"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 4

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  102  103  104  105  106  107  ..

 

 

"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 4

 

              

   

Маша, как человек искусства,  причастна  этому  нор-

мальному миру, но, как человек своей среды и эпохи, "на

душки просит" и "ни черта" не понимает, "что сама дела-

ет".  Таким образом,  музыка,  песня начинают выступать

как некая самостоятельная,  социально и нравственно ос-

мысленная,  стихия. Она делает Машу причастной к совсем

иной, в современных условиях утраченной, возможной лишь

в  искусстве,  жизни.  Но она выше Маши и независима от

нее.  Эта музыкальная стихия равнозначна сложному комп-

лексу представлений,  который подразумевает полную сво-

боду личности,  поставленной вне мертвящих фикций госу-

дарственности,  собственности - и даже шире - цивилиза-

ции ("степь", "десятый век"), отказ от вымышленных цен-

ностей  во  имя  ценностей подлинно человеческих (когда

записывающий песни Маши и хора музыкант  говорит:  "Да,

очень оригинально", Федя поправляет: "Не оригинально, а

это настоящее..."2).  "Настоящее" - это нечто связанное

с  коренным  в  человеке  и человеческих отношениях,  с

правдой, с истинными потребностями, противостоящее миру

лжи,  лицемерия и фикций,  в который погружена реальная

жизнь героев. Но у этой музыкальной стихии есть еще од-

на сторона: это народная музыка, народная песня. Приоб-

щаясь к ее миру, слушатель становится сопричастным сти-

хии народности.  Однако то,  что именно цыганская песня

становится путем к народности, - не случайно.         

   Для того чтобы понять всю  специфику  трактовки  цы-

ганского  пения  в русской литературе,  следует иметь в

виду,  что репертуар русских цыган  составляли  русские

песни,  исполняемые, однако, особым образом. Исполнение

это поражало слушателей  "страстностью"  и  "дикостью".

"Что увлекает в этом пении и пляске - это резкие и нео-

жиданные переходы от самого нежного пианиссимо к самому

разгульному гвалту.  Выйдет,  например, знаменитый Илья

Соколов на середину с гитарой в руках,  махнет  раз-два

по  струнам,  да  запоет  какая-нибудь Стеша или Саша в

сущности преглупейший романс,  но с такой негой,  таким

чистым  грудным  голосом,   так все жилки переберет в

вас. Тихо, едва слышным, томным голосом замирает она на

  


   1 Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 11. С. 283.          

   2 Там же. С. 284 (курсив наш. - Ю. Л., 3. М.).     


 

последней ноте своего романса...  и вдруг на ту же ноту

разом обрывается весь табор с гиком,  точно вся стройка

над  вами рушится:  взвизгивает косая Любашка,  орет во

все горло Терешка,  гогочет безголосая  старуха  Фрось-

ка... Но поведет глазами по хору Илья, щипнет аккорд по

струнам, - ив одно мгновенье настанет мертвая тишина, и

снова начинается замирание Стеши"1. Соединение народной

песни (именно она, а не романс составлял основу цыганс-

кого репертуара) с темпераментностью,  страстностью ис-

полнения привлекало к цыганскому хору внимание тех, кто

искал в народе ярких,  артистических,  богато одаренных

натур.  Цыганское пение воспринималось не как изменение

природы русской песни, а как подлинно народное ее раск-

рытие. "От народа (русского) отделять их нельзя", - пи-

сал Ап. Григорьев о цыганах2.                          

   Отличительной чертой  цыганской  песни  в литературе

становилась страсть, напряженность эмоционального выра-

жения личного чувства. Таким образом, движение к народу

- это не отрешение,  не отказ от страстей, счастья, бо-

гатого и сложного личного мира во имя идеалов отвлечен-

ной нравственности,  а как раз наоборот - уход из  мира

мертвенных  ситуаций  в  мир страстей,  кипящих чувств,

стремления к счастью.  Это мир,  не  нивелирующий  лич-

ность, а дающий ей ту "игру", артистизм, богатство, ко-

торых Федя Протасов не находил в любви  Лизы  (мертвен-

ность, принадлежность к условному миру объединяет чест-

ных Лизу и Каренина с тем гнусным миром официальной за-

конности,  жертвами которого они падут).  Очень сущест-

венно подчеркнуть,  что идеалы "цыганщины", равно как и

сочувственное изображение героев-бунтарей,  бродяг, ар-

тистов, людей богемы, противоречили славянофильско.-ро-

мантическому пониманию народа (ср.  "Бродягу" Ивана Ак-

сакова).  Положительная в отдельных случаях оценка "цы-

ганщины"  славянофильскими  мыслителями  была связана с

резкой односторонностью в трактовке  вопроса.  Так,  П.

Киреевский писал Н.  Языкову 10 января 1833 г.: "Недели

две тому  назад  я  наконец  в  первый  раз  слышал  

Свербеевых  тот  хор цыган,  в котором примадонствует

Татьяна Дмитриевна, и признаюсь, что мало слыхал подоб-

ного!  Едва ли, кроме Мельгунова (и Чадаева, которого

я не считаю русским) есть русский,  который бы мог рав-

нодушно их слышать.  Есть что-то такое в их пении,  что

иностранцу должно быть непонятно и потому не  понравит-

ся,  но  может  быть тем оно лучше"3.  Упомянутая здесь

Татьяна Дмитриевна - известная цыганка  Таня,  в  пении

которой Языков видел "поэзию московского жития"4.     

   Для Киреевского  цыганская песня - воплощение нацио-

нального начала,  которое вместе с тем и начало безлич-

ностное. К. Аксаков писал о русской песне (как мы виде-

ли,  цыганская и русская песня в  сознании  Киреевского

приравнивались - цыгане рассматривались как исполнители

русской песни;                                        

  


Ровинский  Д.  Русские  народные  картинки.  СПб.,

1881. Кн. 5. С. 246.                                  

   2 Москвитянин. 1854. № 14. Кн. 2. Отд. 4. С. 126.  

   3 Письма П.  В.  Киреевского к Н. М. Языкову / Ред.,

вступ. ст. и коммент. М. К. Аза-довского // Труды Ин-та

антропологии, этнографии и археологии. М.; Л., 1935. Т.

1. Вып. 4. С. 33.                                     

   4 Языков Н.  М.  Собр.  стихотворений.  Л., 1948. С.

185.                                                   


 

иначе необъяснимо утверждение о "непонятности" их пения

"иностранцу"):                                        

   "Невеста горюет - это не ее беда,  не беда какой-ни-

будь одной невесты:  это общая участь,  удел невесты  в

народе".  И далее: "Все здесь принадлежит каждому в на-

роде,  ибо здесь индивидуум - нация"1.  Между тем в де-

мократической традиции русской общественной мысли боль-

шое внимание уделялось именно  собственно  "цыганскому"

элементу,  который  понимался  как  "игра",  артистизм,

страстность. За этими двумя толкованиями стояли два ди-

аметрально  противоположных философских понимания соот-

ношения личности и народа. Славянофильское, романтичес-

кое толкование исходило из представления о личном нача-

ле как злом.  Сливаясь с народом, индивидуум очищается,

освобождается  от  тесных  рамок своего "я" с присущими

ему  потребностями   личной   свободы,   эгоистического

счастья, всей бури страстей, волнующих отдельного чело-

века.  Между тем вторая, идущая еще от Гоголя2, концеп-

ция  подразумевала,  что именно в коллективе расцветает

во всей полноте личность отдельного  человека.  Живущая

напряженной жизнью страстей, эмоций, личных переживаний

человеческая единица ближе народу,  чем  мертвая  душа,

погруженная  в  мир  условных  фикций.  В  этом  смысле

"страстность",  рассматривавшаяся, начиная с песни Зем-

фиры, как основная черта "цыганщины", была вместе с тем

в сознании демократических  мыслителей  и  народностью.

Эта  апология  "страстности"  имела еще один аспект:  в

незрелом демократическом сознании она оборачивалась не-

доверием к теории,  в том числе и к передовой,  которая

безосновательно причислялась к миру фикций.  Между  тем

на деле сама эта проповедь "страсти" представляла собой

реализацию тех самых демократических идей,  которые от-

вергались  как  излишне  теоретические.  Цыганка Маша в

"Живом трупе"  отвергает  "Что  делать?"  Чернышевского

("скучный это роман"),  но считает,  что "только любовь

дорога" и на практике реализует  мораль  героев  Черны-

шевского.  Так характерное для стихийно-демократической

мысли XIX в.  противопоставление жизни, страстей - тео-

рии,  любви  и искусства - политике на деле оказывается

не противоречащим принятию  коренных  принципов  морали

революционных демократов.                             

   Из сказанного можно сделать вывод,  существенный,  в

частности,  для "Живого трупа", поздней лирики Пушкина,

позиции Чехова.  Антитеза "искусство - политика" далеко

не всегда свидетельствует  о  принадлежности  автора  к

"чистому  искусству".  Последнее  справедливо в системе

взглядов,  отделяющих искусство от действительности.  В

этом  случае  политика  приравнивается действительности

как понятию низменному и противопоставляется  "высокой"

поэзии.  Однако возможно совсем иное понимание этой ан-

титезы: политика воспринимается как буржуазная система,

как  деятельность  по упорядочению отдельных сторон су-

ществующего общества,  а искусство -  как  обращение  к

"норме" человеческих отношений. Такое понимание искусс-

тва                                                    

  


 Аксаков К.  С.  Полн.  собр.  соч.:  [В 3 т.]. М.,

1875.  Т. 2. С. 53. Ср. истолкование этой цитаты в кн.:

Азадовский М.  К.  История русской фольклористики.  М.,

1958. Т. 1. С. 383.                                    

   2 См.:  Лотман Ю.  М. Истоки "толстовского направле-

ния" в русской литературе 1830-х годов // Лотман Ю.  М.

Избр. статьи. В 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 49-90.   


 

как высшей ценности связано с мечтой об обществе, осно-

ванном на отношениях, вытекающих из самой природы чело-

века, и, бесспорно, окрашено в тона социального утопиз-

ма.  То,  что  в  конкретном движении истории создаются

сложные переплетения,  вроде близости Л. Толстого и Фе-

та, и сходные формулировки часто выражают противополож-

ные идеи,  еще не дает историку основания  отказываться

от их дифференциации.                                 

   Этический аспект  "цыганщины" получал такое истолко-

вание:  приобщение человека к стихии,  к народу,  к че-

му-то  объективному и гораздо более значительному,  чем

его личность,  и вместе с тем приобщение,  которое вело

бы не к утрате индивидуального своеобразия, не к нравс-

твенному аскетизму и потере своего "я",  не к отказу от

счастья  и  наслаждения.  За  этим стояли идущие еще из

XVIII в. демократические представления о праве человека

на счастье и о совпадении личного и общественного инте-

реса,  но они были осложнены новыми проблемами: соотно-

шения личности и народа,  человека и истории,  разума и

стихии.                                                

   Особенно интересно в этом отношении истолкование цы-

ганской  темы  в творчестве Ап.  Григорьева.  Путаное и

противоречивое сознание Ап. Григорьева явно носило сти-

хийно-демократический характер, и это ярко проявилось и

в трактовке интересующей нас проблемы.                

   Цыганская песнь для Ап.  Григорьева - народная  сти-

хия,  которая не отнимает у личности всего богатства ее

субъективности. В этом смысле она высшее проявление ис-

кусства  и служит мостом от человека к человеку,  осво-

бождая человеческую сущность  от  фикций,  условностей,

нагроможденных между людьми обществом.  Искусство, осо-

бенно "страстная песнь цыганки,  дарит  человеку  среди

"чинного  мира"  миг...  искренности редкой",  дает ему

возможность быть самим собой:                         

  

...Вновь стою                                      

   Я впереди и, прислонясь к эстраде,                 

   Цыганке внемлю, - тайную твою                      

    Ловлю я думу в опущенном взгляде;                  

   Упасть к ногам готовый, я таю                      

   Восторг в поклоне чинном, в чинном хладе           

   Речей, - а голова моя горит,                       

   И в такт один, я знаю, бьются наши                 

   Сердца - под эту песню, что дрожит                 

   Всей силой страсти, всем контральтом Маши...       

   Мятежную венгерки слыша дрожь!                     

  

Сложность отношений  лирического  героя  и  народной

стихии,  с одной стороны, а с другой - образа реального

таборного цыгана и цыганской  музыки  как  носительницы

страстного,  человеческого  в его верховных проявлениях

начала отразилась в знаменитых "О,  говори хоть  ты  со

мной..." и "Цыганской венгерке".  Существенно здесь то,

что герой и народ,  дух которого выражен цыганской пес-

ней, не представляют собой, вопреки традиционным      

  


1 Григорьев Ап.  Избр.  произведения.  Л.,  1959. С.366.


                          

представлениям романтизма,  принципиально разных начал.

Как и мыслители демократического лагеря,  Ап. Григорьев

считает,  что слияние с народом - не отказ от личности,

не обеднение ее,  а возвращение к исконным началам пол-

ноты индивидуального бытия.  Но далее начинаются разли-

чия:  мыслители-демократы считали,  что в народе в  его

субстанциональном  состоянии (ср.:  "Выпрямила" Г.  Ус-

пенского) воплощены красота и цельность,  присущие при-

роде человека, - Ап. Григорьев считает природу человека

противоречивой,  исконно  трагически  разорванной.  Эта

дисгармония,  величественная  в своем человеческом тра-

гизме,  заслонена в реальной жизни мелочью бытового су-

ществования. Однотипность личности в ее высших проявле-

ниях и народа позволяет лирическому герою выразить  мир

своих  переживаний словами,  ритмом и мотивом цыганской

венгерки. Но если для Г. Успенского человек возвышается

до  своей  антропологической сущности,  до народности в

момент "выпрямления",  то для Ап.  Григорьева эту  роль

играет минута высокой трагической разорванности.      

   В связи со сложными процессами,  протекавшими внутри

демократического  движения,  реалистическая  литература

конца XIX в. переживала тяготение к широким обобщениям,

к изображению человека в его антропологической  сущнос-

ти, а не только в конкретно-бытовом воплощении. Это из-

менение,  воспринимавшееся литературной средой, привык-

шей к социально-исторической и бытовой конкретности об-

разов, как своеобразный "романтизм", на самом деле было

весьма  родственно  просветительскому мышлению XVIII в.

Это отразилось и на особой трактовке "цыганской  темы".

Писателей,  наряду  с чисто условными сюжетами сказок и

притч,  начинают привлекать такие бытовые ситуации, ко-

торые бы не искажали, не заслоняли, не уродовали приро-

ду человека,  а показывали бы ее в подлинной антрополо-

гической сущности. Вместе с тем именно в этих условиях,

в эпоху  углубления  конфликтов  буржуазного  общества,

когда  раскрывается  недостаточность чисто политической

борьбы,  и проявляется тот социально-утопический аспект

противопоставления искусства политике,  который был на-

мечен еще в творчестве Пушкина и Гоголя.  Жизнь, погру-

женная в искусство, - жизнь подлинных человеческих цен-

ностей и предстает  как  утопический  идеал  социальной

нормы.  Так проявляется вновь выдвинутая еще Гоголем (и

получившая развитие у Ап.  Григорьева, ср.: "Venezia la

bella")  тема Италии - страны искусства и красоты,  где

человек, приобщаясь к народу, расцветает как личность.

   Новую актуальность получает и "цыганская тема".    

   Интересно, что эта тема появляется и в творчестве М.

Горького начала 1890-х гг.  Горький этого периода,  еще

не связавший прямо своих надежд с революционной борьбой

пролетариата,  с марксистской теорией, ищет положитель-

ного героя (как и  многие  писатели-демократы  XIX  в.)

среди  "людей  природы",  свободных  от  пут буржуазной

собственности и порожденного ею эгоизма. Но здесь появ-

ляются и новые аспекты темы. Для взглядов раннего Горь-

кого очень существенным было отталкивание  от  народни-

ческих иллюзий,  прежде всего - от идеализации общины и

современного русского крестьянства. Сказанное определя-

ет  особенности подхода М.  Горького к проблеме положи-

тельного героя. С одной стороны, идеал молодого Горько-

го окрашен в отчетливые тона патриархальности: как и Л.

Толстой,  Горький начала 1890-х гг.  (к середине 1890-х

гг.  положение начинает меняться) ищет идеал в прошлом,

противопоставленном настоящему:  "...старая  сказка  

Данко.  - Ю.  Л.,  3. М.)... Старое, все старое! Видишь

ты,  сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ничего

такого - ни дел,  ни людей, ни сказок таких, как в ста-

рину. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  102  103  104  105  106  107  ..