"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 2

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  .. 

 

 

 

 

"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 2

                

   И все  же  определенные  тенденции,  проявившиеся со

всей полнотой в начале XIX в., ощутимы в предшествующую

эпоху.  Для  демократической публицистики XVIII в.  был

характерен идеал гармонического, прекрасного, стремяще-

гося к счастью человека.  Этот идеал был противопостав-

лен обществу, основанному на насилии и мертвящем бюрок-

ратизме,  но не отрицал принципа частной собственности.

Те же философы,  которые отрицали частную собственность

(Мабли)  или колебались между ее осуждением и утвержде-

нием принципа эгалитарности, стремясь защитить трудовую

собственность от грабительской нетрудовой,  то есть до-

пускали ограничение собственности (Руссо),  в  той  или

иной степени склонялись к морали аскетизма. После рево-

люции положение резко изменилось.  Если мы всмотримся в

"Цыган" Пушкина - первое произведение,  широко, во всей

полноте философского  звучания  поставившее  "цыганскую

тему" в русской литературе,  то мы обнаружим весьма лю-

бопытные и принципиально новые,  по отношению  к  XVIII

в., аспекты вопроса.                                  

   Цыгане Пушкина - свободный,  вольный народ. В харак-

теристике их быта  Пушкиным  ясно  чувствуется  влияние

просветительского  мышления XVIII в.  Земфира Пушкина -

не романтическая Эсмеральда.  Героиня Гюго - искра поэ-

зии в море грязи.  Ее образ проецируется на цепь роман-

тических антитез: жизнь - поэзия, безобразие - красота,

грязь земли - чистота неба. Законы окружающего общества

не влияют на Эсмеральду, и само это общество менее все-

го  похоже  на  картину союза равных и свободных "сынов

природы". Между тем читателю, знакомому с проблематикой

просветительской социологии XVIII в., бросается в глаза

связь поэмы "Цыганы" с кругом идей "философского века".

Философское  пространство,  в котором развивается конф-

ликт поэмы,  - это антитеза противоестественной "неволи

душных  городов"  и "дикой вольности",  естественного и

противоестественного.  Мир неволи - это одновременно  и

мир насилия,  принуждения,  подавления личности, власти

Закона, богатства и праздности. Совершенно в духе Руссо

"оковы просвещенья" (IV, 188) противопоставлены "воле".

Особенно сильно чувствовалось влияние Руссо в исключен-

ном Пушкиным монологе Алеко над колыбелью сына:       

  

   Пускай цыгана бедный внук                          

   Лишен и неги просвещенья                           

   И пышной суеты наук...                             

                                                

   Не меняй простых пороков                            

   На образованный разврат (IV, 445).                 

  

Но именно  здесь начинаются и существенные для нашей

темы отличия в позиции Пушкина и Руссо. Пушкин подводит

нас к мысли, что общество цыган - это добровольный союз

людей, находящихся в "естественном", догражданском сос-

тоянии. Цыганский табор противопоставлен городу как об-

щество - не-обществу. Алеко не пошлет своего сына в го-

род:                                                  

 

   От общества быть может я                            

   Отъемлю ныне гражданина -                          

   Что нужды - я спасаю сына -                        

   И я б желал чтоб мать моя                        

    Меня родила в чаще леса (IV, 446).                

  

Цыганы - "природы бедные сыны" (IV,  203). Для чита-

теля, воспитанного на сочинениях Руссо и просветителей,

формулировка:  "Мы дики;  нет у нас законов" (IV,  201)

ассоциировалась с очень определенными публицистическими

идеями.  Отсутствие законов у цыган подчеркнуто заменой

первоначального:                                      

  

    Я для него супругой буду                           

    Ему по нраву наш закон (IV, 409) -                

  

на:                                                

  

   Его преследует закон,                               

   Но я ему подругой буду (IV, 180).                  

 

 Однако, согласно трактату "О  причинах  неравенства"

Руссо,  естественный человек живет вне общества, в оди-

ночестве.  Он не знает общества других людей,  нужда  в

котором  появляется  лишь  одновременно с земледелием и

частной собственностью. Его ум неразвит - чувство добра

и зла,  справедливого и несправедливого ему чуждо.  Ему

неизвестны страсти. Это тусклое, бесцветное существова-

ние.                                                   

   Природа человека в "Цыганах" истолкована иначе: Пуш-

кин (как и до него Радищев) находится под очень сильным

влиянием этики французских материалистов.             

   Человек рожден для общежития. Общественное существо-

вание и есть "естественное".  Люди вступают в  общество

добровольно  и для собственной пользы.  Отношения между

родителями и детьми,  с одной стороны,  и супругами,  с

другой,  основаны не на долге, а на любви и собственной

выгоде каждого. Памятуя это, старый цыган уважает право

Мариулы на свободную любовь.                          

   Добровольность и  договорность этого "естественного"

общежития, основанного на личной выгоде каждого, исклю-

чает смертную казнь.  Об этом писал еще Ф.  В.  Ушаков,

размышляя над Гельвецием.  Вступление в общество - акт,

основанный  на взаимной выгоде всех и каждого.  Поэтому

он не сопровождается какими-либо клятвами, ограничения-

ми или обязательствами:                               

 

     Я рад. Останься до утра                             

    Под сенью нашего шатра                             

        Или пробудь у нас и доле,                             

    Как ты захочешь... (IV, 180)                       

 

 Цыгане не предъявляют прав на жизнь Алеко:         

  

   ...оставь же нас,                                  

   Прости, да будет мир с тобою (IV, 202).             

 

 Уже сказанное в высшей мере интересно.  Своеобразная

смесь руссоизма и гельвецианства оказывается весьма ха-

рактерной для русской демократической мысли конца XVIII

 начала  XIX  в.  Из учения Руссо отвергается мысль о

том,  что человек,  вступая в общество и превращаясь из

человека в гражданина, теряет часть естественной свобо-

ды,  мысль о диктаторских правах социального  организма

над своими членами.  Русский вариант подразумевает про-

тивопоставление общества государству.  Речь идет  не  о

поисках справедливого государственного строя, а о поис-

ках  внегосударственной  социальной  структуры.  Вместо

ранней антитезы:  закон "неволи душных городов" и закон

цыган ("Ему по нраву наш закон") -  противопоставление:

закон - не-закон ("Его преследует закон").            

   "Внегосударственное" по своей природе общество цыган

отличается еще водной существенной чертой: оно не знает

феодальных  отношений (Пушкину прекрасно было известно,

что молдавские цыгане - крепостные', но он оставил этот

материал за пределами поэмы), но чуждо и буржуазных от-

ношений - номады лишены собственности и  собственничес-

кого эгоизма.  Еще Руссо подчеркивал,  что чувство рев-

ности порождается не пламенным темпераментом южанина, а

психологией гражданина,  то есть собственника. "Караибы

- народ, менее всех других удалившийся от естественного

состояния,  - наиболее миролюбиво разрешают возникающие

на этой почве столкновения;  им почти незнакомо и чувс-

тво  ревности,  хоть они и живут в жарком климате,  где

страсти эти всегда,  по-видимому, бывают более деятель-

ны"2.  В  другом  месте Руссо прямо связывает появление

ревности с переходом к оседлости: "Люди, скитавшиеся до

сих пор в лесах, перейдя к более оседлому образу жизни,

понемногу сближаются друг с  другом...  Кратковременные

отношения,  вызываемые естественным влечением, ведут за

собой, благодаря возможности часто посещать друг друга,

отношения,  более  нежные и прочные".  Однако тотчас же

"вместе с  любовью  просыпается  ревность.  Торжествует

раздор, и нежнейшая из страстей получает кровавые жерт-

воприношения"3.  Любопытно,  что и Пушкин в отброшенном

позже "руссоистском" монологе Алеко заставил героя наз-

вать ревность чувством,  чуждым гвободному миру  цыган.

Предсказывая  счастливую будущность своему "дикому" сы-

ну, он говорит:                                       

  


1 Он писал:  "Всего замечательнее то, что в Бессара-

бии и Молдавии крепостное ястояние есть  только меж-

ду сих смиренных приверженцев первобытной свободы" :Х1,

22).                                                  

   2 Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 62.       

   3 Там же. С. 75.                                   


        Нет не преклонит он [колен]                           

     Пред идолом какой-то чести                         

    Не будет вымышлять измен                          

    Трепеща тайно жаждой мести (IV, 446).              

 

 Однако для Радищева и Руссо (поскольку возврат к до-

общественному состоянию невозможен) альтернативой любой

форме несправедливого общества был идеал свободного со-

юза земледельцев,  работающих на своей земле.  В основу

идеального строя  положена  эгалитарная  собственность.

Это был тот,  крестьянский по существу,  идеал, который

широко прозвучал в русской литературе  XVIII   начала

XIX  в.,  определив специфическую трактовку знаменитого

второго эпода Горация "Beatus ille".  Человек  "златого

века" - "плугом отчески поля орющий"2.                 

 

   ...Подобно смертным первородным                    

   Орет отеческий удел                                

   Не откупным трудом, свободным,                     

   На собственных своих волах".                       

 

  ...В отеческих полях работает один4.               

 

  Этот уже традиционный для русской поэзии идеал в по-

эме Пушкина резко модифицируется:  цыгане -  народ,  не

знающий собственности.  Идеалом становится кочевник,  а

не трудолюбивый земледелец,  владелец равной и трудовой

собственности.                                        

   Чрезвычайно существен  и  этический поворот.  Пушкин

близок к Руссо  и  другим  мыслителям  демократического

крыла XVIII в.  (например,  Мабли),  связывая свободу и

бедность. Цыгане свободны, ибо бедны:                 

  

...привыкни к нашей доле                           

    Бродящей бедности и воле (IV, 180).               

  

...Ты любишь нас, хоть и рожден                    

   Среди богатого народа.                             

    Но не всегда мила свобода                         

    Тому, кто к неге приучен (IV, 186).               

  

А в примечании к "Цыганам"  Пушкин  писал  о  "дикой

вольности, обеспеченной бедностию" (XI, 22).          

   Однако здесь  начинается  существенное  расхождение,

говорящее о принадлежности Пушкина к той струе  русской

общественной мысли (к ней принадлежал и Радищев), кото-

рая испытала глубокое влияние гельвецианского  материа-

лизма.  "Бедность" для Руссо,  и особенно для Мабли,  -

средство                                               

  


1 Ср. у Руссо: создание общества влечет "возникнове-

ние вредных и диких правил условной части" (Руссо Ж.-Ж.

О причинах неравенства. С. 103).                      

   2 Тредиаковский В.  К.  Стихотворения.  Л., 1935. С.

205.                                                  

   3 Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1933. С. 229.  

   4 Поэты 1790-1810-х годов. Л., 1971. С. 522.       


 

преодоления страстей - губительного, антиобщественного

начала  в человеке.  Поэтому несправедливое,  социально

порочное общество,  раздираемое конфликтом нищеты и бо-

гатства,   одновременно и царство ярких,  губительных

страстей,  которые неизвестны "естественному" человеку.

Руссо говорит о контрасте "между косностью первобытного

состояния и возбужденной деятельностью, на которую тол-

кает нас наше самолюбие" в цивилизованном обществе.  У

Пушкина,  в отличие от этих  представлений,  проводится

мысль о жизненной полноте, яркости, самобытности народа

и каждой единицы, составляющей народный коллектив. Это-

му противопоставлена мертвенность,  [однообразие, стан-

дартность рабской жизни в городах. Не случайно воля не-

изменно окрашена в эпитеты веселья, а рабство - скуки:

                 

Как вольность, весел их ночлег...    

                                               

Все живо посреди степей... (IV, 179)

              

   Крик, шум, цыганские припевы,          

Медведя рев, его цепей              

Нетерпеливое бряцанье,               

Лохмотьев ярких пестрота,             

Детей и старцев нагота,              

Собак и лай и завыванье,             

              Волынки говор, скрыл телег,                        

              Все скудно, дико, все нестройно,                   

   Но все так живо-неспокойно,              

   Так чуждо мертвых наших нег,            

   Так чуждо этой жизни праздной,           

   Как песнь рабов однообразной! (IV, 182).

           

   С этим  связано  и другое представление:  наибольший

расцвет человеческой личности - это жизнь  творца,  ху-

дожника. И цыгане ведут жизнь, погруженную в искусство.

Музыка становится для них бытом, искусство - каждоднев-

ным занятием, источником существования:               

  

   Старик лениво в бубны бьет,                        

   Алеко с пеньем зверя водит... (IV, 188)             

  

Музыка и неволя - антонимы. В мире цыган искусство и

труд стоят в одном ряду ("железо куй - иль песни пой").

Свободное искусство вознаграждается:                  

  

     Земфира поселян обходит                             

    И дань их вольную берет (IV, 188).                 

  

(В черновиках было:  "И плату бедную берет", но Пуш-

кин подчеркнул мысль:                                 

   "И добровольцу дань берет",  а  затем  уже  нашел  и

окончательный вариант.) В городах же - человек раб,  он

зависит от других людей:                              

 


 I Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 77.       


 

          Там вольность покупают златом,                        

    Балуя прихоть суеты,                             

       Торгуют вольностью - развратом                     

       И кровью бледной нищеты (IV, 440).                  

  

Следует подчеркнуть,  что высказанные здесь Пушкиным

представления весьма далеки  от  идей  романтизма.  При

всем различии в оттенках,  романтизм неизменно противо-

поставлял активную личность толпе.  Именно яркость, ге-

ниальность,  внутреннее богатство или даже колоссальное

преступление выделяли романтического героя,  делая  его

непохожим на "людей", "толпу", "народ", "чернь". У Пуш-

кина уже с "Кавказского пленника" намечается  принципи-

ально  иное противопоставление:  герой,  преждевременно

состарившийся духом,  и яркий,  активный народ. Народ в

"Цыганах" - не безликая масса, а общество людей, испол-

ненных жизни,  погруженных в  искусство,  великодушных,

пламенно любящих, далеких от мертвенной упорядоченности

бюрократического общества.  Яркость индивидуальности не

противополагается народу, - это свойство каждой из сос-

тавляющих его единиц. При таком наполнении самого поня-

тия  "народ" цыгане становятся не этнографической экзо-

тикой,  а наиболее полным выражением самой сущности на-

рода.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  ..