ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНА Т-3

  Главная      Учебники - Троллейбусы, трамваи     Трамвайные вагоны Т-3 (Иванов М.Д.) - 1977 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65 

 

 

 

ГЛАВА XIV

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНА Т-3


§ 61. Характерные неисправности, обслуживание и ремонт электрических машин вагона Т-3


Все установленные па вагонах «Татра» электрические машины являются машинами постоянного тока. Они имеют одинаковые узлы, которые, находясь в одинаковых условиях эксплуатации, имеют однотипные неисправности: остова, подшипниковых щитов, полюсов и полюсных катушек; якоря; щеточного механизма.

Кроме того, по своему характеру неисправности могут быть электрическими н механическими. Вместе с тем каждая машина имеет свои особенности, вызванные спецификой цепей, в которую она включена. Поэтому принято все электрические машины делить на три основные группы: тяговые двигатели, двигатель-генераторы, вспомогательные низковольтные машины и рассмотреть особенности эксплуатации и ремонта каждой группы отдельно.

 

 

 

Тяговый двигатель. К механическим неисправностям остова,, подшипниковых щитов, полюсов и полюсных катушек относят: отсутствие стока воды через сточные отверстия в остове, загрязнение этих отверстий, повреждение, прорыв, ослабление крепления вентиляционного меха и его ползуна, прорыв вентиляционной решетки или ее засорение листьями, бумагой и т. п.;

ослабление крепления полюсов в остове, крепления полюсных катушек на сердечниках полюсов и ослабление крепления подшипниковых щитов;

течь смазки из подшипниковых узлов, разрушение подшипников, засорение вентиляционных окон заднего подшипникового щита;

осевой люфт якоря в подшипниках; ослабление крепления тормозного барабана; поломка замка коллекторного люка и поломка узла его крепления, отсутствие или разрушение войлочного (резинового) уплотнения между коллекторным люком и окном подшипникового-щита;

трещины в остове и в подшипниковых щитах, износ посадочных мест подшипниковых щитов.

К электрическим неисправностям остова с катушками относят: пробой изоляции катушки на корпус (особенно расположенных в нижней части корпуса); межвитковые замыкания и обрыв-

в полюсных катушках; повреждение изоляции межкатушечных соединений полюсных катушек.

К механическим и электрическим неисправностям якоря относят:

износ коллектора и выжиги на его поверхности; межвитковые замыкания обмотки якоря, пробой изоляции обмотки якоря на корпус, повреждение лобовых частей обмотки;

межламельные замыкания коллектора и выплавление его петушков;

размотка металлических бандажей; износ шеек и разрушение вала якоря;

износ угольных щеток, ослабление или разрушение нажимных пружин щеткодержателей;

выработка щетки под нажимным пальцем и гнезд щеткодержателя ;

износ резьбовых отверстий и гребенчатых поверхностей корпуса щеткодержателя и ослабление его крепления; разрушение фарфоровых изоляторов.

При производстве осмотра № 0 и ремонта № 1 двигатель и его детали тщательно очищаются от пыли и грязи. Очистка кол-лектора и щеточного механизма должна производиться чистой ветошью, смоченной бензином. Перед очисткой двигатель продувают чистым сжатым воздухом давлением до 2 кгс/см2. Пыль -со щеток и с других деталей следует выдувать из двигателя, а не в двигатель.

Затем контролируют состояние коллектора и щеточного механизма. Приработанная рабочая поверхность коллектора и щеток должна быть всегда гладкой и глянцевитой. Угольная щетка перед заменой должна быть обязательно притерта по рабочей поверхности коллектора. Притирку следует производить на специальном приспособлении или на коллекторе путем подкладывания наждачной бумаги под щетки и ее перемещением по коллектору.

У непритертой щетки уменьшен размер контактной поверхности, увеличено переходное сопротивление и, как правило, возникают местные прожоги и разрушение ее боковой поверхности. Щетки должны прилегать равномерно к коллектору по всей поверхности и не допускается подпрыгивание, искрение или чрезмерный износ щетки (по высоте менее 20 мм). Нажатие на щетку должно быть в пределах, указанных в нормах, если имеется отклонение нажатия, производят регулировку.

В ремонтах № 1, кроме того, производят контроль нагрева подшипников качения и наличия смазки. При необходимости -смазку дополняют через масленки. Допускаемый нагрев подшипника составляет 45° С выше окружающей среды, т. е. наибольшая допускаемая температура подшипника должна быть 80—85 С. Температуру подшипников контролируют сразу после прихода вагона с линии и постановки вагона на осмотровую канаву. Перегрев подшипника свидетельствует о его повреждении. При перегреве подшипника необходимо демонтировать и направить двигатель в мастерскую для ремонта.

В ремонтах № I необходимо проверять крепление выводных проводов и зажимов в моторо-вводной коробке, производить подтягивание их, а также болтовых соединений проводов внутри двигателя.

Большое значение для надежной работы двигателя имеет защита его от проникновения воды в обмотки полюсов и якоря, которая приводит к замыканиям внутри обмоток и самих обмоток на корпус двигателя. В этих целях в осмотрах Л? О и ремонтах № 1 обязательно прочищают сточные отверстия, проверяют целостность уплотнения между коллекторными крышками и окнами переднего щита, а также прочность замков коллекторных крышек. В случае нарушения целостности уплотнения последнее восстанавливают наклейкой клеем 88 войлочной пластины иди резиновой полоски. При поломке замков коллекторные крышки заменяют новыми.

Периодически, не менее чем 4 раза в год {при производстве ремонта № 1) необходимо контролировать изоляцию. Величина сопротивления изоляции обмотки по отношению к корпусу должна составлять не менее 0,6 МОм. Сопротивление изоляции измеряют мегомметром напряжением 1000 В. Отсыревшая изоляция, а также двигатели, имеющие низкое сопротивление изоляции, демонтируют с вагона и направляют в мастерскую для ремонта.

Щеткодержатель, его изоляторы также тщательно очищают от грязи и пыли. Щетки в гнездах (обоймах) щеткодержателей должны свободно перемещаться. Шаг по периметру обойм щеткодержателей должен находиться в пределах установленных допусков. Допуск шага набора щеток составляет ±0,4 мм. Расстояние обоим щеткодержателей от рабочей поверхности коллектора должно составлять 1,5—2,0 мм.

При производстве ремонтов № 2 и 3 двигатели демонтируются с тележек и направляются в мастерскую. Перед разборкой двигатель тщательно очищают от грязи и пыли. Очистку производят в продувочной камере. Двигатель размещают на специальной подставке и металлическими щетками счищают грязь и остатки смазки. Затем двери камеры закрывают и производят продувку сжатым воздухом под давлением 1,5—2 кгс/см2.

Разборку и ремонт двигателя производят на специальном верстаке-стенде (рис. 132). Разборка машины производится следующим порядком. Снимается тормозной барабан и фланец, вынимается шпонка. Отвинчиваются крепящие винты крышек подшипников в обоих щитах, снимаются внешние крышки подшипников, снимаются контрящие узлы подшипников, вынимаются щетки из щеткодержателей, разъединяется соединение выводных проводов щеточным механизмом. Отвинчивают болты, прикрепляющие остов со щитами, и, подложив под якорь па полюсы под-кладки из картона, снимают подшипниковые щиты. Затем, надев на шейку вала якоря приспособление со втулкой, вынимают якорь. После разборки остов и якорь подвергают дополнительной очистке — продувают чистым сжатым воздухом в продувочной камере, особо тщательно продувают вентиляционные каналы якоря, в которых скапливается много пыли. После продувки остов устанавливают на стенд для дальнейшего ремонта.

Остов тягового Двигателя тщательно осматривают. Обнаруженные трещины заваривают. Проверяют исправность резиновых втулок и деталей букс для ввода проводов, осматривают крепление полюсов. Ослабшие болты вывертывают и проверяют исправность резьбы как болта, так и в полюсе. Проверку резьбы внутри полюса производят калибром третьего класса. Полюсы с неисправной резьбой заменяют новыми. Проверяют также крепление катушек полюса на сердечнике (для двигателя ТЕ-022). Ослабшие катушки заменяют вместе с сердечником полюса. Кроме того, полюсные катушки в деповских ремонтах без снятия их из остова проверяют на отсутствие пробоя изоляции на корпус и межвиткового замыкания. Отсутствие замыкания на корпус устанавливают мегомметром. Проверку на отсутствие межвитковых замыканий

производят путем измерения омического сопротивления катушек. Обычно перед проверкой межкатушечные соединения не разъединяют, а проверяют сразу все четыре катушки. При наличии витковых замыканий омическое сопротивление цепи резко уменьшается. В этом случае следует разъединить межкатушечные соединения и, измеряя сопротивления отдельных катушек, обнаружить поврежденную. Полюс с неисправной катушкой заменяют новым. Во время ремонта остова проверяют также состояние поверхностной изоляции катушек. Катушки с поврежденной изоляцией заменяют новыми.

Замену катушек двигателя ТЕ-022 производят вместе с полюсом. В двигателях ТМ-22 снимают полюс с катушкой и затем на полюсе производят замену самой катушки.
Проверяют состояние и крепление межкатушечных соединений и их зажимов.

 

 

 

 

Рис. 132. Верстак для ремонта тягового двигателя.
1 — станина; 2 — ниш л для запчастей и вспомогательных материалов;
3 — упор; 4 — ниша для грязи

 

 

 Состояние соединительных зажимов проверяют, не снимая с них изоляции, пропуская через катушки ток 250 А в течение 2 мин. Если при этом наблюдается местный нагрев зажимов, то катушки необходимо разызолировать и устранить причину плохого контакта. Наконечники выходных кабелей катушек должны быть хорошо пропаяны и не должны иметь трещин. Проверенный таким образом остов с катушками обязательно подвергают сушке. Сушку лучше производить при температуре 80 — 100° С в сушильной камере с отсосом всех испарений в течение 3— 4 ч. Сушку можно также производить путем нагрева обмоток током низкого напряжения, при этом нужно соблюдать режим сушки и нагрев обмоток не должен превышать допустимые нормы, так как при отклонениях возможна распайка проводов обмоток, петушков, деформация коллектора. После

сушки необходимо провести замер сопротивления изоляции, оно не должно быть менее 1,0 МОм.

Остов тягового двигателя ТМ-22 с катушками после сушки подвергают пропитке под давлением на специальной установке. Пропитку производят лаком № 447 до окончания выделения пузырьков воздуха. Пропитанный остов с катушками вновь подвергают сушке при температуре 80—100е С в течение 3—4 ч. Внутренние поверхности остова окрашивают электроизоляционной эмалью ГФ-92ХС.

С переднего подшипникового щита демонтируют щеткодержатели с кронштейнами. Разбирают и тщательно очищают смазочный узел с пресс-масленкой. Старую смазку удаляют, узел промывают. Восстанавливают детали крепления коллекторных крышек и пружинных замков. Тщательно очищают поверхности прилегания коллекторных крышек. На коллекторных крышках снимают старое войлочное или резиновое уплотнение и приклеивают новое. Пружинные замки коллекторных крышек восстанавливают. При необходимости производят правку крышек. Резиновые втулки для ввода проводов проверяют и при необходимости заменяют новыми. Задний подшипниковый щит также тщательно осматривают, разбирают узел смазки подшипника, промывают и очищают от старой смазки. Тщательно контролируют лабиринтовое уплотнение подшипникового узла. Оба подшипниковых щита проверяют па наличие трещин. Обнаруженные трещины заваривают с предварительной подготовкой трещины и последующей обработкой. На переднем подшипниковом щите проверяется надежность крепления и состояние вентиляционного меха и вентиляционной решетки. Поврежденные мех и решетку заменяют новыми. Внутренние поверхности подшипниковых щитов и коллекторных крышек после ремонта окрашивают дугостойкой эмалью воздушной сушки ГФ-92ХС.

В ремонтах № 2 и 3 якорь двигателей подвергают очистке и продувке. Затем проверяют состояние вала. При наличии погнутостей вала якорь направляют на завод для замены. Изношенные

посадочные места под подшипники восстанавливают наплавкой электродуговой сваркой. После наплавки посадочные места обрабатывают. Наружным осмотром устанавливают отсутствие видимых повреждений изоляции. Затем необходимо убедиться в отсутствии пробоя изоляции на сердечник якоря. Для этого используют мегомметр.

Якорь проверяют также на отсутствие межвиткового замыкания. Наибольшее распространение для определения межвиткового замыкания получил специальный трансформатор, накладываемый на якорь и регистрирующий магнитное поле, образованное переменным током поврежденной секции якоря. В случае обнаружения замыканий обмотки якоря последний направляют в капитальный ремонт.

В условиях эксплуатационно-ремонтного предприятия после указанных проверок и испытаний якоря при наличии выжигов па коллекторе или неравномерном износе его протачивают. Если поверхность коллектора гладкая, не содержит глубоких царапни и рисок, его достаточно отшлифовать стеклянной бумагой № 140 или более мелкозернистой № 170. Шлифование производят и после проточки для удаления следов от резца.

Коллектор выбраковывают, если его диаметр менее 170 мм. С наружного края коллекторных пластии после проточки снимают фаску или закругляют их радиусом 1,5 мм, чтобы устранить возможность переброса дуги с коллектора на остов. Затем коллектор необходимо продорожить. Продорожку производить дисковой фрезой диаметром 25 мм, толщиной 0,8 мм. Глубина продорожки не должна превышать 0,8 мм. При этом особо важно удалять миканитовую изоляцию на всю толщину и снимать с краев пластин небольшие фаски. После продорожки коллектор шлифуют для удаления заусенцев и тщательно продувают сухим сжатым воздухом.

Продорожку коллектора производят и без его проточки, если поверхность его чистая, но имеются выступающие пластины миканита или если глубина канавки между коллекторными пластинами мала. Якорь подвергают обязательной сушке в течение 3 ч при температуре 80—100° С.

Якорь двигателя ТМ-22 подвергают пропитке в лаке № 447 с последующей сушкой. При ремонтах № 2 и 3 в тех случаях, когда обмотка якоря исправна, бандажи обмотки не снимают и их исправность проверяют осмотром. Бандажи, имеющие разрывы и ослабление натяга проволоки, заменяют новыми. Распайку отдельных мест устраняют повторной пропайкой.

Снятые щеткодержатели с кронштейнами проверяют прежде всего на отсутствие трещин, поджогов и подгаров. Фарфоровые изоляторы с поврежденной глазурью, отколами или трещинами заменяют новыми. Если компаундная заливка между пальцами и фарфоровым изолятором растрескалась или выкрошилась, следует производить заливку заново. Латунные обоймы с выра-ботанным щеточным гнездом восстанавливают наплавкой с последующей обработкой. Также восстанавливают разработанные отверстия. Изношенные или неисправные детали нажимного устройства щеткодержателей заменяются новыми. После того как щеткодержатели собраны, проверяют, нет ли заеданий или перекосов нажимного пальца. Затем регулируют нажатие пальца на щетку. Оно должно быть 1,4—1,5 кгс.

Просушенные и окрашенные узлы тягового двигателя поступают на сборку. Сборка производится в обратном порядке. Собранные после ремонта двигатели подвергают испытаниям. Для проведения испытаний используют известные стенды, использующие методы взаимной, непосредственной и толчковой нагрузки. В программу испытаний входят: измерение омического сопротивления обмоток в холодном состоянии; испытания на нагрев при токе часового режима и проверка частоты вращения при этом режиме (отклонение частоты вращения в обоих направлениях от номинального не должно быть более 5%); проверка коммутации двигателей при двойном часовом токе и номинальном напряжении и напряжении на 20% выше номинального (допускают к эксплуатации тяговые двигатели при степени искрения 1; 1У4 и 11/2); проверка сопротивления изоляции и электрической прочности изоляции при рабочей температуре после испытания на нагревание (продолжительность испытаний 1,5 ч).
 

 

Особенности ремонта и содержания двигатель-генератора и других вспомогательных электрических машин. Технологические процессы ремонта двигатель-генератора и других вспомогательных машин в принципе ничем не отличаются от описанных выше процессов ремонта и технического обслуживания тяговых двигателей.

Двигатель-генератор демонтируют и монтируют на вагон на специальной тележке, имеющей колеса с малым диаметром и посадочную платформу, которую поднимают винтовым приспособлением.

Особенности ремонта двигатель-генератора заключаются в том, что он более, чем тяговый двигатель и другие электрические машины, подвергается воздействию пыли и влаги, содержащейся в атмосферном воздухе, так как атмосферный воздух продувается через всю машину, которая является первым препятствием на его пути. Продувку двигатель-генератора и очистку его от грязи должны проводить па специальном месте, имеющем хорошую вентиляциопную систему, присоединяемую к вентиляторам продуваемого двигатель-генератора. При этом изменяют частоту Вращения двигатель-генератора.

Двигатель-генератор в отличие от других электрических машин вагона в течение всего рабочего времени находится во включенном состоянии, поэтому износы деталей, коллекторов, щеток, щеткодержателей значительно выше. Желательно, чтобы при ежедневном обслуживании проводился контроль состояния кол-лекторов и всего щеточного механизма. Особое внимание необходимо уделять своевременной замене щеток.

При осмотре № 0 и ремонте № 1, кроме контроля состояния щеток, производят очистку от пыли и грязи коллекторных конусов, щеткодержателей и их траверс, а при необходимости их прокрашивание электроизоляционной эмалью. На щеткодержателях, имеющих регулируемый нажим пальца, необходимо своевременно производить регулировку нажима па щетку. Проверяют состояние коллекторных крышек и люка двигатель-генератора. Изношенные или неисправные запоры люков заменяют новыми.

При производстве ремонтов № 2 и 3 двигатель-генератор демонтируют, продувают, как указано выше, и подвергают разборке. Ремонт двигатель-генератор а гфоходит по той же технологии, что и тягового двигателя. При ремонте заменяют смазку в подшипниковых узлах. Двигатель-генератор после ремонта подвергают испытаниям по той же программе, что и тяговый двигатель. Для генератора проводят испытания под нагрузкой и устанавливают физическую нейтраль. Генератор испытывают в комплексе с реле-регулятором.

При ремонтах вспомогательных электрических машин, имеющих коллектор с пластмассовым корпусом, особое внимание уделяют содержанию щеточного механизма и регулировке одинакового нажима щеток, применению только тех марок щеток, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Якоря вспомогательных двигателей в условиях депо подвергают перемотке и перепайке петушков коллекторов. В ремонтах № 2 и 3 при неравномерном износе коллектора последний протачивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65