|
|
содержание .. 100 101 102 103 104 105 106 ..
"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 2
И все же определенные тенденции, проявившиеся со всей полнотой в начале XIX в., ощутимы в предшествующую эпоху. Для демократической публицистики XVIII в. был характерен идеал гармонического, прекрасного, стремяще- гося к счастью человека. Этот идеал был противопостав- лен обществу, основанному на насилии и мертвящем бюрок- ратизме, но не отрицал принципа частной собственности. Те же философы, которые отрицали частную собственность (Мабли) или колебались между ее осуждением и утвержде- нием принципа эгалитарности, стремясь защитить трудовую собственность от грабительской нетрудовой, то есть до- пускали ограничение собственности (Руссо), в той или иной степени склонялись к морали аскетизма. После рево- люции положение резко изменилось. Если мы всмотримся в "Цыган" Пушкина - первое произведение, широко, во всей полноте философского звучания поставившее "цыганскую тему" в русской литературе, то мы обнаружим весьма лю- бопытные и принципиально новые, по отношению к XVIII в., аспекты вопроса. Цыгане Пушкина - свободный, вольный народ. В харак- теристике их быта Пушкиным ясно чувствуется влияние просветительского мышления XVIII в. Земфира Пушкина - не романтическая Эсмеральда. Героиня Гюго - искра поэ- зии в море грязи. Ее образ проецируется на цепь роман- тических антитез: жизнь - поэзия, безобразие - красота, грязь земли - чистота неба. Законы окружающего общества не влияют на Эсмеральду, и само это общество менее все- го похоже на картину союза равных и свободных "сынов природы". Между тем читателю, знакомому с проблематикой просветительской социологии XVIII в., бросается в глаза связь поэмы "Цыганы" с кругом идей "философского века". Философское пространство, в котором развивается конф- ликт поэмы, - это антитеза противоестественной "неволи душных городов" и "дикой вольности", естественного и противоестественного. Мир неволи - это одновременно и мир насилия, принуждения, подавления личности, власти Закона, богатства и праздности. Совершенно в духе Руссо "оковы просвещенья" (IV, 188) противопоставлены "воле". Особенно сильно чувствовалось влияние Руссо в исключен- ном Пушкиным монологе Алеко над колыбелью сына:
Пускай цыгана бедный внук Лишен и неги просвещенья И пышной суеты наук...
Не меняй простых пороков На образованный разврат (IV, 445).
Но именно здесь начинаются и существенные для нашей темы отличия в позиции Пушкина и Руссо. Пушкин подводит нас к мысли, что общество цыган - это добровольный союз людей, находящихся в "естественном", догражданском сос- тоянии. Цыганский табор противопоставлен городу как об- щество - не-обществу. Алеко не пошлет своего сына в го- род:
От общества быть может я Отъемлю ныне гражданина - Что нужды - я спасаю сына - И я б желал чтоб мать моя Меня родила в чаще леса (IV, 446).
Цыганы - "природы бедные сыны" (IV, 203). Для чита- теля, воспитанного на сочинениях Руссо и просветителей, формулировка: "Мы дики; нет у нас законов" (IV, 201) ассоциировалась с очень определенными публицистическими идеями. Отсутствие законов у цыган подчеркнуто заменой первоначального:
Я для него супругой буду Ему по нраву наш закон (IV, 409) -
на:
Его преследует закон, Но я ему подругой буду (IV, 180).
Однако, согласно трактату "О причинах неравенства" Руссо, естественный человек живет вне общества, в оди- ночестве. Он не знает общества других людей, нужда в котором появляется лишь одновременно с земледелием и частной собственностью. Его ум неразвит - чувство добра и зла, справедливого и несправедливого ему чуждо. Ему неизвестны страсти. Это тусклое, бесцветное существова- ние. Природа человека в "Цыганах" истолкована иначе: Пуш- кин (как и до него Радищев) находится под очень сильным влиянием этики французских материалистов. Человек рожден для общежития. Общественное существо- вание и есть "естественное". Люди вступают в общество добровольно и для собственной пользы. Отношения между родителями и детьми, с одной стороны, и супругами, с другой, основаны не на долге, а на любви и собственной выгоде каждого. Памятуя это, старый цыган уважает право Мариулы на свободную любовь. Добровольность и договорность этого "естественного" общежития, основанного на личной выгоде каждого, исклю- чает смертную казнь. Об этом писал еще Ф. В. Ушаков, размышляя над Гельвецием. Вступление в общество - акт, основанный на взаимной выгоде всех и каждого. Поэтому он не сопровождается какими-либо клятвами, ограничения- ми или обязательствами:
Я рад. Останься до утра Под сенью нашего шатра Или пробудь у нас и доле, Как ты захочешь... (IV, 180)
Цыгане не предъявляют прав на жизнь Алеко:
...оставь же нас, Прости, да будет мир с тобою (IV, 202).
Уже сказанное в высшей мере интересно. Своеобразная смесь руссоизма и гельвецианства оказывается весьма ха- рактерной для русской демократической мысли конца XVIII - начала XIX в. Из учения Руссо отвергается мысль о том, что человек, вступая в общество и превращаясь из человека в гражданина, теряет часть естественной свобо- ды, мысль о диктаторских правах социального организма над своими членами. Русский вариант подразумевает про- тивопоставление общества государству. Речь идет не о поисках справедливого государственного строя, а о поис- ках внегосударственной социальной структуры. Вместо ранней антитезы: закон "неволи душных городов" и закон цыган ("Ему по нраву наш закон") - противопоставление: закон - не-закон ("Его преследует закон"). "Внегосударственное" по своей природе общество цыган отличается еще водной существенной чертой: оно не знает феодальных отношений (Пушкину прекрасно было известно, что молдавские цыгане - крепостные', но он оставил этот материал за пределами поэмы), но чуждо и буржуазных от- ношений - номады лишены собственности и собственничес- кого эгоизма. Еще Руссо подчеркивал, что чувство рев- ности порождается не пламенным темпераментом южанина, а психологией гражданина, то есть собственника. "Караибы - народ, менее всех других удалившийся от естественного состояния, - наиболее миролюбиво разрешают возникающие на этой почве столкновения; им почти незнакомо и чувс- тво ревности, хоть они и живут в жарком климате, где страсти эти всегда, по-видимому, бывают более деятель- ны"2. В другом месте Руссо прямо связывает появление ревности с переходом к оседлости: "Люди, скитавшиеся до сих пор в лесах, перейдя к более оседлому образу жизни, понемногу сближаются друг с другом... Кратковременные отношения, вызываемые естественным влечением, ведут за собой, благодаря возможности часто посещать друг друга, отношения, более нежные и прочные". Однако тотчас же "вместе с любовью просыпается ревность. Торжествует раздор, и нежнейшая из страстей получает кровавые жерт- воприношения"3. Любопытно, что и Пушкин в отброшенном позже "руссоистском" монологе Алеко заставил героя наз- вать ревность чувством, чуждым гвободному миру цыган. Предсказывая счастливую будущность своему "дикому" сы- ну, он говорит:
1 Он писал: "Всего замечательнее то, что в Бессара- бии и Молдавии крепостное ястояние есть только меж- ду сих смиренных приверженцев первобытной свободы" :Х1, 22). 2 Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 62. 3 Там же. С. 75. Нет не преклонит он [колен] Пред идолом какой-то чести Не будет вымышлять измен Трепеща тайно жаждой мести (IV, 446).
Однако для Радищева и Руссо (поскольку возврат к до- общественному состоянию невозможен) альтернативой любой форме несправедливого общества был идеал свободного со- юза земледельцев, работающих на своей земле. В основу идеального строя положена эгалитарная собственность. Это был тот, крестьянский по существу, идеал, который широко прозвучал в русской литературе XVIII - начала XIX в., определив специфическую трактовку знаменитого второго эпода Горация "Beatus ille". Человек "златого века" - "плугом отчески поля орющий"2.
...Подобно смертным первородным Орет отеческий удел Не откупным трудом, свободным, На собственных своих волах".
...В отеческих полях работает один4.
Этот уже традиционный для русской поэзии идеал в по- эме Пушкина резко модифицируется: цыгане - народ, не знающий собственности. Идеалом становится кочевник, а не трудолюбивый земледелец, владелец равной и трудовой собственности. Чрезвычайно существен и этический поворот. Пушкин близок к Руссо и другим мыслителям демократического крыла XVIII в. (например, Мабли), связывая свободу и бедность. Цыгане свободны, ибо бедны:
...привыкни к нашей доле Бродящей бедности и воле (IV, 180).
...Ты любишь нас, хоть и рожден Среди богатого народа. Но не всегда мила свобода Тому, кто к неге приучен (IV, 186).
А в примечании к "Цыганам" Пушкин писал о "дикой вольности, обеспеченной бедностию" (XI, 22). Однако здесь начинается существенное расхождение, говорящее о принадлежности Пушкина к той струе русской общественной мысли (к ней принадлежал и Радищев), кото- рая испытала глубокое влияние гельвецианского материа- лизма. "Бедность" для Руссо, и особенно для Мабли, - средство
1 Ср. у Руссо: создание общества влечет "возникнове- ние вредных и диких правил условной части" (Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 103). 2 Тредиаковский В. К. Стихотворения. Л., 1935. С. 205. 3 Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1933. С. 229. 4 Поэты 1790-1810-х годов. Л., 1971. С. 522.
преодоления страстей - губительного, антиобщественного начала в человеке. Поэтому несправедливое, социально порочное общество, раздираемое конфликтом нищеты и бо- гатства, - одновременно и царство ярких, губительных страстей, которые неизвестны "естественному" человеку. Руссо говорит о контрасте "между косностью первобытного состояния и возбужденной деятельностью, на которую тол- кает нас наше самолюбие" в цивилизованном обществе. У Пушкина, в отличие от этих представлений, проводится мысль о жизненной полноте, яркости, самобытности народа и каждой единицы, составляющей народный коллектив. Это- му противопоставлена мертвенность, [однообразие, стан- дартность рабской жизни в городах. Не случайно воля не- изменно окрашена в эпитеты веселья, а рабство - скуки:
Как вольность, весел их ночлег...
Все живо посреди степей... (IV, 179)
Крик, шум, цыганские припевы, Медведя рев, его цепей Нетерпеливое бряцанье, Лохмотьев ярких пестрота, Детей и старцев нагота, Собак и лай и завыванье, Волынки говор, скрыл телег, Все скудно, дико, все нестройно, Но все так живо-неспокойно, Так чуждо мертвых наших нег, Так чуждо этой жизни праздной, Как песнь рабов однообразной! (IV, 182).
С этим связано и другое представление: наибольший расцвет человеческой личности - это жизнь творца, ху- дожника. И цыгане ведут жизнь, погруженную в искусство. Музыка становится для них бытом, искусство - каждоднев- ным занятием, источником существования:
Старик лениво в бубны бьет, Алеко с пеньем зверя водит... (IV, 188)
Музыка и неволя - антонимы. В мире цыган искусство и труд стоят в одном ряду ("железо куй - иль песни пой"). Свободное искусство вознаграждается:
Земфира поселян обходит И дань их вольную берет (IV, 188).
(В черновиках было: "И плату бедную берет", но Пуш- кин подчеркнул мысль: "И добровольцу дань берет", а затем уже нашел и окончательный вариант.) В городах же - человек раб, он зависит от других людей:
I Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 77.
Там вольность покупают златом, Балуя прихоть суеты, Торгуют вольностью - развратом И кровью бледной нищеты (IV, 440).
Следует подчеркнуть, что высказанные здесь Пушкиным представления весьма далеки от идей романтизма. При всем различии в оттенках, романтизм неизменно противо- поставлял активную личность толпе. Именно яркость, ге- ниальность, внутреннее богатство или даже колоссальное преступление выделяли романтического героя, делая его непохожим на "людей", "толпу", "народ", "чернь". У Пуш- кина уже с "Кавказского пленника" намечается принципи- ально иное противопоставление: герой, преждевременно состарившийся духом, и яркий, активный народ. Народ в "Цыганах" - не безликая масса, а общество людей, испол- ненных жизни, погруженных в искусство, великодушных, пламенно любящих, далеких от мертвенной упорядоченности бюрократического общества. Яркость индивидуальности не противополагается народу, - это свойство каждой из сос- тавляющих его единиц. При таком наполнении самого поня- тия "народ" цыгане становятся не этнографической экзо- тикой, а наиболее полным выражением самой сущности на- рода.
содержание .. 100 101 102 103 104 105 106 ..
|
|
|