Пневмоколесные краны К-161 и К-161С (технические характеристики)
Описание и
технические характеристики
Краны К-161 и К-161С
предназначены для строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных
работ со штучными и сыпучими грузами в различных областях строительства.
Кран К-161 является самоходной полноповоротной машиной с дизельным
приводом. Изготовитель - Одесский ордена Трудового Красного Знамени
завод тяжелого краностроения им. Январского восстания.
Кран К-161С, изготовленный на базе крана К-161, представляет собой
машину в специальном северном исполнении, предназначенную для работы при
температуре окружающего воздуха до -60°С.
По технико-экономическим параметрам и конструкции кран К-161С в основном
не отличается от базовой модели.
В силовую установку входят двухскоростная коробка передач, дизельный
двигатель, гидронасос, гидротрансформатор, компрессор, пневмокамерные
муфты. Силовая установка крана К-161С оборудована предпусковым
обогревателем. Система запуска позволяет осуществлять подготовку
двигателя к работе в течении 1чпосле
суточной стоянки при температуре окружающего воздуха -50°С.
Передний и задний мосты - ведущие. Поворотная платформа крана соединена
с ходовой рамой при помощи опорно-поворотного устройства шарикового
типа. при работе с предельными грузами кран устанавливается на выносные
опоры. Стрела крана - сварная, решетчатой конструкции. Основная стрела
крана длиной 10мс
помощью вставок может быть удлинена до 15, 20 и 25м.
Стрелы можно оборудовать гуськом. Кран со стрелой длиной 10мможно
оборудовать грейфером.
Для обеспечения безопасной работы кран снабжен конечным выключателем
подъема стрелы, ограничителем грузоподъемности и указателем вылета
стрелы.
Управление рабочими механизмами - пневмогидравлическое, сосредоточено в
кабине машиниста. Отапливаемая и вентилируемая кабина изолирована от
машинного отделения.
У крана К-161С в отличие от крана К-161 кабина утеплена, введен обдув
стекол, пневмогидравлическая система управления снабжена устройством,
предотвращающим замерзание конденсата. Все ответственные
металлоконструкции крана выполнены из низколегированных сталей, а
пневмошины, уплотнительные детали пневмо- и гидросистемы - из
морозостойкой резины. Кран К-161С окрашен светлой краской.
Габаритные размеры крана К-161
Ходовое устройство крана
оборудовано выносными опорами с винтовыми домкратами, имеющими на концах
небольшие башмаки.
По площадке кран может перемещаться своим ходом, в том числе с грузом на
крюке со скоростью до 3км/ч.
Движение с грузом на крюке разрешается по площадке при стреле 10 - 15м,
направленной вдоль продольной оси крана.
На большие расстояния по автодорогам кран транспортируют на буксире к
тягачу с помощью сцепного устройства. В процессе перебазирования крана
коробку передач устанавливают в нейтральное положение, цилиндры
разворота колес отключают, снимают карданный вал одного из мостов.
Скорость движения на буксире не должна превышать 20км/ч,
а на уклонах и поворотах скорость следует уменьшать до 3км/ч.
По железной дороге кран перевозят на четырехосной платформе. До погрузки
крана на платформу снимают все пневмоколеса, разъединяют секции стрелы,
укладывая верхнюю секцию на нижнюю. Кран грузят на платформу с помощью
монтажного крана грузоподъемностью 25т.
При наличии сменных секций стрелы их укладывают на вторую платформу.
Техническая
характеристика крана К-161
Грузоподъемность,т:
.на
опорах:
..при
наименьшем вылете крюка
16
..при
наибольшем вылете крюка
3,75
.без
опор:
..при
наименьшем вылете крюка
9
..при
наибольшем вылете крюка
2,5
Вылет
крюка,м:
..наименьший
3,75
..наибольший
10
Высота
подъема крюка,м:
..при
наименьшем вылете крюка
8,8
..при
наибольшем вылете крюка
4
Скорости:
..подъема
основного крюка,м/мин
10
..опускания
,м/мин
0 - 10
..частота
вращения поворотной платформы,об/мин
0,5 - 2,8
..передвижения
крана самоходом,км/ч
3; 15
Наибольшая нагрузка на
опору,кН
213
Наибольшая нагрузка на ось,кН
150
Наименьший радиус поворота
(по внешнему колесу),м
12,2
Наибольший угол подъема
пути,град
15
Двигатель:
..марка
СМД-14А
..мощность,л.с.
75
Колея колес,м:
..передних
2,4
..задних
2,4
Масса крана,т
23,7
В том числе противовеса,т
---
Грузоподъемность при движении и преодолеваемый угол подъема в пути в
транспортном положении
Грузоподъемность при движении,т*
9
Процент от
номинальной грузоподъемности
56
Преодолеваемый угол подъема пути (без груза),град.
12
Уклон площадки при работе
крана,град.
3 / 1,5**
*-
Грузоподъемность указана при стреле, расположенной вдоль оси крана. **-
В знаменателе - допускаемый угол наклона крана при работе на выносных
опорах.
Характеристики основного и сменного стрелового оборудования крана К-161
Длина
основной стрелы,м
10
Наибольшая длина
удлиненной стрелы,м
25
Длина неуправляемого гуська,м
---
Башенно-стреловое
оборудование:
..наибольшая
длина дополнительной стрелы,м
---
..наибольшая
длина башни,м
---
Емкость
грейфера,м3
1,5
Длина стрелы,м
10
15
20
25
25 с гуськом
Грузоподъемность,т:
..на
выносных опорах
16 - 3
9 - 2
5,25 - 1,1
4 - 0,3
1,79 - 1,25
..без
выносных опор
9 - 2,3
5,5 - 1,1
3,25 - 0,75
2,25 - 0,4
---
Вылет стрелы,м
3,75 - 10
5 - 13,5
6,5 - 17
7,5 - 23
10 - 15
Высота подъема крюка,м
8,8 - 3,7
13,5 - 7,8
18,3 - 17,4
22,8 - 11,4
10,5 - 24
Все исполнительные органы механизмов на
кране К-161 приводятся в движение через турботрансформатор35.
Посадка барабанов стрелового,
грузового и вспомогательного (грейферного) механизмов - на общем валу;
таким образом, использована одна трехбарабанная лебедка.
Отбор мощности от двигателя к
компрессору32осуществляется
с помощью клиноременной передачи43-44и
карданного вала33.
Вращение от двигателя34турботрансформатору35передается
через муфту20,
выходной вал турботрансформатора связан цепной передачей15-36с
валом9реверсивного
механизма.
Вал10трехбарабанной
лебедки соединен с валом9конического
реверса зубчатой передачей16-22и
цепной передачей18-23,
причем шестерня16и
звездочка23имеют
жесткую посадку на валах, а звездочка18и
зубчатое колесо22вращаются
свободно. Включаются они с помощью пневмокамерных муфт19и14,
посаженных на валах. В зависимости от того, какая включается передача
(цепная или шестеренная), валу10сообщается
прямое или обратное вращение.
Как видно из схемы, стреловой барабан13,
грузовой барабан12основного
подъема и грузовой барабан11вспомогательного
подъема имеют на валу свободную посадку и удерживаются от вращения
ленточными тормозами. Включаются барабаны с помощью пневмокамерных муфт;
при этом барабаны растормаживаются.
На валу9свободно
вращаются конические шестерни8,
находящиеся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом7вертикального
вала28.
Поочередным включением пневмокамерных муфт шестерен8обеспечивается
реверсирование вала28(вращение
по часовой или против часовой стрелки).
Шестерни6,
зубчатые колеса24и26находятся
в постоянном зацеплении, причем зубчатое колесо26свободно
посажено на валу. Включается оно с помощью кулачковой муфты27,
при этом вал29начинает
вращаться. Вместе с валом вращается шестерня25,
обкатываясь по зубчатому венцу5;
происходит вращение поворотной части крана.
Зубчатое колесо24,
находясь в постоянном зацеплении с зубчатым колесом26,
при его вращении также вращается, а поскольку зубчатое колесо24имеет
шпоночное соединение с валом30,
вращается вместе с ним и вал. Далее вращение передается с помощью
уравнительной муфты валу31,
конической передаче45-46и
валу55коробки
передач ходового механизма.
Шестерни4и48свободно
вращаются на валу55.
Их попеременное включение производится с помощью кулачковой муфты49.
В зависимости от того, какая шестерня включается муфтой, изменяется
частота вращения вала53,
а следовательно, и скорость передвижения крана.
Зубчатое колесо51промежуточного
вала находится в постоянном зацеплении с шестерней50выходного
вала54,
который с помощью карданных валов41и52приводит
в движение передний и задний мосты.
Передний и задний мосты крана включают в себя дифференциальные
устройства, обеспечивающие возможность вращения правым и левым колесам с
разной скоростью, что очень важно при движении крана по криволинейным
участкам пути.
Входная шестерня40главной
передачи находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом42,
сидящим на шлицах промежуточного вала. С промежуточного вала главной
передачи вращение передается через шестерни38и39на
корпус дифференциала и через сателлиты (шестерни)3и
солнечную шестерню2-
на полуоси колес крана.
На кране К-161 с одномоторным приводом
при рассмотрении кинематической схемы его механизмов понятие лебедки
основного и вспомогательного подъема не полностью применимы, так как
компоновка механизмов при одномоторном приводе не позволяет четко
выделить ту или иную лебедку; многие элементы кинематической цепи
механизмов являются передачами для ряда исполнительных органов. Поэтому
на данном кране рассмотрена лишь конструкция механизмов, непосредственно
связанных с исполнительными органами - барабанами.
Многобарабанная лебедка
Ленточный тормоз грузового и грейферного барабанов
Регулируемый
тормоз стрелового барабана
На общем валу6смонтированы
три барабана: грузовой3,
вспомогательный (грейферный)18и
стреловой5.
Все три барабана имеют шарикоподшипниковую посадку и свободно вращаются
на валу. Включаются барабаны с помощью пневмокамерных муфт1,7и14,
жестко соединенных с валом, а удерживаются от свободного вращения или от
вращения под действием грузов (нагруженных канатов) с помощью ленточных
тормозов.
Вал вращается в двухрядных сферических подшипниках опор2и10и
приводится в действие от звездочки9или
зубчатого колеса11с
шарикоподшипниковой опорой. Колесо приводится с помощью пневматической
муфты12.
Реверсирование вала осуществляется включением цепной передачи с помощью
пневмокамерной муфты19,
смонтированной на реверсивном валу, или включением зубчатого колеса11.
Принцип действия пневмокамерной муфты основан на трении шины о
поверхность шкива барабана под действием сжатого воздуха. Тип муфты по
характеру соединения - фрикционный; по характеру работы и основному
назначению - к классу управляемых и сцепных муфт, позволяющих размыкать
и замыкать соединения детали.
Муфта состоит из шкива17,
пневмокамеры16и
шины15.
Воздух в пневмокамеры подается через вращающиеся шарнирные соединения с
торцов вала6(по
каналам в нем) и от вала - к камерам (через гибкие шланги). При подаче
сжатого воздуха по шлангу5в
камеру последняя расширяется и прижимает фрикционную ленту шиной15к
внутренней поверхности шкива барабана3.
К внешней поверхности шкива барабана прилегает лента тормоза. Лента3состоит
из двух частей, соединенных стяжным болтом1.
Один конец ленты шарнирно укреплен с помощью пальца на косынке, второй
конец подсоединен к проушине12.
Проушина с помощью системы рычагов соединена со штоком7гидроцилиндра6.
Управление тормозом гидравлическое. При нажатии ногой на педаль
гидроцилиндра поршень перемещается влево и через шток7и
вилку9поворачивает
рычаг11.
При этом проушина12перемещается
вверх и тормоз затягивается (барабан заторможен). Если снять ногу с
педали, поршень гидроцилиндра под действием пружины8возвратится
в первоначальное положение (барабан будет расторможен). Для равномерного
отхода ленты тормоза от шкива барабана служит пружина2.
Тормоз аналогичной конструкции установлен на грейферном
(вспомогательном) барабане.
На стреловом барабане установлены два ленточных тормоза: постоянно
замкнутый и регулируемый.
Проушина19постоянно
замкнутого тормоза укреплена на кронштейне18;
сбегающий конец ленты тормоза натягивается пружиной4.
На барабане установлено храповое колесо16;
с помощью собачки15барабан
удерживается от вращения. Если необходимо опустить стрелу, собачку
выводят из зацепления с храповым колесом с помощью тяги1,
рычага2и
пневмокамеры3.
Ход штока пневмокамеры ограничивает регулируемый (винтовой) упор17.
Лента управляемого тормоза, так же как и лента тормоза грузовой лебедки,
состоит из двух частей, соединенных стяжным болтом. Равномерный отход
ленты от барабана регулируется пружиной оттяжки6.
Проушина тормоза укреплена на кронштейне10с
помощью валика, на котором также установлен рычаг12,
соединенный одним концом с проушиной тормозной ленты14,
другим - со штоком пневмокамеры9.
Натяжение тормозной ленты (торможение стрелового барабана)
осуществляется пружиной 8 через тягу 13, растормаживание ленты - с
помощью пневмокамеры.
Главная и вспомогательная лебедки стреловых кранов снабжены специальными
устройствами - канатоукладчиками. Они обеспечивают правильную укладку в
ручьи барабана каната и предотвращают сход его с барабана.
Механизм поворота и опорно-поворотное устройство
Передний мост
Коробка передач
Механизм поворотаприводится
в действие от общего двигателя всех механизмов крана. Коническая
зубчатая шестерня27реверсивного
механизма вращения и передвижения крана входит в постоянное зацепление с
коническими шестернями, сидящими на реверсивном валу. Нагрузки на
вертикальный вал14воспринимаются
вверху радиальным шарикоподшипником, а внизу - упорным шарикоподшипником
и двухрядным сферическим роликоподшипником. На нижнем конце
вертикального вала жестко посажена шестерня15,
входящая в зацепление с зубчатым колесом8,
свободно сидящим на вертикальном валу12.
На валу12помимо
зубчатого колеса8размещены
тормозной шкив13,
зубчатая муфта10и
шестерня23;
все они жестко соединены с валом. Во время вращения вала14и
при выключенной муфте10зубчатое
колесо свободно вращается на валу12и
передает вращение зубчатому колесу7,
жестко сидящему на валу5.
Вместе с зубчатым колесом7вращается
вертикальный вал и таким образом мощность передается механизму
передвижения.
При включении муфты10приходит
во вращение вал12и
шестерня23начинает
обегать зубчатый венец22;
поворотная платформа начинает вращаться относительно центрального вала5.
Зубчатый венец имеет внутреннее зацепление.
Как видно из схемы, редуктор вращения платформы одновременно играет роль
редуктора передвижения крана.
Наружные кольца17,19соединены
не с рамой ходовой тележки, а с поворотной платформой; внутреннее кольцо22соединено
с неповоротной рамой ходовой тележки. Таким образом, внутреннее кольцо
является неподвижным, оно играет роль базы опорно-поворотного
устройства.
Передний мост-
управляемый, ведущий; его подвеска к раме - балансирная, что улучшает
сцепление колес с основанием на неровных дорогах. Передача мощности от
карданного вала полуосями12на
переднем мосту осуществлена также цилиндрической главной передачей, как
и на заднем. Внутренние колеса укреплены на ступице6,
которая посажена с помощью конических подшипников на цапфу, укрепленную
в копрусе17.
С помощью фланца5ступица6соединена
с полуосью4.
Внешние колеса укреплены на ступице2,
которая с помощью подшипников скольжения посажена на ступице6;
таким образом, внешние колеса не являются ведущими, так как имеют
свободную посадку.
Когда снижение проходимости начинает влиять на эксплуатационные качества
крана, наружные колеса блокируют с внутренними специальными поводками18,
установленными на фланцы5так,
чтобы выступ поводка попал между упорами обода колес. Поводок фиксируют
болтом19.
Нижние рычаги корпусов17соединены
между собой поперечной тягой14рулевой
трапеции. Верхние рычаги корпусов соединены со штоками гидроцилиндров
разворота, которые установлены на кронштейне корпуса моста.
Вращение ведущим колесам от полуоси12к
полуоси4передается
через шарнирные сочленения15и16. Задний мосткрана -
ведущий. Мост - автомобильного типа, его подвеска к раме жесткая. В нем
использованы сборочные единицы автомобиля КрАЗ, в том числе главная
передача с дифференциалом, полуоси и тормоза. Крепление ходовых колес -
бездисковое; оно осуществлено прижимами и кольцами.
Главная передача заднего моста - цилиндрическая. Коническая передача
служит для соединения пересекающихся валов и регулирования движения.
Механизм передвиженияне
имеет отдельного двигателя механизма передвижения; отбор мощности в
коробке передач осуществляется с помощью вертикального вала6с
жестко посаженным на нем коническим зубчатым колесом7.
В зацеплении с ним находится коническая шестерня4,
жестко сидящая на входном валу5коробки
передач.
Коробка передач - двухскоростная. Первая или вторая скорость включается
с помощью зубчатой муфты17,
сидящей на шлицах вала5.
Шестерни14и19сидят
на валу свободно на шарикоподшипниках. При нейтральном положении муфты
мощность этим шестерням не передается и вал5вращается
вхолостую. При перемещении муфты17влево
ее зубцы входят в зацепление с внутренними зубцами шестерни 14 и
движение от вала5передается
через шестеренные пары14-2и23-22фланцами1и21,
с которыми соединены карданные валы. При перемещении муфты вправо
передача осуществляется через шестерни19,23,22;
в этом случае шестерня23играет
роль паразитной. Тормозкрана К-161
установлен на кронштейне, закрепленном на корпусе заднего моста крана.
На кране К-161 между двигателем и
трансмиссией вместо главной муфты фрикционного типа устанавлено
специальное гидравлическое устройство - гидротрансформаторТРК-325.
Гидротрансформатор обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости
подъема и опускания груза, реверсирование направления движения, подъем
небольших грузов с увеличенной скоростью, изменение скорости движения в
зависимости от сопротивления передвижению.
Схема гидротрансформатора ТРК-325
Гидротрансформатор
ТРК-325 включает в себя корпус, в котором соосно расположены насосное1,
турбинное2и
направляющее3(реактор)
колеса. Реактор жестко соединен с корпусом. Ведущее насосное колесо
получает движение от вала4двигателя,
а турбинное (ведомое) связано с ведомым валом.
Радиатор5служит
для охлаждения рабочей жидкости, пропускаемой через него с помощью
шестеренного насоса6.
В трансформаторе предусмотрены перепускной клапан, фильтр и гидробак7,
а также обгонная муфта. При одинаковой частоте вращения турбинного и
насосного колес включается муфта, соединяющая валы4и8.
Выключают гидротрансформатор путем удаления жидкости из системы. На валу8может
быть установлен тормоз, управляемый машинистом. Для направления движения
жидкости в системе служат пневмотолкатель, золотник, эжектор и диффузор.
Всистему
пневмоуправлениястрелового
крана К-161 входят следующие элементы: компрессор, холодильник и
масловлагоотделитель, ресивер, пульт управления с пневмораспределителем,
трубопроводы и пневмокамеры, смонтированные на исполнительных механизмах
крана.
Принципиальная схема
пневматического управления крана К-161
Воздух предварительно сжимается в I
ступени компрессора13,
проходит через холодильник и масловлагоотделитель и сжимается во II
ступени до 0,6 - 0,7МПа,
откуда поступает в ресивер16и
далее через трубопровод17к
пульту управления3.
В масловлагоотделителе воздух очищается от влаги и масла, и далее
попадает во II ступень компрессора.
От пульта управления воздух по трубопроводам и специальным вращающимся
соединениям10поступает
к пневмокамерным муфтам7механизмов
крана.
При выключении каждого механизма воздух из пневмокамерных муфт
выпускается в атмосферу. Для быстрого оттормаживания механизмов крана в
системах турботрансформатора, пневмокамерных и тормозных муфт стрелового
барабана и механизма передвижения крана установлены специальные клапаны8.
Для плавного вращения платформы в системах реверсивного механизма и
тормоза поворота, а также механизма передвижения применены регуляторы
потока18.
Управляют механизмами крана с пульта специальными устройствами -
золотниками (клапанами). Золотники бывают двух типов: дифференциальные и
прямого действия. Дифференциальные золотники применяют для тех
механизмов кранов, которые требуют при своем включении регулирования
внешних усилий. Такими механизмами являются механизмы с фрикционными
муфтами, используемыми в кранах с одномоторным приводом - двигателем
внутреннего сгорания. Для механизмов, не требующих изменения давления в
системе, используют золотники прямого действия.
Кабина управления крана с
одномоторным приводом К-161
Электрооборудованиекрана
служит для питания внутреннего и наружного освещения, световой и
звуковой сигнализации, ограничителя грузоподъемности; обеспечивает
запуск пускового двигателя, обогрев и вентиляцию кабины управления,
подогрев дизеля.
Источником постоянного тока служит генератор Г-66, который предназначен
также для зарядки аккумуляторной батареи 6СТ-42. Генератор приводится в
движение от дизеля через зубчатую передачу.
Для регулирования напряжения и защиты генератора предусмотрен
реле-регулятор, состоящий из реле напряжения, ограничителя тока и реле
обратного тока (предотвращает разрядку аккумуляторной батареи на
генератор при неработающем дизеле). Для защиты от короткого замыкания
служат плавкие предохранители.
Электросеть крана в период остановок дизеля получает питание от батареи,
которую используют также для запуска пускового двигателя
электростартером. Величину зарядного и разрядного тока батареи
определяют с помощью амперметра.
В систему электрооборудования крана входит комплект преобразователей,
устанавливаемых на двигателе, масляном баке турботрансформатора и
компрессоре. Эти преобразователи позволяют через соответствующие приборы
контролировать температуру воды и масла дизеля, температуру масла в
турботрансформаторе, давление масла в системах дизеля и компрессора.
Предельные положения стрелы фиксируются конечным выключателем, который
воздействует на цепь электромагнита. Последний управляет золотником,
который при достижении стрелой крайнего положения и срабатывания
выключателя отключает турботрансформатор и включает тормоз лебедки.
Магнит получает питание от работающего дизеля через реле.
В электросхеме предусмотрена кнопка управления, которая позволяет
шунтировать конечный выключатель и возвращать стрелу в рабочее
положение, а также включать ограничитель грузоподъемности при его
срабатывании.
На пульте управления смонтирована кнопка для включения звукового
сигнала. Переносную лампу ремонтного освещения включают через
штепсельную розетку.
Дляограничения
грузоподъемностикрана и
автоматического отключения грузовой лебедки применен электрический
ограничитель грузоподъемности ОГП-1.
При работе крана на минимальных вылетах стрелы во избежание
запрокидывания ее на поворотную платформу применен упор с гибкими
элементами.
Канатная тяга2проходит
через отклоняющие ролики1на
стреле4и
закрепляется на платформе. Пружины3поддерживают
канат и препятствуют его провисанию. При достижении стрелой предельного
угла наклона (в сторону поворотной платформы) канат натягивается и
удерживает стрелу от дальнейшего движения.