ния, писал: «Одни только представления не обосновывают правового упрека в виновности. Такой
упрек возникает лишь потому, что деятель, несмотря на сознание им обстоятельств дела,
действовал, что к этому его сознанию присоединялась воля, направленная на действование» '. Но
сторонники теории представления, извращая действительность, отрицали наличие у виновного
воли, направленной на наступление результата, По их мнению, виновный желает (волит)
действовать или бездействовать. Его воля ограничивается совершением действия или бездействия.
Что касается результата действия или бездействия, то субъект не волит его, а только предвидит
его
2
.
В отрицании у виновного воли на наступление последствий и заключалась порочность теории
представления. Ограничивать направление воли только действием и отрицать у виновного
желание (воление) наступления результатов — это значит при ряде деликтов извращать
психическую природу поведения человека. Можно ли серьезно говорить о том, что вор желал
только запустить руку в чужой карман и переложить кошелек из чужого кармана в свой и не
хотел, чтобы кошелек перешел в его, вора, собственность, т. е. что вор только предвидел такой
переход?
Кроме того, если бы законодательство восприняло теорию представления, то это сильно
расширило бы область умышленных преступлений за счет преступлений неосторожных. В самом
деле, если для наличия умысла считать необходимым только предвидение последствий деяния и
не требовать желания их наступления, то многие действия, относимые в настоящее время к
совершаемым с преступной самонадеянностью, оказались бы действиями умышленными. Точно
так же, как это было и с волевой теорией, теория представления оказалась не в состоянии
разрешить проблему эвентуального умысла, ибо если для умысла не обязательно желание
(воление) наступления последствий, то исчезает различие между умыслом прямым и
эвентуальным, характеризуемым именно отсут-
1 Liszt, Lehrbuch, S. 244.
2
См. обстоятельное изложение теории представления в учебнике С. Познышева «Основные начала науки уголовного права», 1912
г., стр. 273—278; критика этой теории у A. FT. T раин и на, Уголовное право. Часть общая, 1929 г., стр. 265.
189