52]. Как не может быть изучено общество без исследования
практической деятельности людей, в которой воплощаются
общественные отношения, так не может быть понят про-
цесс социализации без изучения механизма усвоения инди-
видами всей совокупности этих отношений.
Социализация человека проходит в процессе его пред-
метной деятельности, в ходе которой он не только усваива-
ет определенную совокупность социальных функций, ролей,
норм и обязанностей, но и оказывает влияние на общество,
на его развитие, на других участников общественных отно-
шений. Таким образом, процесс социализации - это все-
гда двухсторонний процесс, в котором человек отнюдь не
выступает в качестве пассивного объекта внешнего воздей-
ствия. Без его активного участия в процессе освоения со-
циального опыта и культуры, когда он действует как су-
бъект общественных отношений, социализация немыслима.
Сторонники социологического подхода к процессу социа-
лизации индивида, отдавая дань <личностному> аспекту,
усматривают его <прагматическую ценность> лишь в том,
что он направлен на выработку эффективных средств вос-
питания [76, 44]. Но ведь воспитание (как и обучение)-
это организованный и целенаправленный механизм переда-
чи и усвоения социального опыта [76, 49]. Иными словами,
он включает не только личностный аспект - усвоение, но
и организованную деятельность общества по передаче со-
циального опыта. Таким образом, тот аспект, который на-
зывают личностным, непременно включает и те векторы со-
циализации, которые идут от общества к личности.
Надо подчеркнуть, что в психологической науке эта взаи-
мосвязанность получает все большее и большее признание.
А. Н. Леонтьев, например, подчеркивает, что в <обществе
человек находит не просто внешние условия, к которым он
должен приноравливать свою деятельность, но что сами
эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его
деятельности; словом, что общество производит деятель-
ность образующих его индивидов. Конечно,- добавляет
он,- это отнюдь не значит, что их деятельность лишь пер-
сонифицирует отношения общества и его культуру. Имеют-
ся сложные связывающие их трансформации и переходы,
так что никакое прямое сведение одного к другому невоз-
можно> [149,^; 152,83].
Взаимосвязанность, взаимообусловленность личности
и общества проявляются прежде всего в том, что в процес-
се социализации личность выступает одновременно и как
объект и как субъект социального воздействия. Если к
этому еще добавить, что человек, вступая во взаимодейст-
вие с другими людьми, воздействует не только на них и на
общественные отношения в целом, но в процессе своей об-
щественной деятельности изменяется и сам, то все элемен-
ты единого социализирующего механизма будут налицо'.