|
|
содержание .. 104 105 106 107 108 109 ..
"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 6
Нетрудно заметить, что фигуры цыганок возникают в "Распутьях" и в "Городе" в том ряду образов и сцен, ко- торые так или иначе связаны с обращением Блока к совре- менной действительности и противопоставлены в этом смысле "Стихам о Прекрасной Даме". Это особенно заметно в стихотворении "Мне гадалка с морщинистым ликом...". В стихотворении этом встречаем характерный для цикла "Распутья" мотив бегства, в конечном итоге связанный с уходом поэта из мира Прекрасной Дамы в современную действительность. Герой убегает от "Нее" в город:
Там - бессмертною волей томима, Может быть, призывала Сама... Я бежал переулками мимо - И меня поглотили дома (1, 305).
В этом-то городе, "под темным крыльцом" (ср. конт- растное: "крыльцо Ее словно паперть" - 1, 299), поэт и встретил гадалку. В стихотворении "По берегу плелся больной человек..." "в дымящийся город везли балаган" (1, 311). В стихотворениях "Потеха! Рокочет труба..." и "С каждой весною пути мои круче..." цыганки гадают и поют в балагане, составляя неотъемлемую часть того же мира действительности, который сменил во втором томе лирики Блока гармонический, но отвлеченный идеал "Сти- хов о Прекрасной Даме". Отношение Блока к этому новому для него миру в 1903-1905 гг. очень сложно. С одной стороны, как отме- чают исследователи, в творчестве Блока именно сейчас появляется тема "резких социальных и бытовых контрас- тов" современной жизни', ноты романтического "протеста и неприятия конкретной действительности"2. Но рядом идет и вторая, не менее важная линия - принятие мира, этой, посюсторонней действительности, отталкивание от мистики первого тома. Поэт все чаще ощущает красоту и привлекательность окружающего. Правда, иногда это "примирение с действительностью" получало на первых порах (по контрасту с мироощущением "Стихов о Прекрасной Даме") характер полного принятия всякого земного бытия, независимо от нравственной сущ- ности явлений и событий. Характерно, например, появле- ние в "Распутьях" и особенно в "Городе" и "Разных сти- хотворениях" второго тома произведений, где даже смерть рисуется в тонах "эстетизации" ("День поблек, изящный и невинный...", "В голубой далекой спаленке..." и дру- гие). Неизбежным результатом такого "всеприятия" была подмена этической оценки изображаемого "чисто" эстети- ческой - то "декадентство", которое Блок сам так остро чувствовал и так не любил впоследствии в своем твор- честве 1903-1906 гг. Однако бесспорный привкус этического релятивизма и эстетизации в ряде стихотворений "Распутий" и второго тома не должен закрывать от нас сильных сторон "приня- тия мира" в лирике этого периода. Прежде всего, поэт, "принявший мир, как звонкий дар", принял не "действи- тельность вообще". Предельно отвлеченному, обобщенному - "космическому" и пантеистическому - идеалу "Стихов о Прекрасной Даме" противопоставлена современная жизнь как имеющая некую положительную ценность "сама по се- бе", вне мистических абстракций. И хотя Блоку этого пе- риода подчас кажется, что ценность земного мира только в его красоте, однако по существу дорога от "Распутий" к "Городу" вела к тем элементам конкретно-исторического мышления, которые будут так важны для Блока 1910-х гг. "Вечной" природе "Стихов о Прекрасной Даме" противопос- тавлен город - результат истории, то "сегодня", в кото- ром поздний Блок увидит "зерна будущего". Не менее важно и другое. Герой "Стихов о Прекрасной Даме", принципиально противопоставленный "людям", сме- няется новым, всей душой ощутившим:
Есть лучше и хуже меня, И много людей и богов [2, 104).
Орлов Вл. Александр Блок: Очерк творчества. М., 1956. С. 63. 2 Тимофеев Л. И. Александр Блок. М., 1957. С. 58.
Герой "Распутин" и второго тома постепенно все больше сближается с людьми, ощущает нерасторжимое единство своего "я" и народа. И наконец, именно в 1903-1906 гг. в поэзии А. Блока усиливаются антиаскетические настроения. Хотя поэтичес- кий идеал Блока и в "Стихах о Прекрасной Даме" ни в ко- ей мере не сводится к прославлению аскетизма, самоотре- чения, однако он все же мыслился как противопоставлен- ный "грубым" земным страстям. В период преодоления со- ловьевской "догматики" Блок учится видеть красоту зем- ных чувств и эмоций, не озаренных "небесным" огнем и все же имеющих право на существование и достаточно прекрасных сами по себе. Прославляется земная, чувственная страсть:
Всем, раскрывшим пред солнцем тоскливую грудь На распутьях, в подвалах, на башнях - хвала! Солнцу, дерзкому солнцу, пробившему путь, - Наши гимны, и песни, и сны - без числа!..
Золотая игла! Исполинским лучом пораженная мгла!
Опаленным, сметенным, сожженным дотла - Хвала! (2,152)
Представление о необходимости нравственных догм и нравственного самоограничения, никогда не бывшее орга- ническим для Блока, но оказавшее на него в 1900-1902 гг. некоторое влияние, теперь сменяется идеалом воли, безграничной свободы личности:
Да буду я - царь над собой...
Я сам свою жизнь сотворю, И сам свою жизнь погублю, Я буду смотреть на Зарю Лишь с теми, кого полюблю (2, 104).
Но совершенно неверно было бы видеть в этих и подоб- ных стихотворениях только этический релятивизм, индиви- дуализм. Напротив, именно теперь образы героев ярких, красочных постепенно сливаются в сознании Блока с обра- зом народа:
Я думал о сбывшемся чуде... А там, наточив топоры, Веселые, красные люди, Смеясь, разводили костры (1, 271).
Были улицы пьяны от криков, Были солнца в сверканьи витрин, Красота этих женственных ликов! Эти гордые взоры мужчин!
Это были цари - не скитальцы! и т. д. (2, 159)
В этом-то мире земной, сегодняшней жизни находят объяснение и образы цыган. С одной стороны, они связаны с представлением о се- годняшнем мире как роковом, несущем в себе проклятье и гибель:
Потеха! Рокочет труба, Кривляются белые рожи, И видит на флаге прохожий Огромную надпись: "Судьба".
Гаданье! Мгновенье! Мечта!.. И, быстро поднявшись, презрительным жестом Встряхнула одеждой над проклятым местом, Гадает... и шепчут уста (2, 66).
Вместе с тем образ цыганки - "гадалки смуглее июль- ского дня", ее "быстрых, смуглых рук", ее слов "слаще звуков Моцарта" - это образ яркой красоты. Стихотворе- ние можно было бы истолковать как полностью романтичес- кое, построенное на воспевании роковой страсти, судьбы, проклятья, если бы не своеобразное истолкование этих понятий в лирике Блока, не весь поэтический контекст второго тома. В общем же контексте лирики этих лет и "гадалка смуглее июльского дня" - образ, близкий к об- разу "вольной девы в огненном плаще", кометы и т. д., - не противопоставлена (в отличие от Прекрасной Дамы) ми- ру жизни действительной, а составляет его часть, такую же сложную, противоречивую, как и он сам. Поэтому, хотя романтическая традиция и важна для осмысления образа цыганки-"судьбы" (непостижимой, таинственной, овеянной своеобразной "мистикой повседневности"), но отсутствие типично-романтической антитезы "будней" и "поэзии" вы- водит эти стихотворения из рамок данной традиции. Интереснее "цыганская тема" раскрывается в "По бере- гу плелся больной человек...". Хотя хронологически это стихотворение предшествует рассмотренному выше, но, ху- дожественно многогранное и глубокое, оно предваряет те образы цыганок, которые появятся в творчестве Блока позже, в 1907- 1909 гг. В стихотворении четко противостоят друг другу два мира: "больного человека" и "цыган". "Больной человек" страдает: "по берегу плелся боль- ной человек", он "стонал", "подбежал, ковыляя, как мог", "и сам надорвался, и пена у губ" (/, 311) - и умирает. Миру страдания и смерти противостоит мир цыган. Это мир красоты ("красивых цыганок", "цыганочка смуглую ру- ку дала"), веселья и бурных страстей ("пьяных цыган", которые "сыпали шутки, визжали с телег"). Это - как видно из заключительной строфы - мир искусства и свобо- ды ("И с песней свободы везла до села..."). Итак, на одном полюсе - страдание и смерть, на дру- гом - красота и сила свободной жизни. При этом - что очень важно для Блока - и тот и другой миры - земные, "здешние", это как бы разные стороны одной и той же многогранной и многоликой жизни. Очевидно и другое: из этих двух миров бесконечно более притягателен для Блока мир цыганский, сильный, яркий и радостный. Страдания "больного человека" не вызывают особого сочувствия. Стилистическая окраска столь далеких от лексики "Стихов о Прекрасной Даме" слов, как "плелся", "тащился", "ко- выляя", скорее пренебрежительная, чем сострадательная. Ощущение смерти совершенно сглаживается ликующей "пес- ней свободы" цыган. Да и сама смерть лишена трагизма, поскольку все изображается эстетизированно, декоратив- но:
Цыганка в телегу взяла его труп.
С собой усадила в телегу рядком, И мертвый качался и падал ничком (1, 311).
Что же перед нами - декадентский субъективизм, хо- лодное пренебрежение к страданию и гибели, прославление "красоты, несмотря ни на что" (Д. С. Мережковский)? И да, и - в основном - нет. Да - потому что вопрос о цен- ности человека еще не стоит перед поэтом во всей остро- те, потому что смерть в стихотворении эпизодична и ма- лозначима, а манящий мир "красивых цыганок и пьяных цы- ган", разумеется, весьма далек даже от "Истины и Добра" Прекрасной Дамы. Страдание не облекается сочувствием, скорее отталкивает безобразием, - красота притягательна и без доброты... Но стихотворение отнюдь не умещается в подобную трактовку; оно неизмеримо глубже декадентской "эстети- зации зла" и далеко ее перерастает. Прежде всего обращает на себя внимание характеристи- ка "больного человека". В маленьком (16 строк) стихот- ворении, где особо значима каждая деталь, дважды повто- ряется, что "больной человек" тащит куль: "рядом тащил- ся с кульком человек", он "бросил в телегу тяжелый ку- лек". Если пытаться "рационально" расшифровать сюжет, то, собственно, куль и есть причина гибели человека:
...бросил в телегу тяжелый кулек. И сам надорвался, и пена у губ.
Другая деталь в характеристике героя - "село", третья - "жена". Итак, жалкий, страдающий и погибающий от невозможности расстаться с "тяжелым кульком" человек - это селянин, обладатель неведомой нам собственности и законной жены. Жалкая жизнь оказывается жизнью собс- твенника, "мещанина". Однако антимещанская окраска стихотворения еще не определяет полностью позиции Блока. Ведь "критику" ме- щанства можно было найти и в творчестве Д. Мережковско- го, и в поэзии Ф. Сологуба. Под флагом антимещанства в конце XIX - начале XX в. нередко шла проповедь ницшеан- ского "сверхчеловека", декадентской или традиционно ро- мантической исключительной личности. Если к этому при- бавить, что мещанству в этих случаях всегда противосто- ит герой сильный и красивый, то сходство со стихотворе- нием Блока получится как будто бы полное. С другой сто- роны, однако, мы видели, что противопоставление безво- лия и энергии, скуки и яркости, серости и красоты могло иметь и глубоко демократический смысл и характеризовало даже раннее творчество М. Горького. Где же критерий, водораздел ницшеанских и демократических тенденций в изображении "прекрасного и сильного человека" и по ка- кую сторону его находится стихотворение А. Блока? Поскольку основополагающей для русского демократизма XIX в. являлась мысль о "человеке и его счастье" (Доб- ролюбов) как высшей ценности, а о народе как о сумме личностей, повторяющей в своей совокупности свойства входящих в него индивидов, постольку, по-видимому, ос- новным различающим признаком является то, в каком отно- шении находится "сильная и прекрасная личность" и на- род, масса. Для декадента (как и для традиционно-роман- тической точки зрения) эти понятия решительно противо- поставлены. Сильная и прекрасная личность может даже любить народ, жертвовать собой во имя его интересов, но по природе своей она неизмеримо выше серой и пошлой толпы'. С этим связано и другое: "сильная личность", как правило, проецируется на автора, является если не прямо лирическим "я", то, по крайней мере, его романти- ко-субъективистским alter ego. Ничего подобного в стихотворении "По берегу плелся больной человек..." мы не находим. Яркость, красоч- ность, страстность и веселье характеризуют здесь не обособленную личность, а именно народ - цыган как це- лое. Не случайно в начале стихотворения дается коллек- тивный портрет "красивых цыганок и пьяных цыган", кото- рые "сыпали шутки, визжали с телег". Дальше с этим "хо- ром" сопоставляются два героя, находящиеся, однако, в совершенно разном к нему отношении: "цыганка" - часть хора, народа, человек с кульком - его антипод. Строки стихотворения постоянно переносят нас от цыган и цыга- ночки к "больному человеку" и назад, создавая целую се- рию антитез, особенно подчеркиваемых анафорой:
И сыпали шутки, визжали с телег. И рядом тащился с кульком человек -
и т. д., вплоть до заключительного:
И с песней свободы везла до села. И мертвого мужа жене отдала (курсив наш. - Ю. Л.. 3. М.).
1 Может быть (хотя для рассматриваемой эпохи и не очень характерен) и иной поворот темы, как будто бы противоположный описанному: сильная и яркая личность осуждается от имени "сверхличностного" народного начала (позднеромантическая поэзия, Ф. М. Достоевский). Но и здесь сохраняется неизменной сама антитеза и представ- ление о родственности индивидуального и индивидуалисти- ческого начал в человеке.
В целом контраст, на котором построено стихотворение, может быть охарактеризован так. Мир уныния, болезни, смерти - это мир, противостоящий народной жизни, мир отдельности, собственности ("больной человек" - владе- лец кулька, а мертвый - он сам "собственность" жены). Мир страстей, веселья, красоты и свободы - это мир на- родный. Народ - совокупность ярких личностей, а яркая личность - часть "хора". При этом совершенно бесспорно и то, что при всей большей близости самому Блоку пос- леднего мира он никак не отождествляется в стихотворе- нии с лирическим голосом автора (первые попытки Блока слить свой голос с голосом народа или человека из наро- да относятся к более позднему времени - к "чердачному циклу" 1906-1907 гг.). Оба контрастных мира - вне ав- торского "я", но и не в мистическом мире идей - это контрасты разных укладов жизни, раскрытые как контрасты характера и по-разному оцененные автором.
содержание .. 104 105 106 107 108 109 ..
|
|
|