"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 6

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

 

"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 6

 

                                        

   Нетрудно заметить,  что  фигуры  цыганок возникают в

"Распутьях" и в "Городе" в том ряду образов и сцен, ко-

торые так или иначе связаны с обращением Блока к совре-

менной  действительности  и  противопоставлены  в  этом

смысле "Стихам о Прекрасной Даме". Это особенно заметно

в стихотворении "Мне гадалка с морщинистым ликом...". В

стихотворении  этом  встречаем  характерный  для  цикла

"Распутья" мотив бегства,  в конечном итоге связанный с

уходом  поэта  из  мира  Прекрасной  Дамы в современную

действительность. Герой убегает от "Нее" в город:     

  

   Там - бессмертною волей томима,                    

   Может быть, призывала Сама...                      

   Я бежал переулками мимо -                          

   И меня поглотили дома (1, 305).                     

 

 В этом-то городе,  "под темным крыльцом" (ср.  конт-

растное:  "крыльцо Ее словно паперть" - 1, 299), поэт и

встретил гадалку.  В стихотворении  "По  берегу  плелся

больной  человек..."  "в дымящийся город везли балаган"

(1, 311). В стихотворениях "Потеха! Рокочет труба..." и

"С  каждой  весною  пути мои круче..." цыганки гадают и

поют в балагане,  составляя неотъемлемую часть того  же

мира  действительности,  который  сменил во втором томе

лирики Блока гармонический,  но отвлеченный идеал "Сти-

хов о Прекрасной Даме".                               

   Отношение Блока  к  этому  новому  для  него  миру в

1903-1905 гг.  очень сложно. С одной стороны, как отме-

чают  исследователи,  в  творчестве Блока именно сейчас

появляется тема "резких социальных и  бытовых  контрас-

тов" современной жизни',  ноты романтического "протеста

и неприятия  конкретной  действительности"2.  Но  рядом

идет  и вторая,  не менее важная линия - принятие мира,

этой,  посюсторонней действительности,  отталкивание от

мистики  первого тома.  Поэт все чаще ощущает красоту и

привлекательность окружающего.                        

   Правда, иногда это "примирение с  действительностью"

получало  на первых порах (по контрасту с мироощущением

"Стихов о Прекрасной Даме") характер  полного  принятия

всякого земного бытия,  независимо от нравственной сущ-

ности явлений и событий.  Характерно, например, появле-

ние  в "Распутьях" и особенно в "Городе" и "Разных сти-

хотворениях" второго тома произведений, где даже смерть

рисуется в тонах "эстетизации" ("День поблек, изящный и

невинный...",  "В голубой далекой спаленке..."  и  дру-

гие).  Неизбежным  результатом такого "всеприятия" была

подмена этической оценки изображаемого "чисто"  эстети-

ческой - то "декадентство",  которое Блок сам так остро

чувствовал и так не любил впоследствии  в  своем  твор-

честве 1903-1906 гг.                                  

   Однако бесспорный  привкус  этического релятивизма и

эстетизации в ряде стихотворений "Распутий"  и  второго

тома  не должен закрывать от нас сильных сторон "приня-

тия мира" в лирике этого периода.  Прежде всего,  поэт,

"принявший мир,  как звонкий дар",  принял не "действи-

тельность вообще".  Предельно отвлеченному, обобщенному

 "космическому" и пантеистическому - идеалу "Стихов о

Прекрасной Даме"  противопоставлена  современная  жизнь

как  имеющая  некую положительную ценность "сама по се-

бе", вне мистических абстракций. И хотя Блоку этого пе-

риода подчас кажется,  что ценность земного мира только

в его красоте,  однако по существу дорога от "Распутий"

к "Городу" вела к тем элементам конкретно-исторического

мышления,  которые будут так важны для Блока 1910-х гг.

"Вечной" природе "Стихов о Прекрасной Даме" противопос-

тавлен город - результат истории, то "сегодня", в кото-

ром поздний Блок увидит "зерна будущего".             

   Не менее важно и другое.  Герой "Стихов о Прекрасной

Даме",  принципиально противопоставленный "людям", сме-

няется новым, всей душой ощутившим:                   

  

   Есть лучше и хуже меня,                             

   И много людей и богов [2, 104).                     

 


 Орлов Вл.  Александр Блок:  Очерк творчества.  М.,

1956. С. 63. 2 Тимофеев Л. И. Александр Блок. М., 1957.

С. 58.                    


                           

Герой "Распутин" и второго тома постепенно  все  больше

сближается  с  людьми,  ощущает  нерасторжимое единство

своего "я" и народа.                                  

   И наконец,  именно в 1903-1906 гг. в поэзии А. Блока

усиливаются антиаскетические настроения. Хотя поэтичес-

кий идеал Блока и в "Стихах о Прекрасной Даме" ни в ко-

ей мере не сводится к прославлению аскетизма, самоотре-

чения,  однако он все же мыслился как противопоставлен-

ный "грубым" земным страстям.  В период преодоления со-

ловьевской "догматики" Блок учится видеть красоту  зем-

ных  чувств  и эмоций,  не озаренных "небесным" огнем и

все же имеющих  право  на  существование  и  достаточно

прекрасных сами по себе.                              

Прославляется земная, чувственная страсть:          

  

Всем, раскрывшим пред солнцем тоскливую грудь      

    На распутьях, в подвалах, на башнях -             

   хвала! Солнцу, дерзкому солнцу, пробившему путь, - 

   Наши гимны, и песни, и сны - без числа!..          

  

Золотая игла!

Исполинским лучом пораженная мгла!

   

   Опаленным, сметенным,  сожженным дотла - Хвала!  (2,152)

                                                  

   Представление о необходимости  нравственных  догм  и

нравственного самоограничения,  никогда не бывшее орга-

ническим для Блока,  но оказавшее на него  в  1900-1902

гг.  некоторое влияние,  теперь сменяется идеалом воли,

безграничной свободы личности:                        

  

   Да буду я - царь над собой...                      

  

   Я сам свою жизнь сотворю,                          

   И сам свою жизнь погублю,                          

   Я буду смотреть на Зарю                            

   Лишь с теми, кого полюблю (2, 104).                

  

Но совершенно неверно было бы видеть в этих и подоб-

ных стихотворениях только этический релятивизм, индиви-

дуализм.  Напротив,  именно теперь образы героев ярких,

красочных постепенно сливаются в сознании Блока с обра-

зом народа:                                           

  

   Я думал о сбывшемся чуде...                        

   А там, наточив топоры,                             

   Веселые, красные люди,                             

   Смеясь, разводили костры (1, 271).                 

  

   Были улицы пьяны от криков,                        

     Были солнца в сверканьи витрин,                      

      Красота этих женственных ликов!                       

   Эти гордые взоры мужчин!                            

 

 Это были цари - не скитальцы! и т. д. (2, 159)     

  

В этом-то  мире  земной,  сегодняшней  жизни находят

объяснение и образы цыган.                            

   С одной стороны,  они связаны с представлением о се-

годняшнем мире как роковом,  несущем в себе проклятье и

гибель:                                                

  

   Потеха! Рокочет труба,                             

   Кривляются белые рожи,                             

   И видит на флаге прохожий                          

   Огромную надпись: "Судьба".                        

                                               

   Гаданье! Мгновенье! Мечта!..                       

   И, быстро поднявшись, презрительным жестом         

   Встряхнула одеждой над проклятым местом,           

   Гадает... и шепчут уста (2, 66).                    

 

 Вместе с тем образ цыганки - "гадалки смуглее  июль-

ского дня",  ее "быстрых,  смуглых рук", ее слов "слаще

звуков Моцарта" - это образ яркой красоты.  Стихотворе-

ние можно было бы истолковать как полностью романтичес-

кое, построенное на воспевании роковой страсти, судьбы,

проклятья,  если  бы  не своеобразное истолкование этих

понятий в лирике Блока,  не весь  поэтический  контекст

второго  тома.  В  общем же контексте лирики этих лет и

"гадалка смуглее июльского дня" - образ,  близкий к об-

разу "вольной девы в огненном плаще", кометы и т. д., -

не противопоставлена (в отличие от Прекрасной Дамы) ми-

ру жизни действительной,  а составляет его часть, такую

же сложную, противоречивую, как и он сам. Поэтому, хотя

романтическая  традиция  и  важна для осмысления образа

цыганки-"судьбы" (непостижимой,  таинственной, овеянной

своеобразной "мистикой повседневности"),  но отсутствие

типично-романтической антитезы "будней" и "поэзии"  вы-

водит эти стихотворения из рамок данной традиции.     

   Интереснее "цыганская тема" раскрывается в "По бере-

гу плелся больной человек...".  Хотя хронологически это

стихотворение предшествует рассмотренному выше, но, ху-

дожественно многогранное и глубокое,  оно предваряет те

образы  цыганок,  которые  появятся  в творчестве Блока

позже, в 1907- 1909 гг.                               

   В стихотворении четко противостоят  друг  другу  два

мира: "больного человека" и "цыган".                  

   "Больной человек" страдает:  "по берегу плелся боль-

ной человек",  он  "стонал",  "подбежал,  ковыляя,  как

мог",  "и  сам надорвался,  и пена у губ" (/,  311) - и

умирает.                                              

   Миру страдания и смерти противостоит мир цыган.  Это

мир красоты ("красивых цыганок", "цыганочка смуглую ру-

ку дала"),  веселья и бурных страстей ("пьяных  цыган",

которые  "сыпали  шутки,  визжали с телег").  Это - как

видно из заключительной строфы - мир искусства и свобо-

ды ("И с песней свободы везла до села...").           

   Итак, на одном полюсе - страдание и смерть,  на дру-

гом - красота и сила свободной жизни.  При этом   что

очень  важно  для Блока - и тот и другой миры - земные,

"здешние",  это как бы разные стороны одной  и  той  же

многогранной и многоликой жизни.  Очевидно и другое: из

этих двух миров бесконечно более притягателен для Блока

мир цыганский,  сильный,  яркий и радостный.  Страдания

"больного человека"  не  вызывают  особого  сочувствия.

Стилистическая окраска столь далеких от лексики "Стихов

о Прекрасной Даме" слов,  как "плелся", "тащился", "ко-

выляя",  скорее пренебрежительная, чем сострадательная.

Ощущение смерти совершенно сглаживается ликующей  "пес-

ней  свободы" цыган.  Да и сама смерть лишена трагизма,

поскольку все изображается эстетизированно,  декоратив-

но:                                                    

  

   Цыганка в телегу взяла его труп.                   

  

   С собой усадила в телегу рядком,                   

   И мертвый качался и падал ничком (1, 311).          

 

 Что же  перед нами - декадентский субъективизм,  хо-

лодное пренебрежение к страданию и гибели, прославление

"красоты,  несмотря ни на что" (Д.  С. Мережковский)? И

да, и - в основном - нет. Да - потому что вопрос о цен-

ности человека еще не стоит перед поэтом во всей остро-

те,  потому что смерть в стихотворении эпизодична и ма-

лозначима, а манящий мир "красивых цыганок и пьяных цы-

ган", разумеется, весьма далек даже от "Истины и Добра"

Прекрасной  Дамы.  Страдание не облекается сочувствием,

скорее отталкивает безобразием, - красота притягательна

и без доброты...                                      

   Но стихотворение  отнюдь  не  умещается  в  подобную

трактовку;  оно неизмеримо глубже декадентской "эстети-

зации зла" и далеко ее перерастает.                   

   Прежде всего обращает на себя внимание характеристи-

ка "больного человека".  В маленьком (16 строк) стихот-

ворении, где особо значима каждая деталь, дважды повто-

ряется, что "больной человек" тащит куль: "рядом тащил-

ся с кульком человек",  он "бросил в телегу тяжелый ку-

лек".  Если пытаться "рационально" расшифровать  сюжет,

то, собственно, куль и есть причина гибели человека:  

  

              ...бросил в телегу тяжелый кулек.                  

    И сам надорвался, и пена у губ.          

  

Другая деталь   в  характеристике  героя   "село",

третья - "жена".  Итак, жалкий, страдающий и погибающий

от невозможности расстаться с "тяжелым кульком" человек

- это селянин, обладатель неведомой нам собственности и

законной  жены.  Жалкая  жизнь оказывается жизнью собс-

твенника, "мещанина".                                 

   Однако антимещанская окраска  стихотворения  еще  не

определяет полностью позиции Блока.  Ведь "критику" ме-

щанства можно было найти и в творчестве Д. Мережковско-

го,  и в поэзии Ф. Сологуба. Под флагом антимещанства в

конце XIX - начале XX в. нередко шла проповедь ницшеан-

ского "сверхчеловека", декадентской или традиционно ро-

мантической исключительной личности.  Если к этому при-

бавить, что мещанству в этих случаях всегда противосто-

ит герой сильный и красивый, то сходство со стихотворе-

нием Блока получится как будто бы полное. С другой сто-

роны,  однако, мы видели, что противопоставление безво-

лия и энергии, скуки и яркости, серости и красоты могло

иметь и глубоко демократический смысл и характеризовало

даже  раннее творчество М.  Горького.  Где же критерий,

водораздел ницшеанских и  демократических  тенденций  в

изображении  "прекрасного и сильного человека" и по ка-

кую сторону его находится стихотворение А. Блока?     

   Поскольку основополагающей для русского демократизма

XIX в.  являлась мысль о "человеке и его счастье" (Доб-

ролюбов) как высшей ценности,  а о народе как  о  сумме

личностей,  повторяющей  в  своей совокупности свойства

входящих в него индивидов,  постольку, по-видимому, ос-

новным различающим признаком является то, в каком отно-

шении находится "сильная и прекрасная личность"  и  на-

род, масса. Для декадента (как и для традиционно-роман-

тической точки зрения) эти понятия решительно  противо-

поставлены.  Сильная  и  прекрасная личность может даже

любить народ, жертвовать собой во имя его интересов, но

по  природе  своей  она  неизмеримо выше серой и пошлой

толпы'.  С этим связано и другое:  "сильная  личность",

как правило,  проецируется на автора,  является если не

прямо лирическим "я", то, по крайней мере, его романти-

ко-субъективистским alter ego.                        

   Ничего подобного  в  стихотворении "По берегу плелся

больной человек..." мы  не  находим.  Яркость,  красоч-

ность,  страстность  и  веселье  характеризуют здесь не

обособленную личность,  а именно народ - цыган как  це-

лое.  Не случайно в начале стихотворения дается коллек-

тивный портрет "красивых цыганок и пьяных цыган", кото-

рые "сыпали шутки, визжали с телег". Дальше с этим "хо-

ром" сопоставляются два героя,  находящиеся,  однако, в

совершенно  разном к нему отношении:  "цыганка" - часть

хора,  народа,  человек с кульком - его антипод. Строки

стихотворения  постоянно переносят нас от цыган и цыга-

ночки к "больному человеку" и назад, создавая целую се-

рию антитез, особенно подчеркиваемых анафорой:        

 

    И сыпали шутки, визжали с телег.                   

   И рядом тащился с кульком человек -                 

  

   и т. д., вплоть до заключительного:                

  

   И с песней свободы везла до села.                  

   И мертвого мужа жене отдала (курсив наш. - Ю. Л.. 3.

М.).                                                   

  


1 Может быть (хотя для рассматриваемой  эпохи  и  не

очень  характерен)  и  иной поворот темы,  как будто бы

противоположный описанному:  сильная и  яркая  личность

осуждается от имени "сверхличностного" народного начала

(позднеромантическая поэзия,  Ф.  М. Достоевский). Но и

здесь  сохраняется неизменной сама антитеза и представ-

ление о родственности индивидуального и индивидуалисти-

ческого начал в человеке.                             


 

В целом контраст,  на котором построено  стихотворение,

может  быть охарактеризован так.  Мир уныния,  болезни,

смерти - это мир,  противостоящий народной  жизни,  мир

отдельности,  собственности ("больной человек" - владе-

лец кулька,  а мертвый - он сам "собственность"  жены).

Мир страстей,  веселья, красоты и свободы - это мир на-

родный.  Народ - совокупность ярких личностей,  а яркая

личность - часть "хора".  При этом совершенно бесспорно

и то,  что при всей большей близости самому Блоку  пос-

леднего  мира он никак не отождествляется в стихотворе-

нии с лирическим голосом автора (первые  попытки  Блока

слить свой голос с голосом народа или человека из наро-

да относятся к более позднему времени -  к  "чердачному

циклу"  1906-1907 гг.).  Оба контрастных мира - вне ав-

торского "я",  но и не в мистическом мире  идей   это

контрасты разных укладов жизни, раскрытые как контрасты

характера и по-разному оцененные автором.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   104  105  106  107  108  109  ..