(1) Рулевой механизм в сборе. Рулевой механизм легких автомобилей представляет собой
конструкцию механического типа и является циклическим шаровым рулевым
механизмом, как показано на рисунках. Основными деталями и узлами конструкции
циклического шарового рулевого механизма являются червяк поворотного устройства,
гайка, стальные шарики, ось поворотного рычага и корпус. С обеих сторон червяка
поворотного устройства установлены конические подшипники 7304E (или большие
конические угловые однонаправленные выталкивающие шариковые подшипники
9168404). Внешние обоймы подшипников устанавливается на нижнем торце корпуса и в
отверстии для подшипника в верхней крышке. Внутренние обоймы подшипников
устанавливаются на опорном вале подшипника червяка поворотного устройства. Между
корпусом рулевого механизма и верхней крышкой устанавливается регулировочная
прокладка, предназначенная для регулировки затяжки подшипника.
Гайка поворотного устройства и направляющая трубка образуют циклический канал
качения, в котором всего находится 64 стальных шарика. Направляющая трубка крепится
на гайке поворотного устройства с помощью зажима и трех винтов. Расположенная на
гайке поворотного устройства зубчатая рейка входит в зацепление с зубчатым веером на
оси поворотного рычага.
Один конец оси поворотного рычага проходит через опору с порошковой втулкой на
боковой крышке, а второй – через опору с порошковой втулкой на корпусе. Между
боковой крышкой и корпусом установлена уплотнительная прокладка.
В нарезном отверстии боковой крышки установлен регулировочный винт. Его торец
заходит в отверстие в оси поворотного рычага. Осевой зазор между торцом и осью рычага
регулируется с помощью регулировочной прокладки. С помощью винта регулировки
поворота можно регулировать зазор зацепления между зубчатой рейкой на гайке
поворотного устройства и зубчатым веером поворотного рычага.
На корпусе рулевого механизма установлена резьбовая пробка (которая закрывает
отверстие для заливки масла). Дренаж воздуха из внутренней полости рулевого механизма
осуществляется через рулевую колонку.
Вал рулевого управления соединяется с червяком поворотного устройства посредством
карданного шарнира (имеются также варианты конструкции, предусматривающие сварное
соединение вала рулевого управления и червяка поворотного устройства). На вале
рулевого управления приварен шкворень, предназначенный для блокировки вала рулевого
управления во время стоянки автомобиля.
При повороте рулевого колеса через вал рулевого управления приводится в движение
червяк поворотного устройства, начинают вращаться шарики двух циклических каналов
качения, начинается осевое движение гайки поворотного устройства вдоль червяка
поворотного устройства. В это время зубчатая рейка приводит в движение зубчатый веер
оси поворотного рычага, в результате чего происходит маятниковое движение
поворотного рычага, установленного на этом вале. Посредством продольной рулевой тяги
и поворотного шарнира приводится в движение поперечная рулевая тяга, которая
поворачивает колесо автомобиля на соответствующий угол, как показано на рисунке 4-2.
Максимальный угол поворота оси поворотного рычага определяется максимальной
величиной хода гайки поворотного устройства, которая, в свою очередь, ограничивается