Дизельное топливо оказывает вредное воздействие при попадании на кожу и
в глаза. Надевайте защитные перчатки и очки.
Качество дизельного топлива очень важно для обеспечения нормальной
работы и долговечности двигателя и топливного насоса высокого давления,
а также для обеспечения заданных характеристик двигателя.
Требования к качеству топлива
Для того чтобы двигатели соответствовали заданным техническим
характеристикам и действующим нормам по токсичности выбросов в
атмосферу, дизельное топливо должно отвечать одному из двух стандартов:
Европейский стандарт: EN 590
Шведский стандарт: SS 15 54 35
Уровень вредных выбросов в атмосферу
Кратковременное использование дизельного топлива с содержанием серы
более 0,05% (по массе) не приведет
к необратимому выходу из строя каталитического нейтрализатора.
Однако, уровень вредных выбросов в атмосферу не будет отвечать
действующим нормам.
Кроме того, в дальнейшем может потребоваться определенная
продолжительность работы двигателя на низкосернистом топливе, прежде
чем каталитический нейтрализатор восстановит свою нормальную
эффективность.
Добавка метилового эфира рапсового масла (RME)
Скания допускает добавлять в дизельное топливо до 5% (по объему)
метилового эфира рапсового масла (RME).
Используемое топливо RME должно соответствовать немецкому стандарту
DIN V 51 606 или шведскому стандарту SS 15 54 36.
Дизельное топливо должно отвечать требованиям стандартов, указанных
ранее.
Более подробные сведения о топливе RME приведены в соответствующем
разделе ниже.
При экстремально низкой температуре воздуха
При температуре окружающего воздуха, ниже предела фильтрации для
определенного сорта дизельного топлива, происходит выпадение
кристаллов парафинов, которые могут забить поры фильтра и
топливопроводы. Это вызывает падение развиваемой мощности или
остановку двигателя.
Различные сорта дизельного топлива предназначены для использования в
определенных климатических условиях. Если автомобиль будет
эксплуатироваться в регионе с более холодным климатом, чем обычно, прежде
всего выясните требования к низкотемпературным свойствам топлива.
Если имеющееся дизельное топливо не предназначено для применения при
ожидаемых температурах окружающего воздуха, а требуемое
низкотемпературное дизельное топливо отсутствует, то
в качестве профилактической
меры рекомендуется установить на автомобиль
электроподогреватель топлива.
! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Запрещается добавлять керосин
в дизельное топливо, предназначенное для использования при низкой
температуре окружающего воздуха (зимнее и арктическое). Это может
привести к выходу из строя топливного насоса высокого давления.
В единичных экстренных случаях для улучшения низкотемпературных
свойств топлива допускается добавлять
керосин. При этом допускается добавлять в дизельное топливо не
более 20% керосина. При заправке автомобиля необходимо сначала влить
в бак керосин, а затем дизельное топливо. Это обеспечит хорошее
перемешивание керосина с дизельным топливом.
Примечание: В
некоторых странах запрещается добавлять керосин в моторное топливо.
! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Во избежание повреждения двигателя запрещается добавлять в дизельное
топливо любые нефтепродукты, кроме керосина.
ВНИМАНИЕ! Запрещается
добавлять в дизельное топливо бензин или спирт.
Длительная работа двигателя на смеси дизельного топлива с бензином
или спиртом приводит к износу прецизионных пар
в топливном насосе высокого давления, а в некоторых случаях и
деталей двигателя.
Вода и бактерии
Топливо может содержать определенное количество воды. Небольшое
количество воды в топливе не оказывает отрицательного влияния на
работу двигателя. Однако, при неправильном хранении топлива в
течение длительного времени в топливе может накопиться значительное
количество воды и появиться бактерии и другие микроорганизмы.
Микроорганизмы находят питательную среду в дизельном топливе и
развиваются на границе двух сред: топлива и воды.
При попадании воды и бактерий в топливный бак автомобиля они могут в
дальнейшем привести к забиванию топливного фильтра.
Промывка системы питания топлива
Тщательно промойте топливную систему, чтобы исключить повторное
загрязнение. Промойте топливопроводы и продуйте их воздухом.
Замените топливный фильтр и очистите топливный бак.
При очень сильном загрязнении топливной системы может потребоваться
проверка состояния и удаление всех образовавшихся отложений в
топливных форсунках и насосе высокого давления. Практика показала,
что биологические объекты могут проникать через штору фильтра и
образовывать отложения в тех частях топливной системы, которые
расположены за топливным фильтром.
Выясните причину загрязнения и приведите топливную систему в
исправное состояние.
Физико-химические свойства топлива
Европейский стандарт EN 590 содержит перечень нормируемых
показателей свойств дизельного топлива, в частности, таких
физико-химических свойств, как плотность, вязкость, цетановое число,
фильтруемость.
Плотность
Плотность топлива измеряется в единицах кг/м3. Топливо меньшей
плотности содержит в единице объема меньше энергии, поэтому
двигатель при работе на таком топливе развивает меньшую мощность.
При высокой температуре топливо имеет меньшую плотность, чем при
низкой. Это означает, что развиваемая двигателем мощность
уменьшается при нагреве топлива. Поэтому зимние сорта топлива
обладают обычно меньшей плотностью по сравнению с летним сортом
топлива.
Вязкость
Вязкость характеризует внутреннее трение в топливе и силы
сопротивления сдвигу при перемещении одних слоев топлива
относительно других. Обычно плотность и вязкость соответствуют друг
другу.
Цетановое число
Цетановое число характеризует способность топлива к
самовоспламенению. Если цетановое число топлива будет меньше
значения, установленного стандартом
EN 590, то это может затруднить запуск двигателя. В отдельных
случаях топливо с низким цетановым числом может стать причиной
повреждения двигателя.
Фильтруемость
Фильтруемость топлива характеризуется минимальной температурой, при
которой топливо еще не забивает штору фильтра и топливопроводы.
Расчет мощности двигателя
Испытания двигателей на заводе проводятся на дизельном топливе с
плотностью
840 кг/м3.
Если двигатель эксплуатируется на топливе с другой плотностью,
отличной от указанной, то развиваемая двигателем фактическая
мощность может быть рассчитана следующим образом:
Neфакт
=
Мощность, развиваемая на располагаемом топливе
Ne
=
Мощность в условиях
испытаний на стандартном
топливе
P
=
Плотность располагаемого топлива, кг/м3при
+ 15°C
840
=
Плотность топлива,
используемого при
заводских испытаниях
двигателей
Например, плотность располагаемого топлива составляет 810 кг/м3.
Мощность двигателя в условиях испытаний: 500 л.с.
Данная формула не учитывает изменения вязкости топлива, которая
также влияет на развиваемую мощность.
ВНИМАНИЕ! Запрещается
изменять настройку топливного насоса высокого давления с целью
компенсировать снижение мощности двигателя. Это может быть связано с
большим риском повреждения двигателя, если после изменения настройки
топливного насоса двигатель будет работать на топливе с большей
плотностью и вязкостью.
Скания допускает применение только этанольного топлива согласно
номеру по каталогу 1 412 812, которое предназначено для двигателей
моделей DSI11 E01 и DSI9 E01.
Чистые масла растительного происхождения непригодны для
использования в качестве автомобильного топлива. Топливо RME
изготавливается из метанола и рапсового масла и продается
в ряде стран.
Что представляют собой выбросы в атмосферу при использовании топлива
RME?
Компания Скания провела испытания стандартных двигателей, специально
неадаптированных для использования топлива RME, для того чтобы
выяснить последствия эксплуатации двигателя на чистом топливе RME, а
также на смесях дизельного топлива и топлива RME
в различных пропорциях.
Испытания показали, что по сравнению с дизельным топливом, топливо
RME обеспечивает снижение содержания
в отработавших газах углеводородов, оксида углерода и твердых
частиц.
Количество двуокиси углерода, которое выбрасывается в атмосферу,
также уменьшается, поскольку топливо RME не является природным
топливом. Однако, при работе двигателя на чистом топливе RME
увеличение выбросов оксидов азота NOX составляет до 30%.
При содержании в моторном топливе 5% RME увеличение выбросов оксидов
азота NOX пренебрежимо мало. При более высоких пропорциях содержания
RME, вплоть до 100%, выбросы NOX значительно превышают допустимые
нормы.
Прочие свойства RME
RME является биологически разлагаемым веществом и не представляет
опасности для здоровья.
RME обладает худшими температурными характеристиками, чем дизельное
топливо. RME не может нормально использоваться при температуре ниже
- 5°C. Для использования RME при температуре до
- 20°C требуются специальные присадки.
Применяемые в настоящее время топливные насосы, прокладки и шланги
не приспособлены к топливу RME и поэтому должны заменяться.
Некоторое дополнительное оборудование, например, предпусковые
подогреватели Eberspдcher и Webasto не могут работать на топливе RME
без предварительной модернизации.
Добавка RME в дизельное топливо
Гарантийные обязательства компании Скания распространяются на случай
применения топлива, содержащего не более 5% RME (по объему), но при
условии, что дизельное топливо удовлетворяет требованиям, которые
приведены выше
в разделе "Дизельное топливо. Требования к качеству топлива".
Скания не несет ответственности за технические характеристики и
долговечность двигателей, если использовалось топливо, содержащее
более 5% RME (по объему). Это ограничение относится также к
дополнительному оборудованию, например, к предпусковым
подогревателям.
ВНИМАНИЕ! При
выборе моторного масла необходимо обеспечить соответствие вязкостных
свойств масла температурам окружающего воздуха в период до следующей
замены масла.
Требования к качеству масла при соблюдении рекомендуемого интервала
замены
Базовые требования
Моторное масло должно удовлетворять следующим требованиям, если
интервалы замены масла соответствуют условиям эксплуатации и таблице
регламента технического обслуживания:
Категория ACEA E5, Global DHD - 1.
Категория Scania LDF
Список моторных масел, которые отнесены к категории Scania LDF,
приведен в Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту,
группа 0, брошюра 00:03-04.
Требования к моторному маслу при сокращенном интервале замены
При отсутствии моторных масел, удовлетворяющих базовым требованиям
(см. выше), разрешается применять масла с указанными ниже
категориями качества при условии сокращения интервала замены вдвое:
Категория ACEA E3
Категория API CG-4
ВНИМАНИЕ! Запрещается
добавлять присадки в моторное масло.
Интервалы замены масла
Интервалы замены масла зависят от модели двигателя и условий
эксплуатации автомобиля, см. регламент в Руководстве по техническому
обслуживанию и ремонту, группа 0, брошюра 00:03-01.
ВНИМАНИЕ! Если
дизельное топливо содержит более 0,2% серы (по массе), все интервалы
замены моторного масла должны быть сокращены вдвое.
Двигатели OSC11 G03 и OSC9 G01, работающие на газовом топливе
Качество масла: Моторное масло должно быть предназначено для
двигателей высокой мощности с принудительным зажиганием.
Запрещается использовать масла, предназначенные для бензиновых или
дизельных двигателей!
Моторное масло должно удовлетворять следующим требованиям:
Степень вязкости SAE 15 W-40
Зольность не более 1,0% (по массе)
Содержание серы не более 0,4% (по массе)
На заводе двигатели заправляются маслом: Mobil Pegasus 1.
Выберите заголовок "Information", затем последовательно разделы
"Technical Information", "Select List of Lubricants" и выберите
требуемый список масел
TE-ML XX.
Механические коробки передач
Степень вязкости
Температура окружающего воздуха
SAE 90
-10°C
-
+30°C
SAE 85W-90
-10°C
-
+30°C
SAE 140
0°C
-
>+30°C
SAE 75W-90
<-30°C
-
+30°C
SAE 75W-140
-25°C
-
>+30°C
SAE 80W-90
-15°C
-
+20°C
SAE 80W-140
-10°C
-
>+30°C
SAE 85W-140
0°C
-
>+30°C
< = ниже
> = выше
Для облегчения переключения передач при эксплуатации автомобиля в
условиях холодного климата рекомендуется применять синтетическое
трансмиссионное масло степени вязкости SAE 75W-90.
ВНИМАНИЕ! При
выборе масла необходимо обеспечить соответствие вязкостных свойств масла
температурам окружающего воздуха в период до следующей замены масла.
Главные передачи и колесные редукторы
Требования к вязкостным свойствам масел, используемых в главных
передачах, отличаются от требований к маслам, предназначенным для
коробок передач.
Степень вязкости
Температура окружающего воздуха
SAE 90
-30°C
-
+10°C
SAE 140
0°C
-
>+30°C
SAE 75 W-140
<-30°C
-
>+30°C
SAE 80W-140
-30°C
-
>+30°C
SAE 85W-140
-10°C
-
>+30°C
< = ниже
> = выше
Для самых тяжелых условий эксплуатации (перевозка тяжелых грузов,
движение на низкой или высокой скорости, высокие или низкие температуры
окружающего воздуха) рекомендуется использовать синтетическое масло
степени вязкости SAE 75W-140.
ВНИМАНИЕ! При
выборе масла необходимо обеспечить соответствие вязкостных свойств масла
температурам окружающего воздуха в период до следующей замены масла.
Требования к трансмиссионному маслу
Трансмиссионное масло определенной категории должно отвечать
соответствующим требованиям, перечисленным в таблице.
Категория масла
Свойства масла, стандарт
Требования к уровню свойств
Трансмиссионн ое масло категории STO*) 1:0
1. Система классификации API
Класс качества GL-5
2. Стабильность вязкости к напряжению сдвига
Допускается снижение вязкости не более, чем для масла RL 181
после 20 часов испытаний по методу CEC-L-45-T-93. В тесте
необходимо использовать одинакой тип подшипника.
(Кинематическая вязкость при 100°C.)
3. Фильтруемость
Mин. 90% на стадии ll согласно методу RP 124 H, CETOP со
средним диаметром пор 5 микрон.
Давление: 1,0 бар
4. Термическая стойкость и стойкость к окислению, тест по
методу ASTM L-60-1. Требования к чистоте деталей**)
мин. 7,5, углеродистые отложения (только для крупных
передач)
мин. 9,4, смолистые отложения (все передачи)
Трансмиссионн ое масло
Система классификации API
Класс качества GL-5
*) Scania Transmission Oil
**) Допустимые показатели согласно стандарту MIL-PRF-2105E
Интервалы замены масла
Требуемый интервал замены трансмиссионного масла зависит от условий
эксплуатации автомобиля и уровня качества используемого масла.
См. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту, группа 0,
брошюра 00:03-01.
ВНИМАНИЕ: Рабочая жидкость ATF или моторное масло, не
отвечающие требованиям спецификации Allison C4, могут стать
причиной образования отложений и забивания каналов, что
приведет к нарушению работоспособности гидрозамедлителя.
Гидропривод сцепления
SAE J 1703 Тормозная жидкость D.O.T. 3 или 4
Гидротрансформатор KH424 3
ATF Type A Suffix A ATF Dexron II ATF Dexron III
Коробка передач ZF Transmatic
См. список смазочных материалов ZF TE-ML 02, класс 02C*)
Масло для коробки передач, гидрозамедлителя и
гидротрансформатора.
Раздаточная коробка
API GL-5
Автоматическая коробка передач ZF
См. список смазочных материалов ZF TE-ML 14, класс 14C*)
Автоматическая коробка передач Allison
ATF Dexron III или масло, соответствующее требованиям
спецификации Allison C4
Рулевой гидроусилитель Рулевой привод колес дополнительной
оси
ATF Type A Suffix A ATF Dexron II
ATF = Рабочая жидкость для автоматических трансмиссий
Механизм подъема дополнительный оси Гидропривод подъема
кабины
При температуре выше -20°C : рабочая жидкость для
гидросистем, класс вязкости 22 или 32 cСт при +40°C, или ATF
марки Dexron II или III.
При температуре ниже -20°C : рабочая жидкость для
гидросистем, класс вязкости 1500 сСт при +40°C.
Гидропривод вентилятора охлаждения двигателя
Моторное масло SAE 5W-40, API CD - CE, ACEA E4
Моторное масло SAE 15W - 40, API CD - CE, ACEA E2
<-30°C - >+30°C 0°C - >+30°C
Механизм складывания секций сочлененного автобуса
ATF Dexron II D
Портальный мост ZF
См. список смазочных материалов ZF TE-ML 12, класс 12E*)
Ступицы колес ZF
См. список смазочных материалов ZF TE-ML 12, класс 12E*)
Автомобили с системой смазки ACL: Пластичная смазка с
литиевым загустителем, консистенция NLGI 0-2
Автомобили без системы смазки ACL: Пластичная смазка с
литиевым загустителем, консистенция NLGI 2
Более подробные сведения о свойствах смазок приведены в
разделе "Пластичные смазки для узлов шасси".
Подшипники ступиц колес
Пластичная смазка с литиевым загустителем, консистенция NLGI
2
Более подробные сведения о свойствах смазок приведены в
разделе "Пластичные смазки для узлов шасси".
Барабанные тормозные механизмы
Специальная пластичная смазки, номер по каталогу Скания 329
481
Для смазки подшипников осей тормозных колодок
Необслуживаемы й карданный вал
Специальная пластичная смазки, номер по каталогу Скания 584
128
Для смазки шлицевого соединения
Поскольку пластичная смазка не является жидкостью, ее вязкость не может
быть измерена теми же методами, что применяются для масел. Поэтому для
пластичных смазок разработана и используется отдельная система
классификации NGLI (National Lubrication Grease Institute), которая
разделяет смазки на различные классы по консистенции, начиная с
полужидкого состояния и кончая почти твердым состоянием.
При отрицательных температурах окружающего воздуха следует
заправлять бачок омывателя этанолом (концентрация до 40%).
Более высокая концентрация этилового спирта может привести к
повреждению лакокрасовного покрытия.
Требования к свойствам пластичных смазок и методы испытаний
Показатели свойств
Требования
Методы испытаний
Давление течения при минимальной рабочей температуре системы
смазки Scania ACL
Не более 1,4 бар
DIN 51805
Консистенция пластичной смазки, система смазки Scania ACL
NLGI 0 - NLGI 2
Тип загустителя
Литиевое мыло
Допускается также применение смазок на других мылах при
условии выполнения всех остальных установленных требований.
Во избежание смешения пластичных смазок, изготовленных на
различных загустителях, поставщик смазки обязан сопроводить
продукт соответствующей информацией.
Вязкость базового масла при
+40°C
Не менее 160 мм2/с
(cСт)
ISO 3104, SS 02 35 10, ASTM D 445
Пенетрация при +25°C
265-295
ISO 2137
После 60 циклов продавливания
(NLGI-класс 2)
SS 15 51 11
После 100000 циклов
+10%
ASTM D 217
продавливания
Стендовые испытания
Антикоррозионная защита (в присутствии соленой воды)
Смазывающие свойства, механическая стабильность, мм
Стойкость к вибрации
Коррозия отсутствует
Показатель свойства должен соответствовать спецификации
Показатель свойства должен соответствовать спецификации (для
грузовых автомобилей)
SKF Emcor SS 15 51 30 IP 220/67
SKF R2F тесты A+B
SKF WBG
Содержание воды
Не более 0,1 г/100 г
ISO 3733, SS 15 51 50, ASTM D 95
Температура каплепадения
Не менее 180°C
ISO 2176, SS 15 51 53, ASTM D 566
Коллоидная стабильность
Не более 5%
IP 121/75, ASTM D 1742
Однородность консистенции
Отсутствие комков и твердых включений
Рабочая температура
Минимальная не выше
- 30°C
Максимальная не ниже
+ 100°C
Требования к консистенции смазок, используемых в системе ACL
При использовании пластичных смазок с консистенцией NLGI-0, 00 и 000
увеличиваются утечки смазки из узлов трения. Поэтому подобные смазки
следует применять только в случае необходимости, например, при
эксплуатации автомобилей в условиях холодного климата.
При попадании на кожу хладагента возможно обморожение. При работе с
хладагентом всегда используйте защитные средства.
ВНИМАНИЕ! В
системе кондиционирования воздуха разрешается использовать только
хладагент R134a.
ВНИМАНИЕ! Все
работы с системой кондиционирования воздуха должны производиться в
соответствии
с требованиями действующих нормативных актов.
Выполняя работы с системой кондиционирования воздуха, всегда используйте
необходимое специальное оборудование.
На грузовых автомобилях, на которых используется хладагент R134a, должен
быть установлен осушитель, номер по
Скания 1 337 496.
Количество заправленного в систему хладагента указано на табличке,
наклеенной на блоке кондиционирования воздуха, который расположен за
передней решеткой кабины.
Избегайте контактов открытых участков тела с охлаждающей жидкостью. Это
может привести к раздражению кожи.
Горячая охлаждающая жидкость может ошпарить.
Используйте индивидуальные защитные средств.
Этиленгликоль сильно ядовит и при подании в пищевод может вызвать
смертельное отравление.
Охлаждающая жидкость состоит из воды и одного из двух дополнительных
компонентов:
35 - 45% (по объему) гликолевого антифриза Скания - в странах, где
температура окружающего воздуха опускается ниже 0°C. Концентрация
гликолевого антифриза Скания в готовой охлаждающей жидкости не
должна превышать 60% (по объему).
8 - 12% (по объему) ингибитора коррозии Скания - в странах, где не
бывает отрицательной температуры окружающего воздуха.
ВНИМАНИЕ! Запрещается
смешивать друг с другом гликолевые антифризы различных марок.
Аналогичное требование действует и для ингибиторов коррозии,
поставляемых на рынок различными производителями.
Превышение рекомендуемой концентрации или смешение продуктов различных
марок может привести к образованию обильного осадка и забиванию трубок
радиатора.
В фильтрах Скания, предназначенных для системы охлаждения двигателя,
ингибитор коррозии теперь отсутствует. Поэтому при замене фильтра на
новый всегда проверяйте концентрацию ингибитора коррозии
в охлаждающей жидкости.
Рекомендуемые значения концентрации ингибитора коррозии приведены в
брошюре 00:03-07, часть 1, посвященной техническому обслуживанию.
Если двигатель оснащен фильтром охлаждающей жидкости, то для поддержания
высокой эффективности очистки жидкости необходимо заменять фильтр при
каждом большом техническом обслуживании автомобиля (обслуживание "L").
Начиная с августа 2000 года, фильтр охлаждающей жидкости на автомобили
больше не устанавливается.
Для приготовления охлаждающей жидкости используется питьевая вода, не
содержащая осадка и твердых примесей.
Гликолевый антифриз
Разрешается использовать только гликолевый антифриз Скания (номер по
каталогу 584 122) или другие гликолевые антифризы, одобренные фирмой
Скания.
Наименование продукта (гликолевого антифриза), одобренного фирмой Скания
Фирма-изготовитель, марка
Glysacorr G48 BASF
Glysacorr G30 BASF
Havoline XLC Texaco
ВНИМАНИЕ! Запрещается
смешивать гликолевые антифризы различных марок. Превышение рекомендуемой
концентрации или смешение продуктов различных марок может привести к
образованию обильного осадка и забиванию трубок радиатора.
Ингибитор коррозии
В качестве ингибитора коррозии разрешается использовать только ингибитор
коррозии Скания (номер по каталогу 584 119) или другой аналогичный
продукт, одобренный фирмой Скания.
Ингибитор коррозии следует использовать только при отсутствии риска
замерзания охлаждающей жидкости.
Наименование продукта (ингибитора коррозии), одобренного фирмой Скания
Фирма-изготовитель, марка
Glysacorr G93 BASF
Havoline XLI Texaco
ВНИМАНИЕ! Запрещается
смешивать ингибиторы коррозии различных марок. Превышение рекомендуемой
концентрации или смешение продуктов различных марок может привести к
образованию обильного осадка и забиванию трубок радиатора.
Охлаждающая жидкость должна состоять из воды и 8 - 12% (по объему)
ингибитора коррозии Скания.
Концентрация ингибитора коррозии может быть проверена с помощью
измерительного прибора 588 572.
ВНИМАНИЕ! При
чрезмерной концентрации ингибитора коррозии охлаждающая жидкость может
стать слишком вязкой. Повышенная вязкость охлаждающей жидкости может
стать причиной выхода из строя насоса системы охлаждения.
В систему охлаждения следует доливать предварительно подготовленную
охлаждающую жидкость.
Концентрация гликолевого антифриза Скания в готовой охлаждающей жидкости
должна составлять 35 - 45% (по объему).
Концентрация ингибитора коррозии Скания в готовой охлаждающей жидкости
должна составлять 8 - 12% (ро объему). Это относится к регионам, где
температура окружающего воздуха не опускается ниже 0°C.
Концентрация гликолевого антифриза Скания в охлаждающей жидкости должна
составлять 35 - 45% (по объему).
Концентрация гликоля может изменяться в зависимости от требуемой
температуры замерзания охлаждающей жидкости. Для определения
концентрации гликоля служит тестер 588 227, используемый также для
определения плотности электролита.
В начале замерзания охлаждающей жидкости вода кристаллизуется в виде
льда, вследствие чего концентрация гликоля
в жидкой фазе охлаждающей жидкости увеличивается. При дальнейшем
охлаждении из раствора выпадает дополнительное количество кристаллов
льда, что может затруднить циркуляцию охлаждающей жидкости. Однако,
опасность механического повреждения двигателя при замерзании охлаждающей
жидкости отсутствует, если концентрация гликоля Скания составляет не
менее 30%
(по объему).
Низкотемпературные свойства охлаждающей жидкости
Концентрация гликолевого антифриза Скания, % по объему
30
40
50
60
Температура начала замерзания раствора, °C
-16
-25
-46
-55
Нижняя граница температуры, до которой обеспечивается защита
двигателя от механических повреждений при замерзании
охлаждающей жидкости, °C
-30
*)
*)
*)
*) Опасность механического повреждения двигателя при замерзании
охлаждающей жидкости отсутствует, если концентрация гликоля Скания
составляет не менее 30% (по объему).
ВНИМАНИЕ! Если
в охлаждающей жидкости появились кристаллы льда, запрещается подвергать
двигатель высоким нагрузкам.
Малое количество льда в системе охлаждения иногда вызывает
незначительные проблемы, однако, опасность механического повреждения
двигателя отсутствует. Например, может временно нарушиться
работоспособность дополнительного отопителя, который не сможет
функционировать в течение 0,5 - 1 часа после запуска двигателя.
Концентрация гликолевого антифриза, % по объему
Линия A: Граница начала замерзания Возможно появление неисправностей
Линия B: Граница опасной зоны механического повреждения двигателя
Безопасная зона
Образование кристаллов льда
Прекращение циркуляции охлаждающей жидкости Опасность механического
повреждения двигателя
Пример. При температуре около -16°C опасность механического повреждения
двигателя существует, если концентрация гликолевого антифриза не
превышает 20% (по объему). Если концентрация антифриза составляет 30%
(по объему), то в охлаждающей жидкости не будет кристаллов льда.
Система охлаждения с фильтром охлаждающей жидкости
Необходимость в замене охлаждающей жидкости возникает только в случае ее
загрязнения маслом или пластичными смазками. Для поддержания
антикоррозионных свойств охлаждающей жидкости в нее добавляют ингибитор
коррозии Скания. В регионах
с отрицательной температурой воздуха необходимо применять гликолевый
антифриз Скания.
Последовательность операций
Слейте охлаждающую жидкость из системы.
Заполните систему охлаждения горячей водой.
Запустите двигатель и прогрейте его до момента открытия клапана
термостата.
Слейте воду из системы охлаждения.
Заправьте систему охлаждающей жидкостью, приготовленной в
соответствии с рекомендациями. См. Руководство по техническому
обслуживанию и ремонту, группа 2.