АВТОМОБИЛЬ "ЗАЗ-110308"

  Главная      Автомобили - ЗАЗ     Руководство по эксплуатации автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105 и их модификаций

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26 

 

 

 

Приложение 11.

АВТОМОБИЛЬ "ЗАЗ-110308"

 

 

В данном Приложении представлена информация об оригинальных узлах и системах автомобиля ЗАЗ-110308 (с двигателем МеМЗ-3071). Все недостающие данные по общим узлам и системам  см. автомобиль "ЗАЗ-1103".

 

Введение

 

Автомобиль "ЗАЗ-110308" – отличается от модели "ЗАЗ-1103" установкой двигателя МеМЗ-3071 рабочим объемом 1,299 л с электронной системой управ-ления двигателем (ЭСУД), составной частью которой является система распре-деленного впрыска топлива (СРВТ).

 

Распределенный впрыск топлива  одно из наиболее эффективных и пер-спективных направлений совершенствования бензинового двигателя, позво-ляющее обеспечить:

 

-    существенное улучшение мощностных, экономических и экологических его показателей;

 

 

-    эффективную, без детонации, работу двигателя при оптимальной степени сжатия и контролируемое изменение процессов сгорания в зависимости от нагрузки;

 

-    плавное, без рывков, изменение нагрузки при качественном регулирова-нии на переходных режимах работы двигателя;

-    стабильное сгорание на режимах холодного пуска и прогрева более бед-ных смесей, по сравнению с карбюраторным двигателем;

-    улучшение топливной экономичности;

-    устранение характерных недостатков карбюраторных двигателей  нерав-номерное распределение рабочей смеси по цилиндрам, оседание топлива на стенках впускного коллектора, снижающее надежность пуска при низ-

 

ких температурах воздуха

 

Устройство СРВТ двигателя МеМЗ-3071

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.1. Устройство СРВТ двигателя МеМЗ-3071

 

1  воздушный фильтр ; 2  датчик положения дроссельной заслонки; 3  дроссельный патрубок; 4  датчик температуры воздуха и абсолютного давле-ния; 5  ресивер; 6  регулятор давления топлива; 7  рампа топливных форсу-нок; 8  форсунка; 9  датчик температуры охлаждающей жидкости (сигнал на

 

 

 

контроллер); 10  свеча зажигания; 11  модуль зажигания; 12  датчик частоты вращения и положения коленчатого вала; 13  датчик скорости; 14  трубка ре-циркуляции топлива; 15  датчик кислорода; 16  каталитический нейтрализа-тор; 17  глушитель; 18  топливный насос; 19  топливный бак; 20  адсорбер; 21  клапан продувки адсорбера ; 22  контрольная лампа СРВТ; 23  диагности-ческая колодка; 24  топливный фильтр; 25 контроллер; 26  регулятор холосто-го хода; 27  датчик детонации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.2. Моторный отсек автомобиля:

 

1  расширительный бачок; 2  ресивер; 3  вакуумный усилитель тормозов; 4  бачок гидропривода тормозов; 5  бачок омывателя ветрового стекла; 6  термостат; 7  модуль зажигания; 8  пробка маслозаливной горловины; 9  воз-душный фильтр; 10  масляный щуп; 11  блок реле и предохранителей; 12  адсорбер с электромагнитным клапаном продувки.

 

Система подачи топлива включает в себя:

 

-    электробензонасос;

 

-    топливный фильтр с металлическим корпусом и бумажным фильтрующим элементом. Установлен в задней части автомобиля в районе бензобака. Смену топливного фильтра производить согласно регламенту работ, при-веденном) в "Сервисной книжке;

 

-    топливопроводы;

-    рампу в сборе с электромагнитными форсунками, регулятором давления топлива и штуцером контроля давления топлива.

Система подачи воздуха включает в себя:

 

-    воздушный фильтр со сменным бумажным фильтрующим элементом па-нельного типа. Установлен в моторном отсеке нал двигателем;

 

 

-    дроссельный патрубок с регулятором холостого хода и датчиком положе-ния дроссельной заслонки;

 

-    ресивер;

-    впускной коллектор.

 

Смену воздушного фильтра необходимо производить согласно регламенту работ, приведенному в "Сервисной книжке".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.3. Воздушный фильтр.

 

1  защелки пружинные крышки; 2  крышка воздушного фильтра; 3  фильтрующий элемент воздушного фильтра.

 

Система улавливания паров топлива включает в себя:

-    сепаратор. Установлен под задним буфером;

-    предохранительный клапан. Предотвращает повышение давления в бензобаке;

 

-    адсорбер (поглотитель паров топлива) с электромагнитным клапаном. Ус-тановлен в мотоотсеке на правом брызговике;

-    двухходовой клапан. Кренится на топливном трубопроводе.

Система отработавших газов включает в себя:

-    нейтрализатор отработавших газов. Установлен в системе выхлопа в пе-

редней части автомобиля

-    кислородный датчик. Установлен в передней части нейтрализатора.

Система зажигания. В системе зажигания двигателя с СРВТ отсутствует

традиционный коммутатор, датчик-распределитель и катушка зажигания. Вме-сто них используется модуль зажигания, состоящий из двух катушек зажигания и встроенного коммутатора.

Система не имеет подвижных деталей и не требует обслуживания. Необходимо следить за надежностью крепления разъемов проводов высокого и низкого напря-жений, отсутствием механических повреждений элементов системы и их чистотой.

 

Система зажигания не нуждается в регулировках (в том числе и по углу опе-режения зажигания), так как управление моментом зажигания осуществляет кон-троллер, используя сигналы датчиков СРВТ. Свечи зажигания  с резьбой М14х1, 25-6е, длиной ввертной части 19 мм и калильным числом 17 по ОСТ 37.003.081.

 

 

 

Свечи, применяемые на двигателе МеМЗ-3071

 

Обозначение

Маркировка

Тех. требования

Изготовитель

СН452-3707000

А17ДВРМ

ТУ 37.003.1366-88

АСГЭЗАЗС", Россия

WR7DC

WR7DC

 

Фирма "Bosch"

WR7DP

WR7DP

 

Фирма "Bosch"

CR42XLS

CR42XLS

 

Фирма "AC Delco"

RN9YC

RN9YC

 

Фирма "Champion"

RN9YCC

RN9YCC

 

Фирма "Champion"

FE65CPR

FE65CPR

 

Фирма "KLG"

LR15YC

LR15YC

 

Фирма "Brisk"

FE65PRS

FE65PRS

 

Фирма "Jskza"

Система вентиляции картера замкнута через шланг от корпуса фильтра и дроссельный патрубок.

Контроллер (электронный блок управления) установлен в салоне автомоби-ля. Являясь центральным устройством ЭСУД, на основании поступающей от датчиков информации, осуществляет управление работой СРВТ, обеспечивая оптимальную работу двигателя на различных режимах эксплуатации.

В функции контроллера входит управление:

-    работой форсунок;

-    временем накопления энергии в катушках системы зажигания (в том числе по параметру детонации при изменяющихся режимах работы двигателя);

-    работой клапана продувки адсорбера;

-    частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода;

-    работой электробензонасоса;

-    работой вентилятора системы охлаждения двигателя;

-    контрольной лампой на комбинации приборов – "CHECK ENGINE". Внимание! В случае возможного повышения температуры воздуха выше

80°С, например, в сушильных камерах, снимите контроллер СРВТ.

Регулятор холостого хода состоит из двухполюсного шагового электродвигате-ля и соединенного с ним конусного клапана. Установлен на дроссельном патрубке.

Датчик частоты вращения и положения коленчатого вала индуктивного ти-па, установлен на картере сцепления.

Датчик температуры воздуха и абсолютного давления установлен на реси-

 

вере и представляет собой два совмещенных в одном корпусе датчика со схемой обработки сигнала:

 

-    температуры воздуха (термистор);

-    абсолютного давления (интегральный с полупроводниковыми пьезорези-сторами);

 

Датчик температуры охлаждающей жидкости, термистор, установлен на отво-дящем патрубке и служит для подачи сигналов на контроллер (не путать с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости, установленным отдельно).

 

Датчик положения дроссельной заслонки, потенциометр, установлен на дроссельном патрубке.

 

Датчик детонации, пьезоэлектрический, установлен на впускном коллекторе двигателя.

 

Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач. При вращении ведущих колес датчик вырабатывает импульсы с частотой 6 импульсов на метр движения автомобиля и подает их на контроллер. К торцу датчика крепится гиб-

кий вал спидометра

 

 

 

Контрольная лампа неисправности СРВТ расположена на комбинации при-боров. Загорается при пуске двигателя и гаснет через 3...5 с.

 

Система охлаждения двигателя МеМЗ-3071

 

Система охлаждения двигателя МеМЗ-3071 аналогична системе охлаждения двигателя МеМЗ-245 за исключением:

 

-    отсутствует датчик включения вентилятора радиатора (эту функцию осу-ществляет контроллер);

-    вместо подогрева пускового устройства карбюратора осуществляется по-

догрев корпуса дроссельной заслонки.

Обслуживание системы охлаждения двигателя производить согласно регла-менту работ, приведенному в "Сервисной книжке".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.4. Схема системы охлаждения двигателя:

 

1  радиатор; подводящий патрубок водяного насоса; 2  термовыключатель электровентилятора охлаждения радиатора; 3  электровентилятор; водяной насос; 4  сливной кран радиатора; 5  датчик температуры охлаждающей жидкости; 6  водяной насос; 7  двигатель; радиатор отопителя; 8  ресивер; 9  пробка расши-рительного бачка; 10  расширительный бачок; 11  сливная пробка двигателя; 12

 кран радиатора отопителя; 13  радиатор отопителя; 14  термостат.

А    путь жидкости при открытом термостате (двигатель горячий); Б  путь жидкости при закрытом термостате (двигатель холодный); И слив жидкости в расширительный бачок.

 

Контрольно-измерительные приборы

 

Комбинация приборов автомобиля "ЗАЗ-110308" аналогична комбинации приборов автомобиля "ЗАЗ-1103". Дополнительно задействована контрольная лампа неисправности СРВТ  см. поз. 55 на рис. 5 Руководства по эксплуатации.

 

 

Электрооборудование автомобиля "ЗАЗ-110308"

 

В связи с установкой СРВТ, система электрооборудования автомобиля "ЗАЗ-110308" несколько отличается от системы электрооборудования автомобиля "ЗАЗ-1103". Недостающие данные  см. автомобиль "ЗАЗ-1103".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.5. Схема электрическая принципиальная СРВТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.5 Окончание

 

Датчики: В1 – датчик абсолютного давления и температуры воздуха; В2 – датчик температуры охлаждающей жидкости (сигнал на контроллер); ВЗ  дат-чик положения дроссельной заслонки; В4 – датчик детонации; В5 – датчик ки-слорода; В6 – датчик скорости; Y2 – датчик положения коленчатого вала.

 

Система энергоснабжения : G1 – аккумуляторная батарея; G2 – генератор. Комбинация приборов: Н20 – комбинация приборов; Н12 – контрольная лампа

 

разряда аккумуляторной батареи; Н15 – контрольная лампа СРВТ; R1 – резистор 50 Ом. Реле: К1 – реле выключателя зажигания; К2 – реле бензонасоса; КЗ  реле включения стартера; К11 – реле питания; К12 – реле бензонасоса; К13 – реле

включения электродвигателя вентилятора радиатора.

 

Стартер и электродвигатели: M1 – стартер; М2 – электродвигатель венти-лятора радиатора; М8 – электродвигатель бензонасоса;

Выключатели: S2 – выключатель зажигания.

Система зажигания: U1 – модуль зажигания;

 

Система питания: U2 – контроллер; Y1 – форсунки; Y3 – регулятор холо-стого хода; Y4 – клапан адсорбера.

Предохранители: F5.3, F5.7 – предохранитель блока предохранителей; F19

 предохранитель модуля зажигания и контроллера; F20 – предохранитель кон-троллера и бензонасоса.

 

Разъемы: С1 – разъем к бензонасосу; С2 – разъем к жгуту форсунок; С7 - разъем переднего жгута проводов; X – разъем диагностики.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.6. Разъемы жгута проводов СРВТ .

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.7. Установка жгута проводов СРВТ (вид сверху на моторный отсек).

 

1  жгут проводов СРВТ; 2  хомут крепления жгута проводов; 3  генера-тор; 4  двигатель; 5  отопитель; 6  стартер; 7  кронштейн жгута проводов; 8  кронштейн педалей.

 

Плавкие предохранители и реле автомобиля "ЗАЗ-110308"

 

Расположение предохранителей в блоке (в салоне автомобиля) – см. автомо-биль ЗАЗ-1103.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11.8. Кронштейн колодок реле и предохранителей (моторный отсек).

 

1  реле питания; 2  предохранитель модуля зажигания; 3  предохранитель электробензонасоса; 4  реле вентилятора радиатора; 5  реле электробензонасоса.

 

MVV

136

 

 

 

 

Цепи СРВТ, находящиеся под напряжением

 

 

 

 

 

Питание

№ предо-

Ток,

Защищаемая цепь

 

хранителя

А

 

 

+ 30

F20

15

Контроллер, реле питания, электробензонасос,

 

Батарея

форсунки, клапан адсорбера.

 

 

15

 

 

 

 

Зажигание

F19

15

Модуль зажигания, контроллер

1

 

 

 

 

         

 

Недостающие данные – см. табл. 7.2 данного Руководства.

 

Особенности эксплуатации автомобиля "ЗАЗ-110308"

 

При эксплуатации и ремонте автомобиля соблюдайте правила, указанные в разделе "Требования безопасности и предупреждения" данного Руководства.

Настоятельно рекомендуется при заправке автомобиля заливать в бензобак топливо только через воронку с мелкой сеткой с целью исключения механиче-ских примесей и воды, имеющихся в бензине. Возможно также использование препаратов, "связывающих" воду в топливе.

 

Внимание! При оборудовании автомобиля системой нейтрализации отрабо-тавших газов необходимо применять только неэтилированный бензин.

Езда на автомобиле с электронной системой управления двигателем (ЭСУД) имеет приятные особенности и не требует специальных навыков от водителя.

Пуск холодного двигателя. Напомним, что, заводя утром двигатель, нет не-обходимости трогать педаль акселератора  есть риск "залить" свечи. Элек-тронная система управления сама определит, сколько топлива ему требуется, и "доставит" его в камеры сгорания в нужном количестве. И только при темпера-туре минус 20°С и ниже можно слегка нажать педаль акселератора (примерно на

10... 15% ее хода).

Последовательность операций при пуске холодного двигателя:

 

-    вставить ключ в выключатель замка зажигания;

 

-    рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение. При температуре воздуха ниже минус С полностью выжать педаль сцепле-ния;

-    включить зажигание переводом ключа из положения "0" в положение "I", выдержать паузу 10 с для заполнения системы подачи топлива и произве-сти запуск двигателя переводом ключа в положение "II" на время, не пре-вышающее 10 с. При появлении вспышек время работы стартера может быть увеличено до 20 с;

 

-    после пуска двигателя отпустить ключ зажигания и через 20 с плавно от-пустить педаль сцепления;

 

-    если двигатель не запустился с первой попытки, выключить зажигание и через одну минуту повторно выполнить вышеуказанные действия.

 

Примечание. В случае если двигатель не запустился с трех попыток, выжать педаль акселератора до упора (при этом подача топлива прекращается) и вклю-чить на 10... 15 с стартер для продувки цилиндров от излишков топлива, отпус-тить недаль акселератора и через одну минуту запустить двигатель.

 

 

 

Внимание! Категорически запрещается производить пуск двигателя с ЭСУД от других источников электроэнергии, а также с помощью буксировки или тол-кания ав-гомобиля, т. к. это может привести к выходу из строя системы.

 

После остановки двигателя при включенном зажигании электробензонасос не должен работать.

 

Напряжение более 14 В или переменный ток не должны подводиться к ка-ким-либо клеммам системы.

 

На комбинации приборов расположена контрольная лампа неисправности СРВТ, которая загорается при включении зажигания и гаснет через 3...5 с (перед пуском двигателя).

 

Включение контрольной лампы при движении не означает, что двигатель необ-ходимо срочно остановить, а сигнализирует водителю о необходимости проверки двигателя в возможно короткий срок на ближайшей станции сервисного обслужива-ния. При включенной контрольной лампе и работающем двигателе, на аварийных режимах контроллер обеспечивает работу двигателя близкую к нормальной.

 

Чтобы обезопасить себя от неприятностей в дороге, желательно захватить с датчик положения коленчатого вата и электробензонасос При отказе любого другого датчика СРВТ работа двигателя автомобиля переходит в аварийный м, работая но показаниям остальных датчиков, что позволяет добраться до станции технического обслуживания своим ходом . А вот отказавший датчик положения коленвала или бензонасос обездвиживают машину полностью.

 

Техническое обслуживание автомобиля "ЗАЗ-110308"

 

Все работы по обслуживанию систем автомобиля необходимо производим, в соответствии с регламентом работ, приведенным в "Сервисной книжке".

Рекомендуем все работы по обслуживанию и ремонту систем автомобиля производить на сервисных станциях с применением специального диагностиче-ского и ремонтного оборудования.

 

На двигателе МеМЗ-3071 нет необходимости в регулировке холостого хода,

 

 регулировка осуществляется автоматически.

 

Газораспределительный механизм.

 

Регулировку зазоров на двигателе МеМЗ-3071 следует выполнять в следую-щей последовательности:

 

-    установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, для че-го, сняв наружный кожух, совместить метку Е (рис. 19) на шкиве распре-делительного вала со стрелкой-штырем Д (оба клапана первого цилиндра закрыты);

 

-    проверить зазор А (рис. 20) между наконечником и торцем выпускного клапана третьего цилиндра. Величина зазоров указана в таблице 5 данного Руководства. Если зазор не соответствует табличному, отвернуть гайку регулировочного винта на коромысле и, вращая регулировочный винт (предварительно установив между наконечником и стержнем клапана со-ответствующий щуп). Установить необходимый зазор. Удерживая винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор;

 

-    далее, проворачивая коленчатый вал на 180°, отрегулировать зазоры в по-следовательности, указанной в таблице 5.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26