При техническом обслуживании автомобиля с пневмоподвеской рама должна
всегда опираться на опорные стойки. В противном случае, при падении
давления воздуха в пневмобаллонах подвески рама может неожиданно упасть.
Запрещается находиться под автомобилем, который поднят и опирается
только на домкрат. Выполняйте все указания, приведенные в "Руководстве
по техническому обслуживанию и ремонту".
Общие инструкции по технике безопасности
Используйте только исправные опоры и стойки соответствующего размера
и грузоподъемности. Опоры и стойки должны быть оснащены стандартными
фиксирующими устройствами.
Опоры и стойки должны обладать необходимой прочностью.
Оборудование для подъема автомобиля должно быть проверено и
соответствующим образом аттестовано.
Более подробные сведения по мерам безопасности приведены в
"Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту", инструкция
"Правила техники безопасности", группа 00.
Опорожните ресиверы от сжатого воздуха, обратив внимание на
количество вышедшего конденсата. Допустимо небольшое количество
конденсата. Значительное количество воды свидетельствует о нарушении
нормального функционирования осушителя воздуха или необходимости
замены адсорбента.
Запустите двигатель и зарядите ресиверы тормозной системы сжатым
воздухом. Проверьте снизу корпуса осушителя отсутствие утечки
воздуха через выпускной клапан при работе компрессора на зарядку
ресиверов.
Убедитесь в том, что воздух выходит в атмосферу через выпускной
клапан осушителя при разгрузке компрессора.
Убедитесь, что нагревательный элемент (H4) нормально работает в
условиях низких температур.
Охладите корпус осушителя (холодной водой, снегом или охлаждающим
спреем), для того чтобы включить встроенный термостат. Термостат
должен включить нагревательный элемент при температуре около +7°C.
Запустите двигатель и потрогайте рукой нижнюю часть корпуса
осушителя. Через несколько минут корпус должен стать теплым. Корпус
воздухоосушителя должен нагреться до температуры 20- 30°C, при
которой термостат выключается.
Освободите гнездо P2/H на центральном электрическом блоке.
Для измерения сопротивления используйте мультиметр. Измерьте
сопротивление между "массой" и зеленым проводом с маркировкой 61С
(вывод 12 гнезда Н).
! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
!
Разрядите ресиверы тормозной системы.
Поднимите кабину или откройте капот. Снимите крышку над осушителем
воздуха.
Снимите патрон с адсорбером.
Охладите нижнюю часть корпуса осушителя. Используйте, например,
охлаждающий спрей, для того чтобы охладить корпус до температуры
ниже
+7°C, при которой происходит включение термостата. В процессе
охлаждения делайте перерывы, с тем чтобы холод передавался внутрь
материала корпуса.
Измерьте электрическое сопротивление. Величина сопротивления должна
составлять 5,0-7,5 Ом при температуре ниже + 7°C.
Если осушитель воздуха не функционирует, как описано выше, то он
нуждается в ремонте, см. Руководство по техническому обслуживанию и
ремонту, группа 10, инструкция "Аппараты подготовки сжатого
воздуха".
При несоблюдении приведенных ниже инструкций вы рискуете получить
травму.
Разрядите ресиверы тормозной системы.
Сбросьте остаточное давление в воздухоосушителе через штуцер
зарядки пневмосистемы. Воспользуйтесь для этого отверткой.
Полностью поднимите
кабину или откройте капот.
104 920
Отверните винты крепления щитка подножки, поднимите и снимите
щиток. (Операция не выполняется на автомобилях с капотной
кабиной и с кабиной со складной подножкой.)
10_2328
Отверните болты, нажмите на лапки фиксаторов и снимите зашитную
крышку. (Операция не выполняется на автомобилях с капотной
кабиной.)
Автомобили с капотной кабиной: при
необходимости снимите площадку 1.
Отверните болты и снимите контейнер воздухоосушителя.
Примечание: На
автомобилях с номерами шасси до 1 218 254 гайки, расположенные в
корпусе осушителя, не закреплены. Эти гайки могут выпасть.
Последущая установка гаек будет затруднена. На автомобилях,
выпущенных позднее, гайки воздухоосушителя зафиксированы от
выпадения.
Поместите контейнер на верстак, патрон с адсорбентом должен
располагаться снизу. Нажмите сверху на контейнер и опустите его
примерно на 5 мм, затем поверните контейнер против часовой
стрелки примерно на 10°.
Примечание: На
более старых автомобилях между контейнером и патроном с
адсорбентом располагается свободная 1
10_2645
2
пружина. Новые патроны с адсорбентом не снабжаются подобной
пружиной, а ее функция выполняется самим патроном.
Очистите от грязи контейнер и корпус воздухоосушителя.
Инструкции по установке патрона с отдельной пружиной приведены в
Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, группа 10.
Ниже приведено описание операций по установке патрона, который
одновременно выполняет роль пружинного элемента.
Установите новый патрон с адсорбентом, нажмите на него до упора
и поверните его по часовой стрелке до фиксации.
Установите новое уплотнительное кольцо круглого сечения. См.
рис. Смажьте новые уплотнительные кольца смазкой 319 308,
используемой для тормозных аппаратов. Второе уплотнительное
кольцо устанавливается на нижнюю часть патрона с адсорбентом.
Установите контейнер. Вверните винты и затяните их моментом 40
Н.м.
Установите на место защитную крышку. (Операция не выполняется на
автомобилях с капотной кабиной).
Автомобили с капотной кабиной: Установите на место площадку,
если она была демонтирована.
Опустите кабину и
запустите двигатель. Дайте поработать двигателю до включения
разгрузки компрессора и продувки воздуха через воздухоосушитель.
Проверьте отсутствие утечки воздуха в процессе зарядки
пневмосистемы.
При несоблюдении приведенных ниже инструкций вы рискуете получить
травму.
Разрядите ресиверы тормозной системы.
Сбросьте остаточное давление в воздухоосушителе через штуцер
зарядки пневмосистемы. Воспользуйтесь для этого отверткой.
Полностью поднимите
кабину или откройте капот.
104 920
Отверните винты крепления щитка подножки, поднимите и снимите
щиток. (Операция не выполняется на автомобилях с капотной
кабиной и с кабиной со складной подножкой.)
10_2328
Отверните болты, нажмите на лапки фиксаторов и снимите зашитную
крышку. (Операция не выполняется на автомобилях с капотной
кабиной).
Автомобили с капотной кабиной: при
необходимости снимите площадку 1.
Снимите контейнер воздухоосушителя.
Замените уплотнительное кольцо и смажьте новое кольцо смазкой
319 308, используемой для тормозных аппаратов.
104 921
Очистите от загрязнений контактную поверхность резиновой
прокладки контейнера.
Смажьте резиновую прокладку смазкой, используемой для тормозных
аппаратов. Заверните усилием руки контейнер до касания с
прокладкой и затем дополнительно поверните его на 1/3 оборота.
Установите на место защитную крышку (операция не выполняется на
автомобилях с капотной кабиной).
Автомобили с капотной кабиной: установите на место площадку,
если она была демонтирована.
Опустите кабину и
запустите двигатель. Дайте поработать двигателю до включения
разгрузки компрессора и продувки воздуха через воздухоосушитель.
Проверьте отсутствие утечки воздуха в процессе зарядки
пневмосистемы.
колодках указатель направлен вперед, а при полностью
изношенных колодках указатель направлен вниз. Когда
указатель приходит в положение, соответствующее "семи часам"
(или "пяти часам" на противоположной стороне автомобиля),
необходимо проконтролировать остаточную толщину накладок
визуально. См. раздел "Визуальный контроль тормозных
накладок".
Заблокируйте автомобиль от случайных перемещений, установив
спереди и сзади колеса противооткатные упоры.
Выключите стояночный тормоз.
100273
Сдвиньте крышку контрольного окна в какую-либо сторону.
100304
Приподнимите противоположный край крышки и снимите ее.
Толщина накладки должна быть не менее 8 мм (или 10 мм для
накладки увеличенного размера). Проверьте остаточную толщину
накладки по индикатору предельного износа. Если толщины
накладок на одном мосту отличаются более, чем на 3 мм,
проверьте состояние тормозных механизмов.
100305
Тормозная накладка с индикатором предельного износа
Минимальная толщина накладки
Стандартная накладка 8 мм
Увеличенная накладка 10 мм
! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
!
Использование неоригинальных тормозных накладок может
привести:
К увеличению до 5 раз интенсивности износа тормозных барабанов.
К растрескиванию и разрушению тормозных накладок, что может стать
причиной сильного повреждения тормозных механизмов, а в худшем
случае - и полной потери тормозной эффективности.
К повышению температуры тормозного механизма, что вызывает снижение
тормозного момента и ухудшает тормозную эффективность.
Примечание: В
контуре стояночной/запасной системы должно быть давление
воздуха не менее 6,0 бар.
Проверьте начальное положение штока (размер L).
Примечание: Величина
L измеряется от передней стенки тормозной камеры.
Нажмите на тормозную педаль. Измерьте величину L1.
Примечание: Тормозная
педаль должна быть нажата до упора.
Рассчитайте величину хода штока L2=
L1-
L.
Проверьте ход штока тормозной камеры.
(Ход L2=
L1-L)
Размер камеры Наружный
диаметр (по хомуту)
Заторможенное состояние, величина L1
Расторможенное состояние, величина L
Ход, L2
16
165 мм
94 - 115 мм
69 - 71 мм
25 - 44 мм
20
176 мм
69 - 71 мм
94 - 115 мм
25 - 44 мм
24
186 мм
69 - 71 мм
94 - 115 мм
25 - 44 мм
30
210 мм
69 - 71 мм
99 - 122 мм
30 - 51 мм
24
Сзади на
186 мм
214 - 216 мм
239 - 260 мм
25 - 44 мм
НК-автомоби
30 лях
и
полнопривод ных автомобилях
210 мм 214 - 216 мм 244 - 267 мм 30 - 51 мм
24 На втором мосту задней
30 тележки
тяжелых тягачей 6х4
186 мм 259 - 261 мм 284 - 305 мм 25 - 44 мм
210 мм 259 - 261 мм 289 - 321 мм 30 - 51 мм
Дисковые тормозные механизмы
Проверьте состояние тормозных колодок с помощью программы
"Scania Diagnos".
Остаточная толщина накладок контролируется с помощью
датчиков износа T39, T40 и т.д. и показывается на экране
компьютера в виде горизонтальных полос. Если диаграмма
указывает на остаточную толщину накладок менее 40%, то
состояние колодок необходимо проверить визуально.
Спецификация
Контрольные размеры
Минимальная допустимая толщина тормозного диска 37 мм
Допуск на толщину тормозного диска 0,08 мм
Максимально допустимое биение 0,20 мм
Минимальная допустимая толщина тормозной накладки 2 мм
Минимальная допустимая толщина тормозной накладки при диске
толщиной 37-40 мм
Тормозная скоба с короткими резиновыми втулками (новый
вариант исполнения)
1 Проверьте,
насколько далеко выступают резиновые втулки. Положение
резиновых втулок указывает на суммарный износ тормозных
дисков и колодок.
Если резиновые втулки указывают на предельный износ деталей,
снимите колесо и проверьте степень износа тормозного диска и
колодок, как описано в Руководстве по техническому
обслуживанию и ремонту, группа 10.
2
124 590
Минимальный износ
Максимальный износ
Тормозная скоба с короткими резиновыми втулками (старый
вариант исполнения)
Для того чтобы измерить толщину тормозного диска без
снятия колеса, необходимо доработать штангенциркуль, как
показано на рис.
Измерьте толщину тормозного диска с помощью
доработанного штангенциркуля.
По графику определите степень износа.
Проверьте тормозной диск на наличие трещин и царапин.
Примечание: Глубина
царапин не должна превышать 1,5 мм. Длина трещин не должна
превышать 40 мм. Не допускается выход трещин на край
тормозного диска.
Удалите губки для измерения внутренних размеров.
Прорежьте углубления в губках штангенциркуля, для того
чтобы обеспечить возможность измерения толщины
тормозного диска непосредственно через выступающий
буртик на краю диска.
Тормозная скоба с длинными резиновыми втулками
Измерьте расстояние между краем резиновой втулки и
наружным краем направляющего пальца.
Измерьте толщину тормозного диска с помощью
доработанного штангенциркуля.
По графику определите степень износа.
Проверьте тормозной диск на наличие трещин и царапин.
Примечание: Глубина
царапин не должна превышать 1,5 мм. Длина трещин не должна
превышать 40 мм. Не допускается выход трещин на край
тормозного диска.
График
Примечание: Данный
график не применяется к тормозным механизмам с новой
конструкцией коротких резиновых втулок.
Тормозные скобы с короткими резиновыми втулками: если
направляющий палец выступает на 0 мм или менее, снимите
колесо и проверьте состояние тормозного механизма более
тщательно.
Тормозные скобы с длинными резиновыми втулками: если
направляющий палец углублен в резиновой втулке на 18 мм или
более, снимите колесо и проверьте состояние тормозного
механизма более тщательно.
Замените тормозной диск новым, если считаете, что предельный
износ диска будет достигнут раньше следующего технического
обслуживания.
Автомобили, эксплуатируемые в типовых условиях 0 или 1: если
степень износа по графику достигла 30%, снимите колесо для
более тщательной проверки состояния тормозного механизма.
Шкала A соответствует положению направляющего пальца
относительно края резиновой втулки.
Шкала с цифрами в скобках относится к тормозным механизмам с
длинными резиновыми втулками.
Строго соблюдайте требования чистоты. Гидрозамедлитель
чувствителен к попаданию загрязнений.
Выполните следующие операции:
Поверните ключ в положение включения питания бортовой
сети и нажмите на диагностическую кнопку. Это
обеспечивает практически полное опорожнение аккумулятора
рабочей жидкости. Весь объем рабочей жидкости сливается
в поддон гидрозамедлителя.
Поместите под гидрозамедлитель подходящую емкость.
! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
!
Будьте осторожны с горячей рабочей жидкостью! Надевайте
защитные перчатки и очки.
Слейте рабочую жидкость. Очистите магнитную сливную
пробку, установите ее на место и затем затяните моментом
26 Н.м.
Замените фильтр гидрозамедлителя. Проверьте состояние
уплотнительного кольца крышки. При необходимости
замените уплотнительное кольцо. Затяните болты
крест-накрест моментом 20 Н.м.
Залейте рабочую жидкость через заправочное отверстие
(около 5 литров) и затем затяните заливную пробку
моментом 26 Н.м.
Выполните пробный выезд и торможение с помощью
гидрозамедлителя.
Проверка после пробного выезда: Нажмите на
диагностическую кнопку, чтобы опорожнить аккумулятор
рабочей жидкости.
! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
!
Будьте осторожны с горячей рабочей жидкостью! Надевайте
защитные перчатки и очки.
Выверните пробку контрольного отверстия и проверьте
уровень масла. Уровень масла должен находиться не ниже
10 мм от края контрольного отверстия. Затяните
контрольную пробку моментом 26 Н.м.
Зарядите ресиверы тормозной системы сжатым воздухом.
Снимите защитный колпачок с контрольного вывода.
Присоедините манометр к контрольному выводу 12.
Отсоедините электрические разъемы датчиков других
тормозных контуров.
Снизьте давление в ресивере переднего контура до
значения от 4,5 до 5,5 бар, что соответствует диапазону
срабатывания сигнализатора. При этом должны включиться
сигнализатор на приборной панели и зуммер.
Зарядите ресиверы тормозной системы сжатым воздухом.
Присоедините манометр к контрольному выводу 4.
Отсоедините электрические разъемы датчиков других
тормозных контуров.
Снизьте давление в ресивере контура стояночной тормозной
системы до значения от 4,5 до 5,5 бар. При этом должны
включиться сигнализатор на приборной панели и зуммер.
Автомобили с дополнительными ресиверами пневмоподвески
Присоедините манометры на 15 бар к контрольным выводам 12, 1
и 1A.
Запустите двигатель и зарядите ресиверы сжатым воздухом.
Проверьте давление на контрольном выводе 1А: при
разгрузке компрессора и падении давления на выводе 1 оно
должно составлять 12,0-12,4 бар. Проверьте на
контрольном выводе 12 давление после редукционного
клапана: оно должно составлять 9,1-9,5 бар.
Снизьте давление в пневмосистеме, выпуская воздух из
первого ресивера пневмоподвески.
Замерьте величину давления на контрольном выводе 1А при
включении компрессора на зарядку (давление должно
составлять 10,4-11,5 бар). При включении компрессора на
зарядку давление на контрольном выводе 1 начинает
увеличиваться. Рассчитайте разницу давлений.
Обратный клапан защитного клапана
Переставьте манометр с контрольного вывода 1А на
контрольный вывод 14.
Опорожните первый ресивер пневмоподвески. Давление на
контрольном выводе 14 не должно уменьшаться.
Присоедините манометры на 15 бар к контрольным выводам 12 и
1.
Запустите двигатель и зарядите ресиверы сжатым воздухом.
Проверьте давление на контрольном выводе 12: при
разгрузке компрессора и падении давления на выводе 1 оно
должно составлять 9,1-9,5 бар.
Снизьте давление в тормозной системе, несколько раз
нажав на тормозную педаль.
Замерьте величину давления на контрольном выводе 12 при
включении компрессора на зарядку (давление должно
составлять 7,9-8,9 бар). При включении компрессора на
зарядку давление на контрольном выводе 1 начинает
увеличиваться. Рассчитайте разницу давлений.
Примечание: Описанные
ниже контрольные операции не проводятся на автомобилях с
тормозной системой EBS.
Присоедините манометры к контрольным выводам 5 и 6.
Если автомобиль оснащен регулятором тормозных сил задних
колес, последний должен быть установлен в полностью
открытое положение. Для этого на автомобилях с рессорной
подвеской необходимо освободить пружину регулятора
тормозных сил. На автомобилях с пневмоподвеской
необходимо выпустить воздух из пневмобаллонов задней
подвески.
Примечание: При
измерениях в процессе постепенного увеличения
давления воздуха нажатие
на тормозную педаль должно или монотонно
увеличиваться или оставаться постоянным.
Если отпустить или ослабить нажатие на тормозную педаль
при измерениях в процессе постепенного увеличения
давления воздуха, то результаты будут неверными.
При измерениях в процессе постепенного снижения
давления воздуха нажатие на тормозную педаль
должно или
монотонно уменьшаться или оставаться постоянным.
Если увеличить нажатие на тормозную педаль при
измерениях в процессе постепенного снижения давления
воздуха, то результаты будут неверными.
Измерьте разницу давления воздуха в переднем и заднем
тормозных контурах.
В диапазоне давлений 0,5-2,0 бар давление воздуха в переднем
контуре (контрольный вывод 5) не должно отличаться от
давления в заднем контуре (контрольный вывод 6) более, чем
на 0,3 бар.
Присоедините манометры к контрольным выводам 3 и 8.
Примечание: При
измерениях в процессе постепенного увеличения
давления воздуха нажатие
на тормозную педаль должно или монотонно
увеличиваться или оставаться постоянным. Если
отпустить или ослабить нажатие на тормозную педаль при
измерениях в процессе постепенного увеличения давления
воздуха, то результаты будут неверными.
При измерениях в процессе постепенного снижения
давления воздухан ажатие на тормозную педаль
должно или
монотонно уменьшаться или оставаться постоянным. Если
увеличить нажатие на тормозную педаль при измерениях в
процессе постепенного снижения давления воздуха, то
результаты будут неверными.
Измерьте давление воздуха в заднем тормозном контуре и в
управляющей магистрали прицепа.
Заводская регулировка клапана соответствует опережающему
действию тормозов прицепа на 0,3 бар и, как правило, не
должна изменяться в процессе эксплуатации. Более подробные
сведения приведены в Руководстве по техническому
обслуживанию и ремонту, группа 10, инструкция "Аппараты
контура управления тормозами прицепа".
Примечание: Описанные
ниже контрольные операции не проводятся на автомобилях с
тормозной системой EBS.
Необходимое оборудование
2 манометра 15 бар
2 манометра 2,5 бар
График для проверки регулятора тормозных сил находится на
внутренней стороне крышки багажного отделения,
расположенного над пассажирским сиденьем.
Значение давления P2 на выходе регулятора тормозных сил
снимается с диаграммы для конкретной нагрузки на задний мост
или заднюю тележку (шкала 2) или в зависимости от давления
Р3 в невмобаллонах задней подвески.
Если нужное давление воздуха в пневмобаллонах не может быть
установлено с помощью пульта управления, необходимо
нагрузить автомобиль.
Пример контрольного графика
Давление Р1 на входе регулятора должно быть равно 6,0
бар
График для проверки регулятора тормозных сил находится на
внутренней стороне крышки багажного отделения,
расположенного над пассажирским сиденьем.
Положение рычага относительно начала отсчета и давление
воздуха Р2 на выходе регулятора снимаются с диаграммы в
зависимости от вертикальной нагрузки на задний мост или
тележку, типа грузовика (графики А или В) и длины рычага.
Пример контрольного графика
Тип автомобиля определяет график, которым следует
пользоваться. График А предназначен для седельных
тягачей, график В - для автомобилей с кузовом.
Длина рычага R зависит от варианта рессорной подвески.
Давление Р1 на входе регулятора, поступающее от
тормозного крана, должно быть равно 6,0 бар.
Нагрузка на задний мост или тележку, 1000 кгс
Положение рычага относительно начала отсчета Самые
верхние числа в каждом столбце соответствуют длине
рычага
Давление Р2 на выходе регулятора
Обозначение диаграммы по каталогу запасных частей
Проверка регулятора тормозных сил
Присоедините манометры к контрольным выводам 3 и 6.
Отсоедините привод рычага регулятора тормозных сил. При
этом регулятор установится в состояние, в котором
давление воздуха в тормозных камерах задних колес не
ограничивается.
Нажмите на тормозную педаль и установите на контрольном
выводе 3 давление 6,0 бар.
Снимите и запишите показание манометра на контрольном
выводе 6. Давление воздуха должно находиться в диапазоне
5,8-6,0 бар.
По контрольной диаграмме, имеющейся в автомобиле,
определите вертикальное перемещение (R) рычага от
верхнего крайнего положения до нижнего.
Привяжите рычаг в среднем положении (на расстоянии R/2
от верхнего положения).
Нажмите на тормозную педаль и установите на контрольном
выводе 3 давление 6,0 бар.
Снимите и запишите показание манометра на контрольном
выводе 6. Давление воздуха должно находиться в диапазоне
2,7-2,9 бар.
Переместите рычаг вниз на половину полного хода и
привяжите. (Это положение рычага соответствует полному
перемещению R от верхнего положения.)
Примечание: Нижнее
положение рычага по диаграмме не является крайним
положением рычага!
Нажмите на тормозную педаль и установите на контрольном
выводе 3 давление 6,0 бар.
Снимите и запишите показание манометра на контрольном
выводе 6. Давление воздуха должно находиться в диапазоне
1,5-1,7 бар.
Проверьте длину рычага согласно контрольной диаграмме.
Для того чтобы воспользоваться контрольной диаграммой,
может потребоваться нагрузить автомобиль до получения
необходимой вертикальной нагрузки на задний мост или
тележку.
Присоедините манометры к контрольным выводам 3 и 6.
Нажмите на тормозную педаль и установите на контрольном
выводе 3 давление 6,0 бар.
Снимите и запишите показание манометра на контрольном
выводе 6. Сравните полученное значение с контрольной
диаграммой.
Если измеренное давление отличается от номинального
значения по диаграмме более, чем на +/-10%, то
необходимо отрегулировать привод рычага регулятора от
балки заднего моста. Инструкции по регулировке рычажного
привода приведены в Руководстве по техническому
обслуживанию и ремонту, группа 10, инструкция "Аппараты
переднего и заднего контуров рабочей тормозной системы".
Присоедините манометр к контрольному выводу (5 на
переднем мосту или 6 - на заднем мосту).
Поднимите автомобиль домкратом, так чтобы проверяемое
колесо было полностью разгружено.
Удерживая манометр в одной руке, приведите колесо во
вращения другой рукой.
Дайте сигнал помощнику начать медленно нажимать на
тормозную педаль.
Снимите показание манометра, когда колесо начнет
затормаживаться.
Если давление начала торможения превышает предельное
значение 0,6 бар или полученные значения давлений для
колес одной оси различаются более, чем на 0,2 бар, то
необходимо отремонтировать тормозные механизмы согласно
указаниям Руководства по техническому обслуживанию и
ремонту, группа 10, инструкция "Тормозные механизмы".
Запишите измеренные значения.
Максимальное давление торможения независимо от размера
камеры
Примечание: Относится
только к автомобилям 4х2 с кабиной типа Т и тормозной системой EBS
2.2.
Проверьте вспомогательный тормозной клапан с помощью программы
"Scania Diagnos".
Необходимое оборудование
1 манометр 2,5 бар
1 манометр 15 бар
Присоедините манометр на 2,5 бар к контрольному выводу 5 на
левой тормозной камере переднего моста и манометр на 15 бар - к
контрольному выводу 3 заднего тормозного контура.
Контрольный вывод 3
122 382
Контрольный вывод 5, передний мост
В помощью программы "Scania Diagnos" установите давление воздуха
0,5 бар в камере левого борта.
Включите левый тормоз, когда давление в заднем контуре
увеличивается. Нажмите на тормозную педаль и установите в
передней тормозной камере давление 1,0-1,5 бар.
С помощью программы "Scania Diagnos" включите вспомогательный
тормозной клапан. Давление в левой передней тормозной камере
должно вернуться к значению 0,5 бар.
Проверьте затяжку всех болтов крепления кронштейнов
двигателя и коробки передач. Болты должны быть затянуты
требуемым моментом. Проверьте виброизолирующие резиновые
подушки опор на наличие трещин.
Моменты затяжки гаек Двигатель:
Опорная подушка на раме
Кронштейн упругой опоры двигателя
M10 47 Н.м
M10 47 Н.м
M12 84 Н.м
00_1537
M14 135 Н.м
M16 210 Н.м
Механическая коробка передач
Опорная подушка на раме
Кронштейн упругой опоры коробки передач
M14 135 Н.м
M16 210 Н.м
00_1539
00_1538
Кроме того, проверьте затяжку гаек крепления кожуха
сцепления к кожуху маховика (на рис. не показано). Момент
затяжки 47 Н.м
Все крепления должны выполняться посредством болтовых
соединений, расположенных в средней части стенок лонжеронов
рамы.
ВНИМАНИЕ! Запрещается
сверление отверстий в полках лонжеронов рамы. Запрещается
использовать приварные крепежные элементы для установки
кузова на раму автомобиля.
Полки лонжеронов рамы подвергаются наибольшим напряжениям.
Отверстия в полках, являясь концентраторами напряжений,
будут ослаблять лонжерон. Единственным исключением является
сверление отверстий в полках лонжеронов в зоне заднего свеса
рамы. Это допускается при условии, что отверстия
располагаются на достаточном удалении от нагруженных сечений
рамы и они не могут снизить прочность рамы.
При сверлении отверстий в стенках лонжеронов необходимо
соблюдать следующие правила. На рисунке показаны минимальные
допустимые расстояния между соседними отверстиями, а также
между отверстиями и полками лонжеронов.
00_1519
Запрещается сверление отверстий в полках лонжеронов рамы
Размер А - ось отверстия должна отстоять от полки лонжерона
не менее, чем на 3хD
Болтовые соединения могут обеспечивать фиксацию деталей как
за счет поверхностного трения, так и за счет работы болта на
срез. В последнем случае используются болты повышенной
точности, устанавливаемые в отверстия из-под развертки.
Гладкая часть стержня чистого болта проходит как через
стенку лонжерона, так и кронштейн, см. рис.
Подобное болтовое соединение имеет те же размеры, что и
фрикционное болтовое соединение. Болт фрикционного
соединения должен быть затянут с предварительным натягом.
Обычно, для крепления кузовов на раме используются короткие
болты. Это означает небольшую рабочую длину стержня болта.
При истирании слоев краски на поверхностях соединяемых
деталей предварительный натяг болтов уменьшается. Для
надежности соединения требуется подтяжка болтов. Важно,
чтобы слои лакокрасочного покрытия были как можно тольше.
Контргайка не может предотвратить уменьшение
предварительного натяга болта, поскольку положение
контргайки относительно болта остается неизменным. С другой
стороны, контргайка предотвращает отворачивание основной
гайки после ослабления натяга болта.
Шайбы предназначены для уменьшения контактных напряжений под
головкой болта и гайкой. Твердость материала шайб должна
быть не ниже 200 HB.
Более подробные сведения приведены в "Руководстве по монтажу
кузовов". При необходимости обратитесь в нашу сервисную
сеть.
113 283
Применение болтов повышенной точности для отверстий из-под
развертки
Проверьте затяжку гаек стремянок моментом установленной
величины при загруженном
автомобиле, так чтобы упругий элемент был распрямлен.
Примечание: Это
правило не применяется к автомобилям с дополнительным мостом
и с балансирной тележкой. В этих случаях подтяжка гаек
производится на разгруженной подвеске.
ВНИМАНИЕ! При
замене гаек и стремянок необходимо опереть раму и мосты на
стойки.
Специальные инструменты
Динамометрический ключ на момент 200-1400 Н.м (20-140 кгс.м)
587 302 или
динамометрический ключ на момент 500-1500 Н.м (50-150 кгс.м)
587 943
Проверьте затяжку гаек стремянок в два этапа: сначала
моментом 400
Н.м, затем моментом 760
Н.м. Если какая-либо гайка проворачивается на первой стадии
проверки, то необходимо демонтировать обе стремянки и
проверить их состояние перед повторным использованием, однако,
гайки в этом случае подлежат обязательной замене на новые.
Если какая-либо гайка проворачивается на второй стадии
проверки (в диапазоне моментов от 400 Н.м до 760 Н.м), то
необходимо затянуть гайки стремянок, выполнив операции 6-8,
см. ниже пункт "Замена гаек стремянок на балансирной тележке
BT200/201".
Проверьте затяжку гаек стремянок моментом 1150
Н.м. Если какая-либо гайка проворачивается при
проверке, то необходимо демонтировать обе стремянки и
проверить их состояние перед повторным использованием, однако,
гайки в этом случае подлежат обязательной замене на новые.
Проверьте отсутствие повреждений на контактных
поверхностях рессоры и кронштейна.
Смажьте резьбу гайки и стремянки.
Затяните все четыре гайки крест-накрест моментом 200
Н.м.
200 Nm
500 Nm +1000
Nm +
200 Nm
500 Nm
(120
o) 1000
Nm +
o
Затяните две гайки задней стремянки моментом 500 Н.м.
Окончательно затяните две гайки передней стремянки в три
стадии: сначала моментом 500 Н.м, затем моментом
1000 Н.м, и затем накидным ключом с удлинителем
поверните гайки на угол 120°+/-10°.
Окончательно затяните гайки задней стремянки в две
стадии: сначала моментом 1000 Н.м, затем накидным ключом
с удлинителем поверните гайки на угол 120°+/-10°.
Проверьте затяжку гаек стремянок в два этапа: сначала
моментом 500
Н.м, затем моментом 760
Н.м. Если какая-либо гайка проворачивается на первой
стадии проверки (моментом до 500 Н.м), то необходимо
демонтировать обе стремянки и проверить их состояние перед
повторным использованием, однако,
гайки в этом случае подлежат обязательной замене на новые.
Проверьте отсутствие повреждений на контактных
поверхностях рессоры, нижнего кронштейна и балки моста.
Смажьте резьбу гайки и стремянки.
Затяните все четыре гайки моментом 150 Н.м. в
последовательности, показанной на рис.
Затяните все гайки моментом 400 Н.м. Затяжку гаек
начните с передней стремянки, как показано на рис.
Затяните все гайки моментом 760 Н.м. Затяжку гаек
начните с передней стремянки, как показано на рис.
Подтяните все четыре гайки, дополнительно повернув их на
180°. Затяжку гаек начните с передней стремянки, как
показано на рис.
Проверьте размеры "В" на стремянке.
Разность размеров "В" на левой и правой стороне стремянки не
должна превышать 3 мм.
Если разность размеров "В" превышает допустимое значение или
стремянка касается упоров "C", то необходимо заменить
стремянку и затянуть гайки, следуя приведенным выше
инструкциям.
Примечание: Стремянки
не должны подтягиваться повторно вследствие затяжки
поворотом на заданный угол.
Проверьте затяжку гаек стремянок в два этапа: сначала
моментом 500
Н.м, затем моментом 760
Н.м. Если какая-либо гайка проворачивается на первой
стадии проверки (моментом до 500 Н.м), то необходимо
демонтировать обе стремянки и проверить их состояние перед
повторным использованием, однако,
гайки в этом случае подлежат обязательной замене на новые.
Затяните все четыре гайки моментом 120 Н.м. в
последовательности, показанной на рис.
Затяните все гайки моментом 300 Н.м. Затяжку гаек
начните с передней стремянки, как показано на рис.
Затяните все гайки моментом 470 Н.м. Затяжку гаек
начните с передней стремянки, как показано на рис.
Затяните все гайки моментом 620 Н.м. Затяжку гаек
начните с передней стремянки, как показано на рис.
Проверьте затяжку болтов крепления кронштейна оси балансира
к раме. Для тележки BT200: проверьте также затяжку болтов
нижних крышек опор оси балансира.
С помощью пульта управления подвеской можно поднять или опустить
раму автомобиля на нужный уровень. В пульт управления встроен
отдельный микропроцессор. Блок управления обменивается с пультом
дискретными цифровыми сигналами.
На пульте расположены девять кнопок и две контрольные лампы. Левая
лампа горит, если была нажата кнопка 2, а правая лампа горит, если
была нажата кнопка 3. Кнопка 4 не используется.
Контрольные лампы показывают, какая из кнопок 2 или 3 была
нажата (подъем/ опускание, передний или задний мост).
Подъем/опускание, передний мост.
Подъем/опускание, задний мост.
Не используется.
M1. Запоминание заданного уровня. Используется одновременно с
кнопкой 2 и/или 3.
M2. Запоминание заданного уровня. Используется одновременно с
кнопкой 2 и/или 3.
Установка нормального ходового уровня. Используется одновременно
с кнопкой
2 и/или 3.
Подъем. Используется одновременно с кнопкой 2 и/или 3.
100668
Присоедините шланг стационарной сети сжатого воздуха к выводу,
расположенному на левой стороне автомобиля под подножкой.
На пульте управления, который предназначен для автомобилей только с
задней пневмоподвеской, отсутствует кнопка
2. В запасные части поставляется пульт управления, предназначенный
для автомобилей с полностью пневматической подвеской. Этот пульт
следует применять также и для автомобилей только с задней
пневмоподвеской.
Проверка ходового уровня рамы
! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
!
Запрещается выполнять любые работы под автомобилем на
пневмоподвеске, если пневмобаллоны находятся под давлением.
Существует опасность
разрыва облочки баллона и 1
травмирования персонала при падении
рамы. Используйте опорные стойки.
3
2
4
Примечание: Проверьте,
чтобы 6
5 7
пневмосистема была заряжена сжатым воздухом до рабочего давления.
M1
M2
9
Опустите дополнительный мост. 10
104 654
STOP
Нажмите на кнопки 2 и 3, чтобы 8
загорелись обе контрольные лампы 1.
Нажмите на зеленую кнопку 7.
Убедитесь в том, что сигнализатор нарушения уровня рамы,
расположенный на приборной панели, погас.
Измерьте высоту расположения рамы спереди и сзади.
Номинальные значения высоты рамы приведены в Руководстве по
техническому обслуживанию и ремонту, группа 12, инструкция
"Пневматическая подвеска. Регулировка уровня рамы.
Запрещается выполнять любые работы под автомобилем на
пневмоподвеске, если пневмобаллоны находятся под давлением.
Существует опасность разрыва облочки баллона и травмирования
персонала при падении рамы. Используйте опорные стойки.
Примечание: Проверьте,
чтобы пневмосистема была полностью заряжена до рабочего давления.
Автомобиль должен быть разгружен или нагрузка должна позволять
поднять дополнительный мост.
Опустите дополнительный мост. Нажмите на выключатель вниз.
Запрещается выполнять любые работы под автомобилем на
пневмоподвеске, если пневмобаллоны находятся под давлением.
Существует опасность разрыва облочки баллона и травмирования
персонала при падении рамы.
Поднимите дополнительный мост. Переведите выключатель в среднее
положение. (В верхнем положении выключателя выполняется функция
перераспределения нагрузки между задними мостами).
Примечание: В
поднятом положении дополнительного моста пневмобаллоны
подъемного механизма всегда находятся под давлением.
100280
При подъеме дополнительного моста ходовой уровень рамы на задней
подвеске должен автоматически увеличиться.
100281
После опускания дополнительного моста рама автоматически
возвращается к нормальному ходовому уровню.
Проверка распределения вертикальной нагрузки на сдвоенные
передние мосты производится путем взвешивания автомобиля.
Взвешивание
Существенно, чтобы взвешивание выполнялось правильно. Такие
факторы, как давление воздуха в шинах и неровная опорная
поверхность, могут сильно повлиять на результаты. Поэтому
всегда тщательно проконтролируйте давление в шинах, перед
тем как приступить к взвешиванию и измерениям.
122 278
При взвешивании все мосты должны находиться на одном уровне.
Если один из мостов расположен выше, то остальные мосты
должны быть подняты на тот же уровень, например, с помощью
подставок. Рама автомобиля должна располагаться строго
горизонтально.
На результаты также влияет сила межлистового трения в
рессорах подвески. Обеспечьте сжатие подвески между всеми
операциями взвешивания.
Для того чтобы получить надежный результат, взвешивание
необходимо выполнить несколько раз, по крайней мере три
раза. Для выбора прокладки можно затем использовать среднее
значение результатов измерений.
Если нагрузки на передние мосты груженого автомобиля
отличаются более,
чем на 300 кгс, то необходимо отрегулировать
распределение вертикальной нагрузки между передними мостами.
См. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту,
группа 13.
Во избежание выхода из строя электронных блоков
управления при заряде аккумуляторной батареи
необходимо отключать ее от бортовой сети. Для этого
снимите с полюсных выводов клеммы проводов или
поверните главный выключатель.
С помощью денсиметра проверьте плотность
электролита. В полностью заряженной батарее
плотность электролита должна быть следующей:
При
+ 20°C
1.280
При
0°C
1.294
При
- 20°C
1.308
Плотность электролита в различных аккумуляторах не
должна отличаться более, чем на 0,03 г/куб. см.
Батарею необходимо зарядить, если плотность
электролита меньше 1,24. Разряженная батарея
замерзает при температуре -5°C.
Не используйте форсированный заряд батареи
увеличенным током. После нескольких
форсированных зарядов аккумуляторная батарея
выйдет из строя.
Примечание: Если
степень разряженности батарей отличается, то заряжать
батареи следует отдельно.
Инструкции приведены в Руководстве по
техническому обслуживанию и ремонту, группа 16,
инструкция "Электрооборудование автомобиля".
На автомобилях с пневмоподвеской проверка регулировки фар
должна выполняться при опущенном дополнительном мосте и при
установке рамы на нормальный ходовой уровень. Проверьте,
чтобы в воздушных ресиверах было достаточное давление.
Если автомобиль оснащен корректором фар: проверьте,
работоспособность корректора. Установите корректор на 0.
Отверните два винта фонаря указателя поворота и откройте фонарь.
Отрегулируйте направление света фары в вертикальной и горизонтальной
плоскостях.
Выйдите из программы, последовательно выбрав пункты меню
"File" и "Exit", или дважды щелкнув на блоке системного
меню. Можно также воспользоваться комбинацией клавиш ALT +
F4, если этот способ кажется вам удобнее.
Для считывания кодов неисправности используется
диагностическая лампа, расположенная на приборной панели.
При этом должно быть включено питание бортовой сети.
Нажмите на кнопку диагностики. Отпустите кнопку и
подсчитайте количество вспышек диагностической лампы.
Нажмите на кнопку диагностики еще раз и подсчитайте
количество вспышек диагностической лампы. Если выдается
тот же самый код, то в памяти блока управления системой
записан только один код неисправности. Повторяйте
описанную выше процедуру и записывайте коды
неисправностей до тех пор, пока не будет снова выдан
первый код.
Сначала выдаются длинные вспышки, которые соответствуют
цифре в разряде десятков в числовом коде неисправности.
Затем выдаются короткие вспышки (длительностью 0,3 с),
соответствующие цифре в разряде единиц.
Пример на рисунке справа показывает последовательность
вспышек лампы для кода неисправности 25.
Однократное длительное включение диагностической лампы
(продолжительностью 4 секунды) означает отсутствие в памяти
блока управления каких- либо кодов неисправностей.
После завершения диагностики и ремонта необходимо удалить коды
неисправностей. Удаление кодов неисправностей может выполняться на двух
различных уровнях, см. инструкции ниже.
Удаление кодов неисправностей
Выполнение следующих действий приводит к удалению
кодов неисправностей из отдельного сегмента памяти, откуда они
могут выдаваться диагностической лампой. Однако, коды неисправности
останутся в другом сегменте памяти, доступ к которому возможен только с
помощью персонального компьютера.
Запустите и сразу заглушите двигатель, чтобы выполнить тест системы
EDC. Подождите, пока сигнализатор EDC не погаснет.
Нажмите на кнопку диагностики и удерживайте ее в нажатом положении.
Поверните ключ в замке в положение работы двигателя и подождите 3
секунды. Произойдет Удаление кодов неисправностей.
Запустите двигатель и проверьте, что сигнализатор EDC погас.
Нажмите на кнопку диагностики. Память блока управления должна быть
свободна от кодов неисправностей. То есть, диагностическая лампа
должна включиться на 4 секунды и погаснуть.
После завершения диагностики и ремонта необходимо стереть коды
неисправностей с помощью программы "Scania Diagnos".
00_1561
Компьютер обеспечивает одновременное стирание кодов неисправностей
из обоих сегментов памяти блока управления (в первом сегменте
записаны коды для диагностической лампы, а второй сегмент доступен
только через компьютер).
Если в процессе движения автомобиля блок управления зафиксировал
какие-либо коды неисправностей, то при выключении питания бортовой
сети на дисплее появится сообщение "CHK CODE" (Проверить коды). Это
сообщение появится повторно при последующем включении питания.
Поверните ключ и включите питание бортовой сети. Подождите
пять секунд и затем нажмите на кнопку диагностики.
Длительность нажатия на кнопку должна быть не менее полсекунды.
Затем отпустите кнопку. На дисплее появится сообщение "TESTING"
(Тестирование) и включится зуммер.
Не нажимайте на кнопку диагностики, пока выполняется программа
тестирования. Все ячейки дисплея загораются на одну секунду.
Одновременно включается зуммер.
На дисплей выдается сообщение "ECU NO", за которым
непосредственно следует обозначение блока управления (по
каталогу запасных частей).
На дисплей выдается сообщение "PROG NO", за которым
непосредственно следует обозначение программы блока управления
(по каталогу запасных частей).
На дисплей выдается сообщение "CHASSNO", за которым
непосредственно следует серийный номер шасси автомобиля.
На дисплей выдается сообщение "F CODES", за которым
непосредственно следуют коды неисправностей, которые записаны в
памяти блока управления. Ниже приведены более детальные
сведения.
Коды неисправностей выводятся последовательно по одному, с
двухсекундным интервалом.
После выдачи всех кодов неисправностей, записанных в памяти
блока управления, раздается короткий сигнал зуммера. После этого
коды неисправностей выдаются повторно. Коды неисправностей могут
выдаваться на дисплей повторно неограниченное число раз, поэтому
можно не беспокоиться, если вы отвлеклись.
Дисплей может выглядеть, например, как показано на рисунке. В
левых ячейках "A" показывается код неисправности (в данном
примере - код 10), а в правых ячейках "B" - показывается число
появлений данного кода ( в нашем примере код был зафиксирован 3
раза).
Запишите коды неисправностей. Выполните программу тестирования
полностью. Нажимайте на кнопку диагностики для перехода на различные
этапы тестирования.
Время от времени возникает необходимость в очистке памяти от кодов
неисправностей.
Например, кто-то мог отсоединить кабель при включенном питании. Это
вполне типичный случай. Блок управления воспримет рассоединение разъема,
как неисправность системы.
Стирание кодов неисправностей выполняется или с помощью кнопки
диагностики, которая расположена под крышкой на приборной панели, или с
помощью компьютера, который подключается к диагностическому разъему в
центральном электрическом блоке.
05_5378
Кнопка диагностики системы Opticruise отмечена символом в виде шестерни
с восклицательным знаком внутри.
115 885
Новый вариант исполнения панели диагностики
При очистке памяти происходит удаление всех кодов неисправностей.
Выполните следующие операции.
Поверните ключ и выключите питание бортовой сети.
Нажмите и удерживайте кнопку диагностики в нажатом положении.
Включите питание бортовой сети.
Раздастся короткий сигнал зуммера. После завершения очистки памяти
от кодов неисправностей на дисплее появится сообщение "ERASED"
(Стерто).
Выполните пробную поездку на автомобиле и проверьте, что коды
неисправностей больше не появляются.
В памяти блока управления может запоминаться до пяти кодов
неисправностей. Коды неисправностей сохраняются с учетом их
приоритета, т.е. коды наиболее серьезных неисправностей сохраняются
в первую очередь.
1 Нажмите
дважды на кнопку диагностики. Для этого воспользуйтесь концом ручки
или другим заостренным предметом. При этом дисплей переходит в режим
вывода кодов неисправностей.
Дисплей
Кнопка "MODE" (Режим)
Кнопка диагностики
Примечание: Если
на дисплее переключателя диапазонов постоянно выдается код,
показанный на рисунке справа, то это свидетельствует о нарушении
функционирования канала связи между переключателем диапазонов и
блоком управления.
Отказ канала связи должен быть устранен, поскольку он не позволяет
вывести на дисплей коды неисправности
Пример сообщения об ошибке
Сначала выдается....
d
2
потом следует.....
1
3
потом следует.....
1
2
На дисплее сначала появится символ "d" вместе с порядковым номером и
приоритетом кода, затем будет выведена первая пара цифр кода и,
наконец, вторая пара цифр кода неисправности. См. пример.
Если неисправность остается, появится сообщение "MODE ON".
Приведенная выше последовательность символов на дисплее
интерпретируется следующим образом. Код неисправности занимает
вторую позицию в последовательности сохраняемых кодов; номер кода
неисправности: 13-12.
Нажмите на кнопку "MODE", чтобы вывести на дисплей следующий код
неисправности. Нажимайте на кнопку, пока не будут считаны все коды
неисправностей.
Для того чтобы вернуться в нормальный режим работы, нажмите на
кнопку диагностики.
Нажмите дважды на кнопку диагностики. Для этого воспользуйтесь
концом ручки или другим заостренным предметом. При этом дисплей
переходит в режим вывода кодов неисправностей.
Нажмите на кнопку "MODE" и удерживайте ее нажатой не менее 10
секунд. Вы услышите два сигнала: первый сигнал раздастся через 3
секунды и второй сигнал - спустя 10 секунд. Эти сигналы
подтверждают, что коды неисправностей стерты из памяти системы.
Отпустите кнопку.
Выполните пробную поездку на автомобиле. Во время движения коробка
передач должна переключиться несколько раз.
Остановите автомобиль и проверьте, не появились ли коды
неисправностей.
1 Нажмите
дважды на кнопку 4 или две кнопки 4. При этом дисплей переходит в режим
вывода кодов неисправностей.
На дисплей 3 сначала выводится порядковый номер кода в памяти, затем
следуют четыре цифры обозначения кода неисправности. Если
неисправность продолжает существовать, то будет гореть светодиод 1.
Нажмите на кнопку 2, чтобы вывести на дисплей следующий код
неисправности.
Для того чтобы вернуться в нормальный режим работы, нажмите на
кнопку 4 или две кнопки 4.
Пример сообщения об ошибке
Сначала выводится.... d 2
потом следует..... 1
3
потом следует..... 1
2
Приведенная выше последовательность символов на дисплее интерпретируется
следующим образом. Код неисправности занимает вторую позицию в
последовательности по приоритету; номер кода неисправности: 13-12.
Пример сообщения об ошибке
Сначала выводится.... d 2
потом следует..... d 32
потом следует..... -
Символы, приведенные выше, означают отсутствие кода неисправности на
второй позиции в последовательности зафиксированных кодов.
Нажмите на кнопку 2 и удерживайте ее нажатой не менее 10 секунд.
Вы увидите мигание светодиода 1, который подтверждает очистку памяти
блока управления от кодов неисправностей. Первый раз светодиод
мигнет спустя 3 секунды, а второй раз - через 10 секунд. Отпустите
кнопку.
Блок управления может запоминать до пяти кодов
неисправностей. Если появляется шестой код неисправности, то он
замещает первый из хранящихся в памяти кодов.
Последний по времени появления код неисправности выводится в первую
очередь. Диагностическая лампа позволяет выводить не более двух
кодов неисправностей.
Включите питание бортовой сети. Нажмите, затем отпустите тормозную
педаль. Если затем нажать на кнопку диагностики и удерживать ее не
менее 1 секунды, то диагностическая лампа начнет выдавать коды
неисправностей. Структура последовательного сигнала, выдаваемого
диагностической лампой, состоит из четырех частей, которые следуют
друг за другом с интервалом в 1,5 секунды, см. рис.
Первая часть сигнала показывает, какая из систем установлена на
автомобиле: антиблокировочная ABS или
ABS/TC. Диагностическая лампа должна соответственно мигнуть
дважды или пять раз.
Вторая часть сигнала показывает, какой алгоритм управления
торможением используется для колес переднего моста. Более
подробные сведения приведены в инструкции 10:04-02. Лампа должна
мигнуть два раза.
В третьей части последовательного сигнала выводится код
неисправности в первой диагонали (переднее левое колесо
- заднее правое колесо).
В четвертой части последовательного сигнала выводится код
неисправности во второй диагонали (переднее правое колесо -
заднее левое колесо).
115 885
Новый вариант исполнения панели диагностики
112 585
1 2 3 4
Пример сигнала диагностической лампы: антиблокировочная система ABS,
алгоритм управления торможением передних колес MIR, коды
неисправностей в обоих диагоналях отсутствуют.
После завершения диагностики и ремонта необходимо стереть коды
неисправностей. Стирание кодов неисправностей может выполняться на
двух различных уровнях, см. инструкции ниже.
Выключите ключом питание бортовой сети.
Нажмите на кнопку диагностики.
Включите питание бортовой сети и продолжайте удерживать кнопку
диагностики в нажатом положении не менее 1 секунды.
Оставьте питание бортовой сети включенным не менее 5 секунд.
Возможно запоминание не более 15 кодов неисправностей. Если
появляется шестнадцатый код неисправности, то он замещает первый из
хранящихся в памяти кодов. Первый по времени появления код
неисправности выводится в первую очередь. При очистке памяти блока
управления происходит стирание всех кодов, хранящихся в памяти.
Сигнал диагностической лампы EBS не содержит информации о
конфигурации системы.
Для вывода кодов неисправностей с помощью диагностической лампы
необходимо нажать на кнопку диагностики и удерживать ее не менее 2
секунд. При этом должно быть включено питание бортовой сети.
Каждый код неисправности выводится в виде двух серий вспышек лампы.
Между этими сериями вспышек делается пауза в
1,5 секунды.
Коды разделяются между собой паузами в 4,5 секунды.
Выдача кодов неисправностей всегда завершается заключительным кодом
2-1. Код 2-1 является признаком того, что все коды неисправностей
выведены.
Если сразу выводится только заключительный код 2-1, то коды
неисправностей системы отсутствуют.
05_5332
EDC
ETC
Кнопка диагностики
Диагностическая лампа
Последовательность вспышек диагностической лампы при выводе кодов
неисправностей 3-2 и 2-2 показана на рисунке в виде отрезков
различной длины.
Примечание: Над
отрезками приведена продолжительность вспышек лампы
(в секундах). Цифры под отрезками - это ссылки на отдельные пункты
комментариев.
Начало последовательности вспышек. Нажмите на диагностическую
кнопку и удерживайте ее не менее двух секунд. Лампа будет гореть
постоянно.
Пауза.
Первый код неисправности, первая серия (три вспышки)
Первый код неисправности, вторая серия (две вспышки)
Пауза между кодами неисправности
Второй код неисправности, первая серия (две вспышки)
Второй код неисправности, вторая серия (две вспышки)
Возможны два варианта сигналов в режиме диагностики:
При наличии в данный момент текущей неисправности выдается код
этой неисправности. Необходимо устранить имеющуюся
неисправность, прежде чем смогут выдаваться другие коды
неисправностей. Блок управления может выдавать за раз только
один код текущей неисправности.
Выдаются коды неисправностей, записанные в памяти блока
управления. Последние по времени четыре кода выдаются в обратной
последовательности, то есть, самый последний из зафиксированных
кодов выдается первым. Все остальные коды, хранящиеся в памяти
блока, выдаются в случайной последовательности. Блок управления
может сохранить в памяти до 16 кодов неисправностей.
Могут встречаться неисправности, которые блок управления
обнаруживает только на ходу автомобиля.
Для того чтобы блок управления выдал код текущей неисправности или
зафиксированные в памяти коды, необходимо нажать на кнопку
диагностики и удерживать ее 0,5 - 3,0 секунды (включение режима
диагностики). Если удерживать кнопку диагностики дольше трех секунд,
включится системный режим.
Код неисправности состоит из двух разрядов.
Неисправность отсутствует/В памяти блока управления отсутствуют коды
неисправностей
Для того чтобы включить системный режим, необходимо нажать и удерживать
кнопку диагностики в течение 3-6 секунд.
При включении системного режима выполняется следующее.
Стирание кодов неисправностей, записанных в памяти блока управления.
Очистка памяти блока подтверждается диагностической лампой, которая
выдает восемь коротких вспышек. При наличии текущей неисправности
соответствующий код не может быть стерт. Сначала необходимо
устранить эту неисправность.
Диагностическая лампа выдает в повторном режиме тип блока управления
ABS/TC. Обозначение типа блока: одна вспышка соответствует
автомобилю 6x2, пять вспышек - автомобилю 6x4.
Для того чтобы включить системный режим, необходимо нажать и удерживать
кнопку диагностики в течение 3-6 секунд. В системном режиме выполняется
следующее.
При наличии кода текущей неисправности:
D = Нажата кнопка диагностики.
S = Системная информация, выдается диагностической лампой постоянно,
пока включен системный режим.
Одна вспышка = автомобиль 6x2 Пять вспышек = автомобиль 6x4
Коды неисправностей, записанные в памяти блока управления, будут стерты,
если отсутствуют коды текущих неисправностей.
D = Нажата кнопка диагностики.
S = Системная информация, выдается диагностической лампой постоянно,
пока включен системный режим.
Одна вспышка соответствует автомобилю 6x2. Пять вспышек
соответствуют автомобилю 6x4.
C = Восемь коротких вспышек, подтверждающих стирание кодов
неисправностей, записанных в памяти блока управления.
Считывание кодов неисправностей с помощью диагностической лампы
должно выполняться на неподвижном автомобиле. При этом не имеет
значения, работает двигатель или нет.
Выполните следующее: Поверните ключ и включите питание бортовой
сети, подождите несколько секунд. Нажмите и удерживайте кнопку
диагностики (1) не менее 1 секунды, затем отпустите ее.
Диагностическая лампа (2) гаснет на 2 секунды, затем начинает
выдавать вспышки. Серии вспышек разделяются четкими паузами.
Сначала выдается информация о конфигурации блока управления, затем
следуют коды неисправностей. При отсутствии в памяти блока кодов
неисправностей будет выдан только код конфигурации.
Сигналы диагностической лампы могут повторяться произвольное число
раз. Для повтора нажмите на кнопку диагностики еще раз.
Сначала лампа выдает трехразрядный код конфигурации, после которого
следует пауза продолжительностью 4,5 с. Затем выдаются двухразрядные
коды неисправностей.
Сначала выдается цифра в разряде десятков, затем - цифра в разряде
единиц.
В примере (см. рис. справа) показана последовательность вспышек
лампы для кода 32.
Коды неисправностей выдаются лампой следующим образом.
Первый разряд кода — 1,5 с пауза — второй разряд кода— 4,5 с пауза —
следующий код неисправности — следующий код неисправности и т.д.
Коды неисправностей выдаются в порядке возникновения неисправностей.
Сигналы диагностической лампы могут повторяться произвольное число
раз. Для повтора нажмите на кнопку диагностики еще раз. Коды
неисправностей остаются в памяти блока управления до выполнения
команды стирания кодов.
После завершения диагностики и ремонта необходимо стереть коды
неисправностей. Стирание кодов неисправностей может выполняться
на двух различных уровнях, см. инструкции ниже.
Примечание: Для
появления некоторых кодов неисправностей может потребоваться
достаточно продолжительное движение автомобиля (до получаса).
Поверните ключ стартера и выключите питание бортовой сети.
Нажмите и удерживайте диагностическую кнопку 1.
10_2571
Поверните ключ в положение включения питания бортовой сети и
подождите не менее трех секунд. Коды неисправностей стерты.
Выполните пробную поездку на автомобиле и проверьте, чтобы
сигнализаторы "ABS" и "RET" не горели. Если какой-либо из
сигнализаторов "ABS" и "RET" не выключается, или если
сигнализатор "RET" загорается повторно, несмотря на стирание
кодов, это свидетельствует о наличии неисправности системы
гидрозамедлителя. Код неисправности помогает локализовать
причину отказа гидрозамедлителя.
После завершения диагностики и ремонта необходимо стереть коды
неисправностей с помощью программы "Scania Diagnos".
00_1561
Компьютер обеспечивает одновременное стирание кодов
неисправностей из обоих сегментов памяти блока управления (в
первом сегменте записаны коды для диагностической лампы, а
второй сегмент доступен только через компьютер).
Блок управления ELC постоянно проверяет функционирование подвески. При
появлении какого-либо отказа загорается сигнализатор неисправности
системы. Код, соответствующий возникшей неисправности, записывается в
память блока управления.
Этот код затем можно считать с помощью диагностической лампы. Код
неисправности сохраняется в памяти блока управления, даже если
неисправность носила временный характер и подвеска вернулась в
нормальный режим работы, а сигнализатор неисправности погас.
Для считывания кодов неисправности используется диагностическая лампа,
расположенная на приборной панели.
Поверните ключ стартера и включите питание бортовой сети.
Нажмите на кнопку диагностики, которая расположена рядом с лампой, и
удерживайте ее нажатой не менее двух и не более семи секунд.
Отпустите кнопку диагностики, лампа начнет выдавать первый код
неисправности.
Примечание: Если
во время нажатия на кнопку диагностики загорелись все три лампы ELC,
то это означает, что кнопка удерживалась слишком долго и выдача
кодов остановлена.
Новый вариант исполнения панели диагностики
Код неисправности состоит из разряда десятков и разряда единиц. При
отпускании кнопки диагностики начинает выдаваться цифра, стоящая в
разряде десятков. Десятки выдаются длинными вспышками лампы: 10, 20,
30 и т.д.
После десятков начинает выдаваться цифра в разряде единиц. Единицы
выдаются короткими вспышками: 1, 2, 3,
4, и т.д.
Количество десятков следует сложить с количеством единиц, чтобы
получить код неисправности. Описание этого кода можно затем найти в
перечне кодов неисправностей.
При следующем нажатии на кнопку диагностики начинает выдаваться
следующий код неисправности.
Чтобы еще раз считать первый код неисправности, необходимо выключить
и снова включить питание бортовой сети.
Коды неисправностей хранятся в памяти блока управления до тех пор, пока
не будут стерты. После завершения ремонта следует стереть коды
неисправностей, чтобы они не затрудняли диагностику в следующий раз.
Поверните ключ стартера и выключите питание бортовой сети. Нажмите
на кнопку диагностики и удерживайте ее в нажатом положении.
Поверните ключ и включите питание бортовой сети, продолжайте
удерживать кнопку диагностики еще не менее трех секунд. Коды
неисправностей стерты.
Выполните пробную поездку на автомобиле, поднимите и опустите раму,
поднимите и опустите дополнительный мост (при его наличии) и
проверьте, не появились ли снова коды неисправностей.
После завершения диагностики и ремонта необходимо стереть коды
неисправностей с помощью программы "Scania Diagnos".
00_1561
Компьютер обеспечивает одновременное стирание кодов неисправностей
из обоих сегментов памяти блока управления (в первом сегменте
записаны коды для диагностической лампы, а второй сегмент доступен
только через компьютер).
Перед подъемом кабины необходимо заглушить двигатель,
включить стояночный тормоз и перевести рычаг коробки передач
в нейтраль. Существует опасность непроизвольного включения
передачи при подъеме кабины.
Запрещается работать под кабиной, поднятой в промежуточное
положение. Всегда поднимайте кабину полностью до упора.
Запрещается стоять перед или за кабиной в процессе ее
подъема.
При проведении работ под кабиной необходимо использовать
упорную стойку или аналогичное устройство для страховки.
Имеется два воздушных фильтра: предварительный грубый и основной
фильтр системы вентиляции и отопления кабины.
С октября 1997 года предварительный фильтр заменен решеткой, которая
крепится двумя болтами на входе воздухозаборника.
Для того чтобы заменить фильтрующий элемент, снимите крышку фильтра.
Выньте фильтрующий элемент, а также снимите соответственно
предварительный фильтр или входную решетку. Очистите от загрязнений
полость корпуса фильтра и установите новый фильтрующий элемент.
Убедитесь, что фильтрующий элемент ориентирован правильной стороной.
Следуйте инструкциям, которые даются с новым фильтрующим элементом.
Очистите соответственно предварительный фильтр или входную решетку.
Для этого встряхните или сполосните их водой.
Все работы с системой кондиционирования воздуха должны выполняться
только специально обученным персоналом. Все работы с системой
кондиционирования воздуха должны производиться в соответствии с
требованиями действующих нормативных актов.
Выполняйте инструкции, полученные от организации-импортера.
При выборе типа шасси и оборудования, например, типа подвески и
механизма отбора мощности, необходимо учитывать условия эксплуатации
автомобиля и устанавливаемый кузов.
База автомобиля и расположение кузова должны обеспечивать правильное
распределение нагрузки по мостам. Необходимо соблюдать как
требования изготовителя автомобиля, так и действующие нормативные
акты.
19_1556
Соблюдайте требования действующих нормативных актов. Эти требования
могут относиться, например, к прочности материала кузова и деталей
его крепления, к закреплению перевозимого груза, к заднему и боковым
противоподкатным ограждениям, к габаритной длине и высоте, к радиусу
поворота, к нормам по обеспечению здоровья и безопасности.
Автомобили должны удовлетворять национальным и международным
правилам, например, по расположению седельно-сцепного устройства.
Проектируя кузов, учитывайте требования доступности агрегатов и
узлов шасси и кузова для технического обслуживания и ремонта.
Для получения более подробных сведений обратитесь к Руководству по
установке кузовов или обратитесь на сервисную станцию Скания.
При необходимости согласования тормозных систем тягача и прицепа
следуйте инструкциям, приведенным в инструкции 10:03-06.
Во избежание травмирования запрещается помещать пальцы в отверстие
скобы.
В запертом состоянии механизма рукоятка должна иметь свободный ход
15°-20° (до начала подъема шкворня).
Если свободный ход рукоятки отсутствует или механизм нерабоспособен
по другой причине, то тягово-сцепное устройство подлежит замене.
105 088
15 − 20
При износе буксирного пальца до размера 47,0 мм механизм должен быть
заменен или капитально отремонтирован. Для облегчения контроля
использкйте индикатор предельного износа VBG (обозначение по
каталогу VBG 40- 000200).
Максимальный допустимый зазор в сопряжении палец-проушина 5 мм.
Максимальный допустимый свободный ход буксирного пальца (в
вертикальном направлении) 3 мм.
Предельный диаметр верхней втулки: не более 54,0 мм.
Предельный диаметр нижней втулки: не более 39,5 мм.
Если механизм снабжен сигнальным и запирающим пальцем, проверьте его
функционирование в запертом и открытом положениях.