Соучастие. Социальные, криминологические и правовые проблемы (Бурчак Ф.Г.) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Соучастие. Социальные, криминологические и правовые проблемы (Бурчак Ф.Г.) - 1986 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Соучастие. Социальные, криминологические и правовые проблемы (Бурчак Ф.Г.) - часть 3

 

 

52]. Как не может быть изучено общество без исследования
практической деятельности людей, в которой воплощаются
общественные отношения, так не может быть понят про-
цесс социализации без изучения механизма усвоения инди-
видами всей совокупности этих отношений.

Социализация человека проходит в процессе его пред-
метной деятельности, в ходе которой он не только усваива-
ет определенную совокупность социальных функций, ролей,
норм и обязанностей, но и оказывает влияние на общество,
на его развитие, на других участников общественных отно-
шений. Таким образом, процесс социализации - это все-
гда двухсторонний процесс, в котором человек отнюдь не
выступает в качестве пассивного объекта внешнего воздей-
ствия. Без его активного участия в процессе освоения со-
циального опыта и культуры, когда он действует как су-
бъект общественных отношений, социализация немыслима.

Сторонники социологического подхода к процессу социа-
лизации индивида, отдавая дань <личностному> аспекту,
усматривают его <прагматическую ценность> лишь в том,
что он направлен на выработку эффективных средств вос-

питания [76, 44]. Но ведь воспитание (как и обучение)-
это организованный и целенаправленный механизм переда-
чи и усвоения социального опыта [76, 49]. Иными словами,
он включает не только личностный аспект - усвоение, но
и организованную деятельность общества по передаче со-
циального опыта. Таким образом, тот аспект, который на-
зывают личностным, непременно включает и те векторы со-
циализации, которые идут от общества к личности.

Надо подчеркнуть, что в психологической науке эта взаи-
мосвязанность получает все большее и большее признание.
А. Н. Леонтьев, например, подчеркивает, что в <обществе
человек находит не просто внешние условия, к которым он
должен приноравливать свою деятельность, но что сами
эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его
деятельности; словом, что общество производит деятель-
ность образующих его индивидов. Конечно,- добавляет
он,- это отнюдь не значит, что их деятельность лишь пер-
сонифицирует отношения общества и его культуру. Имеют-
ся сложные связывающие их трансформации и переходы,
так что никакое прямое сведение одного к другому невоз-
можно> [149,^; 152,83].

Взаимосвязанность, взаимообусловленность личности
и общества проявляются прежде всего в том, что в процес-
се социализации личность выступает одновременно и как
объект и как субъект социального воздействия. Если к
этому еще добавить, что человек, вступая во взаимодейст-
вие с другими людьми, воздействует не только на них и на
общественные отношения в целом, но в процессе своей об-
щественной деятельности изменяется и сам, то все элемен-
ты единого социализирующего механизма будут налицо'.

Чем разностороннее предметная деятельность человека,
чем шире ее спектр, чем больший круг лиц вовлекается им
во взаимодействие, тем успешнее идет его социализация и
тем большее влияние своей деятельностью оказывает он на
весь строй общественных отношений. Усваивая социальные
воздействия и ценности общества, человек, тем самым, пре-
вращает их в мотивы своей деятельности, которая, в свою
очередь, включается во взаимодействие, формирующее об-
щество, его отношения и творящее саму личность.

Органическую связь социальных и личностных аспектов в форми-
ровании личности подчеркивает в своей монографии Л. Сэв. Рассмат-
Р"^я понятие акта как основное понятие теории личности, он пишет,
что всякий акт есть, с одной стороны, акт индивида, аспект его био-
"Р^ФИИ, его самовыражение, но, с другой стороны, он является актом
Детерминированного социального мира, аспектом общественных отноше-
нии, выражением объективных исторических условий [209, 441].

И, наоборот, чем уже связи лица с окружающим миром,
чем ограниченнее круг его предметной деятельности, тем
слабее будет действовать социализирующий механизм и
тем одностороннее, ущербнее будет личность.

Таким образом, социализация - это двуединый процесс,
в котором, с одной стороны, внешние по отношению к ин-
дивиду процессы, претерпевая определенную трансформа-
цию, переходят в его сознание, а с другой,- внутренний
мир личности объективируется в ее практической дея-
тельности и тем самым влияет на ход общественных отно-
шений. Иначе говоря, в процессе социализации общество
творит личность, а социализируемая личность творит об-
щество и себя.

6. С вопросом о понимании социализации тесно связан
и вопрос о продолжительности периода, в течение которого
общество оказывает социализирующее воздействие на ин-
дивида. В литературе, к сожалению, и по этому поводу нет
единства взглядов. Одни авторы считают, что процесс соци-
ализации охватывает весь жизненный путь человека. Такой
позиции придерживаются Б. Г. Ананьев [47, 146], Б. Д. Па-
рыгин [170, 171], Я. И. Гилинский [76, 48], а из зарубеж-
ных авторов-Т. Шибутани [241, 386, 467]. Другие же ог-
раничивают период социализации определенными рамками,
необходимыми <для устойчивой интернализации комплекса
норм, ролей для выработки устойчивой системы социальных
ориентаций, установок и т. д.>, т. е. временем, которое необ-
ходимо <для становления индивида как личности> [50, 45].
По мнению Н. В. Андреенковой, отстаивающей эту точку
зрения, социализация индивида завершается к 23-25 го-
дам '. Близка к этой позиции и точка зрения И. С. Кона, ко-
торый рассматривает формирование личности в детстве,
подростковом возрасте и юности [121, 101-102].

На наш взгляд, ограничивать социализацию каким-ли-
бо определенным периодом в жизни человека было бы не-
правильно. И не только потому, что социальная практика

постоянно выдвигает новые задачи, ставит новые условия,
в которых должен действовать человек, не только потому,
что в нашем динамичном мире сама .социальная жизнь не-

прерывно меняется, но и потому, что если стать на эту точ-
ку зрения, то придется с порога отвергнуть идею о пере-
воспитании, как одном из элементов последующей социали-
зации индивида. А ведь и уголовно-правовая и пенитенциар-
ная теории в их марксистском понимании строятся на прин-
ципиальной возможности исправления и перевоспитания
лица, совершившего преступление '.

Но если возможно перевоспитание лица, т. е. устране-
ние тех дефектов и деформаций, которые явились следст-
вием неполной или неадекватной социализации индивида
на первичных стадиях, то, следовательно, рассматривать
социализацию как процесс, завершающийся к определен-
ному периоду жизни человека, едва ли возможно.

Социализация - это целожизненный процесс, обусловли-
вающий становление человека как личности, его формиро-
вание и последующее развитие. При этом, естественно, на
каждом этапе жизни человека этот; процесс приобретает
свои особенности, поскольку видоизменяется сама деятель-
ность, в ходе которой и присходит его социализация. <Ка-
кова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами>,-
указывали К. Маркс и Ф. Энгельс [3, 19].

Роль деятельности в становлении человечской личности
неоднократно подчеркивалась советскими психологами.
Еще в 1946 г. С. Л. Рубинштейн писал, что <личность и
формируется и проявляется> [185, 619] в деятельности.
Эту же мысль проводил он и в своих последущих работах.
<Личность,- писал он,- формируется во взаимодействии,
в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаи-
модействии с окружающим миром, в осуществляемой им
деятельности человек не только проявляется, но и форми-
руется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для
психологии приобретает деятельность человека> [187, 121}.

Широкое и всестороннее обоснование это положение на-
шло в работах А. Н. Леонтьева, рассматривающего челове-
ческую предметную деятельность как <устойчивый базис>
личности [149; 150; 151; 152]. <...Реальным базисом лично-
сти человека,- пишет он,- является совокупность его об-
щественных по своей природе отношений к миру, но отно-
шений, которые реализуются, а они реализуются его

' Н. В. Андреенкова выделяет в процессе социализации индивида
3 основных этапа: а) первичной социализации или социализации ре-
бенка; б) маргинальной (промежуточной) социализации или социали-
зации подростка и в) устойчивой (концептуальной, целостной) социа-
лизации, охватывающей период перехода от юношества к зрелости,
При этом она рассматривает социализацию как понятие более узкое по
сравнению с формированием личности [50, 45].

И. И. Карпец справедливо подчеркивает, что перевоспитание ли-
па, т е. <выкорчевывание уже усвоенных им аморальных, антиобщест-
венных взглядов, навыков и привычек, - дело всего общества, начиная
от^ семьи, микросоциального окружения, кончая воспигательной рабо-
ои, которую в широком масштабе проводят общество и государство с
генами социалистического общества> [113, 265].

деятельностью, точнее совокупностью его разнообразных
деятельностей> [152,^3].

При этом существенным является то, что на каждом
этапе жизни человека один из видов деятельности высту-
пает как главенствующий, ведущий, что и определяет свое-
образие структуры деятельности, а следовательно, и ее
роль, влияние на социализацию индивида, Рассматривая
процесс формирования личности применительно к видам
ведущей деятельности, М. С. Каган выделяет в нем следу-
ющие шесть этапов: игра (до 3 лет); детское художествен-
ное творчество, в ходе которого ребенок как бы <примеря-
ет> отдельные социальные роли (3-7 лет); познание (этот
этап начинается с приходом в школу); ценностно-ориента-
ционная деятельность, совпадающая с периодом, называе-
мым юностью. Именно на этом этапе происходит интенсив-
ное формирование личности подростка, его нравственного
сознания, овладение морально-этическими нормами поведе-
ния. Пятый этап в жизни человека охватывает период, ког-
да доминантой его поведения становится преобразующая
деятельность. Практическая деятельность в плане социали-
зации личности сопровождается расширением, углублением
и совершенствованием ее знаний и опыта, выработкой чет-
ких ценностных представлений, расширением коммуника-
тивных связей. И, наконец, шестой этап - это старость, ко-
гда доминантой становится общение как единственный вид
деятельности [105,269- 288] '.

На каждом из этих этапов меняется не только вид дея-
тельности, меняются и сферы, в которых эта деятельность
протекает, и характер связи человека с окружающим ми-
ром. Меняются и требования, которые общество предъявля-
ет к индивиду, и механизмы, с помощью которых обеспечи-
вается усвоение им этих требований, норм и ценностей об-
щества. Меняются, следовательно, и отношения, в которые
вплетается и выражением которых является жизнь конкрет-
ного индивида. Таким образом, процесс социализации охва-
тывает весь жизненный путь человека и не может быть
ограничен какими-то отдельными периодами его биографии.

Но нас, применительно к антиобщественной деятельно-
сти, интересует прежде всего вопрос о том, какие дефекты в

' В литературе предлагаются и другие, но в общем близкие друг
другу периодизации онтогенеза. Так, Я. И. Гилинский выделяет 4 ста-
дии в социализации индивида: ранняя социализация, обучение, социаль-
ная зрелость и завершение жизненного цикла [76, 50-55]. Изложение
других концепций по этому вопросу приведено у Б. Г. Ананьева {46,
126-136].

механизме социализации и в какой именно сфере приводят
к деформации в формировании личности, к усвоению ею
таких стереотипов поведения и системы ценностей, которые
не отвечают этическим и правовым воззрениям социалисти-
ческого общества, противоречат советскому образу жизни.
Ответ на этот вопрос несомненно позволит глубже проник-
нуть в социальную и социально-психологическую природу
антиобщественного поведения и даст необходимую почву
для более глубокого криминологического осмысливания его
причин.

2. Межличностные отношения
и антиобщественное поведение

1. Марксизм-ленинизм всегда рассматривал антиобществен-
ное поведение как исторически преходящее явление, обус-
ловленное сущностью эксплуататорского строя. <Коренная
социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении
правил общежития,- писал В. И. Ленин,- есть эксплуата-
ция масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной
причины эксцессы неизбежно начнут <отмирать>. Мы не
знаем как быстро и в какой постепенности, но мы знаем,
что они будут отмирать> [8, 91}.

Исторический опыт блестяще подтвердил это ленинское
предвидение. Важнейшие экономические и социально-поли-
тические изменения, произошедшие в жизни нашей страны
за годы Советской власти, привели как к значительному со-
кращению преступности, так и к изменению ее структуры.
Достаточно сказать, что за 50 лет, с 1926 по 1976 г., пре-
ступность в СССР сократилась в 3,5 раза, хотя население
за этот же период увеличилось на 117 млн. человек [128,
58у. Навсегда ушла из жизни нашего общества профессио-

' Неуклонно сокращается преступность и в других социалистиче-
ческих странах. Так, в Болгарии за период с 1946 по 1976 г. уровень
преступности снизился почти в 2 раза, в ГДР с 1948 по 1976 г.'-в 4
раза, в Венгрии с 1956 по 1975 г.-в 1,2 раза, в ПНР с 1971 по 1976 г.-
в 1,3 раза, в ЧССР за тот же период - в 1,2 раза [128, 60].

Наоборот, в странах капитала преступность постоянно растет. Толь-
ко за последние два десятилетия преступность в США выросла с 3,9
млн. преступлений в 1960 г. до 13,3 млн. в 1980 г., или почти в 4 раза
[260, 173]-, в Великобритании за те же годы с 854 тыс. до 3105 тыс.,
"T в 3,6 раза [254, 101]-, в ФРГ с 1,7 млн. в 1963 г. до 4,3 млн. в
^82 г., или более чем в 2,5 раза [265, 409]. Западногерманский крими-
нолог Гюнтер Кайзер пишет, что в ФРГ к концу 24 года жизни Уз все-
го мужского населения, по крайней мере, один раз подвергается осуж-
дению (наказанию) за преступление или проступок [106, 210]. К этому
следует добавить, что в капиталистических странах далеко не все пре-
тупления регистрируются. Так, по официальным данным, в США в

нальная преступность. Уменьшилось число и степень
общественной опасности преступлений, совершаемых ор-
ганизованными группами [127, 122^. Аналогичная зако-
номерность наблюдается и в других странах социализма
[127,65].

Однако, поскольку социалистическое общество выраста-
ет из капиталистического, оно сохраняет рудименты этого
старого общества, обусловливающие <существование анти-
общественного как массового явления> [123, 7] и при со-
циализме. <Упрочение социалистического сознания,- под-
черкивается в постановлении июньского (1983 г.) Пленума
ЦК КПСС,- идет в упорном противоборстве с рецидивами
мелкобуржуазной психологии, с проникающим по разным
каналам идеологическим влиянием империалистической
пропаганды на сознание некоторой части населения. Необ-
ходимо создавать обстановку нетерпимости к таким явле-
ниям, как использование государственного, общественного
имущества в целях личного обогащения, спекуляция, взя-
точничество, всякого рода паразитирование на гуманизме
нашего строя. Последовательно опираться в борьбе с ними
на активность масс, на неотвратимую силу закона, вести
целенаправленную работу по формированию разумных по-
требностей, интересов личности> [12, 73] .

2. Успехи, которых советский народ добился в борьбе с
антиобщественными явлениями, прежде всего связаны со
сферой материального производства. Да это и понятно, ибо,
как указывал К. Маркс, <способ производства материаль-
ной жизни обусловливает социальный, политический и ду-
ховный процессы жизни вообще> [4, 7]. Ликвидация част-
ной собственности и основанной на ней эксплуатации масс
обусловили формирование у раскрепощенных тружеников
новых ценностных ориентаций, нового отношения к труду,
к общественной собственности, ко всему процессу создания
материальных благ и распределения их пропорционально
количеству и качеству затраченного каждым работником
труда, к обеспечению сочетания общественных и личных
интересов. Именно в сфере материального производства

1976 г. краж личного имущества граждан на сумму свыше 50 дол. бы-
ло зарегистрировано на 1,5 млрд. дол. Согласно же экспертным оцен-
кам пишет видный американский юрист М. С. Бассиони, фактическая
сумма таких краж превышает 4 млрд. дол. [255].

' В СССР никогда не было организованной преступности типа ганг-
стеризма. Об уровне и опасности организованной преступности в капи-
талистических странах, в частности в США, см. <США: преступность и
политика> [208, 105-162}, Р. Кларк <Преступность в США> [115,
86-107].

разворачивается созидательная активность советских лю-
дей, раскрываются и испытываются их личные качества,
формируются их социальные интересы, нормы поведения.

Вместе с тем, не вызывает сомнений, что отступления от
основополагающих принципов социализма, от присущей
нашему обществу социальной справедливости отрицательно
сказываются на социальных отношениях, уровне сознания
граждан, в ряде случаев обусловливают социальные откло-
нения. Отмечая взаимосвязь между социальными процесса-
ми, проходящими в обществе, и состоянием антиобществен-
ных явлений, В. И. Кудрявцев пишет: <Негативные явления
<паразитируют> на нарушениях основных, позитивных зако-
номерностей развития социалистического общества или их
оптимального взаимодействия, <используют> все отклоне-
ния от основной линии поступательного движения общест-
ва> [201,7^]. Вот почему так важно, чтобы в сфере мате-
риального производства в полной мере был воплощен основ-
ной принцип социализма: <От каждого - по способностям,
каждому - по труду>, чтобы улучшение условий жизни че-
ловека основывалось на его возрастающем вкладе в общее
дело. <Там, где допускаются отклонения от этого принци-
па,- указывает товарищ М. С. Горбачев,- неизбежно на-
рушается социальная справедливость, представляющая со-
бой важнейший фактор единства и стабильности социали-
стического общества> [13,10].

3. Опыт общественного развития показывает, что пере-
житки прошлого в сознании и поведении людей сохраняют-
ся еще долго после того, как исчезают породившие их соци-
ально-экономические условия, поскольку психология чело-
века переделывается куда медленнее, чем материальные
условия его жизни. Поэтому ликвидация антиобщественного
неразрывно связана с социализирующим воздействием не
только производственной, но и духовной сферы жизни обще-
ства. Проводимая партией работа по идейному воспитанию
советского народа, осуществляемая государством культур-
но-воспитательная функция являются действенными сред-
ствами, обеспечивающими каждому советскому человеку
Рольную возможность овладения опытом общественной
жизни, усвоения всей совокупности социалистических обще-
ственных отношений. <Эффективность воспитательной рабо-
ты,-подчеркивалось на мартовском (1985 г.) Пленуме
ЦК КПСС,- проявляется прежде всего в том, как рабочие,
^
^озники, интеллигенция участвуют в решении больших и
малых проблем, как они трудятся, как борются с недостат-
^^и- Повышение трудовой и социальной активности совет-
ских людей, укрепление дисциплины, воспитание патриотиз-

ма и интернационализма - важные задачи всей идеологи-
ческой деятельности> [13,^0].

4. Третьей сферой, в которой осуществляется социализа-
ция, является сфера общественного управления. В. И. Ле-
нин неоднократно подчеркивал необходимость поголовного
вовлечения всех трудящихся в управление делами государ-
ства, общества. В условиях совершенствования социализма,

когда вопросы дальнейшего углубления демократии, расши-
рения ее социальной базы получают все большее развитие,
создаются реальные предпосылки для активного участия
каждого советского человека в решении всех вопросов жиз-
ни страны - политических, социальных, производственных.
Такое участие поднимает самосознание граждан, развивает
у них чувство хозяина своей судьбы, повышает их актив-
ность и инициативу, укрепляет дисциплину, ответственный
подход к выполнению своего общественного долга. Следуя
ленинским курсом, КПСС исходит из того, что <решить
сложные и масштабные задачи современного этапа, затра-
гивающие все стороны нашей жизни, можно только опираясь
на живое творчество народа, на его разум, талант и труд>
[14, Я>].

5. Помимо производственной, духовной сфер и сферы об-
щественного управления социализация осуществляется так-
же и в сфере межличностных отношений, непосредственных
коммуникативных связей с другими людьми, в процессе их
общения. Более того, в жизни каждого человека межлично-
стные отношения выступают как первый этап в его социа-
лизации. И это понятно. Ведь участие в общественном про-
изводстве и общественном управлении индивид принимает
тогда, когда он уже достигает социальной зрелости. Да и
пользование духовными ценностями общества - наукой,
культурой, искусством для целей социализации становится
доступным для него на более поздних этапах его жизни
(с началом обучения, овладения грамотой, навыками усвое-
ния социальной информации).

Но на этом роль межличностных отношений не исчерпы-
вается. Эта сфера - сфера непосредственных человеческих
контактов участвует в процессе социализации по существу
на всем протяжении жизни человека. Причем в отличие от
первых трех сфер, в которых осуществляется процесс социа-
лизации индивида и которые могут действовать на макро- я
на микроуровне, эта последняя - сфера непосредственного
общения, общения лицом к лицу, или межличностного обще-
ния, действует в основном на микроуровне.

Именно этот межличностный аспект социализирующего
воздействия среды нередко упускается из виду. <Воспита-

тельное воздействие среды рассматривается преимущест-
венно на макроуровне, на фоне громадных процессов, проис-
ходящих в экономической, политической и духовной сфере
в масштабе всей страны. Это необходимо и правильно, но
этого недостаточно> [160,55].

На уровне микросреды через нее происходит для инди-
видов и процесс опредмечивания, освоения макросреды, по-
скольку <грань, на которой взаимодействует микро- и мак-
росреда, есть не что иное, как группа, коллектив, где
протекает жизнь каждого из нас (семья, приятели, школа,
производство). Через микросреду и ее особенности каждый
из нас осваивает своеобразно и специфически макросреду:

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..