,  по  возможности  прямые.  При
повторении  упражнения  —  менять  положение  ног  ребенка  так,  чтобы  в  и.
п. сидя сверху была поочередно то левая, то правая нога. Иногда требуется
помощь  еще  одного  человека  (один  придерживает  стопы  ребенка,  другой
поддерживает его за руки).

3.  И.  п.—  стоя  лицом  к  массажисту-инструктору  ЛФК,  который

поддерживает ребенка под мышки, а затем и за руки.

Приседание  на  полную  ступню;  следить  за  тем,  чтобы  стопы  были

параллельны.

4.  И.  п.—  то  же.  Массажист-инструктор  ЛФК  побуждает  ребенка

встать на пальцы ног, потянуться вверх к игрушке.

Упражнения  в  ходьбе.  1—2  из  описанных  6  упражнений  должны

войти  в  занятие  (процедуру)  ЛФК.  Продолжительность  каждого  из  этих
упражнений — 2—6 мин.

1. Для детей 6—8 мес ходьба с поддержкой под мышки по насыпанной

в ящик или большую коробку манной или пшенной крупе (слоем 2—3 см)
или дробленой другой крупе (в осенне-зимнее время).

2. Ходьба (с помощью) в теплой воде в большой ванне, на дно которой

положена  мелкая  гладкая  галька;  по  буклиро-ванному  резиновому  коврику
(вода в ванне немного выше щиколотки, температура 34...36 °С).

3.  Ходьба  с  помощью  взрослого  (к  11  —  12  мес)  по  ребристой  доске

(рис. 37, а).

4. Ходьба (к 12 мес) по двускатной ребристой доске (рйс.
37, б) с помощью взрослого, поддерживающего ребенка за руки.
5.  Ходьба  (к  12  мес)  по  одной  ребристой  доске  с  зацепом  так,  чтобы

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..