Грузовик Scania. Пластмассовые детали (ремонт наружных и внутренних повреждений)

  Главная      Автомобили - Scania     Грузовик Scania - заводская инструкция

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17 

 

 

 

Грузовик Scania. Пластмассовые детали (ремонт наружных и внутренних повреждений)


 


 

 


 


 

1 713 223


 

©

Scania CV AB 2002, Sweden

Оглавление

Общие сведения 3

Реактопласты 4

Термопласты 5

Ремонт деталей из реактопластов 6

Глубокие повреждения/стыки 7

Поверхностные повреждения 11

Трещины 12

Глубокие царапины 15

Ремонт деталей из термопластов 16

Склеивание 17

Сварка 22

Сводная таблица 23

Отделка поверхности 27

Общие сведения


 

В данной брошюре описана технология ремонта поврежденных пластмассовых деталей, обеспечивающая возвращение им первоначальной формы.


 

 

image

image

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

Всегда внимательно читайте предупреждения на упаковках химических средств, которые вы используете при ремонте пластмассовых деталей.

Пластмассы и растворители выделяют ядовитые пары. Работайте в хорошо проветриваемых помещениях и используйте средства для защиты дыхательных путей. Остерегайтесь попадания на открытые участки кожи растворителей и расплавленной пластмассы, используйте защитные перчатки.

Шлифование пластмассовых деталей в процессе ремонта приводит

к образованию пыли, которая оказывает вредное влияние на здоровье. Используйте респираторы и защитные перчатки.

При нагреве пластмасса может воспламениться, что приведет к дополнительным повреждениям детали и возможным ожогам кожи.

Никогда не смешивайте за один раз более 400 мл реактопласта. Поскольку при затвердевании пластмассы выделяется значительное количество тепла, то имеется опасность самовоспламенения, если в емкости для замешивания осталось большое количество пластмассы.


 

image


 

  • Запрещается производить ремонт пластмассовых деталей при температуре воздуха ниже 15 °C.


     

  • Все поверхности и материалы должны быть сухими.


     

  • Во избежание появления пузырей максимально возможно изолируйте ремонтируемое место от потоков воздуха. Это требование особенно важно соблюдать при ремонте пластмассовых деталей, изготовленных методом вакуумной формовки.


     

  • Время отверждения термопластов сокращается, если не нагревать выше 70 °C.


     

  • Пластмассовые диски, лента, картон, деревянные доски, алюминиевые сетки или литейные модели могут использоваться в качестве шаблонов.


     

  • Ремонт небольших повреждений занимает примерно 1 час. В случае значительных повреждений следует оценить, что экономичнее, ремонт или замена детали.


     

    Инструкции по окраске приведены в Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, группа 0,

    брошюра "Лакокрасочное покрытие и декоративные наклейки".


     

    Инструкции по окраске текстурированных поверхностей приведены ниже в разделе "Отделка поверхности".

    Реактопласты

     

    В состав реактопластов входит отвердитель, который обеспечивает прочные межмолекулярные связи. Реактопласты обладают прочностью и жесткостью, но отличаются хрупкостью. Поэтому часто реактопласты усиливают, например, стеклотканью.


     

    100 919

     

    Детали, изготовленные из реактопластов

    Термопласты

     

    Термопласты подвергаются отливке или формовке под давлением и, в отличие от реактопластов, не имеют прочного межмолекулярного сцепления. Ремонт термопластов дает хорошие результаты, но, как правило, более вязкий пластик ремонтировать труднее.


     

     

    Более детальные сведения о различных пластмассах приведена в брошюре "Повторное использование и маркировка полимерных материалов", группа 0.


     

    124 646

     

    Детали, изготовленные из термопластов

     

    Ремонт деталей из

    image

    image

    реактопластов ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

    Запрещается замешивать за один раз

    более 400 мл реактопласта. Поскольку при затвердевании пластмассы выделяется значительное количество тепла, то имеется опасность самовоспламенения, если в емкости для замешивания осталось большое количество пластмассы.

    image

    ВНИМАНИЕ!


     

    Перед шлифованием вымойте деталь. Это поможет предотвратить внедрение частиц грязи в пластмассу в процессе шлифования.


     

    Промежуток между нанесением очередного слоя пластмассы не должен превышать

    12 часов. Если со времени нанесения последнего слоя прошло более 12 часов, то перед нанесением следующего слоя пластмассы необходимо прошлифовать обрабатываемую поверхность детали.


     

     

  • Очистите от грязи зону вокруг поврежденного участка детали. Удалите масло и смазку, например, ацетоном и удалите налет из воскоподобных веществ с помощью кремнийсодержащей смывки.


     

     

    116 074

     

  • Удалите все отслоившиеся фрагменты полимерного материала. Для этого используйте шлифмашину со шлифовальным кругом для пластмассы.

    Повреждения глубиной более 2 мм или сквозные повреждения и стыки

    image

    1. Очистите зону вокруг поврежденного участка.


       

    2. Зашлифуйте края поврежденного участка в зависимости от способа ремонта.


       

      Если ремонт производится с одной стороны, сошлифуйте край на скос шириной, равной десяти толщинам материала.


       

      Сошлифовать край сквозного повреждения на длине, равной десяти толщинам материала, если ремонт производится

      с одной стороны.


       

      Если ремонт производится с двух сторон, сошлифовать край на двухсторонний скос шириной, равной шести толщинам материала.


       

      image


       

      Сошлифовать край сквозного повреждения на двухсторонний скос шириной, равной шести толщинам материала, если ремонт производится с двух сторон.


       

      Сошлифуйте край на скос шириной, равной восьми толщинам, на задней стороне и на длине, равной четырем толщинам, на лицевой стороне детали, если выполняется соединение внахлестку.


       

      image


       

      Обработка кромки для соединения.

       

    3. Прошлифуйте зону вокруг поврежденного участка шкуркой с зернистостью 80.


       

       

    4. Протрите ацетоном обработанный участок от шлифовальной пыли.


       

       

    5. После обработки поврежденног участка вырежьте из стеклоткани кусок требуемой формы. Один слой стеклоткани в расчете на 1 мм толщины материала.


       

      Пример: Повреждение глубиной 3 мм ремонтируется с использованием трех слоев стеклоткани.


       

       

    6. Замешайте ремонтную композицию из расчета примерно на 15 минут работы. Используйте двухкомпонентную эпоксидную смолу. Помните, что 100 мл композиции соответствует слою толщиной 1 см на площади 1 дм2.

      Во избежание самовозгорания замешивайте не более 400 мл композиции за раз.

       

    7. С помощью кисти нанесите толстый слой полученного состава на обработанный участок детали.


       

       

    8. Наложите первый слой стеклоткани, разгладьте ее с помощью кисти или прокатайте металлическим валиком. Последовательно наложите стеклоткань слой за слоем с пропиткой их ремонтной композицией.


       

      Убедитесь в отсутствии пузырьков воздуха и разгладьте как можно ровнее самый верхний слой стеклоткани.


       

       

    9. После того как композиция частично отвердеет, отрежьте излишки.


       

       

    10. После отверждения поверхности загладьте ее шлифовальным кругом или вручную с помощью шлифовальной шкурки с зернистостью 60.

       

    11. Нанесите на обработанную поверхность шпаклевку.


       

      116 076

       

    12. Прошлифуйте шпаклевку шкуркой с зернистостью 120.


       

       

    13. Нанесите на обработанную поверхность шпаклевку, например, марки PP Ultima, PP Elastic, PP Fine или аналогичную.

      PP = Пластиковый наполнитель.


       

      116 077

       

    14. Прошлифуйте шпаклевку шкуркой с зернистостью 240-320.


       

       

    15. Нанесите финишный слой шпаклевки и затем прошлифуйте ее шкуркой

    с зернистостью 500. Нанесите на отремонтированный участок грунтовку, если не предусматривается дальнейшей окраски. Если оставить поверхность незащищенной, то шпаклевка впитает влагу. Это может испортить результаты ремонта и затруднить в последующем отделку поверхности.

    Поверхностные повреждения глубиной до 1-2 мм

     

    1. Очистите поверхность детали.

    2. Нанесите на поверхность шпаклевку.


       

    3. Прошлифуйте шпаклевку шкуркой зернистостью 120.


       

       

      116 076

       

    4. Нанесите на обработанную поверхность шпаклевку, например, марки PP Ultima, PP Elastic, PP Fine или аналогичную.

      PP = Пластиковый наполнитель.


       

      116 077

       

    5. Прошлифуйте шпаклевку шкуркой с зернистостью 240-320.


       

       

    6. Нанесите финишный слой шпаклевки и затем прошлифуйте ее шкуркой

    с зернистостью 500. Нанесите на отремонтированный участок грунтовку, если не предусматривается дальнейшей окраски. Если оставить поверхность незащищенной, то шпаклевка впитает влагу. Это может испортить результаты ремонта и затруднить в последующем отделку поверхности.

    Трещины

     

    1. Очистите поврежденный участок детали с двух сторон.


       

       

    2. Прошлифуйте заднюю сторону детали шкуркой с зернистостью 80.


       

       

    3. Задняя поверхность детали должна быть усилена ремонтной композицией и тремя слоями стеклоткани. При этом получается слой усиления толщиной примерно 3 мм.


       

       

    4. Замешайте ремонтную композицию из расчета примерно на 15 минут работы. Используйте двухкомпонентную эпоксидную смолу. Помните, что 100 мл композиции соответствует слою толщиной 1 см на площади 1 дм2.

      Во избежание самовозгорания замешивайте не более 400 мл композиции за раз.

       

    5. С помощью кисти нанесите тонкий слой полученного состава на обработанный участок на задней стороне детали.


       

       

    6. Наложите первый слой стеклоткани, разгладьте ее с помощью кисти или прокатайте металлическим валиком. Последовательно наложите стеклоткань слой за слоем с пропиткой их ремонтной композицией.


       

      Убедитесь в отсутствии пузырьков воздуха и разгладьте как можно ровнее самый верхний слой стеклоткани.


       

       

    7. Прошлифуйте лицевую поверхность детали в зоне ремонта с помощью шкурки с зернистостью 80.


       

       

    8. Удалите шлифовальную пыль и протрите ацетоном зону вокруг трещин и сами трещины.

       

    9. Нанесите на обработанную поверхность шпаклевку, например, марки PP Ultima, PP Elastic, PP Fine или аналогичную.

      PP = Пластиковый наполнитель.


       

      116 076

       

    10. Прошлифуйте шпаклевку шкуркой с зернистостью 240-320.


       

       

    11. Нанесите финишный слой шпаклевки и затем прошлифуйте ее шкуркой

    116 077

     

    с зернистостью 500. Нанесите на отремонтированный участок грунтовку, если не предусматривается дальнейшей окраски. Если оставить поверхность незащищенной, то шпаклевка впитает влагу. Это может испортить результаты ремонта и затруднить в последующем отделку поверхности.


     

     

    Глубокие царапины

    1. Очистите поверхность детали в зоне повреждения.


       

       

    2. Нанесите на поверхность шпаклевку, например, марки PP Ultima, PP Elastic, PP Fine или аналогичную.

      PP = Пластиковый наполнитель.


       

      116 076

       

    3. Прошлифуйте шпаклевку шкуркой с зернистостью 240-320.


       

    4. Нанесите финишный слой шпаклевки и затем прошлифуйте ее шкуркой

     

    116 077

     

    с зернистостью 500. Нанесите на отремонтированный участок грунтовку, если не предусматривается дальнейшей окраски. Если оставить поверхность незащищенной, то шпаклевка впитает влагу. Это может испортить результаты ремонта и затруднить в последующем отделку поверхности.


     

     

    Ремонт деталей из термопластов


     

     

    Для ремонта термопластов применяется, как правило, два способа: склеивание и сварка.


     

    Для склеивания применяются клеи, которые после высыхания обладают такими же физическими свойствами, что и материал детали.


     

     

    Для ремонта с помощью сварки используйте комплект инструментов 588 585.


     

     

    При сварке деталь нагревается техническим электрофеном до температуры плавления материала, одновременно в расплавленную зону подается специальный плавкий стержень из материала, соответствующего свариваемой пластмассе.

    Склеивание

  • Этот метод ремонта может применяться для большинства видов пластмассы.


     

     

  • Небольшие повреждения внутренних деталей можно отремонтировать

    с помощью клея с высоким качеством.


     

  • Если при склеивании детали предусматриваются металлические элементы усиления, то не следует использовать одновременно различные виды металлов.


 

image

Материалы, используемые для ремонта

  1. Очиститель Teroson FL.


     

  2. Пластмассовая грунтовка Teroson, Terokal 150.


     

  3. Пластмассовый клей Teroson, Terokal 9225.

  4. Шпаклевка, Plastic Padding Elastic.

  5. Двухкомпонентная текстурная краска.

 

  1. Перед обработкой очистите деталь от грязи. С помощью уайт-спирита смойте следы битума, насекомых и т.д. Затем промойте деталь растворителем и мыльным раствором.


     

    00_1648

     

    Все моющие средства следует смывать холодной водой. Если не удалить полностью растворитель и моющее средство, то черная пластмасса станет серой.


     


     

     


     

     

  2. Обрежьте края поврежденного участка, так чтобы не осталось острых кромок.


     

     

  3. С помощью технического электрофена нагрейте пластмассу с двух сторон до рабочей температуры.


     

    116 078

     

    ВНИМАНИЕ! Следите за тем, чтобы не перегреть пластмассу. Когда температура детали приближается к точке плавления пластмассы, она приобретает лоснящийся блеск.

  4. Подготовьте подложку-усиление для клеевого соединения клеем Terokal 9225, например, стеклоткань или алюминиевую сетку.


     

  5. Разделайте кромки трещины на скос. Прошлифуйте шкуркой с зернистостью 60-80.


 

Разделка кромок трещины выполняется на скосы шириной 5 мм по всей длине трещины: начиная от края и кончая просверленным отверстием Ш 3 - 4 мм в конце трещины.


 

 


 

image


 

Подложка из стеклоткани или алюминиевой сетки

a = 5 мм


 

Края сквозных повреждений разделываются симметрично на скос шириной примерно 10 - 20 мм.


 

image


 

Подложка из стеклоткани или алюминиевой сетки

a = 10-20 мм


 

ВНИМАНИЕ!


 

 

Прошлифованные поверхности должны быть обязательно обработаны очистителем FL, время сушки составляет около 10 мин.


 

Затем загрунтуйте поверхность составом Terokal 150. Время сушки составляет около 10 - 15 мин. перед нанесением слоев клея Terokal 9225.

image

  1. Приклейте подложку к задней стороне детали клеем Terokal 9225.


     

    116 081

     

    ВНИМАНИЕ! После каждого нанесения клея Terokal 9225 он должен сохнуть 2 часа при комнатной температуре. Продолжительность сушки можно сократить, нагрев деталь примерно до 60 - 70 °C и поддерживая эту температуру в течение 15 мин. Перед тем как клей окончательно затвердеет, срежьте все излишки.


     


     

     

  2. Нанесите следующий слой клея Terokal 9225 со стеклотканью. Стеклоткань должна перекрывать зону повреждения на 40 50 мм. Пропитайте стеклоткань клеем с помощью

    металлического валика. Дайте высохнуть клею.

    image

  3. Нанесите на видимые поверхности состав Terokal 9225 и прошлифуйте шкуркой

    с зернистостью 240.


     

     

    116 080

     

  4. Еще раз заполните все дефекты поверхности шпаклевкой Plastic Padding Elastic и прошлифуйте шкуркой

с зернистостью 340 и 500.


 


 

 

Сварка

Инструмент для сварки


 

image


 

  1. Плавкие стержни, см. Сводную таблицу.

  2. Технический электрофен 588 586.

  3. Насадка 588 587.

  4. Насадка для сварки 588 588.

  5. Насадка для точечной сварки 588 589.

 

Сводная таблица


 


 

Обозначение пластмассы

Плавкий сварочный стержень (обозна- чение по каталогу запчастей)

Температура сварки, °C

PC/ABS

(поликарбонат/ акрилонитрил- бутадиен-стирен)

588 591

350


 

PC/PBT

(поликарбонат/ полибутилен)

588 593

350


 

PE (полиэтилен)

588 594

270-300


 

PP

(полипропилен), черный

588 590

300

PP

(полипропилен), бежевый

588 592

300

 

  1. Очистите от грязи обе стороны детали в зоне повреждения.


     

    Используйте водорастворимое моющее средство или мягкий растворитель.


     

     

    00_1648

     

  2. Определите вид пластмассы. Как правило, вид пластмассы указывается маркировкой, которая наносится при формовании детали. Смю также брошюру "Повторное использование и маркировка полимерных материалов", группа 0.


     

     

  3. Определите повреждения на наружной поверхности с помощью насадки для точечной сварки.


     

  4. Удалите шлифовкой лакокрасочное покрытие в зоне сварки.


     

    image

    Шлифовка также особенно важна для деталей из полиэтилена (PE). Она позволяет удалить перед сваркой окислившийся слой материала. Плавкий сварочный стержень, используемый для сварки полиэтилена, также может быть прошлифован перед сваркой.

  5. Разделайте шлифмашиной или ножом кромки трещины на угол 90º

    (на внутренней стороне детали).


     

  6. Выберите нужный сварочный стержень и установите температуру на электрофене 588 586, которые соответствуют свариваемому материалу. Это очень важно. См. раздел "Сводная таблица" выше.


     

     


     

     


     

    0 - 1: От и до

    2 - 3: Частота вращения вентилятора, низкая и высокая

    Красная кнопка: Установка температуры


     

    image

  7. Заварите повреждение. Выполняйте сварку, наклонив электофен: угол между осью насадки и поверхностью детали должен составлять 0 - 30º.


     

    image

    Необходимо накладывать усилительные швы поверх соединительного сварного шва (на особенно выступающих участках). Например, на угловые швы.

    1. Сварной соединительный шов

    2. Усилительный шов

  8. Полностью сошлифуйте краску вокруг зоны сварки.


     

    image

    Шлифовка также особенно важна для деталей из полиэтилена (PE). Она позволяет удалить перед сваркой окислившийся слой материала. Плавкий сварочный стержень, используемый для сварки полиэтилена, также может быть прошлифован перед сваркой.


     

  9. Разделайте шлифмашиной или ножом кромки трещины на угол 90º (на внешней стороне детали.


     

     


     

  10. Выполните наружный сварной шов.


     

    image

    Скорость сварки и усилие прижатия насадки электрофена зависят от толщины свариваемой детали и глубины повреждения. Для материала толщиной 3 - 4 мм скорость сварки составляет около 15 - 20 см/мин, усилие прижания насадки - 2 кгс.


     

    Вообще говоря, вы сами увидите по сварному шву, правильно ли выбраны скорость сварки и сила прижания насадки.


     

  11. Если отремонтированная поверхность подлежит дальнейшей отделке, прошлифуйте ее и нанесите шпаклевку Plastic Padding Elastic.


 

Инструкции по окраске приведены ниже в разделе "Отделка поверхности", см. также брошюру "Лакокрасочное покрытие и декоративные наклейки", группа 0 .

Отделка поверхности

Для восстановления декоративного покрытия деталей используется готовая смесь текстурной краски соответствующего тона, предназначенной для автомобилей Скания.


 

Окраска

image

  1. Очистите окрашиваемую поверхность детали очистителем Teroson FL.


     

    image

  2. Смешайте текстурную краску с отвердителем. 120 г отвердителя добавляется к 1000 г готовой смеси текстурной краски.


     

    image

  3. Используйте краскораспылитель с наливным бачком для краски и соплом 1,8 - 2,4 HVLP. Нанесите на поверхность краску "капельным методом" до получения требуемой структуры покрытия. Чем выше давление воздуха, подводимое к краскораспылителю, тем тоньше получается структура покрытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17